Информационные ресурсы интернета по проблемам делопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение информационных ресурсов интернета по проблемам делопроизводства.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие задачи:
- дать понятие информационных ресурсов,
- изучить правовой режим информационных ресурсов,
- рассмотреть информационные правовые ресурсы интернета,
- проанализировать информационные ресурсы интернета по делопроизводству.

Работа содержит 1 файл

Информационные ресурсы интернета по проблемам делопроизводства.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Развитие и широкое внедрение  информационных технологий оказывает  трансформирующее воздействие на все  области современной жизни включая  сферы экономики, власти, науки и  образования. Для характеристики нового общественного строя, в котором  главной ценностью являются информация и знание, используются такие эпитеты, как постиндустриальное, информационное, информациональное общество, общество знания и т. п. Несмотря на концептуальные различия, стоящие за этими определениями, общим является тот факт, что информация и знание становятся определяющим экономическим фактором, а также важнейшим национальным ресурсом, который в определенном смысле подобен недрам, воде, лесам и т. п. и который в значительной степени определяет благосостояние государства. Сохранение, развитие и рациональное использование национального информационного ресурса является задачей государственного значения.

Национальный информационный ресурс складывается из двух составляющих: традиционной (рукописные и печатные материалы, живопись, скульптура, архитектура, аудиозаписи, фотографии, кино- и видеофильмы и т.п.) и электронной (любые информационные объекты в цифровой форме). Различие между этими двумя составляющими состоит не только в способе представления информации, но и в стратегиях ее хранения, распространения и модификации.

Сохранение и использование  рукописных, печатных и иных документов традиционного типа достаточно хорошо освоено в ходе исследовательской  и практической работы многих поколений  специалистов. Но очевидно, что объемы информации, хранящейся в традиционной форме, делают все более затруднительной эффективную работу с ней — хранение, распространение, поиски, учет и т. п. Решение этой фундаментальной проблемы лежит на пути использования современных средств вычислительной техники и информационных технологий и теснейшим образом связано с переводом хранимой информации в электронную форму.

Актуальность темы. Сети Интернет присущи подлинно глобальные масштабы - она объединяет компьютерные сети абсолютного большинства стран мира. Любой желающий подключиться к Интернету может стать его подписчиком, если у него имеются компьютер, модем, телефонная линия и сравнительно небольшая сумма денег. Сложилось так, что среди всех компьютерных сетей именно Интернет постоянно и успешно прогрессирует в своем развитии не только "вширь" (за счет постоянно растущего числа пользователей), но и "вглубь" (путем увеличения количества оказываемых услуг и объемов циркулирующей по сети информации).

Целью курсовой работы является рассмотрение информационных ресурсов интернета по проблемам делопроизводства.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие задачи:

- дать понятие информационных  ресурсов,

- изучить правовой режим информационных  ресурсов,

- рассмотреть информационные правовые  ресурсы интернета,

- проанализировать информационные  ресурсы интернета по делопроизводству.

Объектом изучения в курсовой работе являются: делопроизводство и информационные ресурсы интернета.

Предметом исследования является изучение аспектов информационных ресурсов интернета по проблемам делопроизводства.

 

1. Информационные ресурсы

1.1. Понятие информационных ресурсов

 

Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным  социальным каналам является ее фиксация на тех или иных видах носителей - документирование (закрепление на тех или иных материальных носителях). Т.е. информация становится ресурсом только в том случае, если она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве. В противном случае она может использоваться лишь при решении ограниченного круга задач, а эффективность ее использования и качество существенно снижаются во времени.

С фиксации информации начинается ее движение в любой системе коммуникации, а «новый носитель-это новые способы регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации и, следовательно, новые способы управления». Поэтому ограничения, налагаемые на перечень информационных носителей, существенным образом влияют на решение всех вопросов эксплуатации информационных ресурсов и определения информационной политики в области их создания.

Позиция законодателя по поводу определения  понятия информационных ресурсов выражена в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Под ними понимаются «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Законодатель не говорит о том, что информационные ресурсы – это, прежде всего, информация, а уже потом – документ в смысле какого-либо носителя. В документах, хранящихся в информационных системах, обязательно присутствует информация, но информация особого рода. Та, которая обработана и зафиксирована особым образом. Об обработке и фиксации информации, т.е. о порядке документирования информации, речь будет идти несколько ниже, поэтому не имеет сейчас смысла раскрывать этих понятий.

В настоящее время довольно широко используется наряду с категорией «информационные  ресурсы» понятие «информационный продукт». Полагаю, что не стоит отождествлять эти дефиниции, так как это разноплановые понятия.

Что понимается под информационными  ресурсами, было сказано выше. Поэтому, не останавливаясь лишний раз на этом определении, замечу, что понятия «информационный продукт», о котором сейчас пойдет речь, не содержится в Законе об информации, хотя я полагаю, что это стоило бы сделать по следующим причинам:

- отождествление категорий «информационный  ресурс» и «информационный продукт»  ведет к их неточному пониманию в различных сферах жизнедеятельности, что неблагоприятно сказывается на развитии информационных процессов;

- наличие в Законе об информации  категории «информационный продукт»  обеспечит ясность и унификацию  в понимании данного явления, а также установит единое понятие для ученых-юристов и практиков;

- установление понятия «информационный  продукт» и его определения  именно в Законе об информации  еще раз подчеркнет базовость  данного правового акта.

