Основы кадровой работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 22:11, лекция

Описание работы

Задачи, функции, структура кадровой службы. Документы, регламентирующие деятельность кадровой службы.
Задачи, структура кадровой службы.
Документы, регламентирующие деятельность службы кадров.
Основные функции; определение потребности в персонале.
Положение о структурном подразделении - порядок разработки, согласования, утверждения. Порядок внесения изменений.
Регламентирующие, распорядительные, справочно-информационные документы.
Положения об отделах и службах предприятия

Работа содержит 1 файл

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ - основы кадровой работы.docx

— 363.19 Кб (Скачать)

Как правило, фактически письменный трудовой договор заключается путем  оформления заявления работника  и приказа работодателя о приеме на работу, кроме случаев, когда заключается  трудовой контракт или трудовой договор, заключаемый физическим лицом - работодателем.

Виды трудовых договоров

В соответствии со ст. 23 КЗоТ трудовой договор может быть:

-        бессрочным, заключаемым на неопределенный срок;

-        срочным, заключаемым на определенный срок, установленный по соглашению сторон;

-        заключаемым на время выполнения определенной работы.

Согласно п. 1 ст. 23 КЗоТ бессрочный трудовой договор заключается на неопределенный срок, то есть в нем не указан срок, до которого он действует. Как правило, такой договор заключается путем подачи заявления о приеме на работу и издания приказа о приеме на работу этого работника.

При оформлении трудовых отношений  следует придерживаться такого порядка  приема на работу:

— подача работником заявления о  приеме на работу с предоставлением  всех необходимых документов;

— проставление виз должностных  лиц и резолюции собственника или должностного лица, обладающего  правом приема на работу;

— издание приказа о зачислении работника на работу;

— предъявление приказа работнику  под роспись;

— внесение записи в трудовую книжку.

Документы, которые необходимо предоставить при поступлении на работу, перечислены в ст. 24 КЗоТ. В частности, такими документами являются паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовая книжка, документы об образовании, о состоянии здоровья и другие (см. таблицу). При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 25 КЗоТ запрещается требовать от лиц, которые поступают на работу, сведения об их партийной, национальной принадлежности, происхождении, прописке и документы, предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством.  

 Документы, предоставляемые  при приеме на работу 

Название документа 

В каких случаях подается (в скобках указан документ, предусматривающий предоставление)

Сведения и отметки, которые  должен содержать документ

Примечание 

Основные документы, предоставляемые  при приеме на работу

Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность

Всегда (ст. 24 КЗоТ)

Фамилия, имя, отчество; дата рождения. Сведения о регистрации  места жительства или пребывания не нужны 

Например, документами, которые  удостоверяют личность, являются: удостоверение  беженца; свидетельство о рождении (в случае трудоустройства лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста); справка об освобождении с  мест  лишения свободы

  

  

 

Трудовая книжка

Предоставляется, если данное место работы является основным местом работы физического лица (кроме случаев, когда физическое лицо трудоустраивается  впервые) (ст. 24 КЗоТ)

Информацию о предыдущих местах работы, о награждениях и  поощрениях (в случае их наличия) о  причинах увольнения, то есть основные моменты трудовой деятельности работника 

Если лицо устраивается на работу впервые и соответственно не имеет трудовой книжки, то трудовую книжку ему оформляет работодатель в течение 5 дней после принятия на работу (такое право не предоставлено  ФЛП)

Документ об образовании (специальность, квалификация)

Предоставляется в том  случае, если работа на которую претендует работник требует специальных знаний согласно законодательству  (ст. 24 КЗоТ)

Сведения о среднем, специальном  среднем или высшем образовании  с конкретизацией квалификационного  образовательного уровня

Существуют определенные должности, занимать которые можно  лишь при наличии соответствующей  квалификации (например, для работников, занимающихся медицинской и фармацевтической деятельностью, работников учреждений связи, судей, адвокатов, аудиторов и т. п.). Квалификация определяется уровнем образования и специализацией, то есть определяется через название профессии. Требования к квалификации профессий предусмотрены Классификатором профессий ДК 003:2005  и Справочником квалификационных характеристик профессий работников

Справка о состоянии здоровья

В случаях, предусмотренных  законодательством (ст. 24 КЗоТ).

Например, при приеме на работу с вредными и тяжелыми условиями  труда, на работу, связанную с производством  продуктов питания и т. п.

