Балканы, как пороховой погреб Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

С начала 2008 года по радио, телевидению, в газетах и Интернете говорят о проблеме отделения Косова. Вокруг этой темы очень много споров и разногласий, но все сходятся в одном мнении – эта проблема может подорвать и так хрупкую стабильность в нашем мире. Любое заявление и решение может привести не только к беспорядкам, но и реальным военным действиям. Каждый раз, когда на Балканах происходят какие-нибудь движения, общественность и политики всех стран пристально устремляют свои взоры на Балканский полуостров. Это объяснимо. На протяжении многих веков эти страны втягивают в свои национальные конфликты великие державы, а так же именно они дают повод для развязывания войн.

Работа содержит 1 файл

курсовик по регионоведению.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

     Затем Баязид направился на правое крыло сербов, где стоял Юг Богдан Вратко. Он мужественно сражался, но погиб в ожесточенной и кровавой схватке. После него, один за другим, командовать принимались все его девять сыновей. Они тоже героически сражались, но пали в неравном бою.

     Князь Лазарь бился насмерть. Однако, когда  он отъехал переменить утомленного  коня, произошло несчастье. Войско, привыкшее видеть его впереди, и думая, что он убит, дрогнуло. Попытки князя восстановить порядок ни к чему не привели. Неосторожно заехав вперед, он был окружен неприятелем, ранен и отведен к умиравшему Мураду, по приказу которого его умертвили вместе с Милошем Обиличем.

     Сербы, лишившись своих доблестных вождей потерпели полное поражение. Баязид, сделавшись султаном после смерти отца, опустошил Сербию, а вдова Лазаря, Милица, принуждена была отдать ему в жены дочь Мильеву.

     Так была утрачена государственная независимость  Сербии, превратившейся после поражения в вассала Турции. В 1459 году страна была включена в состав Османской империи и, таким образом, попала под многовековой турецкий гнет, задержавший экономическое, политическое и культурное развитие сербского народа. Ни одно событие сербской истории не оставило такого глубокого скорбного следа, как поражение на Косовом поле. Турки всячески старались упрочить своё положение, и столетия турецкого владычества оказали большое влияние на создание этнической чересполосицы на Балканском полуострове. Ряд местностей был колонизирован турецкими переселенцами. Началась широкая исламизация местного населения, в первую очередь в городах, при этом многие из славян, принявших ислам (их называли «потурченцы» ), перенимали и турецкую культуру, образ жизни и даже язык. Спасаясь от турок, славянское население частично переместилось в труднодоступные горные районы, частично – в соседние христианские государства – Австрию, Венгрию, на принадлежавшие Венецианской Республике побережье Далмации. «В XVIII веке сербы переселились даже на Украину, в Харьковскую губернию, образовав там район компактного проживания (Славяносербию)».4 Та же картина была и во всех районах полуострова. Таким образом, к этническому конфликту добавился религиозный и национальный.

     Однако  и туркам победа досталась дорогой ценой. Они понесли большие потери, а смерть Мурада и убийство наследника престола вызвали в Османском государстве временные неурядицы.

     В дальнейшем Баязид I, прозванный Молниеносным, продолжал завоевательную политику своих предшественников. Он захватил Болгарию (1393—1396), Македонию, Фессалию, совершил опустошительные набеги в Морею (1394) и Венгрию (1395). Разбив в битве при Никополе на Дунае (1396) войско крестоносцев, Баязид подчинил Боснию, принудил платить себе дань Валахию, укрепил турецкие позиции на Балканском полуострове, установил фактическую диктатуру над Византией. 
 
 

     Впервые это вылилось в резню турками  сербов в 1804 году. Долго тлевший огонь  сопротивления прорвался разом, и в Сербии вспыхнуло восстание, которое возглавил Георгий Петрович, по прозвищу Чёрный. «чёрный» по-турецки – «кара», отсюда и происходит Карагеоргий  - «Чёрный Георгий». Ведя успешные боевые действия, восставшие одновременно обратились за помощью к Австрии и России. До 1806 года Россия, связанная многими внешнеполитическими проблемами; могла оказать сербам только дипломатическую помощь, но в декабре 1806 года началась русско-турецкая война, и в этих условиях сербские повстанцы стали естественными союзниками русских войск. Вот так впервые внутрибалканский конфликт вылился в крупномасштабную войну. Русско-турецкая война 1806 – 1812 годов и практически синхронное с ней сербское восстание (1804 – 1813) привели в итоге к созданию автономного Сербского княжества в составе Турции, однако вторжение Наполеона отвлекло внимание России от балканских проблем, и судьба Сербии снова повисла на волоске. Турки оккупировали освобождённые сербские территории и начали резню православного населения. Карагеоргий и руководители повстанцев бежали из страны. «Сербы фактически были поставлены перед выбором: или продолжать борьбу, или они все будут вырезаны».5 

     Затем было восстание 1815 года, затем 1828 – 1829. в результате Сербия де-юрте стала  автономией в составе Турции. Однако, де-факто, турки по-прежнему чувствовали себя хозяевами, и периодически напоминали об этом очередной резнёй. И естественно сербам хотелось большего, большей независимости. В середине XIX века Илья Гарашанин – министр внутренних дел Сербии, а затем её правительства – создал очень любопытный документ – «Начертание». Оно провозглашало целью сербской внешней политики освобождение югославянских народов от иноземного ига и  создание на освобожденных землях великого государства южных славян во главе с сербской правящей династией – Великой Сербии.

