Контрольная работа по " Исследование систем управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Система управления и ее структура. Модель системы управления.
Основные подходы в системном анализе и их характеристика.
Методы социологических исследований.
Этапы планирования и их содержание в туристских организациях.
Виды оценок исследовательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

ИСУ.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

    Список  вопросов 

  1. Система управления и ее структура. Модель системы управления.
  2. Основные подходы в системном анализе и их характеристика.
  3. Методы социологических исследований.
  4. Этапы планирования и их содержание в туристских организациях.
  5. Виды оценок исследовательской деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Система управления и ее структура. Модель системы управления.

       «Система управления организации» - одно из ключевых  понятий  Теории организации, тесно связанное с  целями,  функциями,  процессом управления, работой менеджеров и распределением между  ними  полномочий  во  исполнение определённых целей. В рамках этой  системы  протекает  весь  управленческий процесс,  в  котором  участвуют  менеджеры  всех   уровней,   категорий   и профессиональной специализации. Система  управления  организации  построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись  своевременно и  качественно.  Отсюда  то  внимание,  которое  уделяют  ей   руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в  целом,  так  и  её  отдельных  составляющих.  Очевидно,  что изучение и совершенствование системы управления,  как  в  рамках  отдельной организации, так и государства, общества в  целом  способствует  скорейшему достижению поставленных целей и задач.

      Структура системы управления.

       В настоящее время в составе  системы управления организации   выделяют следующие подсистемы:

1. структура  управления;

2. техника  управления.

3. функции  управления.

4. методология управления (см. табл. 1). 

       Табл. 1. Структура элементов системы управления организации.

Методология  управления Процесс управления Структура управления Техника управления
Цели, задачи Коммуникации  Функциональные  структуры  Система документооборота
Законы 

и принципы

Схема процесса   Схемы организационных  отношений Информационные  каналы
Методы 

и функции

Разработка  и реализация решений Организационные структуры Компьютерная  оргтехника, офисная мебель
Технология  и практика управления Информационное  обеспечение Профессионализм персонала  
 

       При этом, систему  управления  можно  рассматривать  как   с  позиции

статики, т.е. как некий механизм (механизм  управления),  так  и  с  позиции

динамики, как управленческую деятельность.

       Структура и техника управления  являются   элементами   механизма

управления  и включают себя соответственно:

       - функциональную и организационную  структуру, схему  организационных отношений, профессионализм персонала;

       -  компьютерную и оргтехнику,  мебель,  каналы  передачи  информации

(сети  связи),  систему   документооборота.   Структура   управления   будет

рассмотрена отдельно, а в отношении  техники  управления  следует  отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени  зависит от системы документооборота предприятия. От неё  напрямую  зависит  и  число ошибок учёта и планирования, и оперативность  реагирования  на  определённое воздействие.    «Бумажная»    бухгалтерия    неизбежно    отступает    перед "компьютерной".  Неизбежно  уходит  в  прошлое  «наказуемость»   инициативы.

       Доказано на практике и находит всё  более  широкое  практическое  применение понимание того, что функциональность  организации  рабочего  места  повышает производительность труда работника и управленца не только технически,  но  и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

       Процесс  управления,  как   элемент   управленческой   деятельности,

включает   в   себя:   систему   коммуникаций,   разработку   и   реализацию

управленческих  решений, информационное обеспечение.

       Методология же включает в  себя  цели,  законы,  принципы,  методы  и

функции,  технологии  управления  и  практику  управленческой  деятельности.

      Основной  задачей  системы  управления  организации  ставится   формирование профессиональной управленческой  деятельности.  Как  процесс  управленческая деятельность  –  это  совокупность  действий,  ведущая   к   образованию   и совершенствованию  связей  между  частями  системы.  Как   явление   –   это объединение элементов (цели,  программы,  средства)  для  реализации  миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как  синтез  науки и  искусства.  Научная  часть   управленческой   деятельности   состоит   из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей,  т.е.  мало зависит  от  личности  управленца.  Искусство  же,   в   данном   контексте, представляет  собой  использование  менеджером  своего  творческого  начала, интуиции, субъективного опыта, здравого  смысла  и  т.д.  Здесь  наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества,  как

здравый смысл и интуиция,  точнее  их  присутствие  в  большей  или  меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.

