Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа
Цель исследования-проследить эволюцию германской модели борьбы с терроризмом , выявить ее основные закономерности и характерные черты.
Проблема  исследования-понять, насколько эффективной является германская модель борьбы с терроризмом, и выявить, целесообразно ли использовать германский опыт решения данной глобальной проблемы.
Введение.                                                                                                                                          С.3-5.
Глава 1.
                     1.1  Зарождение террористических групп в ФРГ.                                                 С.6-8.
                     1.2 Фракция Красной Армии. Левацкие террористические
                                                организации 1968-98 гг.                                                                  С.8-13.
                     1.3 Борьба с внутренним терроризмом в ФРГ 1970-1990-е гг.                            С.13-19.
Глава 2.
                     2.1 Борьба с  международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере.     С.19-22.
                     2.2 Контртеррористическая политика правительства Ангелы Меркель.         С.22-25.
Заключение.                                                                                                                                   С.25-26.
Список  литературы и источников.                                                                                           С.27.
Оглавление.
Введение.                     
Глава 1.
                     
1.1  Зарождение 
террористических групп 
в ФРГ.                          
1.2 Фракция Красной Армии. Левацкие террористические
                              
1.3 Борьба с внутренним терроризмом в ФРГ 1970-1990-е гг. С.13-19.
Глава 2.
2.1 Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере. С.19-22.
2.2 Контртеррористическая политика правительства Ангелы Меркель. С.22-25.
Заключение.                   
Список 
литературы и источников.                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
В третье тысячелетие человечество вступило с острым ощущением новых забот и тревог за свою безопасность. Мировое сообщество столкнулось с небывалыми вызовами и угрозами, среди которых особую опасность представляет терроризм. Само по себе это явление не новое, но именно в последние годы терроризм превратился в глобальный политический фактор. В этих условиях, когда для борьбы с глобальной угрозой необходимо широкое международное сотрудничество, особое значение принимает приобретенный в ходе контртеррористической борьбы опыт отдельных государств мира.
В этом контексте актуальность темы курсовой работы определяется тремя аспектами: политическим, научным и практическим.
В политическом отношении важно подчеркнуть ведущую роль Германии в европейской политике. Накопленный Германией серьезный инструментарий борьбы с терроризмом резко поднимает ее авторитет в международном сообществе. С этой точки зрения возрастает значение обобщения и анализа германской модели противостояния терроризму.
С научной точки зрения актуальность работы определяется тем, что, хотя проблеме терроризма в целом уделяется большое внимание в литературе и СМИ, освещенность темы германского опыта борьбы с этой глобальной угрозой недостаточна. Как правило, борьба с терроризмом рассматривается в отрыве от исторического и социального контекста.
С практической точки зрения актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что современные государства мира и их спецслужбы накопили определенный опыт борьбы с терроризмом и другими экстремистскими силами, опыт ФРГ, ее правоохранительных органов, разведки и контрразведки, которые были пионерами в этой сфере, заслуживает внимания.
Объектом исследования является политика обеспечения безопасности от терроризма в Германии.
В качестве предмета исследования рассматривается комплекс антитеррористических мер, предпринятых правительством Федеративной Республики Германия в период от зарождения экстремистских группировок левацкого терроризма ( конец 1960-гг.) до конца 2000-гг.в борьбе против международного терроризма.
Цель исследования-проследить эволюцию германской модели борьбы с терроризмом , выявить ее основные закономерности и характерные черты.
Проблема исследования-понять, насколько эффективной является германская модель борьбы с терроризмом, и выявить, целесообразно ли использовать германский опыт решения данной глобальной проблемы.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
Хронологические рамки исследования. В работе рассматривается период 1970-2000 гг., при этом работа в соответствии с периодизацией разделена на две главы.
Первая посвящена борьбе с внутренним терроризмом в 1970-1998 гг. В этот период времени главной террористической угрозой для германского общества были левацкие террористические организации, такие как РАФ ( «Фракция Красной армии»). В этот период происходит становление «базовой» системы борьбы с терроризмом, позволившей к 1998 году победить РАФ.
