Организация стратегического планирования на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать организацию стратегического планирования на промышленном предприятии.

Задачи курсовой работы:

-изучить сущность стратегического планирования;

-рассмотреть основные этапы стратегического планирования предприятия;

-проанализировать организацию стратегического планирования на промышленном предприятии.

Объект исследования – организация стратегического планирование на предприятии. Предметом исследования является стратегия ОАО «НижнекамскНефтехим».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Определение стратегического планирования и его основных понятий…..6

1.1. Стратегическое планирование, основные понятия………...................................6

1.2. Сущность и функция стратегического планирования…………………………..9

1.3. Этапы стратегического планирования ………………………………………….13

Глава 2. Формирование стратегического планирования на промышленном предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим»…...…………………………………...22

2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим»………...22

2.2. Формирование стратегии развития предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим» и отдельных производств………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы……………………...…………………………36

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование на предприятии 3.docx

— 78.17 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«НИЖНЕКАМСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и  ТЕЛЕКОМУНИКАЦИЙ»

КГТУ  КАИ им.А.Н.ТУПОЛЕВА 
 

Кафедра экономики и менеджмента

                                                                                       

   Специальность 080502 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по организации  производства на предприятиях отрасли 

Тема: Организация  стратегического планирования на промышленном предприятии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент гр.27404

Филиппова Ю.Б.

Преподаватель: Шакуров Ф.Р.

Дата  защиты:

____________________

Оценка:

____________________

Подпись преподавателя:

____________________ 
 

Нижнекамск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Определение стратегического планирования и его основных понятий…..6

1.1. Стратегическое  планирование, основные понятия………...................................6

1.2. Сущность  и функция стратегического планирования…………………………..9

1.3. Этапы стратегического планирования ………………………………………….13

Глава 2. Формирование стратегического планирования на промышленном предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим»…...…………………………………...22

2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим»………...22

2.2. Формирование стратегии развития предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим» и отдельных производств………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы……………………...…………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Актуальность. Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

       Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

       Несколько основных тезисов, относящихся к  стратегии, должны быть поняты и, что  более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей  частью формулируется и разрабатывается  высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней  управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем  мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

       Стратегический  план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет  ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу  для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых  работников и помогает продавать  изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как  программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет  о том, что конфликтная и постоянно  меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

       Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации  в достаточной степени.

       Цель  курсовой работы – исследовать организацию стратегического планирования на промышленном предприятии.

  Задачи  курсовой работы:

  -изучить сущность стратегического планирования;

  -рассмотреть основные этапы стратегического планирования предприятия;

  -проанализировать организацию стратегического планирования на промышленном предприятии.

       Объект  исследования – организация стратегического планирование на предприятии. Предметом исследования является  стратегия ОАО «НижнекамскНефтехим».

       Стратегическое  планирование – относительно молодой  вид деятельности фирм. Его предтечей  стало долгосрочное планирование, которое  бизнес стал применять в 50-х годах. Уже долгосрочное планирование оказалось  большим шагом вперед, оно дало возможность фирме расширить  горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с  более масштабными задачами. В  конце 60-х годов на смену долгосрочному  планированию приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным, пространство деятельности фирмы становится более  объемным, оно включает в себя как  основные элементы внутренней среды  экономической организации, так  и внешние аспекты: социальные и  политические факторы, вкусы и потребности  покупателей, действия конкурентов  и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.

       В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в  ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с  гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными  методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный  подход. Не являясь универсальным  способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

       В процессе развития стратегического  планирования создано большое число  методов и моделей стратегического  анализа, формальных способов решения  задач. Пик популярности формального  стратегического планирования пришелся на конец 70-х – начало 80-х годов, когда оно воспринималось как  панацея, средство решения любых  проблем фирмы.

       Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫХ     ПОНЯТИЙ

1.1. Стратегическое планирование, основные понятия

       Понятие «стратегия» вошло в число  управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные  изменения во внешней среде приобрела  большое значение. Вначале смысл  этого понятия был неясен. Словари  не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще  определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск  для боя».

       В то время многие управляющие, а также  некоторые ученые сомневались в  полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала  нужна и какая от нее польза фирме.

       По  своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы1.

       1. Правила, используемые при оценке  результатов деятельности фирмы  в настоящем и в перспективе.  Качественную сторону критериев  оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание — заданием.

       2. Правила, по которым складываются  отношения фирмы с ее внешней  средой, определяющие: какие виды  продукции и технологии она  будет разрабатывать, куда и  кому сбывать свои изделия,  каким образом добиваться превосходства  над конкурентами. Этот набор  правил называется продуктово-рыночной  стратегией или стратегией бизнеса.

       3. Правила, по которым устанавливаются  отношения и процедуры внутри  организации. Их нередко называют  организационной концепцией.

       4. Правила, по которым фирма ведет  свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

       Стратегии имеют несколько отличительных  черт:

       1. Процесс выработки стратегии  не завершается каким-либо немедленным  действием. Обычно он заканчивается  установлением общих направлений,  продвижение по которым обеспечит  рост и укрепление позиций  фирмы.

       2. Сформулированная стратегия должна  быть использована для разработки  стратегических проектов методом  поиска. Роль стратегии в поиске  состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание  на определенных участках и  возможностях; во-вторых, отбросить  все остальные возможности как  Несовместимые со стратегией.

       3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития  выведет организацию на желательные  события.

       4. В ходе формулирования стратегии  нельзя предвидеть все возможности,  которые откроются при составлении  проекта конкретных мероприятий.  Поэтому приходится пользоваться  сильно обобщенной, неполной и  неточной информацией о различных  альтернативах.

       5. Как только в процессе поиска  открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная  информация. Однако она может  поставить под сомнение обоснованность  первоначального стратегического  выбора. Поэтому успешное использование  стратегии невозможно без обратной  связи.

       6. Поскольку для отбора проектов  применяются как стратегии, так  и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но  это разные вещи. Ориентир представляет  собой цель, которой стремится  достичь фирма, а стратегия  — средство для достижения  цели. Ориентиры — это более  высокий уровень принятия решений.  Стратегия, оправданная при одном  наборе ориентиров, не будет таковой,  если ориентиры организации изменятся.

       7. Наконец, стратегия и ориентиры  взаимозаменяемы как в отдельные  моменты, так и на различных  уровнях организации. Некоторые  параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент  будут служить фирме ориентирами, а в другой — станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Информация о работе Организация стратегического планирования на промышленном предприятии