Следует также иметь в виду, что  определение информационного продукта в конкретных информационных отношениях зависит от стадии обработки информации каким-либо лицом. Речь идет фактически о том, что одна и та же документированная информация в рамках различных отношений может являться и информационным ресурсом и информационным продуктом. Например, заметка в газете является для аналитика информационным ресурсом, а то, что у него получится на основе полноценного анализа, созданное им, обработанное – уже информационный продукт. В то же время журналист, писавший заметку. Пользовался другими информационными ресурсами, а заметка, опубликованная в средстве массовой информации, ставшая результатом его творческой деятельности, - информационный продукт.

Главным отличием информационного  продукта от информационного ресурса является подготовленность (или неподготовленность) информации для конкретного потребителя. Вместе с этим хотелось бы выделить некоторые характеризующие особенности информационного продукта, имеющие теоретико-практическое значение:

1.информационный продукт – это всегда результат труда, порождение или следствие обработки информационного ресурса. Информационный продукт создается в процессе творческой, производственной, аналитической, синтетической и иных полезных видов деятельности;

2.информационный продукт может быть вовлечен по желанию собственника в экономический оборот, следствием чего может выступать, к примеру, переход права собственности;

3.информационный продукт всегда  отвечает потребностям тех или  иных потребителей. При создании  продукта четко прослеживается идея, т. е. главный замысел, ради реализации которого и создается сам продукт;

4.при формировании информационного  продукта учитывается две позиции:  позиция потребителя информации (заказчика, покупателя), которому  требуется информация определенной направленности, и позиция собственника в силу непосредственного оригинального формирования информационного продукта.

С учетом названных характеризующих  особенностей проявляется некая  схожесть информационного продукта с понятием «интеллектуальной собственности». Однако полагаю, что данные категории могут быть отождествлены лишь по признаку общих характеристик, присущих обоим понятиям, но сточки зрения существенной направленности и имманентных причин возникновения указанные дефиниции не являются в полном смысле идентичными.

1.2. Правовой  режим информационных ресурсов

 

Для раскрытия понятия «правовой  режим информационных ресурсов»  необходимо определиться с тем, что  вообще понимается под правовым режимом, в чем его суть. С обобщающей точки зрения, под режимом понимается установленный порядок каких-либо вещей, их использования, владения, распоряжения ими, а также порядок взаимоотношений, складывающихся в определенной сфере. Следовательно, правовой режим – это особый порядок правового регулирования, установленный государством в виде правовых норм и обеспеченный силой государственного принуждения. Из приведенного выше тезиса видно, что правовой режим обусловлен наличием конкретного порядка. В свою очередь порядок представляет собой технологическую последовательность совершения одних действий за другими.

Сказанное позволяет говорить о  том, что для установления правового  режима необходимо последовательное технологическое  совершение определенных действий, нарушение  порядка выполнения которых может  повлечь за собой неадекватность правовых норм существующей действительности. Эффективное функционирование правового режима предполагает совершение, во-первых, логически обоснованных, и, во-вторых, закономерно и последовательно вытекающих из предыдущих, действий. Прежде, чем пользоваться каким-либо технически сложным предметом, для действенного его функционирования следовало бы изучить инструкцию по эксплуатации, т. к. неизучение (либо незнание вообще) минимальных эксплуатационных требований может привести к печальным последствиям (в лучшем случае – к поломке). Вышеописанный пример, на мой взгляд, в полной мере отражает имманентную сущность настоящей работы.

Безусловно, режим информационных ресурсов устанавливается с тем, чтобы дать возможность их собственнику распоряжаться ими по своему усмотрению: предоставлять в пользование другим лицам, продавать, дарить, менять, получать определенную выгоду от использования, а также ограничивать доступ. Принципиально важным выступает утверждение о том, что правовой режим информационных ресурсов обуславливает гражданский оборот, складывающийся среди субъектов информационного обмена по поводу информационных ресурсов. С целью обеспечения нормального функционирования указанного оборота Закон об информации устанавливает предназначенный для этого термин – «информационные ресурсы» (ст. 2), а также вводит основы правового режима информационных ресурсов (глава 2).

Возвращаясь к институту правового  режима информационных ресурсов, напомню, что основы указанного режима определены в главе 2 Закона об информации. Нормы, определяющие правовой режим информационных ресурсов, устанавливают:

• порядок документирования информации;

• право собственности на отдельные  документы и отдельные массивы  документов в информационных системах;

• категорию информации по уровню доступа к ней;

• порядок правовой защиты информации.

Наличие этих 4 составляющих «обеспечивают  все характеристики информационных ресурсов как объекта отношений  и гарантирует возможность его  защиты Законом».

Первой составляющей, указанной в п. 2 ст. 4 Закона об информации, правового режима информационных ресурсов является порядок документирования информации, чему посвящена статья 5 указанного Закона. В ней, в частности, говорится, что документирование информации является обязательным условием включения информации в информационный ресурс. Здесь же предписывается порядок документирования, устанавливаемый органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации. Согласно ст.5 Закона документ, полученный из автоматизированных информационных систем, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В ст. 160 Гражданского кодекса устанавливается разрешительная норма об использовании при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи при условии, если это предусмотрено законом или соглашением сторон. Вслед за ГК п. 3 ст. 5 Закон об информации говорит о том, что юридическая сила документа может подтверждаться электронной цифровой подписью.

Информация о работе Информационные ресурсы интернета по проблемам делопроизводства