Анализ взаимоотношений США и ЕС в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ взаимоотношений США и ЕС в современном мире.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю создания и цели Европейского Союза на мировой арене.
2. Проанализировать исторические предпосылки формирования трансатлантических отношений в биполярном мире.
3. Определить основные аспекты развития институционального сотрудничества США и стран Европы в сфере безопасности.
4. Обосновать основные состояния взаимоотношений ЕС и США на современном этапе.

Содержание

Введение
Глава 1 Европейский союз на мировой арене
1.1 История создания и цели Европейского союза
1.2 Общая европейская политика в сфере безопасности и обороны
Глава 2 История взаимодействия США и ЕС
2.1 Исторические предпосылки формирования трансатлантических отношений в биполярном мире
2.2 Основные аспекты развития институционального сотрудничества США и стран Европы в сфере безопасности
2.3 Экономические преимущества
Глава 3 Современные состояние взаимоотношений ЕС и США
3.1 Торговые взаимоотношения
3.2 Политические интересы США и ЕС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа EU.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

2.3 Экономические  преимущества

Нельзя упрощать и проблему, касающуюся сравнения  экономических потенциалов США  и Западной Европы, в частности стран Евросоюза. Эта проблема становится понятнее, если ее рассмотреть в историческом ракурсе. Прежде всего бросается в глаза очевидный факт: преимущества США в темпах экономического роста более всего проявились в годы Первой и Второй мировых войн, принесших огромные потери европейской экономике. Наиболее перспективным из предпринятых проектов европейской политики, способным существенным образом повысить роль Европы в геополитическом процессе, является в первую очередь решение о расширении ЕС. Разумеется, этот процесс должен быть максимально взвешенным и осторожным. Но он уже приобрел необратимый характер и обязательно станет ощутимым фактором дальнейшей консолидации европейских наций. В этой связи имеет значение следующее: несмотря на существующие сложности, все конструктивнее становятся отношения ЕС и Украины, которая занимает одно из ключевых мест на Европейском континенте и искренне пытается внести свой посильный вклад в развитие общеевропейской интеграции, становление Большой Европы как целостной геополитической величины.

Ныне Евросоюз —  одна из самых мощных интеграционных зон мира. ЕС объединяет страны с  населением 370 млн. чел. Его экономический  потенциал почти такой же, а  по отдельным направлениям превышает  экономический потенциал США. Он определяется следующими параметрами: ВВП — около 10 трлн. долл., 22% мирового промышленного производства. ЕС неустанно прогрессирует. Это касается прежде всего социальной политики, где не только сохраняются, но и углубляются принципы социально-рыночной экономической политики, внедренной в послевоенные годы в Германии одним из известнейших экономистов Запада, канцлером этой страны Л. Эрхардом.

Еще в 1989 году Европейским  Союзом была утверждена Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества. Следующим шагом отработки базовых  принципов общей социальной политики стало принятие в 1993 году Белой книги  «О возрастании конкурентоспособности  и занятости: раздумья для Союза». На Маастрихтском саммите 1992 года социальную политику выделили в самостоятельное направление деятельности ЕС, а в 1997-м соответствующий Протокол стал составной частью Амстердамского договора о Европейском Союзе.

Для западноевропейской модели экономики характерна также более высокая в сравнении с США степень открытости. На протяжении почти всей своей истории США были страной высоких протекционистских тарифов. Особенно это касается 20-х годов, а также послевоенного периода, когда решался вопрос о стимулировании внутреннего рынка. Ныне ЕС является неоспоримым лидером мировой торговли, обеспечивает почти 40% мирового экспорта, тогда как США — менее 12,3% (в 1948 году — 22%).

Страны ЕС занимают господствующие позиции и в экспорте капитала, они являются, по сути, определяющим инвестиционным центром мировой экономики. Если в 1967 году США обеспечивали 50,4% мирового объема прямых инвестиций, то в 1999-м лишь одна страна Европы — Великобритания — инвестирует больше, чем американские инвесторы. На протяжении 90-х годов пять самых больших европейских инвесторов — Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и Швеция — обеспечивали 80% общего объема экспорта иностранного капитала.

Также важно учитывать  и значительно более высокую  самодостаточность экономической системы ЕС в сравнении со США и Японией. Если в 1958 году на внутреннюю торговлю стран Европы приходилось всего 36% внешнего товарооборота, то ныне — 62—65%. И наоборот, наиболее уязвимой стороной США является их все возрастающая зависимость от геополитической ситуации, в частности и мировой конъюнктуры[19].