       Наибольший интерес представляет  структура  управления  организации,

как, во многом, определяющая по  отношению  к  другим  элементам.  Структура органов управления и  должностей,  распределение  между  ними  полномочий  и ответственности часто предопределяет и  технику  управления,  и  процесс,  и методы, и функции.

       Среди   этапов   понимания   сущности   управления   и    построения

управленческих  структур следует выделить пять этапов:

      1. Организация представляется,  как  сумма  трудовых  операций.  Управлять организацией – значит правильно организовать производственные процессы и     повышать  производительность   труда.   Организация   конструируется   и     контролируется менеджерами.

    2. Организация – это административная  пирамида,  как  наиболее  устойчивое     строение  (административный  механизм).  Ей  присуща чёткая  структура,     единоначалие, разделение труда,  баланс  полномочий  и ответственности,     корпоративная мораль.

    3. Организация – бюрократия, где человек  –  это  винтик  огромной  машины, материал для построения  целого,  не  имеющий  право  на  индивидуальные     особенности.  Индивидуальность  личности   подавляется   разработкой   и     предписанием точного соблюдения инструкций практически  «на  все  случаи     жизни».

    4. Элтон Мэйо в 30-х 40-х годах двадцатого столетия предложил рассматривать     организацию как общину и соответственно ей управлять.  В его понимании     люди были не винтиками машины, а являлись членами организации, семьи, он     подчёркивал право на  индивидуальность  каждого,   возможность   иметь     собственное мнение, взаимоотношения, как внутри, так и вне организации.

    При такой концепции на первый  план выходят межличностные и   межгрупповые отношения. Управление должно  вписываться  в психологическую структуру группы, осознавать возможность    спонтанного,    неконтролируемого, самоорганизации.

      5.  Всё большую роль, как указывалось выше, в организации начинает  играть     технологическая основа. Организация – это социотехническая система, т.е.    взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система     и система межличностных отношений могут пересекаться.  От  технической     системы зависят социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная,  разнородная вероятностная система.

       Модель - упрощенное представление объекта, используемое для прогнозирования возможных состояний объекта в будущем и(или) путей их достижения.

    Модели  бывают: предметные, знаковые, математические. Математические модели бываю двух видов: аналитические, имитационные. По физическим принципам реализации модели делятся  на математические, полунатурные, натурные. К моделям, как и к любому инструменту, используемому в технологическом процессе, предъявляются определенные требования. Получить модель - инструмент исследования систем управления желаемого качества - можно при соблюдении определенных правил в процессе их создания.

      2 Основные подходы в системном анализе и их характеристика.

         Методологические подходы в системном анализе объединяют совокупность сложившихся в практике аналитической деятельности приемов и способов реализации системной деятельности. Наиболее важными среди них выступают системный, структурно-функциональный, конструктивный, комплексный, ситуационный, инновационный, целевой, деятельностный, морфологический и программно-целевой подходы.

Табл. 2. Характеристика основных подходов в системном анализе

Подходы в системном анализе Характеристика  подходов в системном анализе
Системный Несводимость  свойств целого к сумме свойств  элементов.

Поведение системы  определяется как особенностями  отдельных элементов, так и особенностями  ее структуры.

Существует зависимость  между внутренними и внешними функциями системы.

Система находится  во взаимодействии с внешней средой, обладает соответствующей ей внутренней средой.

Система представляет собой развивающуюся целостность.

Структурно-функциональный Выявление структуры (или функций) системы.

Установление  зависимости между структурой и  функциями системы.

Построение соответственно функций (или структуры) системы.

