Русское деловое письмо

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:16, реферат

Описание работы

Деловые письма представляют собой официальную корреспонденцию и применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой и коммерческой деятельности. Деловое письмо - всегда официальное сообщение. Информация, содержащаяся в деловом письме, носит протокольный характер. Вот почему письма регистрируются, и факт устного сообщения не исключает необходимости почтового отправления. Существует несколько видов классификации деловых писем, в основе их лежат различные классификационные признаки.

Работа содержит 1 файл

Русское деловое письмо.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Введение 

Русское деловое письмо: типы, особенности  оформления, речевой этикет

Содержание

Типы русского делового письма

1.1 Классификация деловых писем

Деловые письма представляют собой  официальную корреспонденцию и  применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой и коммерческой деятельности. Деловое письмо - всегда официальное сообщение. Информация, содержащаяся в деловом письме, носит протокольный характер. Вот почему письма регистрируются, и факт устного сообщения не исключает необходимости почтового отправления. Существует несколько видов классификации деловых писем, в основе их лежат различные классификационные признаки.

По функциональному признаку деловые письма можно разделить на две группы:

- письма, требующие письма-ответа (письмо-запрос; письмо-просьба; письмо-обращение; письмо-предложение; письмо-рекламация и др.). Письма-ответы должны всегда содержать индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.

- письма, не требующие письма-ответа (письмо-предупреждение; письмо-напоминание; письмо-приглашение; письмо-подтверждение; письмо-извещение; письмо-заявление и др.). Не требуют ответа и сопроводительные письма, т.к. они выполняют функцию квитанции, ярлыка, прикладываемого к отправляемым документам.

По структурным признакам деловые письма делятся на регламентированные (стандартные) и нерегламентированные.

Регламентированные письма составляются по определенному образцу (это касается не только стандартных аспектов содержания, но и формата бумаги, состава реквизитов и т.д.). Регламентированное письмо решает типичные вопросы регулярных экономико-правовых ситуаций и реализуется в виде стандартных синтаксических конструкций. Нерегламентированное деловое письмо представляет собой авторский текст, реализующийся в виде формально-логического повествования или этикетного текста.

По тематическому признаку проводится условное разделение корреспонденции на деловую и коммерческую.

Считается, что переписка, которая оформляет экономические, правовые, финансовые и все другие формы деятельности предприятия, называется деловой корреспонденцией. Многообразие форм и тематических разновидностей деловых писем отражает многообразие рассматриваемых в них вопросов - от коротких сообщений, расписок, приглашений до многостраничных протоколов. А переписка по вопросам материально-технического снабжения и сбыта относится к коммерческой корреспонденции.

По признаку адресата деловые письма делятся на обычные и циркулярные. Циркулярное письмо направляется из одного источника в несколько адресов, как правило, подчиненных инстанций (организаций).

По форме отправления можно выделить наряду с традиционным почтовым отправлением электронную деловую корреспонденцию и факсовые отправления. При этом электронная почта и телефакс используются для решения оперативных вопросов. Письма, имеющие большое юридическое значение - договоры, предложения (оферта), рекламация и т.п., - высылаются обычными почтовыми отправлениями.

По композиционным особенностям деловые письма делятся на одноаспектные и многоаспектные.

Одноаспектное письмо рассматривает одну проблему, вопрос, а многоаспектное - несколько.

Многоаспектное письмо может содержать предложение, просьбу и напоминание одновременно. Многоаспектным считается письмо, содержащее однотипные и разнотипные аспекты - просьбы, сообщения, предложения. Каждый аспект формируется речевым действием: просьбой, сообщением, предупреждением, приглашением и т.п.

1.2  ВИДЫ  ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ

3.1 Виды некоммерческих деловых писем

3.1.1 Письмо - просьба

В письме-просьбе излагается какая-либо просьба, при этом в ней подчеркивается заинтересованность организации в ее исполнении.

Количество ситуаций, вызывающих необходимость обращения  с просьбой от имени юридического лица, не поддается учету: получение  информации, высылка каталогов, прейскурантов, образцов продукции, согласование действий, побуждение к какому-либо действию и т.д.

Физическими лицами в  форме просьбы пишутся заявления, неофициальные служебные записки.

Почти все многоаспектные письма содержат просьбу. Нередко одно деловое письмо содержит несколько просьб - однотипных актов, представляющих также многоаспектную структуру.