Последние десятилетия  характеризуются существенным прогрессом европейской банковской системы. Дают о себе знать ее более глубокая дифференциация, наличие значительно более широкого, нежели в США, рынка свободных финансовых ресурсов. Убедительным свидетельством этого является следующая статистика: в 1998 году в странах ЕС и Швейцарии было сосредоточено 38,9% всех мировых банковских депозитов, тогда как на США приходилось всего 14,4%. Соответствующая динамика подтверждается и соотношением валютных резервов: в странах еврозоны они почти в четыре раза выше, чем в США.

Нельзя упрощенно  подходить и к сравнению научно-технических потенциалов США и Европы, хотя преимущества Америки в этой сфере остаются неопровержимыми. Тем не менее логика постиндустриального развития в большей мере отвечает базовым принципам европейской экономики, прежде всего модели не сугубо рыночной, а социально-рыночной экономики, сформировавшейся и усовершенствовавшейся на территории Западной Европы.

Среди других геополитических  проектов европейской стратегии  выделим следующие.

Во-первых, создание общеевропейской валюты. Это один из самых весомых факторов, который при условии грамотной денежно-кредитной политики способен подорвать экономические устои однополярной структуры современного мира и повлечь за собой образование многополярной хозяйственной международной среды.

Во-вторых, ситуация развивается таким образом, что уже в ближайшей перспективе Европа может превратиться в признанный центр мировой экологической политики. Это также очень важный фактор укрепления ее геополитических позиций, ведь современный цивилизационный прогресс без эффективной экологической составной не имеет и не может иметь перспективу.

В-третьих, конструктивность отношений со странами «третьего  мира». Большинство из них все  более разочаровываются и в американской модели развития, и в политике США  по отношению к соответствующим государствам. Подчеркнем: Европейский Союз и США, по сути, воплощают две качественно различные между собой стратегии взаимодействия западной цивилизации с внешним миром. В соответствии со своими базовыми принципами страны ЕС стремятся максимально поддержать устойчивый экономический и социальный прогресс развивающихся стран. Только в 1999 году они направили на программы соответствующей помощи упомянутым странам 26,8 млрд. долл. — в три раза больше, чем США. По данным Дж.Сороса, в 2000 году часть донорской помощи составляла лишь 0,1% ВВП США. По этому показателю США занимают последнее место среди развитых стран[20].

Швеция, Нидерланды и Дания оказались лидерами по объемам указанных ассигнований в расчете на душу населения своих стран — 190, 203 и 331 долл., тогда как в США этот показатель составляет 33 долл. Наконец речь идет о принципах отношений, которые могут в перспективе стать основой глобализационных процессов, отношений постиндустриального Запада со странами периферии.

Эти и прочие аналогичные  процессы являются свидетельством глубоких системных изменений, не только сказавшихся  на старте нового тысячелетия, но и  все активнее пробивающих себе дорогу на поприще геополитических отношений. Чрезвычайно важным в этом является то, что эпицентр конструктивности в мировой политике постепенно перемещается из США в Европу. Это порождает у европейцев не только оптимизм, но и уверенность в своих действиях. Как заявил во время визита в Россию (апрель 2002 года) премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, «мы хотим, чтобы в будущем было только мирное соревнование — Соединенных Штатов, с одной стороны, и очень сильного субъекта — Большой Европы — с другой»[21]. Имея огромный общественный потенциал и многолетний опыт конструктивного развития межгосударственных отношений, страны Старого Света способны полностью реализовать эти идеи, придав таким образом мировому цивилизационному процессу новые ощутимые импульсы.  

 

Глава 3 Современные состояние  взаимоотношений  ЕС и США  

3.1 Торговые  взаимоотношения

ЕС является одним  из важнейших экономических партнеров  США. Торгово-экономические отношения  США с Западной Европой складываются непросто. Главный раздражителем являются чрезмерно высокие, по мнению Вашингтона, протекционистские барьеры в ЕС, прежде всего нетарифного характера, препятствующие наращиванию американских поставок на этот рынок. В результате доля всех западноевропейских стран в общем экспорте США составляет всего около 22% и постепенно снижается. Существовавшее еще в начале 90-х гг. положительное для США сальдо торговли с этим регионом сменилось постоянно растущим пассивом, достигшим в 1998 г. 20 млрд.долл. Конкретными проявлениями торговых противоречий между американцами и европейцами в 1997-98 гг. стали ожесточенные споры по поводу поставок говядины, пушнины, зерна, бананов и другой продукции.

В середине января 2002 г. Апелляционный суд при вто  вынес решение в споре между  ес и сша о зарубежных торговых корпорациях ("foreign sales corporation" - "fsc") в пользу европейского союза. В соответствии с данным решением налоговые льготы, предоставляемые американским компаниям в рамках закона об экстерриториальном доходе ("extraterritorial income exclusion act"), принятого в 2000 г. Вместо закона о зарубежных торговых корпорациях, являются незаконными "скрытыми" субсидиями. Европейский союз обратился в вто с жалобой по поводу вышеназванного закона еще в 1998 г. С тех пор обеими сторонами были предприняты попытки урегулировать проблему. Однако это не привело к разрешению конфликта[22].

