Информационные ресурсы интернета по проблемам делопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение информационных ресурсов интернета по проблемам делопроизводства.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие задачи:
- дать понятие информационных ресурсов,
- изучить правовой режим информационных ресурсов,
- рассмотреть информационные правовые ресурсы интернета,
- проанализировать информационные ресурсы интернета по делопроизводству.

Работа содержит 1 файл

Информационные ресурсы интернета по проблемам делопроизводства.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

После долгих и бурных обсуждений законопроекта в России был принят ФЗ «Об электронной цифровой подписи», регулирующий отношения по использованию электронной цифровой подписи в электронных документах. При соблюдении определенных условий, установленных законом, такая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Закона, его действие распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Безусловно, Закон об электронной цифровой подписи сможет заметно облегчить жизнь тем, кто постоянно «общается» с компьютером и совершает сделки посредством использования телекоммуникационных технологий. Однако таким образом могут быть заключены только те сделки, которые не требуют нотариального удостоверения. Что же касается практического применения электронной цифровой подписи, то уже по прошествии 2 месяцев действия Закона выяснилось, что «работать он не может»: западные стандарты не совпадают с российскими. Считаю, что неработающий закон является определенного рода «мусором» в правовом пространстве, ведь еще древние говорили: плохие законы – худший вид тирании. Но в целом можно сказать, что Закон об электронной цифровой подписи, не беря во внимание международные стандарты в системе электронного документооборота и их несоответствие с российскими, имеет, безусловно, прогрессивное значение на территории России. Электронная цифровая подпись, являясь средством придания электронному документу юридической силы (или значимости), представляет собой реквизит, предназначенный для защиты документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Закона об электронной цифровой подписи).

Таким образом, предназначение электронной  цифровой подписи можно свести к следующим 7 целям:

1) придание электронному документу  юридической силы;

2) защита документа от подделки;

3) идентификация владельца сертификата  ключа подписи;

4) установление отсутствия искажения  информации в электронном документе;

5) подтверждение подлинности документа в электронной форме;

6) устойчивое формирование и  развитие гражданского оборота  при использовании ЭВМ;

7) сокращение времени, требуемого  на проставление собственноручной  подписи на каком-либо документе.

Вторая составляющая правового режима информационных ресурсов заключается в установлении права собственности на информационные ресурсы. В этом смысле информационные ресурсы могут являться элементом состава имущества Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством и, следовательно, все нормы, установленные ГК, в сфере права собственности распространяются и на информационные ресурсы. Данный тезис мог бы предполагать, что право собственности на информационные ресурсы традиционно сводится к наличию трех правомочий: владению, пользованию и распоряжению. Однако информационные ресурсы представляют собой специфический объект права собственности, и поэтому данному объекту присущи некоторые отличительные черты, отграничивающие информационные ресурсы от других объектов. К таким отличительным чертам можно отнести право собственника информационного ресурса определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении. Речь фактически идет о том, что собственник информационного ресурса вправе заключить договор о копировании его информационного ресурса и предоставлении копий потребителю с каким-либо гражданином или организацией, которые будут выступать посредниками в условиях информационного обмена. Установление права собственности на информационные ресурсы позволяет собственнику выработать определенные механизмы защиты информационных ресурсов, а также разработать конкретную технологию оборота информационных ресурсов и концепцию по использованию данных ресурсов другими лицами.

Отличительные черты информационных ресурсов как объекта права собственности отражается также еще и в том, что фактическое обладание им является весьма условным термином. Возьмем, к примеру, электронный документ, представляющий собой, несомненно, информационный ресурс. Фактически подержать в руках, пощупать его невозможно. Можно обладать магнитным носителем (дискетой), у которого есть определенная форма и в котором содержится непосредственно электронный документ. Поэтому, пользуясь правом собственности на информационные ресурсы, человек обладает фактически и носителем этого информационного ресурса (хотя права собственности на носитель он может и не иметь).

Третья составляющая правового  режима информационных ресурсов предусматривает  обязанность установить категорию  информации по уровню доступа к ней. В реалиях сегодняшнего дня лица, занятые в информационной сфере, постоянно занимаются сбором, обработкой, накоплением, хранением и предоставлением информации (а также другими видами информационной деятельности), для чего обращаются к различным информационным ресурсам. Безусловно, владелец информационных ресурсов в целях защиты информации устанавливает уровень доступа к ним. Уровень доступа к информации (степень открытости) означает, с одной стороны, ценность и значимость данных сведений, а с другой, нежелание лиц, обладающих конкретной информацией, сообщать ее другим. Вместе с тем, законодательством устанавливаются перечни информации, доступ к которой не может быть ограничен.

В соответствии со ст. 10 Закона об информации все государственные информационные ресурсы делятся на открытые (общедоступные) и с ограниченным доступом, а последние в свою очередь могут содержать документированную, информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Следует сделать акцент в рассматриваемом  аспекте правового режима информационных ресурсов на тех информационных ресурсах, доступ к которым ограничен.

П. 3 ст. 10 Закона об информации устанавливает  запрет на отнесение некоторых информационных ресурсов к категории ограниченного  доступа. Такими информационными ресурсами  являются:

- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

- документы, содержащие информацию  о деятельности органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, об использовании  бюджетных средств и других  государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

-  документы, накапливаемые в  открытых фондах библиотек и  архивов, информационных системах  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

К информационным ресурсам с ограниченным доступом относится, как уже говорилось, государственная тайна.

