Организация работы с обращениями граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Во все времена органы государственной власти и управления особое внимание уделяли организации взаимоотношений с населением. Еще в древности государственная власть и ее исполнительно-распорядительные органы стремились заручиться поддержкой жителей находившихся в их управлении территорий и административно-территориальных образований.

Содержание

Введение



Глава 1. Определение понятия «обращения граждан» и их виды



1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь



1.2 Понятие «обращения граждан», и их классификация



Глава 2. Организация делопроизводства с обращениями граждан



2.1 Правила организации приема и первичной обработки, порядок рассмотрения и принятия решений по обращениям граждан



2.2 Ведение делопроизводства по обращениям граждан на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения»



Заключение



Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.80 Кб (Скачать)

Курсовая работа

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ  ГРАЖДАН

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

 

Глава 1. Определение понятия  «обращения граждан» и их виды

 

1.1 История становления  института обращений граждан  в Республике Беларусь

 

1.2 Понятие «обращения  граждан», и их классификация

 

Глава 2. Организация делопроизводства с обращениями граждан

 

2.1 Правила организации  приема и первичной обработки,  порядок рассмотрения и принятия  решений по обращениям граждан

 

2.2 Ведение делопроизводства  по обращениям граждан на примере  учреждения социальной защиты  «Территориальный Центр социального  обслуживания населения»

 

Заключение

 

Список использованных источников и литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Во все времена органы государственной власти и управления особое внимание уделяли организации  взаимоотношений с населением. Еще  в древности государственная  власть и ее исполнительно-распорядительные органы стремились заручиться поддержкой жителей находившихся в их управлении территорий и административно-территориальных  образований.

 

Право граждан на обращение  в государственные органы гарантирует  статья 40 Конституции Республики Беларусь. Кроме того, обращения являются одной  из важнейших форм реализации гражданами своего права на участие в управлении делами государства, закрепленного  в статье 37 Конституции Республики Беларусь.

 

Каждое письмо и устное обращение является показателем  нужд, запросов и настроений народа. Обращения граждан представляют собой один из главных источников выражения общественного мнения; это своеобразный диалог между гражданином  и государством.

 

Обращения, как реализация конституционного права граждан, будут  всегда актуальны, так как они  являются важным источником информации, полезной для решения государственных  вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении  граждан к органам государственной  власти.

 

Цель работы - выявить  особенности организации работы с обращениями граждан на примере…….

 

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

· выявить этапы становления  института обращений граждан  в Республике Беларусь;

 

· дать определение понятие  «обращения граждан» и их виды;

 

· определить процесс организации  делопроизводства по обращениям граждан;

 

· определить порядок ведения  делопроизводства на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр  социального обслуживания населения  г. Полоцка» Объединить в одну задачу и добавить недостатки и пути их решения.

 

Теоретическую базу исследования составили:

 

· нормативная правовая база Республики Беларусь по обращениям граждан;

 

· периодические издания;

 

· исследования в области  организации работы с обращениями  граждан

 

Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» закрепляет определения понятий «обращение»  и виды обращений [1].

 

В Положении о порядке  ведения делопроизводства по обращениям граждан, в значительной степени  учтен положительный опыт ведения  делопроизводства по обращениям граждан, накопленный в предыдущие годы [2].

 

Периодика представлена статьями А.Е. Рыбакова, Э.Н. Давыдовой, Д.Г. Нилова, в которых освещены общие требования к ведению делопроизводства по обращениям граждан, порядок рассмотрения обращений  граждан, вопросы регистрации, назначения ответственных лиц за ведение  делопроизводства по обращениям граждан, и порядка хранения обращений. Раскрываются вопросы, связанные с проблемами классификации обращений граждан в государственные органы, историей развития и современным состоянием правового регулирования права граждан на обращения. В частности, рассматривается история становления указанного права в Республике Беларусь, начиная с нормативных актов ХV века и до нашего времени [14].

 

Работа с обращениями  граждан в 20-е годы ХХ века подробно описана в учебном пособии  Т.С. Оскерко «Разрешите обратиться? Работа с обращениями граждан» [12].

 

Кроме того, для анализа  делопроизводства по обращениям граждан  на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального  обслуживания населения г. Полоцка», использовались действующие организационные  документы учреждения, такие как  устав и инструкция об организации  работы с обращениями граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических  лиц, обращениями граждан, рассматриваемых  по принципу работы «одно окно», книгой замечаний и предложений.