     Исходные  посылки «начертания» были таковы: «Турецкая империя обречена; она падёт от своей внутренней слабости и под ударами сильных внешних противников. Будут войны, жестокие и кровавые, и Сербия не должна оставаться от этих событий в стороне. Только Сербия способна объединить земли южных славян. Она призвана играть ту же роль, какую сыграло Пьемонтское королевство в деле объединения Италии». И эта мысль, идея панславянизма, витала в умах балканских политиков и русских дворян вплоть до начала XX века. 

     В 1868 году это вылилось в союз Сербии, Болгарии, Румынии и Греции (именно тогда он оформился окончательно). Однако конкретных военных действий так и не последовало. 29 мая 1868 года был убит Михаил Обренович – правител Сербии, а наследником был малолетний Милан Обренович. Таким образом, неразбериха с властью внутри самой Сербии повлияла на падение её авторитета среди союзников. Однако идеи Гарашанина продолжали жить, и в 1875 году вспыхнуло восстание в Герцеговине, а  1876 – в Болгарии. 

     Порабощённые  турками народы Балкан вступали на путь национального освобождения последовательно. На первом этапе образовались полуавтономные, а затем автономные Черногория и Сербия, а затем Валахия и Молдавия, позднее объединившиеся в Румынию. В 1830 году независимость завоевала Греция. В результате Восточного кризиса 1875 – 1878 годов независимость получили Сербия, Черногория и Румыния и было образовано автономное Болгарское княжество, ставшее с 1909 года независимым.  В 1912 году добилась независимости Албания. Наконец, в результате первой мировой войны образовалось государство южных славян – Югославия. Более подробно об этом я расскажу во второй части этой главы. 

     Нетрудно  заметить, что разные народы Балкан в разное время становились на путь создания национального государства и в разное время достигали полной независимости.  Это заведомо ставило одни балканские народы в условии, неравные с другими. История наглядно показывает, как по мере «вырастания» любого балканского государства соседние народы начинают рассматриваться им уже не как союзники в общей борьбе, а как потенциальные соперники. Такая трансформация взглядов характерна и закономерна, прежде всего, для правящих элит балканских государств. Но шовинистическая государственная пропаганда со временем меняла картину мира и в сознании широких слоёв населения этих стран, способствуя формированию устойчивых националистических взглядов. 

     Правящие  круги тех балканских государств, которые добились независимости  ранее и тем самым стали  субъектами международного права, неизменно начинали проводить политику территориальной экспансии, борясь за политическое и экономическое лидерство на Балканах. Идеологическим обоснованием этой экспансии неизменно являлись лозунги создания «Великой Сербии (Греции, Румынии, Болгарии)» при этом ущемлялись права других народов Балкан, не успевших  создать собственное государство, что вело к национальной розни. Долгим и сложным был путь создания Болгарского государства. Только в результате длительной и напряжённой борьбы собственное государство удалось создать албанцам. Македонцы так и оказались растоптанными своими соседями, и независимое македонское государство появилось на карте Европы только в конце XX столетия. И неизменно в конфликты между балканскими странами оказывались, втянуты другие страны, не имевшие прямого отношения к ситуации, однако обладавшие авторитетом в Европе чаще всего такой страной была Россия. 

     Такая исторически «неблагополучная»  ситуация вылилась сначала в Восточный кризис 1875 – 1878. закончившийся Сан – Стефанским мирным договором, который, однако, абсолютно не устраивал Англию, которой было невыгодно усиление позиций России. В результате в 1878 году был собран Берлинский конгресс, по итогам которого Россия потеряла почти всё, что завоевала. Балканы же вернулись к тому же полузависимому состоянию, что и до войны. Хотя бессмысленность войны понимали многие. «Всё, что делается по Восточному вопросу – настоящий и головоломный кошмар, - писал А.П. Вяземский – Война теперь может быть для нас не только вред, но и гибель. Она может натолкнуться на государственное банкротство… Сербы – сербам, а русские – русским. В том- то и главная погрешность, главное недоразумение ныне, что мы считаем себя более славянами, чем русскими… всё это – недостойно величия России», но всё же война была развязана.