Просьба может излагаться от первого лица единственного числа («Прошу…»); от первого лица множественного числа («Просим…»); от третьего лица единственного  числа («Фирма просит…») и от третьего лица множественного числа. Письмо - просьба может и не содержать ключевого слова «просим». Оно может начинаться с атрибута вежливости «пожалуйста» («Пожалуйста, сообщите нам о…»). Иногда просьба выражается словами пожелания («Мы хотели бы получить…»).

3.1.2 Сопроводительное письмо

Сопроводительное письмо составляется для сообщения адресату о направлении каких-либо документов или материальных ценностей (например, о посылке контрактов, спецификаций, каталогов, протоколов, образцов товара, грузов). Подобного рода письмо оправдывает себя в тех случаях, когда содержит дополнительные разъяснения к приложенному документу. В них указывается, для чего направлен основной документ, что с ним нужно делать и в какие сроки (например, принять к сведению, подписать, заверить печатью и возвратить и т.д.). В этом письме адресата информируют также о том, что за данными документами последуют и другие.

3.1.3 Письмо - сообщение

Такие письма отправляются при необходимости сообщения (извещения, уведомления, информирования) о каких-либо событиях или фактах, представляющих взаимный интерес (например, сообщение о прибытии делегации, назначение деловой встречи, посещении завода-поставщика, проведении переговоров, об отгрузке товаров и т.п. Такие письма наиболее ярко представляют жанровую разновидность информационного письма.

Объем информационного  письма может варьировать от размеров обычной справки, состоящей из одного предложения, до сообщения, занимающего  несколько страниц.

К разновидностям информационных писем относят рекламно-информационные письма, письма-заявления, письма-напоминания и др.

3.1.4 Письмо - подтверждение

Направление письма - подтверждения  является одним из проявлений этической  культуры деловых людей. В этих письмах  подтверждается получение документов, материалов-писем, телексов, спецификаций, прейскурантов, каталогов, образцов изделий, а также телеграммы или состоявшегося телефонного разговора. Такое письмо избавляет от сомнений в том, что послание дошло до адресата.

В отдельных случаях  необходимо изложить вкратце содержание того письма или документа, на который ссылаются, чтобы было ясно, о каком документе идет речь.

Ключевым словом письма - подтверждения является слово «подтверждаем» или фразы - клише типа: «Мы получили Ваше письмо, в котором Вы сообщаете…», «Мы получили Ваш заказ…», «Подтверждаем получение Вашего письма от…(за №…) со всеми приложениями…», «Настоящим подтверждаем, что нами получено Ваше письмо от…(за №…) и сообщаем…»

Письмо - подтверждение (Приложение 2) может заканчиваться просьбой, предложением, пожеланием и т.д.

3.1.5 Письмо - напоминание

Письмо - напоминание (Приложение 3) следует направлять тогда, когда  не удается с помощью переговоров  или личного контакта получить необходимый  ответ или добиться принятия нужного  решения. Письмо - напоминание, как правило, состоит из двух логических элементов: напоминания о выполнении принятых решений, договоренностей и указания мер, которые будут приняты в случае их невыполнения.

Ключевыми письма - напоминания  являются слова, образованные от глагола «напоминать». Например: «Мы вынуждены напомнить Вам о …», «Настоящим еще раз напоминаем …».

Помета «вторично», помещаемая на поле письма, уже указывает на факт напоминания. Такая помета ставиться  в тех случаях, когда отправитель  допускает возможность, что адресат еще не получил письма, адресованного ранее, по не зависящим от него причинам. В этих случаях дословно воспроизводится текст отправленного ранее письма, которое может начинаться со слов: «Вторично посылаем Вам …».

Кроме напоминания в  таких письмах часто содержатся требования выполнить те или иные обязательства.

Стандартные выражения  письма - напоминания:

- Напоминаем, что…

- Вторично ставим Вас  в известность…

- Считаем, необходимым  еще раз обратить Ваше внимание…

- По истечении… срока  наше предложение теряет силу…

3.1.6 Письмо - приглашение

Направляется по случаю проведения различных официальных  мероприятий (совещаний, заседаний, конференций, семинаров, собраний, выставок и др.), а также деловых приемов (завтраков, обедов, фуршетов и т.д.). При обсуждении на деловых заседаниях каких-то проектов они направляются вместе с письмом для ознакомления или изучения. В приглашениях на заседания указываются дата, место их проведения и повестка дня с должностями, званиями и фамилиями докладчиков и содокладчиков.

