Балканы, как пороховой погреб Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

С начала 2008 года по радио, телевидению, в газетах и Интернете говорят о проблеме отделения Косова. Вокруг этой темы очень много споров и разногласий, но все сходятся в одном мнении – эта проблема может подорвать и так хрупкую стабильность в нашем мире. Любое заявление и решение может привести не только к беспорядкам, но и реальным военным действиям. Каждый раз, когда на Балканах происходят какие-нибудь движения, общественность и политики всех стран пристально устремляют свои взоры на Балканский полуостров. Это объяснимо. На протяжении многих веков эти страны втягивают в свои национальные конфликты великие державы, а так же именно они дают повод для развязывания войн.

Работа содержит 1 файл

курсовик по регионоведению.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

     Что касается проблемы Косова, то в 80-е годы руководство Сербии периоды введения военного положения сменяли периодами разработки новых программ решения проблемы Косово. Эти программы не включали в себя экономические (преодоление замкнутости края, изменение его экономической структуры, укрепление материальной основы самоуправления) и политические (попытки формирования краевого единства на классовой, а не на национальной основе) меры. Так, в соответствии с общеюгославской программой по косовскому вопросу, принятой в декабре 1987 г. ЦК СКЮ, было решено продолжить работу по созданию условий для опережающих темпов экономического развития края, интегрирования экономики Косово в экономику СФРЮ. А так же обеспечения края квалифицированными специалистами для работы в органах управления и правосудия, установления планового контроля над использованием средств федерального Фонда по кредитованию ускоренного развития слаборазвитых республик и автономных краев и принятия соответствующих мер по развитию культуры и образования. Ничего нового в этой программе не заключалось и эффекта в условиях тяжелого кризиса СФРЮ она иметь не могла.

.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Косовский кризис 1998 – 1999 г. 

     Наверно, одни из самых печальных страниц  в истории Югославии – это  период с 1998 по 1999 годы. Косовский кризис, между албанцами и сербами вылился в действительно крупные боевые действия, в которых пострадали невинные жители. При этом вмешательство иностранных сил не то чтобы не помогло, а просто ещё более усугубило ситуацию.

       23 февраля 1998 года, в ответ на провокацию со стороны сепаратистской Освободительной армии Косово, приведшую к гибели сербских полицейских, Белград направил в край дополнительные силы безопасности для проведения крупномасштабной полицейской акции, в которой были задействованы вертолеты и тяжелая военная техника. Впоследствии в Косово были введены отдельные подразделения Югославской народной армии, а численность внутренних войск в крае была утроена. В конце февраля 1998 г. в результате операции сербских сил безопасности были убиты мирные жители: женщины, дети, старики. Относительно этих событий отсутствуют какие-либо свидетельства, которые бы опровергали то, что это было массовое убийство. Таким образом, сербские власти также перешли к политике террора.

     Ещё  до начала операции сербских сил в феврале 1998 года, боевики Освободительной Армии Косова развернули активную деятельность. Помимо насильственного вытеснения сербов из края и блокады сербских сел среди использовавшихся террористами методов были убийства и угрозы в адрес лояльных албанцев, не желавших воевать, захват в заложники мирных жителей, нападения на посты милиции и армейские патрули. Большинство дорог в крае, контролируемых, особенно в ночное время, албанскими военизированными патрулями, стали небезопасны для передвижения. Ещё в январе 1998 г. Контактная группа по бывшей Югославии (Россия, Франция, Великобритания, Италия, США и Германия) выражала озабоченность событиями в Косово. В дальнейшем Контактная группа будет принимать активное участие в урегулировании косовской проблемы. Надо сказать, что характер действий ОАК свидетельствует о высокой степени её организации. Освободительная Армия Косова, выбрав политику насилия, безусловно, являлось одним из виновников кризиса 1998 г.

     Но  нельзя и приуменьшать вину Милошевича в этих событиях. К началу 1998 г. после выступлений оппозиции и сомнительных махинаций с конституцией страны, Милошевич оказался в непростой внутриполитической ситуации. По утверждениям многих экспертов, в случае с Косово он в очередной раз попытался использовать карту сербского национализма для удержания власти. При этом вряд ли Милошевич стремился полностью «очистить» Косово от албанского населения, сознавая, что в этом случае реакция международного сообщества могла быть максимально жёсткой. Ведь уже 9 марта Контактная группа потребовала от Милошевича в течение 10 дней вывести из Косово отряды специальной полиции и приступить к диалогу с албанцами, обеспечить возврат миссий ОБСЕ в Косово, Санджак и Войводину.