Заключение врача  или другой документ, свидетельствующий о том, что лицо может быть допущено к выполнению конкретной работы

Если в соответствии с  медицинским заключением работнику  противопоказана предлагаемая работа, работодатель не имеет права заключать трудовой договор.

Перечень профессий и  категорий работников, а также  порядок прохождения ими медицинского осмотра регулируются Порядком проведения медицинских осмотров

Военно-учетный документ

Всегда для военнообязанных, призывников (п. 4 ст. 34 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 г. № 2232-XII  

 

Должен содержать информацию о:

1) статусе лица, которое  устраивается на работу (допризывник, призывник, военнообязанный);

2) военкомате, к которому  приписан работник 

Такими документами могут  быть: приписное свидетельство, военный  билет.

При наличии на учете на предприятии менее 500 военнообязанных  и призывников обязанность по ведению учета таких лиц возлагается  на одного из работников кадровой службы предприятия, которому устанавливается  доплата в размере до 50 % должностного оклада (п. 12 Инструкции  по воинскому учету военнообязанных и призывников на предприятиях, учреждениях, организациях и учебных заведениях, утвержденной приказом Министерства обороны Украины от 27.06.1995 г. № 165)

Справка о присвоении идентификационного номера

Всегда (ст. 7 Закона Украины  "О Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей" от 22.12.1994 г. № 320/94-ВР)  

 

Фамилия, имя, отчество; десятизначный  идентификационный номер или  отметка в паспорте о наличии  у лица права осуществлять любые  платежи без идентификационного номера

Лица, которые по религиозным  или другим убеждениям отказались принять  идентификационный номер, должны иметь  соответствующую отметку в паспорте, содержание и форма которой определены Порядком внесения отметки в паспорт гражданина Украины относительно идентификационного номера физического лица - плательщика налогов и других обязательных платежей, утвержденным приказом ГНАУ  от 19.10.2004 г. № 602/1226  

 

Дополнительные документы, предоставляемые при приеме на работу

Свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании 

При наличии такового (п. 17 Порядка выдачи и образца свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании, утвержденного постановлением КМУ от 22.08.2000 г. №

1306)

Сведения о застрахованном лице

Страховое свидетельство  является документом, подтверждающим право застрахованного лица на получение  услуг и материального обеспечения  по общеобязательному государственному социальному страхованию 

Автобиография, характеристика, рекомендации

По собственной инициативе работника 

Сведения об индивидуальных качествах работника, о тех или  иных чертах его личности

В последнее время работодатели (чаще крупные компании) просят претендентов предоставить рекомендации с предыдущих мест работы


При приеме на работу, как  правило, работник пишет заявление о приеме на работу. Следует отметить, что заявление о приеме на работу  в законодательных актах не упоминается как обязательный документ. Однако в связи со сложившейся практикой его предоставление (с указанием, поступает физическое лицо на основное место работы или на работу по совместительству) является желательным.

Заявление составляется  в произвольной форме (типовая форма заявления не установлена). В нем  должны быть указаны: наименование организации, фамилия руководителя организации, должность, о которой просит заявитель, структурное подразделение, на работу в которое принимается работник, условия приема.

Заявление оформляется на листе бумаги формата А4 или А5 с указанием даты написания (подачи), подписывается поступающим, визируется руководителем структурного подразделения  и начальником отдела кадров, оформляется  резолюцией руководителя предприятия, организации, учреждения и после издания приказа о приеме на работу подшивается в личное дело работника.

Личная карточка работника (Особова картка працівника)

На  основании приказа (распоряжения) о приеме на работу  работник кадровой службы заполняет личную карточку работника (форма № П-2) и делает отметку о зачислении на работу в трудовой книжке. Типовая форма № П-2 «Личная карточка работника»,утверждена приказом Госкомстата Украины № 489.

Личная  карточка работника заполняется  на работников всех категорий, в том  числе на специалистов с высшим и  средним специальным образованием и молодых рабочих, окончивших училища, школы профессионально-технического образования и т. д.

Форма № П-2 заполняется в одном экземпляре работником кадровой службы на основании опроса работника и соответствующих документов: паспорта, военного билета, трудовой книжки, диплома (свидетельства, удостоверения) об окончании учебного заведения и других документов.

Коды  профессии, должности и специальности  указываются в соответствии с Классификатором профессий с учетом кодового обозначения квалификационного уровня. Все последующие изменения данных о работнике (образование, перемена места жительства и др.) регулярно отражаются в личной карточке.

После заполнения раздела І «Общие сведения» лицо, оформляемое на работу, подписывает личную карточку и проставляет дату заполнения.