     Затем был Болгарский кризис 1885 – 1886 гг. и  Иллиденское восстание 1903 года –  следствия аннулирования Сан  стефанского договора. Умы сербов, болгар, румын и македонцев были заняты идеями независимости. Однако ни к чему толковому эти войны  не привели. «То, что не могло на присниться в страшном сне, случилось. – писал лидер сербских радикалов Пашич. – Сербо-болгарская война стала фактом. Исполнилось желание врагов славянства». 

     А потом случился Боснийский кризис. Из которого растут корни причины Первой мировой и две балканские войны, в результате которых сербско-австрийские отношения ухудшились донельзя. Именно таким было положение на Балканах перед войной, именно оно легко стало причиной к общеевропейской войне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Балканы и Первая мировая  война. 

     Предпосылок к началу первой мировой войны  было достаточно. Можно сказать, что  Европа шла к этой войне ни одно столетие. Противоречия и недовольства накапливались. Объединение из слабых раздробленных государств в сильные  державы (Германия, Италия, Франция). А так же экономические, политические, социальные разногласия – всё это и вылилось в катастрофу - мировую войну.  

     Возрастающие  экономические и политические противоречия между великими державами и их военно-политические блоки изменяли сложившуюся в Европе систему государств, получившую название «системы вооружённого мира». Созданный в 1879 году австро-германский союз, направленный против России, стал первым звеном в цепи международных договоров, приведших к разделению Европы на два лагеря. «В 1882 году он превратился в Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии.  Ему противостоял русско-французский союз, сложившийся в 1891 – 1893 годах».6  

     Надо  отметить, что накануне войны в  Европе сложилась следующая ситуация: существовала борьба за лидерство Великих держав. Англо – Германский антагонизм занимал центральное место в начавшейся борьбе. Суть конфликта заключалась в том, что Британская империя не могла допустить угрозы своему господству на мировых транспортных артериях. (Надо отметить, что перевозки по воде стоили на рубеже веков в 25 раз дешевле, чем сухопутные перевозки). Между тем темпы роста морских перевозок в Германии   быстро нарастала. Это не устраивало Англию, и дух войны начал витать над Европой. 

     Вторым  по значению был англо-германский антагонизм. Ещё во время осуществлённого Бисмарком объединения Германии, которое сопровождалось присоединением Эльзас - Лотарингии, высшие прусские военные круги настаивали на том, чтобы обе эти провинции, расположенные между Вогезами и Рейном, принадлежали Германии. Это должно было обезопасить империю от возможного нападения Франции. Аннексия Эльзас – Лотарингии и вытекающие из этого последствия франко-германских отношений, превратившись в одну из основных причин возникновения мировой войны. «Чтобы укрепить вновь созданную Германскую империю и не допустить французского реванша, Бисмарк стремился держать Францию в состоянии международной изоляции». А меж тем, французские запасы угля и железных руд лежали именно в Лотарингии. И после 1871 года французская промышленность зависела от поставок угля из Германии, которая намеренно тормозила развитие металлургии во Франции. Французские промышленные круги считали, что овладением этими землями означало установление французского контроля над самым крупным железорудным месторождением в Европе. «А этого можно было добиться только с помощью оружия и никаким другим путём»7. Но не только в промышленных кругах, а и во всём французском обществе витали идеи реваншизма. 

     За  англо-германскими и франко-германскими  противоречиями и соперничеством по остроте следовал русско-турецкий конфликт. «Этот конфликт был связан с проблемой Черноморских проливов, но обладал также рядом экономических, политических и других аспектов»8. Впервые вопрос о проливах встал ещё в 1782 году в так называемом «греческом проекте» Екатерины II и Потёмкина. И, будучи нерешённым, он оставался актуальным и к началу XX века. В 1882 году российский дипломат А. И. Нелидов в официальной записке о проливах указывал на необходимость утверждения России на Босфоре и Дарданеллах. Это открывает путь к морям и океану. А также способствует защите кавказских владений России и даёт возможность влиять на судьбу Балкан и малоазиатского полуострова. Нелидов считал, что достигнуть этой цели можно тремя способами: открытой войной с Турцией, неожиданным нападением (воспользовавшись внутренними неурядицами в стране или её войне с какой-нибудь другой державой). Третий способ, по мнению Нелидова – мирный путь, заключение с Османской Империей союз, в котором она бы нуждалась для защиты своих интересов. Также Нелидов предлагал сплочение славянских народов Балканского полуострова вокруг России. Надо отметить, что в 1911 году во время итало-турецкой войны, а затем в ходе Балканских войн закрытие Черноморских проливов нанесло колоссальный урон российской хлебной торговле, что усилило стремление заинтересованных кругов к овладению проливами и Константинополем. Временное закрытие проливов отразилось на всей экономической жизни страны.  

Информация о работе Балканы, как пороховой погреб Европы