Последней, 4-ой, составляющей правового режима информационных ресурсов, выступает установление порядка правовой защиты информации. Суть этой части вопроса сводится к проблеме информационной безопасности, чему должна быть посвящена отдельная работа.

Рассмотренные выше 4 составляющие правового режима информационных ресурсов подтверждают высказанный тезис о том, что правовой режим – это установленная последовательность совершения одних действий за другими, без осуществления которых немыслимо само понятие «правового режима» и, соответственно, всего становления процесса информатизации в юриспруденции как некоего социально-экономического и научно-технического процесса в правовом пространстве. Таким образом, правовой режим информационных ресурсов в целом представляет собой сложную процедуру по включению информации в сферу гражданского оборота, что не может не говорить о высокой степени важности данной процедуры и ее детализированной проработке в законодательстве. Именно законодательное определение позволит различным информационным системам, технологиям и субъектам информационного обмена работать в легальном режиме.

 

2. Информационные ресурсы  интернета по проблемам делопроизводства

2.1. Информационные ресурсы интернета

 

Все информационные ресурсы представленные в сети Интернет можно классифицировать следующим образом:

1. Государственная власть –  официальная Россия – представлены  сайты принадлежащие органам  государственной власти РФ (президент  РФ, правительство РФ, ФС РФ, Министерства  РФ, суды, правоохранительные органы  и др.). На сайтах собраны  официальные материалы и сведения о деятельности рассматриваемых властных институтов.

2. Информационно-правовые базы  данных – включены основные  правовые базы данных присутствующие  в российском сегменте Интернет. Эти базы данных созданы как  государственными (ФАПСИ), так и частными (система ГАРАТ, КОНСУЛЬТАНТ Плюс) структурами и содержат самую свежую и полную информацию об законодательстве РФ.

3. Правовые СМИ в сети Интернет  – в Рунете широко представлены  различные виды СМИ в том  числе и правового характера.  Часть из них являются интернет-версией официальных бумажных изданий, другая часть появляется и существует независимо от них и исключительно только в электронном виде.

4. Тематические сайты по праву  – в основном создаются профессиональными  юристами и содержат материалы по различным правовым вопросам и проблемам.

5. Виртуальные клубы и правовые  форумы – созданы и ведутся  группами профессионалов в области  юриспруденции. Здесь ведутся  обсуждения различных вопросов  возникающих в связи применением  законодательства в целом и разрешением конкретных ситуаций в частности.

6. Правозащитные организации и  юридические фирмы – представлены  как сайты созданные различными  общественными правозащитными структурами  и организациями, так и сайты  крупных и известных юридических  фирм. Собраны материалы посвященные различным правовым вопросам исходя из специализации организации.

7. WWW-страницы известных юристов  – представлены www-страницы ряда  известных российских юристов,  где выложены биографические  данные, материалы об их профессиональной деятельности и области их специализации.

8. Зарубежные правовые ресурсы  – приведены примеры зарубежных (англоязычных) баз данных разного  типа.

При поиске сайтов по данной теме были использованы такие словосочетания как: «правовые базы», «юридическая помощь», «право», «законодательство».

1.Государственная власть – Официальная  Россия:

1.1. Сервер органов государственной  власти - представляет собой сегмент  сети Интернет для федеральных  органов государственной власти  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации.

1.2. Президент РФ - новая версия  сайта разработана в 2004 году, в  течение трех месяцев после  выборов Президента России.

1.3. Официальный Интернет-сайт Совета  Федерации Российской Федерации  – содержит общие сведения  о работе СФ, а так же данные о его законодательной деятельности.

1.4. Официальный Интернет-сайт Правительства  Российской Федерации  – содержит  каталог сетевых информационных  ресурсов непосредственно связанных  с официальной деятельностью  Правительства РФ, а так же  все новости о его работе и официальные материалы.

1.5. Официальный Интернет-сайт Министерства  Внутренних Дел России – представлены  данные о структуре МВД РФ, новости и официальные документы  министерства, а так же статистические  материалы о состоянии преступности в РФ, данные о розыске преступников и граждан пропавших без вести.

1.6. Официальный Интернет-сайт Министерства  Юстиции Российской Федерации  – выложены данные об основных  событиях, визитах, встречах, награждениях, выступлениях, а так же новости  и официальные документы Минюста РФ.

1.7. Официальный Интернет-сайт Министерства  культуры и массовых коммуникаций  Российской Федерации – содержит  официальные новости о деятельности  министерства, а так же принимаемые  им нормативные документы.

1.8. Официальный Интернет-сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – на сайте представлены документы министерства, госполитика в области образования, науки, а так же молодежная политика. Дана информации о международном сотрудничестве и работает общественна приемная.

1.9. Официальный Интернет-портал  Министерства информационных технологий  и связи Российской Федерации  – состоит из материалов нескольких  сайтов, таких как сайт Федеральной  службы по надзору в сфере  связи, сайт Федерального агентства  по информационным технологиям, сайт Федерального агентства связи.

1.10. Официальный Интернет-сайт Конституционного  суда Российской Федерации –  описаны полномочия, порядок образования  и деятельность Конституционного  Суда Российской Федерации, выложены  новости о предстоящих заседаниях суда, о непосредственной работе судей, а так же о возможностях обращения в КС РФ.

Информация о работе Информационные ресурсы интернета по проблемам делопроизводства