Современное государственное регулирование делопроизводства и документооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:09, реферат

Описание работы

В настоящее время регламентация документирования, организации и технологии документационного обеспечения управления ведется в нескольких направлениях: законодательное регулирование, стандартизация, разработка нормативных и нормативно-методических документов общегосударственного действия.

Содержание

Современное государственное регулирование делопроизводства.

- Законодательное регулирование делопроизводства.

- Нормативно-методическое регулирование делопроизводства.
Организация документооборота.

- Проблема совершенствования документооборота.

- Понятие «документооборот», его развитие и нормативно-методическая регламентация.

- Основные правила организации документооборота в учреждении.

- Прием, обработка и распределение поступающих документов.

- Порядок направления на исполнение и работы исполнителя с документами.

- Правила обработки исходящих документов.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ДУД.docx

— 52.63 Кб (Скачать)

Порядок направления  на исполнение и работы исполнителя  с документами

Из экспедиции документы, адресованные руководству, передаются в службу делопроизводства для регистрации и подготовки рассмотрения документов руководителем.

Документы, адресованные в структурные подразделения, направляются в их секретариаты для тех же операций.

На этапе движения от первичной обработки до поступления  на исполнение документы проходят несколько  инстанций, количество которых зависит  от структуры организации, распределения  обязанностей между руководством, степени  самостоятельности структурных  подразделений, технологии регистрации  и общей организации делопроизводства. В организациях с небольшими штатами  сотрудников документ передается исполнителю  практически сразу после рассмотрения руководителем. В крупных организациях с многоступенчатой структурой движение документов от получения до исполнителя  будет проходить последовательно  от руководителя (заместителя) организации к руководителям сначала крупных структурных подразделений (например, главных управлений), затем более мелких (отделы). Сроки прохождения документов увеличивает и «ожидание» рассмотрения документов руководителями, которые в силу занятости или информационной перегрузки не успевают регулировать направление документов. Такие операции, как регистрация до­кументов и контроль за сроками их исполнения, могут значительно увеличивать время доставки документов исполнителю и самого процесса исполнения. Если регистрация документов централизована и однократна (т.е. один документ в пределах одной организации регистрируется один раз), документ попадет к исполнителю быстрее. Если регистрация проводится в канцелярии, а затем повторно в структурных подразделениях, то время движения документа увеличивается.

С 1970-х годов получила широкое распространение методика предварительного рассмотрения документов. Предварительное рассмотрение документов проводится секретарем-референтом руководителя, его помощником или одним из работников службы делопроизводства. Требования к этим сотрудникам — высокая  квалификация, достаточный стаж работы, знание состояния дел организации, а также доверие к ним руководителя. Предварительное рассмотрение состоит  в просмотре всех поступивших  на имя руководства документов. При  этом секретарь-референт выявляет документацию, которая должна быть представлена руководителю в обязательном порядке — документы  по принципиальным вопросам деятельности, имеющие важное значение в связи со сложившейся ситуацией, требующие координации работы структурных подразделений и т.д. Перечень таких вопросов может быть составлен самим руководителем. Назначение процедуры предварительного рассмотрения документов — в освобождении руководителя от просмотра всего объема документов, среди которых имеется типовая документация, не требующая его компетенции, не имеющая принципиального характера. Предварительное рассмотрение ликвидирует «узкие» места в движении входящего документопотока, скопление документов на столе руководителя, что предотвращает увеличение сроков рассмотрения и возможные срывы исполнения в необходимые сроки.

Основным критерием, влияющим на движение документов к  исполнителю, является содержание документа, поэтому референт должен иметь четкие представления о положении дел  в организации, хорошо знать распределение  обязанностей между руководством, функции  структурных подразделений, функции  и специализацию отдельных сотрудников.

Предварительное рассмотрение проводится непосредственно после  первичной обработки документов и значительно ускоряет движение документов, так как существенная часть их передается в структурные  подразделения, минуя рассмотрение у руководителя. Отобранный массив документов «спускается» на следующий  уровень управленческой структуры, т.е. документы попадают к исполнителю уже в день их поступления в организацию.

Рассмотрение документов руководителем организуется в этом случае более рационально — к  нему попадают документы, которые имеют  принципиально важное значение. Практикуется доклад руководителю документов, в ходе которого помимо поступивших документов еще представляется подборка справочных данных или предварительной переписки.

Движение документов задается резолюцией руководителя (см. гл. 4). В зависимости от содержания и назначения поступивших документов исполнение каждого из них различное.

Постановления, решения, приказы, письма вышестоящих организаций, органов власти и управления не всегда требуют письменного ответа —  они необходимы для ознакомления, со­держат инструкции по выполнению каких-то операций или действий. Их исполнение будет состоять в принятии указаний к действию. Для этого секретариат или канцелярия проводит ознакомление с документом необходимого круга сотрудников. Визы ознакомления с документом проставляются в левом нижнем углу на обороте последнего листа документа или на листах ознакомления. На документе делается отметка «Принято к сведению» или «Принято к руководству», ставится подпись лица, которое проводило ознакомление, дата и номер дела, в котором документ будет храниться.

Сводки, отчеты, заявки, информационные письма и другие документы, не требующие письменного ответа, передаются специалистам функциональных подразделений, которые используют их в оперативной работе, а затем  списывают в дело, делая отметки  «Включено в план», «Включено  в отчет», и подшивают в дела.