 

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава  посвящена истории становления  обращений, раскрывается их классификация.

 

Во второй главе описывается  порядок работы с обращениями  граждан, а именно их прием, первичная  обработка, порядок рассмотрения и  принятие решений. В третьей главе  проводиться анализ делопроизводства на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального  обслуживания населения г. Полоцка».

 

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ  «ОБРАЩЕНИЯ ГРЖАДАН» И ИХ ВИДЫ

 

1.1 История становления  института обращений граждан  в Республике Беларусь

 

 

В качестве одной из гарантий защиты прав и свобод граждан и  участия их в решении государственных  дел Конституция Республики Беларусь называет институт права граждан  на обращение в государственные  органы. Согласно статье 40 Конституции каждый гражданин имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. [7, с. 8]

 

Становление института обращения  граждан в государственные органы имеет в Республике Беларусь многовековую историю. Условно можно выделить три этапа:

 

досоветский -- с первых упоминаний права граждан на обращение в нормативных актах до Октябрьской революции 1917 г;

 

советский -- период с момента победы Октябрьской революции до распада СССР;

 

постсоветский (современный) -- период с момента распада СССР по настоящее время.

 

Наиболее раннее упоминание о праве граждан на обращение  в государственные органы закреплено в Судебнике Казимира 1468 года. Так, статья 21 Судебника дает право жаловаться самому великому князю, если кому-то «сталася кривда» в результате «порубов» или «наездов». [7, с. 8]

 

Дальнейшее развитие право  граждан на обращение получило в  общеземском привилее великого князя Жигимонта Казимировича 1506 года, в статье 8 которого закреплялось право всех подданных направлять свои «законные петиции» великому князю. В качестве одного из оснований их принятия в привилеях Бельском 1564 года и Виленском 1565 года указывались «челобитные».

 

Важную роль в закреплении  права граждан на обращение сыграли  статуты Великое княжество литовское (далее - BКJI.) [7, с. 8] Например, в статье 1 раздела 6 «О судьях» Статута BКJI 1529 года говорится, что воеводы и старосты, маршалки и державцы дошкны «судить наших подданных» по законам, «которые мы дали всем подданным нашего Великого княжества». Если же какой-либо из тяжущихся сторон показалось бы, что ее судили не по этим законам, то она имела право жаловаться на такого «врадника» самому великому князю или панам радным.

 

В Статуте BКJI 1566 года также закрепляется право жалобы. Однако если ранее жалобы носили административный характер, то теперь они могли рассматриваться как в административном, так и в судебном порядке. Связано это с тем, что Статут ВКЛ 1566 года наметил первые шаги по отграничению судебной власти от исполнительной. В соответствии со Статутом ВКЛ 1566 года образовывались независимые от администрации поветовые земские суды и специальные земельные подкаморские суды.

 

Статут BКJI 1588 года развил и уточнил положения Статута 1566 года относительно права на обращение. В документе 19 раз употребляются термины «жалобщик» и «жалоба».

 

Рассматривая Статуты BКJI 1529, 1566 и 1588 годов, следует отметить, что термин «жалоба» используется в них как многозначное понятие. Под «жалобой» понималось обращение в суд или в иной государственный орган лица с заявлением, иском, жалобой по причине причинения вреда, совершения преступления, а также подачи апелляции на решение нижестоящего суда. [7, с. 8]

 

Наиболее древними из известных  документов по обращениям граждан являлись челобитные (происходит от словосочетания «бить челом» низко кланяться).

 

В XV-XVII вв. в ВКЛ, основу которого составляли белорусские земли, челобитными  назывались прошения, подаваемые в  вышестоящею инстанцию низшими  сословиями, так называемым тягловым населением. Однако «били челом» королю и великому князю и представители привилегированных сословий (шляхта, бояре, дворяне) и даже высшая знать - паны-рада, входившие в состав правительства. Принимаемые на основании челобитных решения фиксировались в великокняжеских привилеях (привилегиях). Сохранившиеся в архивах документы того времени дают немало примеров, когда на основании челобитных феодалам жаловались земельные владения вместе с проживавшим в них населением.