     При этом югославское и сербское руководство стремилось формально сотрудничать с международными институтами по косовскому вопросу и формально проводить переговоры с албанской стороной. 13 марта 1998 г. сербское правительство спешно созвало переговоры с представителями албанцев, которые так и не состоялись. 18 марта президент Сербии Милутинович подписал декларацию о косовской проблеме, предложив албанцам диалог и восстановление миссий ОБСЕ. 19 марта состоялись переговоры руководства СРЮ с делегацией косовских албанцев и министрами иностранных дел Франции и Германии. 23 марта было подписано соглашение о вступлении в силу соглашения по образованию. Однако, полностью оно выполнено не было. В частности, сразу после передачи ключей от приштинского университета албанцам, приказом министерства образования академический год там был завершён. Стремясь легитимизировать свой отказ от участия НАТО в урегулировании Косово, 7 апреля сербский парламент вынес этот вопрос на референдум. 23 апреля на этом референдуме 94,73% проголосовало против при явке в 73,05%.

     Вплоть  до октября 1998 г., когда основные силы боевиков ОАК были разгромлены, а  угроза бомбардировок НАТО стала  реальной, многочисленные переговоры лидеров СРЮ с западными и  российскими посредниками заканчивались  безрезультатно. 

     К 1998 г. албанское движение в Косово было разделено на 3 группировки. Первую представлял постепенно теряющий поддержку президент самопровозглашенной «республики Косово» Ибрагим Ругова. 22 марта 1998 г., при бойкоте других политических сил, Ругова вновь стал президентом «республики Косово». Однако при высоком уровне напряжённости в крае продолжение «мирной политики» Руговой становилось непопулярным. Осенью от И. Руговы отвернулся его заместитель по партии Х. Хюсени, создавший Новую демократическую лигу Косово. Освободительную армию Косово стала открыто поддерживать Независимая уния студентов, которая отозвала своего представителя из делегации для переговоров с Белградом, сформированной И. Руговой. Сторонники более радикальной линии потянулись из Демократической лиги Косово в партию А. Демачи – политическое крыло ОАК. А зачастую такая деятельность была просто опасной, ведь ОАК проводила террор в отношении политиков, «сотрудничавших с Белградом». В частности, боевиками ОАК был убит заместитель Руговы, который представлял горанских мусульман – небольшую автохтонную группу, говорившую на албанском языке. Горанские мусульмане также были одной из целей террора ОАК с целью подавить силы, считавшие горанцев не албанцами.  Вторую силу представляло "правительство Республики Косово в подполье" во главе с Буяром Букоши и со штаб-квартирой в Ульме в Германии. Эта группа объединяла большие ресурсы албанских диаспор за рубежом. Букоши, считавший продолжение переговоров «капитуляцией» также набирал популярность. Третью группу представляли военное и политическое крыло ОАК.          

     Внешнеполитические  действия косовских албанцев сводились  к встречам с различными западными  лидерами и апелляциям к их активному  вмешательству в конфликт. Но и  в этой сфере Ругова сначала тайно  и потом явно был затмлён. ОАК и её политическими структурами. Выдвигая все новые и новые условия, албанская сторона долгое время отказывалась от переговоров с Белградом, на которых настаивал Запад.

     Сначала албанцы требовали ведения переговоров  на югославском (федеральном), а не на сербском (республиканском) уровне, затем введения войск НАТО или установления международного протектората над Косово, наконец, вывода всех армейских. В общей сложности, за лето 1998 г. албанцами было сорвано 12 попыток мирных переговоров с сербской стороной. Только 14 мая американскому спецпредставителю на Балканах Ричарду Холбруку удалось организовать встречу Милошевича с Руговой, которая не принесла особых результатов. Ведущие политические силы края такие, как Парламентская партия Косово называли переговоры «предательством». Собравшийся 16 июля, парламент «республики Косово», который был разогнан и продолжил работу в подполье, поддержал действия ОАК. Ещё 1 марта Ругова призвал косовских албанцев защищать друг друга против сербской агрессии. Достичь перемирия в октябре 1998 г. удалось исключительно благодаря усилиям западных держав.       

     К весне 1998 г. Столкновения боевиков ОАК  и сербских сил безопасности приняли  характер широкомасштабных боевых действий. Зарубежная поддержка ОАК усилилась. Только за четыре дня апреля 1998 г. пограничники обнаружили семь террористических групп, некоторые состояли из нескольких сотен человек. В дополнение 7 июня правительство «республики Косово» объявило о сборе налога в 3% «в пользу независимости», который должны были платить и албанцы, проживавшие за рубежом.  

     Что касается основных боевых действий, то они  развернулись летом 1998 года. В мае югославские войска начали наступление против баз ОАК близ границы с Албанией. 17 июля ОАК берёт под контроль крупный населённый пункт Ораховац. 22 июля югославские войска отбивают его. К августу 1998 г. ОАК контролировало, по некоторым оценкам, до 40% территории Косово.

     1 августа силы югославской армии  начали наступление в районе  Дреницы. 4 августа был установлен  контроль над Лаузой – одной из основных баз ОАК. 16 августа после двухнедельной осады была взята деревня Юник – основная база ОАК. 28 сентября министр СРЮ Марьянович заявил об окончании «антитеррористической операции». Югославское правительство объявило амнистию для тех, кто в течение 10 дней сдаст оружие. Также было объявлено о создании временного правительства в Косово. 29 сентября югославские войска начали возвращаться в казармы. 