Наибольшее внимание исполнителя занимают документы, которые  требуют ответа.

Исполнение документа  начинается со сбора информации по вопросу. Анализ собранной информации позволяет определить, достаточны ли ее объем и качество (достоверность, актуальность, объективность). На этом этапе исполнитель особенно нуждается  в документационном обеспечении  своей деятельности, в использовании  информационно-поисковой системы  по документам организации и самих  документов, т.е. в рациональной системе  хранения документов. Свои соображения  по характеру исполнения документа  исполнитель представляет руководителю либо в устной, либо в письменной (представляя проект ответного документа) форме.

Проект документа  проходит этап согласования — сбора  виз руководителей структурных  подразделений и специалистов, которые  выражают свое согласие с содержанием  документа. Процесс согласования может  быть организован в виде рассылки необходимого количества экземпляров проекта документа для сбора замечаний и предложений — так называемое параллельное согласование. Однако иногда требуется последовательное согласование, в соответствии с функциями структурных подразделений.

Принципиальные изменения  в процессах визирования могут  происходить при наличии в  организации локальной компьютерной сети. Такая сеть позволяет осуществлять обмен информацией между структурными подразделениями и отдельными автоматизированными  рабочими местами. Документ может создаваться  в электронной форме и передаваться для редактирования, получения заключения, визирования. Технические возможности  компьютерных технологий позволяют  изменить прежние методы работы, но тут возникают организационные  трудности из-за проблемы доступа  к информации. Часть сотрудников  имеет ограниченный доступ (право  чтения, право копирования, право  внесения изменений) только к строго нормированным массивам. Полный доступ ко всем документам организации могут иметь только руководитель, его доверенное лицо, руководство службы делопроизводства.

После получения  на проекте документа всех виз  документ перепечатывают с учетом сделанных  замечаний и передают на подпись  руководителю. Исполнитель, получив  эту подпись, передает документ на регистрацию, снимает его с контроля и передает на отправку в службу делопроизводства. Если адресат подготовленного документа  является новым партнером, если их несколько, в службу делопроизводства передается также адрес или адреса. В необходимых  случаях составляется список рассылки документа. Поступивший документ, копию  отправленного документа и его проект с визами согласования исполнитель подшивает в дело, сделав соответствующие отметки об исполнении.

По такой же схеме  работает исполнитель и над инициативными  документами — запросами, уведомлениями, гарантиями, просьбами, заявками, информационными  письмами.

Таким образом, подготовка исходящих документов складывается из подготовки проекта документа, его  согласования, визирования, перепечатки, подписания, регистрации и отправки. На движение исходящих документов прежде всего оказывает влияние количество подразделений, участвующих в составлении документа, количество операций по согласованию и визированию. Кроме того, чем выше уровень подписания документа, тем больше инстанций он проходит.

Подготовка и оформление внутренних документов организуется так  же, как и исходящих. На этапе исполнения маршруты их движения совпадают с  входящим документопотоком. Напри­мер, докладные записки рассматриваются руководителем на общих основаниях. Отличия имеются в подготовке распорядительных документов. Приказы по основной деятельности должны согласовываться в юридическом отделе, приказы по личному составу должны готовить отделы кадров с соблюдением трудового законодательства, решения коллегиального органа — специальный аппарат (секретариат коллегии).

Правила обработки  исходящих документов

Документы, отправляемые организацией, в том числе на машинных носителях, проходят сортировку, упаковку, оформление почтового отправления  и сдачу в отделение связи.

Обработка и отправка осуществляются централизованно экспедицией, участком канцелярии или секретарем в соответствии с действующими Почтовыми правилами. Экспедиция принимает документы для отправки полностью оформленными, подписанными, зарегистрированными, с отметкой о категории отправления. Служба делопроизводства проверяет правильность оформления документов, наличие указанных в документе приложений, соответствие количества экземпляров количеству адресатов, даты подписания, регистрации и отправки.

Неоформленные или  неправильно оформленные документы  возвращаются исполнителям на доработку  в структурные подразделения.

На заказную корреспонденцию  сотрудники делопроизводства составляют опись рассылки, на которой в экспедиции проставляется фамилия сотрудника и дата отправки.

Документы на машинных носителях принимаются к отправке в упаковке, соответствующей техническим  требованиям, при наличии сопроводительного  письма, оформленного и зарегист­рированного в установленном порядке.

Документы, переданные на отправку, обрабатываются и отправляются в тот же день или не позднее  первой половины следующего рабочего дня. 
 
 
 

Литература: 

1.  Кодекс законов  о труде Российской Федерации.

2.  Закон Российской  Федерации от 25 октября 1991 г. №  1807-1 «О языках народов Российской  Федерации» (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г.).

3.  Андреева В.И.  Делопроизводство. Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000, 187 с.

4.  Примерное положение о Центральной экспертной комиссии (ЦЭК) министерства, ведомства Российской Федерации. Утверждено приказом Росархива от 17.03.1998 № 19.

5.  Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. —М.. Росархив,1994.

6.  Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Унифицированные формы, инструктивные и методические материалы по их применению. — М., 1982.

7.  Управленческие документы постоянною срока хранения, образующиеся в деятельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов). Справочное пособие. — М.: ВНИИДАД, 1996 г. 
 
 
 

Информация о работе Современное государственное регулирование делопроизводства и документооборота