Для полноты сведений о лицах, повышающих профессиональное образование, в личной карточке в разделе ІІ «Профессиональное образование на производстве (за счет предприятия-работодателя)» следует заполнять все графы.

В разделе ІІІ «Назначения и перемещения» в первой строке делается запись о приеме на работу. В следующих строках этого раздела указываются переводы по службе, изменение должности, разряда, оклада. При осуществлении каждой записи обязательно должна заполняться графа «Основание», в которой указывается документ, подтверждающий правомерность осуществления каких-либо изменений. Таким документом является приказ (распоряжение) руководителя предприятия. С каждой записью о назначениях, перемещениях работника ознакомляют под роспись.

С каждой записью, вносимой на основании  приказа в трудовую книжку (вкладыш) о назначениях и переводах, профессии  и должности, разряде или окладе администрация обязана ознакомить владельца этой книжки (вкладыша) под  расписку в графе «Подпись работника» раздела ІІІ «Назначения и  перемещения» формы № П-2  (в соответствии с п. 2.5 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников).

В разделе IV «Отпуска» приводятся сведения о предоставленных отпусках работнику: ежегодный (основной и дополнительный), дополнительный в связи с учебой, творческий, социальный и отпуск без сохранения заработной платы. В данном разделе указывается вид предоставленного отпуска, за какой период времени он предоставляется, даты начала и окончания отпуска, а также дата и номер приказа (распоряжения) руководителя предприятия о предоставлении отпуска работнику.

В строке «Дополнительные сведения» приводятся данные, которые не были указаны в других разделах личной карточки, например, о судимости, о наличии правительственных наград и др. В этой строке можно вести учет лиц, обучающихся на вечерних и заочных отделениях в высших и средних специальных учебных заведениях. В ней же указывается дата поступления в учебное заведение и его окончание.

Кроме того, в строке «Дополнительные сведения»  необходимо записывать данные о работающих инвалидах: на основании справки  медико-социальной экспертной комиссии записывается группа инвалидности и  дата ее установления (изменения), причина  инвалидности, а также заключения врачебно-консультационной комиссии об условиях и характере труда. Личные карточки таких работников рекомендуется  хранить отдельно.

В строке «Дата и причина увольнения (основание)» указываются дата увольнения работника (дата оформления приказа об увольнении) и причина увольнения, приведенная в точном соответствии с формулировками КЗоТ со ссылкой на соответствующую статью, пункт. Например: «Уволен по соглашению сторон, п. 1 ст. 36 КЗоТ».

Личные  карточки комплектуются в соответствии со штатным расписанием по структурным  подразделениям, а внутри структурного подразделения — по фамилиям работников в алфавитном порядке.

Персональный учет военнообязанных  и призывников в учреждениях, организациях, которые подпадают  под действие Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 г. № 3723-XII, осуществляется по форме первичного учета № П-2 ДС «Личная карточка», утвержденной приказом Минстата Украины от 26.12.1995 г. № 343, в разделе IX которой указываются сведения о военном учете.

Какие требования по ведению военного учета предъявляются  к работодателю

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона Украины «О военной обязанности и военной службе» от 25.03.1992 г. № 2232-XII руководители предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений независимо от подчинения и форм собственности осуществляют персональный учет военнообязанных и призывников по месту их работы или учебы.

На руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных  заведений независимо от подчинения и форм собственности возлагается  выполнение таких мероприятий (п. 3.4 Инструкции):

