Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Введение
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравстве

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие, виды и функции общения…………………………………………..4
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия……………….11
3. Тест…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Психология общения по ДО.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

     В деловом общении необходимо умение говорить и умение слушать. Речь в  деловом общении направлена на то, чтобы убедить собеседника в  своей точке зрения и склонить к сотрудничеству.

     Понимание в процессе общения достигается  с помощью рефлексивного слушанья. Оно представляет собой процесс  расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых  выделяют:

  • выяснение: «Я не понял», «Что вы имеете в виду?» и т.п.
  • перефразирование: «Как я понял вас…», «По вашему мнению…» и т.п.
  • отражение чувств: «Вы несколько расстроены…», «Вероятно вы чувствуете…».
  • резюмирование:  «Если теперь подытожить сказанное вами то…»

     Нерефлексивное  слушание – это умение внимательно  молчать, не вмешиваясь в речь собеседника  своими замечаниями.

  1. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

     В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения [1;126].

     Воздействие друг на друга изучается в разделе  трансакционного анализа, представленного  трудами Э.Берна.

     Он  пришёл к выводу, что в процессе общения психика человека занимает одно из трёх состояний:

  • «Я – родитель»;
  • «Я – взрослый»;
  • «Я дитя (ребёнок)»;

     Эти состояния отличаются друг от друга  характерными словами, мимикой, позой, поведением в целом. Э. Берн пришёл к  выводу, что в процессе общения возможны три формы трансакций: прямые (параллельные), пересекающиеся и сложные (общение осуществляется на двух уровнях: психологическом и социальном).

     Овладение основами трансакционного анализа  существенно улучшает практику делового общения, поскольку помогает сознательно  контролировать свои состояния, а также  понимать состояния партнёра по общению  и находить пути оптимизации взаимодействия с ними. [2;142]

     2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибка              восприятия.восприятие образ

     Общение определяется тем представлением о  партнере, которое складывается в  восприятии.

     Под восприятием в психологии общения  подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его  внешнего вида и поведения, но и понимание  партнера по общению.

     Личное  восприятие – получение и обработка  одним субъектом общения информации о другом – ошибочно считается  несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик  субъектов восприятия.

     В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные  личности, но и целые группы людей, При этом возникают так называемые эквиваленты личности.

     При восприятии людьми друг друга можно  выделить несколько возможных ситуаций:

     1. "Я – ОН" - восприятие одним  индивидом другого как отдельной  личности;

     2. "Я – Они" - восприятие индивидом  группы как единого целого;

     3. "Мы – Они" - восприятие одной группой другой группы;

     4. "Мы – Он" - восприятие группой  индивида.

     Сложность процесса восприятия заключается в  том, что способность человека к  обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, человек зачастую сталкивается с  неким количеством фрагментарной  информации о нем и оценивает  ее с учетом многих психологических  и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют  его представлениям и лучше всего  подходят для его целей.[1;129].

     Большое значение для взаимного понимания  имеет "открытость", т.е. умение быть честным и естественным в отношении  с другими. Открытость как психологический феномен непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего "Я" и восприятия себя на личностном уровне.

     Важной  сферой исследования межличностной  перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления  о другом человеке. Охарактеризуем следующие перцептивные барьеры  делового общения:

     1. Фактор превосходства – когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому–то важному для него параметру – уму, материальному положению и т.п. Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Т.е. происходит его общая личностная переоценка. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.[2;114]

     2. Фактор привлекательности – восприятие партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво – то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Например, Золушка и Белоснежка красивые – и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные – и плохие.[2:115]

     3. Фактор отношения к наблюдателю  – восприятие партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.[2;116]

     Таким образом, общение определяется тем  представлением о партнере, которое  складывается в восприятии. Множество  ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуникацию между людьми. Это воздействие могут усилить некоторые психологические особенности участников общения. Укажем на некоторые из них.

     Влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим. Возникает эффект "человека-невидимки". Не важно, что делает или говорит один человек, другой человек не реагирует на его поведение, поскольку уже сделал свое заключение, на которое невозможно повлиять.

     Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

     Эффект  ореола. Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. Действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере – социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру.

     Стереотипизация. Социальные стереотипы – основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация – главный механизм этого процесса. Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы; привычное представление о группе людей, о которой существует скудная информация. Любой стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы – следствие ограниченного опыта, невежества. 

 

     

     Заключение

     В ходе выполнения данной контрольной  работы были сделаны следующие выводы

  1. общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.
  2. Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.
  3. Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации.
  4. Восприятие – это процесс получения сенсорной информации и приписывания ей значения. Наше восприятие – это результат отбора, организации и интерпретации сенсорной информации. Неправильной восприятие заставляет нас видеть мир не таким, каков он на самом деле, а каким бы мы его хотели видеть.
  5. Когда встречаются двое людей, у них формируется первоначальные впечатления друг о друге в зависимости от их поведения. В процессе взаимодействия людей эти впечатления будут подтверждаться, усиливаться или изменятся. Как и в случае с восприятием себя, наши социальные впечатления не всегда правильны.

     Таким образом, можно утверждать, что главная  цель контрольной работы достигнута и все задачи решены.

     Тест

     Соотнесите  предлагаемые социально-психологические  понятия и их определения.

     А) стереотип:

     Б) предубеждение.

     1. односторонний, искаженный и,  как правило предупрежденный  взгляд, свойственный представителям  профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп и классов;

     2. личная антипатия или активная  враждебность по отношению к  другой социальной группе; при  этом индивиды могут участвовать  дискриминационной деятельности  на основании своих взглядов, а могут и не участвовать. 

     На  мой взгляд, правильным будет следующее  соотношение:

     Стереотип – это личная антипатия или  активная враждебность по отношению  к другой социальной группе; при  этом индивиды могут участвовать  в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а  могут и не участвовать;

     Предубеждение – это односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп  или классов. 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

  1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е издание. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 415 с.
  2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е издание., перерабю и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 326 с.
  3. http://socioline.ru/book/vt-krysko-sotsialnaya-psihologiya
  4. http://www.bronnikov.kiev.ua/book_5_4.php
  5. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obshchenie.html

Информация о работе Психология общения