Конструктивный Реалистический  анализ проблемы. Анализ всех возможных  вариантов разрешения проблемы. Конструирование  системы, действие по разрешению проблемы.
Комплексный Рассмотрение  всех сторон, свойств, многообразия структур, функций системы, ее связей со средой. Рассмотрение их в единстве. Выяснение  степени значимости взятых в единстве характеристик системы в ее сущности.
Проблемный Выделение проблемы как противоречия между какими-либо сторонами объекта, определяющими  его развитие.

Определение типа проблемы, ее оценка.

Выработка способов разрешения проблемы.

Ситуационный Выделение проблемного  комплекса, лежащего в основе ситуации.

Выделение основных характеристик ситуации.

Установление  причин возникновения ситуации и  следствий их развертывания.

Оценка ситуации, ее прогнозирование.

Разработка программы  деятельности в данной ситуации.

Инновационный Констатация проблемы обновления.

Формирование  модели нововведения, обеспечивающего  разрешение проблем

Внедрение нововведения.

Управление нововведением, его освоение и реализация.

Нормативный Констатация проблемы системы.

Установление  рациональных норм системы.

Преобразование  системы в соответствии с нормами.

Целевой Определение цели системы. Декомпозиция цели на простые  составляющие.

Обоснование целей. Построение «дерева целей». Оценка экспертами всех «ветвей» «дерева целей» относительно времени и ресурсов достижения.

Деятельностный Определение проблемы. Определение объекта деятельности. Формулировка целей и задач деятельности. Определение субъекта деятельности. Формирование модели деятельности. Осуществление  деятельности.
Морфологический Максимально точное определение проблемы.

Нахождение наибольшего  числа в пределах всех возможных  вариантов разрешения проблемы.

Реализация системы  путем комбинирования основных структурных  элементов или признаков.

Применение методов  морфологического моделирования: систематического покрытия поля; отрицания и конструирования; морфологического ящика; сопоставления совершенного с дефектным, обобщения и др.

Программно-целевой Определение проблемы. Формулирование целей. Построение программы  достижения целей.
 

      3 Методы социологических исследований.

 

       Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.

      Методы социологических исследований включают:

      - методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;

      - методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;

      - методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.

    1. Этапы планирования и их содержание в туристских организациях.

         Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления.

        Целью большинства турфирм является ведение прибыльного и продолжительного бизнеса. Для достижения данной цели компаниям необходимо производить тот товар или услугу, который будет удовлетворять нужды потенциальных покупателей и тем самым обеспечивать увеличение бизнеса. 
        Планирование продукта – это важный компонент в развитии прибыльного и продолжительного бизнеса. Его часто называют планированием с соблюдением  «пяти правил» - планирование с целью создания правильного продукта, доставки его в правильное место, в правильное время, по правильной цене и в надлежащем (правильном) количестве.
 

          Этапы планирования.

          Этап выведения продукта на рынок. На этой фазе жизненного цикла требуются затраты на стимулирование спроса (реклама нового товара и услуги). Этот этап характеризуется высокими издержками, медленным ростом объемов продаж и проведением рекламных компаний для стимулирования первоначального спроса. Именно в этом периоде жизненного цикла турпродукта бывает большой процент неудач, и в связи с большими затратами по выведению товара или услуги на рынок прибылей на этом этапе еще нет.

         Этап роста. В этом периоде новинка (если она пользуется спросом на рынке) удовлетворяет интересы рынка, то выражается в росте прибыли и сбыта. Рост прибыли может сделать рынок привлекательным для конкурентов. Затраты фирмы на стимулирование сбыта остаются высокими, но здесь акцент делается на мотивацию целенаправленного выбора и покупки товара конкретной фирмы, а не на мотивацию потребителей купить и опробовать данный товар. На этапе роста количество розничных точек продажи товара или услуги обычно возрастает. Благодаря увеличения сбыта цены на товар (услугу) могут снизиться.

Информация о работе Контрольная работа по " Исследование систем управление"