  • проверка у граждан во время приема на работу (учебу) наличия военно-учетных документов (у военнообязанных — военных билетов или временных удостоверений (вместо военных билетов), а у призывников — удостоверений о приписке к призывным участкам). Прием на работу (учебу) военнообязанных и призывников осуществляется только после взятия их на военный учет в военных комиссариатах, а также в случае пребывания на военном учете в Службе безопасности Украины;
  • сообщение в 7-дневный срок в военные комиссариаты обо всех военнообязанных и призывниках, принятых на работу (учебу) или освобожденных от работы (отчисленных из учебного заведения);
  • оповещение по требованию военных комиссариатов военнообязанных и призывников о их вызове к военному комиссариату и обеспечению их своевременного прибытия по этим вызовам;
  • обеспечение полноты, достоверности и качества учета всех военнообязанных и призывников предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений по требованиям, установленным этой Инструкцией и другими документами первичного учета в соответствии с действующим законодательством;
  • поддержание постоянного взаимодействия с соответствующими военными комиссариатами по вопросам сроков и способов сверки данных личных карточек, списков военнообязанных, списков призывников с учетными данными военных комиссариатов, внесения соответствующих изменений к ним и по вопросам оповещения военнообязанных и призывников;
  • организация периодической сверки личных карточек, списков военнообязанных, списков призывников с записями в военных билетах и удостоверениях о приписке к призывным участкам. Не реже одного раза в год проведение сверки личных карточек работников с учетными данными военных комиссариатов;
  • внесение в 5-дневный срок в личные карточки работников изменений, которые касаются семейного положения, местожительства, образования, места работы и должности военнообязанных и призывников. Ежемесячно до 5-го числа необходимо при помощи донесения (приложение 1 к Инструкции) сообщать в военные комиссариаты обо всех изменениях в учетных карточках;
  • принятие под расписку от военнообязанных и призывников их военно-учетных документов для предоставления в военные комиссариаты, сверка с личными карточками, списками военнообязанных и списками призывников;
  • своевременное оформление бронирования военнообязанных за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время;
  • составление и не позднее 1-го декабря текущего года предоставления в военные комиссариаты списков граждан, которые подлежат приписке к призывным участкам;
  • осуществление постоянного контроля за выполнением мероприятий допризывной подготовки, приписки к призывным участкам, соблюдением правил военного учета, проведением разъяснительной работы среди граждан Украины о выполнении обязанностей относительно военного учета. Сообщение о военнообязанных и призывниках, которые нарушили требования законодательства о военной обязанности и военной службе, посылаются в военные комиссариаты для привлечения виновных к ответственности по закону;
  • ведение журнала проверок состояния учета военнообязанных и призывников.

Защита персональных данных работника. Документы работодателя, устанавливающие порядок обработки  персональных данных работника.

  • Документы работодателя, устанавливающие порядок обработки персональных данных работника согласно Закону Украины «О защите персональных данных» от 01 июня 2010 года, № 2297-УІ.
  • Понятие персональных данных работника. Оформление согласия на обработку персональных данных. Обработка персональных данных работника.
  • Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты. Уведомление о месторасположении базы ПД.
  • Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника.
  • Положение о защите персональных данных работника – порядок разработки, согласования, утверждения.

1 января 2011 г. вступил в силу Закон № 2297, вызывающий большой интерес у руководителей предприятий, учреждений и организаций, использующих наемный труд работников. Данный Закон регулирует отношения, связанные с защитой персональных данных во время их обработки. Действие Закона не распространяется на физических лиц, деятельность которых связана с созданием персональных данных и обработкой персональных данных в этой базе, на профессионально-творческих работников — для осуществления творческой деятельности, также не распространяется на журналистов — в связи с выполнением ими служебных или профессиональных обязанностей.

Ст. 2 Закона № 2297 содержит в себе некоторые понятия, необходимые для уяснения смысла самого Закона:

  • база персональных данных — именуемая совокупность упорядоченных персональных данных в электронной форме и (или) в форме картотек персональных данных;
  • владелец базы персональных данных — физическое или юридическое лицо, которому законом или при согласии субъекта персональных данных предоставлено право на обработку этих данных, которое утверждает цель обработки персональных данных в этой базе данных, устанавливает состав этих данных и процедуры их обработки, если другое не определенно законом;
  • Государственный реестр баз персональных данных — единая государственная информационная система сбора, накопления и обработки сведений о зарегистрированных базах персональных данных;
  • согласие субъекта персональных данных — любое документируемое, в частности письменное, добровольное волеизъявление физического лица относительно предоставления разрешения на обработку его персональных данных в соответствии со сформулированной целью их обработки;
  • обезличение персональных данных — исключения сведений, которые дают возможность идентифицировать лицо;
  • обработка персональных данных — любое действие или совокупность действий, осуществленных полностью или частично в информационной (автоматизированной) системе и/или в картотеках персональных данных, которые связаны со сбором, регистрацией, накоплением, хранением, адаптацией, изменением, возобновлением, использованием и расширением (распространением, реализацией, передачей), обезличением, уничтожением сведений о физическом лице;
  • персональные данные — сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано;
  • распорядитель базы персональных данных — физическое или юридическое лицо, которому владельцем базы персональных данных или законом предоставлено право на обработку этих данных;
  • субъект персональных данных — физическое лицо, относительно которого в соответствии с законом осуществляется обработка его персональных данных;
  • третье лицо — любое лицо, за исключением субъекта персональных данных, <span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font

Информация о работе Основы кадровой работы