Решение вто может  серьезно ухудшить торговые отношения  между сша и ес, так как европейский союз получит право ввести жесткие торговые санкции в отношении сша, если к апрелю текущего года последние не отменят экспортные субсидии. В ноябре 2000 г. Ес уже опубликовал общий список импортируемых из сша товаров, на которые может быть введена 100%-ная пошлина. Но введение карательных пошлин, подчеркивают эксперты, может иметь негативные последствия не только для сша, но и для стран ес, так как эта мера приведет к росту цен в западной Европе на товары, попавшие под вышеназванные пошлины, и будет способствовать повышению инфляции. К тому же в ответ на введение 100%-ных тарифов сша могут принять адекватные меры в отношении европейского союза (например, действующей в ес программы сельскохозяйственных субсидий)[23].

По словам представителей европейской комиссии, ес может получить компенсацию не в виде 100%-ных импортных  тарифов, а в другой форме, например, потребовав от сша снижения тарифов  на ввоз ряда товаров и услуг стран ес в соединенные штаты, а также либерализации условий деятельности западноевропейских компаний на американском рынке.

Комиссар по торговле ес п. Лами заявил, что европейская  сторона ожидает скорейшего и  окончательного решения соединенными штатами проблемы субсидий.

Однако представители  администрации сша не выражают готовность внести кардинальные изменения в  систему налогообложения корпораций. По словам торгового представителя  Зеллика, Соединенные Штаты намерены продолжать сотрудничество с ес в  поисках способов урегулирования и разрешения данного конфликта. Если администрация сша изменит закон о налогообложении корпораций, просто отменив экспортные субсидии, которые американские экспортеры получают в рамках "extraterritorial income exclusion act", это вызовет активное сопротивление со стороны крупнейших американских корпораций (таких как "boeing", "microsoft", "motorola"), деятельность которых подпадает под вышеназванный закон.

Преимущества от указанного закона имели и многие европейские транснациональные  корпорации.

Конфликт между  европейским союзом и соединенными штатами по вопросу экспортных субсидий начался еще в 70-е годы, после  того как в 1971 г. Конгресс сша с  целью стимулирования экспорта и  снижения дефицита внешней торговли принял "domestic international sale corporation ("disc") act", освобождавший от налога часть прибыли, полученной американскими компаниями за рубежом. После того как гатт (в настоящее время - вто) в 1976 г. Вынесла решение о том, что такая практика является незаконной и представляет собой выделение запрещенных экспортных субсидий, сша в 1984 г. Заменили "disc" на "foreign sales corporations ("fsc") act". В 1998 г. Всемирная торговая организация, в которую обратилось с жалобой руководство ес, пришла к выводу о том, что деятельность "fsc" противоречит принципам международной торговли.

Принятый конгрессом сша в 2000 г. вместо "fsc" "extraterritorial income exclusion act", по мнению руководства  ес, ничуть не лучше, а, может быть, даже хуже предыдущего закона. В соответствии с ним снижается сумма, которая освобождается от федерального налога на корпоративные доходы, но в то же время значительно увеличивается число компаний, которые могут получить частичное освобождение от налога.

Всемирная торговая организация поддержала протест  европейского союза и в настоящее время занимается подсчетом ущерба, который был нанесен странам ес в результате действия закона, в рамках которого американские корпорации получали экспортные субсидии.

Сокращение возможностей для американского экспорта товаров  и капиталов в Азии под воздействием финансового кризиса еще более подстегивают США в поиске путей укрепления экономических связей с Европой.

На долю промышленных товаров приходится около 80% общего импорта стран ЕС из США. Производственное и транспортное оборудование — наиболее важная группа товаров, импортируемых из США, на нее в 2005 г. пришлось около 1/2 совокупного импорта стран ЕС из США. Импорт сырья составляет 13,5% общего импорта стран ЕС из США[24].

Импорт ЕС из США, к которым относятся офисное  оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и электрооборудование, составляет около 30% общего импорта  стран ЕС из США. Импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет 37% общего импорта стран ЕС этого товара. К товарам, потребность в импорте которых удовлетворяется в большой степени за счет импорта из США, относятся масленичные (49% всего импорта этого товара в страны ЕС обеспечивается за счет импорта из США), измерительные инструменты (48,4%), химические материалы и продукты, (ранее нигде не классифицированные) (44,4%), электрогенераторы (43,9%) и прочее транспортное оборудование (43%).

Информация о работе Анализ взаимоотношений США и ЕС в современном мире