Физическая культура в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 06:22, реферат

Описание работы

Воспитание – это комплексный процесс одновременного развития интеллектуальных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового и патриотического воспитания.
Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг человека.

Содержание

Введение 3
1. Значение физической культуры в современном обществе и влияние на сохранение нации 4
2. Роль физической культуры в воспитании 6
3. Пути улучшения физического воспитания 9
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

реферат физкул в современн мире.docx

— 35.30 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                                3

1. Значение физической  культуры в современном обществе  и влияние на сохранение нации                                                                                                 4

2. Роль физической культуры  в воспитании                                                      6

3. Пути улучшения физического  воспитания                                                    9

Заключение                                                                                                         12

Список литературы                                                                                            13

 

 

Введение

 

Воспитание – это комплексный  процесс одновременного развития интеллектуальных, эстетических начал в человеке, формирования его мировоззрения и идейно-политических взглядов, решения задач трудового  и патриотического воспитания.

Физическая культура, решая  свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает  активное воздействие на все стороны  воспитания личности, и, прежде всего  на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими  упражнениями – это нравственный долг человека.

Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно  к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует умственному развитию, интеллектуальному  совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано  благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.

Каждая часть физической культуры своими специфическими формами  и методами осуществляет идейно-политическое воспитание занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием и другими социальными и демографическими характеристиками.

Цель данной работы –  рассмотреть физическое воспитание.

Задачи:

- выявить значение физической культуры в современном обществе и ее влияние на сохранение нации;

- рассмотреть роль физической культуры в воспитании;

- выявить пути улучшения физического воспитания.

 

 

1. Значение физической  культуры в современном обществе и влияние на сохранение нации.

 

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально  входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность  производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые  в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут  быть только движения, специально подбираемые  для воздействия на различные  органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем  их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший  вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость  легких у них выше. (Жизненная  емкость легких — наибольший объем  выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно — 62,3 и 52,8 кг(1).

Занятия физкультурой и спортом  тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при  занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь  физическими упражнениями. Если имеются  нарушения со стороны сердечно - сосудистой системы, упражнения, требующие  существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует  на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов  и систем, в результате чего расходуются  энергетические ресурсы, повышается подвижность  нервных процессов, укрепляются  мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в  результате этого достигается такое  состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее  недоступными результаты в разных видах  физических упражнений становятся нормой(2).

На основе постановлений  в результате многолетнего опыта  работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены  физических упражнений и спорта. Это  изучение и оздоровление условий  внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и  спортом, и разработка гигиенических  мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а  на весь организм в целом. Однако совершенствование  функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения  в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании  функций дыхательного аппарата. В  тесном взаимодействии с органами дыхания  совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

 

2. Роль физической  культуры в воспитании.

 

Одним из важнейших видов  деятельности человека является его  самосовершенствование, физическое, интеллектуальное и нравственное самовоспитание.

Целеустремленность личности, целенаправленность ее деятельности, ее побудительные причины и мотивы могут формироваться как в  результате организованного воздействия  воспитания, так и стихийно, нецеленаправленно, под воздействием социально вредных  факторов, таких как эгоизм, нечестность, стяжательство, лень и т.п.

Неблагоприятное, одностороннее  воздействие таких нежелательных  факторов, тормозящих развитие положительных  начал личности, может устраняться  полностью только в процессе организованного  и грамотного педагогического воздействия.

Человек может действовать  неодинаково и с разным успехом  в одной и той же ситуации в  зависимости от того, какими мотивами - социально значимыми или сугубо эгоистичными он руководствуется.

Целенаправленное, организованное воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с  требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая  в процессе учения основами научных  знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой  форме деятельности - трудовой, к  тому, чтобы внести свой вклад в  создание материальных и духовных ценностей  общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также  наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение(3).

Самовоспитание – это  активная творческая деятельность личности, имеющая своей целью совершенствование  физических, интеллектуальных, духовных качеств, воли, настойчивости, борьбу против собственных отрицательных качеств  и недостатков. Самовоспитание –  это составная часть и результат  общего воспитания и всего процесса физического и духовного развития человека. В основе его лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании  форм тела, в различных проявлениях  социальной активности. Но эта потребность  возникает только при достаточно высоком развитии сознания, умении осуществлять самооценку и самоанализ, при желании и стремлении к  самоутверждению. Все эти качества формируются как стихийно, в процессе накопления жизненного опыта, так и  под воздействием целенаправленного  воспитания.

Здесь огромную помощь может  оказать педагог, который раскрывает роль в самовоспитании таких методов, как самовнушение, умение критически посмотреть на себя как бы со стороны, самообязательство, самоконтроль и  т.п. Очень важно сформировать у занимающихся представление об идеалах.

Большое значение приобретают  самообразование, поиски литературных советов и рекомендаций для осуществления  желаний и достижения цели.

Многочисленные стороны  воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Физическая культура, решая  свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает  активное воздействие на все стороны  воспитания личности, и, прежде всего  на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими  упражнениями – это нравственный долг человека.

Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно  к своим индивидуальным возможностям и условиям. Все это способствует умственному развитию, интеллектуальному  совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано  благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.

Каждая часть физической культуры своими специфическими формами  и методами осуществляет идейно-политическое воспитание, занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием и другими социальными и демографическими характеристиками.

Нравственное воспитание в области физической культуры направленно  на формирование таких качеств как  патриотизм, коллективизм, чувство  ответственности за своё поведение, умение подчинить личные интересы интересам  коллектива и др. Задачей нравственного  воспитания является воспитание волевых  качеств личности. Целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность  и инициативность, смелость и решительность, дисциплинированность, способность  преодолевать трудности, и другие черты  характера успешно вырабатываются в процессе занятий физической культурой и спортом(4).

Интеллектуальное воспитание и развитие в области физической культуры характеризуется двумя  особенностями. Во-первых, способствуют активизации интеллектуальной деятельности. Во-вторых, деятельность, требует определенных знаний, как общего, так и конкретного  характера.

Спортивная деятельность требует конструкторских, технических  и некоторых других умений и навыков, связанных с умственной деятельностью.

Физическая культура предоставляет  неограниченные возможности для  эстетического воспитания личности. Воспитание умения воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого  тела, в совершенстве его линий  и форм, развитии силы, ловкости, гибкости, в проявлении высоких образцов воли, характера, упорства, мужества и смелости.

Умение понимать прекрасное, желание и умение создавать это  прекрасное. В разработке и создании эстетически безупречного инвентаря  и оборудования, спортивной обуви  и одежды, в красочных сценариях  спортивных праздников и соревнований.

 

3. Пути улучшения  физического воспитания.

 

Формирование личности ребенка  – это, прежде всего, формирование его  характера. Типические, закрепленные в  характере, свойства влияют и на опыт личности, и на ее направленность, и  на поведение человека в целом.

Информация о работе Физическая культура в современном мире