Письмо-приглашение может  быть адресовано конкретному лицу, или нескольким лицам, или массовому  адресату. При официальном приглашении  большого количества людей используются как полностью готовые, так и  тексты-трафареты. Однако, следует иметь  в виду, что приглашение, направляемое конкретному лицу, должно отправляться по почте, особенно в торжественных случаях. В остальных же случаях можно использовать факс и Интернет. Ключевым словом таких писем является слово «приглашаем», а этикетные формы: «Просим принять участие …», «Имеем честь пригласить …».

Реагированием на приглашения  на конференции, семинары, официальные  деловые приемы являются письма-ответы. В них сообщается, что адресат  с благодарностью принимает приглашение, если же он вынужден отказаться, то указывает причину отказа.

3.1.7 Письмо - благодарность

Данное письмо направляется для выражения благодарности  за что-либо (например, за полученное письмо, каталог, приглашение, участие в  каком-либо мероприятии, спонсорскую  помощь, гостеприимство и т.п.). Чаще всего подобные письма имеют персональную адресацию. Написание их обусловлено требованиями этикета и совершенно необходимо с точки зрения перспективного сотрудничества.

Ключевыми словами таких  писем являются: «благодарим», «благодарю», а этическими формами: «Мы признательны Вам …», «Выражаем Вам нашу благодарность …», «Я хотел бы поблагодарить Вас за …».

Благодарность может  сочетаться с пожеланиями, напоминаниями  и т.д.

3.1.8 Поздравительное письмо

Эти письма составляются по случаю национальных праздников, юбилеев фирм или отдельных деловых людей, избрания или назначения на должность и т.д.

Стереотипными этикетными формами поздравления являются: «Поздравляем Вас …», «Разрешите поздравить Вас  …», «Примите наши приветствия и  поздравления …». Поздравления сочетаются с добрыми пожеланиями (успехов, крепкого здоровья, благополучия процветания и т.п.). В этих письмах могут содержаться благодарности за тесное сотрудничество, выражение надежд на налаживание или продолжение сотрудничества.

3.1.9 Письмо - соболезнование

В письмах-соболезнованиях  выражают скорбь по случаю чьей-то смерти. Здесь уместны следующие фразы-клише: «Мы глубоко опечалены известием  о смерти …», «Выражаем глубокую скорбь по случаю кончины …», «Примите наши глубокие соболезнования …». Часто письмо-соболезнование заканчивается словами: «Светлая память о … навсегда останется в наших сердцах». В скорбном послании, адресованном фирме, просят передать соболезнование семье (родным) покойного.

3.1.10 Гарантийное письмо

В данных письмах подтверждаются условия делового сотрудничества, даются обещания, берутся обязательства.

Письмо-гарантия часто  содержит не только заверение в каком-то действии (например, плата за выполненную  работу, сроки ее выполнения, качество выполнения работ, качество товара, сроки его поставки, оплата полученной продукции и т.п.), но и сообщение о сроке, на который распространяется гарантия, об обязательствах фирмы или делового человека в случае обнаружения дефектов в товаре, нежелательных последствий услуги, невыполнения договора.

Эти аспекты могут  составить содержание целого письма или войти в текст письма в  качестве его составляющей.

Ключевыми словами в  них являются слова «гарантируем», «фирма гарантирует». Гарантийные письма носят, подчеркнуто юридический  характер, соответствую по статусу документам договорного характера.

3.2 Виды коммерческих деловых писем

Коммерческие  письма составляются при заключении и выполнении коммерческой сделки от имени юридических лиц и часто имеют правовую силу. Коммерческая переписка решает вопросы сбыта продукции (услуг) и снабжения. От того, насколько грамотно и убедительно составлено коммерческое письмо, зависит, в конечном итоге, успех будущей сделки. К чисто коммерческим видам деловой корреспонденции относятся: письма - запросы, письма - предложения (оферта), письма - заказы, письма - претензия (рекламация) и ответы на эти виды писем.

3.2.1 Запрос и ответ на него

Письмо - запрос направляется в тех случаях, когда невозможно решить вопрос лично или по телефону. Оно обычно используется в деловых  взаимоотношениях между различными юридическими лицами, имеющими свой расчетный счет в банке.

Информация о работе Русское деловое письмо