 

Однако не только челобитные ограничивался состав документации по обращениям граждан того времени. На вальных сеймах королю и великому князю по различным вопросам подавались от имени всего Великого княжества  Литовского, отдельных земель, воеводств, поветов, должностных и частных  лиц. Они излагались письменно и  составляли рейстр или цедулу. Решения по просьбам депутатов великий князь формировал в отказах (ответах). Просьбы и отказы включались в сеймовые ухвалы и во многих случаях, таким образом, приобретали статус законов. [4, с. 42]

 

Законодательство XV-XVIII вв. уделяло  внимание не только порядку подачи обращений в вышестоящие инстанции, но и ведению делопроизводства по ним. Закон требовал, чтобы при  написании дела писари вносили в  специальные книги только самое  главное и добавляли все, что  желали стороны, заявившие письменное ходатайство. Выписки по делу также должны были быть конкретными, чтобы «обширностью писания исполнение людям не затруднялось» (Статут ВКЛ 1588 г. / Разд. ЙV, арт. 4, 103. Мн., 1989). [4, с. 43]

 

После вхождения белорусских  земель в состав Российской империи  на них распространилось российское законодательство, в том числе  и об обращениях граждан. [7, с. 9]

 

В период Российской империи  обращения составляли отдельную  группу документации, получившей название «просительской». По указу Екатерины II с 80-х гг. XVIII в. было предписано «вместо челобитен подавать жалобницы или прошения».

 

Вся просительская документация была представлена четырьмя видами документов: прошениями, жалобами, доносами, отзывами. Наиболее распространенным видом были прошения, которых насчитывалось 12 разновидностей (тяжебные, исковые, встречные, мировые). Прошения, подаваемые в присутственные места, адресовались на имя императора. Ошибка в написании императорского титула делала документ недействительным, вследствие чего прошения часто писались на бумаге с заранее отпечатанным в типографии титулом.

 

Жалобами назывались прошения, подаваемые в высшие учреждения по поводу несправедливых решений или  действий низших учреждений. Доносы представляли информацию о преступлениях, злоупотреблениях или проступках. Отзыва использовались в судопроизводстве и имели значение апелляционных документов.

 

Тексты прошений и жалоб  излагались по пунктам, в первом из которых указывалась причина  написания документа, в последующих - «само дело», в конце документа  приводилась «просьба». [4, с. 44]

 

Манифестом от 1 января 1810 года Александр 1 учредил Государственный  совет, в состав которого входила  комиссия прошений, которая рассматривала  три вида обращений: жалобы, прошения наград и милостей, проекты. Указом от 21 марта 1890 года Комиссия по принятию прошений была преобразована в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее Имя приносимых. [7, с. 9]

 

В середине XIX века право  ходатайствовать «о прекращении  местных злоупотреблений» или об «устранении неудобств, замеченных в местном управлении» непосредственно  перед его Императорским Величеством  имело только дворянство. Другие группы населения таких прав не имели. Поэтому  возникала необходимость в структурах, занимающихся исключительно рассмотрением  просьб, жалоб и прошений.

 

В итоге были учреждены  Отдел прошений, Комиссия прошений, Канцелярия Его Императорского Величества по принятию прошений, а в качестве исполнительного органа при военном  министре - общая Канцелярия. В задачу последней входило представление на решение военного министра «силою законов все затруднения, проистекающие не от недостатка или неясности закона или постановления, но собственно от недоразумения местных исполнителей военно-сухопутного управления».

 

В 1869 году в Своде Военных  Постановлений было особо оговорено, что «делопроизводство по частным  просьбам», поступающим на имя военного министра, поручается лицам из числа  состоящих в распоряжении самого министра. Круг обязанностей этих лиц  явился своего рода основой для образования  Особой комиссии, позже выросшей в  Особую канцелярию для приема посетителей  и разбора просьб, подаваемых военному министру.

 

Комиссия занималась в  основном жалобами на неправильное назначение дополнительно выделяемых от ведомств или предприятий эмеритальных пенсий или неправильный отказ в назначении таких пенсий, а также вопросами, касающимися гербового сбора, назначения единовременных пособий, наград и милостей [10].

 

До 1905 года прошения подавались строго по сословному признаку. В соответствии с Указом императора Николая II от 18 февраля 1905 года право подачи прошений было предоставлено всем гражданам  России [5, с.85-87]. Вместе с тем, в отличие  от других политических прав и свобод подданных Российской империи, право на обращение еще не стало их конституционным правом, поскольку в тексте Основных государственных законов, утвержденных императором 22 апреля 1906 года оно не было закреплено. [7, с. 9]

Информация о работе Организация работы с обращениями граждан