       Международные правозащитные организации  отмечали многочисленные преступления  обеих сторон в ходе конфликта в 1998 г. Ниже я привожу некоторые из них, отличавшееся наибольшей жестокостью.

  

     После переговоров спецпредставителя  США на Балканах Ричарда Холбрука с лидерами косовских албанцев и  Милошевичем было подписано соглашение. Суть его заключалась в том, что любое решение косовской проблемы должно соблюдать территориальную целостность СРЮ, а вопрос о самоуправлении в Косово - решаться в рамках законодательства Сербии и СРЮ, а также в соответствии с международными стандартами и принципами Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ.

     Период  перемирия между югославской  армией и ОАК после подписания соглашения Холбрука и Милошевича, как и обычно для таких перемирий  на Балканах, использовался враждующими  сторонами для перегруппировки  сил и передышки. При этом перемирие постоянно нарушалось обеими сторонами. При этом в крае продолжался террор с обеих сторон.

     29 января на встрече в Лондоне  члены Контактной группы потребовали  от обеих сторон выполнять  условия перемирия и пригласили  их на переговоры. 6 февраля в резиденции президента Франции Рамбуйе при посредничестве Контактной группы по Балканам начались переговоры между сербской и албанской стороной, которая смогла урегулировать внутренние противоречия. В состав албанской делегации впервые входил представитель ОАК - Хашим Тачи. 23 февраля переговоры завершились и обе стороны частично согласились с принципами контактной группы. Однако предложенный вариант предварительного соглашения по Косово сильно отличался от обсуждавшегося в ходе переговоров. Статьи 2 и 7 предусматривали вывод подразделений югославской армии и полиции из Косово (за исключением пограничников) и ввод туда частей НАТО. Также по окончании 3-летнего переходного периода предусматривался референдум, по результатам  которого Косово могло выйти из состава СРЮ. В ходе последовавших Парижских переговоров, представители Сербии отказались подписывать соглашение. НАТО потребовало от сербской стороны подписать соглашение или подвергнуться бомбардировкам. 15 марта албанская делегация подписала предложенное соглашение. Сербская сторона подписала свой вариант соглашения, предусматривавший равное представительство сербов и албанцев в законодательном органе Косово и больший акцент на местное самоуправление. 17 марта начался вывод из Косово наблюдателей ОБСЕ.

     24 марта 1999 г. начались бомбардировки  СРЮ авиацией НАТО. 

     Чем это закончилось мы уже знаем. Новый конфликт, пока менее кровавый ещё полностью не разрешён. И на самом деле очень трудно понять, что же лучше пустить эту ситуацию на самотёк или призвать  к помощи иностранцев и решать конфликт снова на международном уровне. Националистские и другие радикальные движения не новинка для Балкан. Ведь ещё в 12 века они пытаются разрешить споры на религиозной, национальной и этнической почве. И к власти, к сожалению, приходят именно представители этих движений. Чем закончится нынешний конфликт, пока трудно сказать. Но об этом подробнее в 3 параграфе 2 главы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Независимость Косово. Факты и  прогнозы 
 

     Совсем  недавно, в феврале 2008 года Балканы вновь дали о себе знать. Весь мир устремил свои взоры на вновь поднявшийся спор о Косово. 21 век. Но национальные и религиозные распри не исчерпали себя, а всё с большей силой набирают кровавые обороты. Косово отделяется. Безусловно, это повлияет на весь мир, не только потому, что, изменится политическая карта мира. Ведь не только Балканы имеют «дурную» славу спорных территорий. И в России, и в Грузии, и в Англии, и Германии, и в Китае, во всем мире есть спорные участки земли, в которых конфликты именно на национальной и религиозной основе. Ведь если каждый из этих спорных участков вновь начнёт борьбу за свою независимость – даже страшно представить, чем это может окончиться.  

     При этом вмешательство международных  организаций, как я уже показала в предыдущих главах, не всегда имеет положительное значение. Ещё одним острым вопросом является то, что не все страны признают отделение Косова. Это ещё одна сторона конфликта. Ведь споры, начавшиеся о проблеме Косова, в словах, не всегда умелых политиков-ораторов, могут перерасти в более масштабные разногласия. Как это часто и происходит. Можно сказать, что Балканы вновь подкидывают на мировую арену спор, который, как испорченный, старый пакет молока набухает до невероятных пределов, а потом взрывается и с этим взрывом, могут произойти действительно глобальные катастрофы. 

     Хочется так же отметить, один очень любопытный факт. Как видно из истории, об этом подробнее можно прочитать во втором параграфе первой главы, конфликты  на Балканах – это всегда кому-нибудь нужно и выгодно. Кому нужен современный конфликт – пока не ясно. Я думаю, на этот вопрос мы сможем ответить не раньше, чем через пару десятков лет. Суть современного конфликта кратко излагается  ниже. 

Информация о работе Балканы, как пороховой погреб Европы