Вторая глава посвящена борьбе с международным терроризмом в 1998-2010 гг. В ней речь идет о реакции правительства и общества ФРГ на новый вызов-глобальный терроризм. Это потребовало соответствующих изменений в устоявшейся модели антитеррористического противостояния.
В работе над исследованием использовались следующие виды источников:
Работы отечественных и зарубежных авторов не освещают полностью проблему борьбы с терроризмом в ФРГ в период от его возникновения до современности. Это обстоятельство потребовало использования комплекса работ, каждая из которых затрагивает какой-либо важный аспект, связанный с проблемой исследования.
Одни авторы (такие как, например, А.Козловский) рассматривают борьбу с терроризмом через призму юриспруденции и законов, а также трансформацию уголовно-процессуальной системы. По мнению А.Козловского «Поддержка со стороны законодателя в виде принятия соответствующих более жёстких и взвешенных законов по усилению ответственности за указанные действия и преступления, большое внимание к обеспечению разведки и контрразведки всем необходимым для такого рода деятельности, а также к вспомогательным силовым средствам в лице полиции и пограничной службы страны, оснащение спецслужб ФРГ современными техническими средствами во многом(….) способствовали изменению ситуации в стране, когда обстановка из кризисной с существованием практически неуправляемого чрезвычайного положения благодаря предпринятым мерам, не в последнюю очередь агентурно-оперативным, была в основном нормализована.».8 Работа этого автора позволила подробнее рассмотреть трансформацию уголовно-процессуальной системы ФРГ для борьбы с терроризмом.
Работы других авторов (таких как, например Б.Петерс), посвященные истории зарождения, возникновения и развития внутреннего терроризма в Германии, позволили проследить изменения, происходившие в террористической среде ФРГ, понять причины возникновения экстремистских организаций, их идеологию, цели и ориентацию.
Работы молодых отечественных исследователей (такие как, например В. Павлова) большее внимание уделяющих борьбе против международного терроризма в годы правления канцлеров Г.Шредера и А.Меркель, позволили рассмотреть новые точки зрения на эффективность современной германской модели противостояния терроризму и на проблемы, связанные с неоднозначной оценкой политики безопасности в обществе.
Таким образом, 
комплекс источников и литературы, 
использованных при написании работы, 
полностью охватывает вышеуказанный хронологический 
период и соответствует цели и задачам 
исследования.  
1.1 Зарождение террористических групп в ФРГ.
Экстремистские движения начали зарождаться в ФРГ с середины 1950-х годов и постепенно оформились в две ветви: праворадикальные силы и так называемые левые экстремисты.
Возрождение правых 
сил в ФРГ произошло несколько позже, чем 
в других европейских странах в определённой 
степени из-за нацистского прошлого Германии 
и действовавших в стране законов, запрещавших 
любое возрождение нацизма. Однако затем, 
начиная с 50-х годов прошлого века, в ФРГ 
была создана разветвлённая сеть ультраправых 
организаций и объединений, самыми массовыми 
из которых являлись неонацистские партии 
и группировки, а также реваншистские 
“союзы”, “землячества” и милитаристские 
организации. В 80-е годы потенциал националистических 
организаций в ФРГ продолжал расти. На 
политической арене всё громче заявлял 
о себе  “Немецкий народный союз”. Этот 
союз, созданный в 1985 г., выдвинул программу 
образования единого немецкого государства 
на основе объединения ФРГ, ГДР и Австрии. 
При этом опасность представляли не только 
претензии неонацистов на участие в политическом 
руководстве страной, но и их попытки поколебать 
законность и конституционный порядок 
любыми средствами, включая террор.  
         В 1980 г. в ФРГ существовало 69 правоэкстремистских 
организаций, которые насчитывали примерно 
20 тыс. чел. Всего в ФРГ регулярно выходило 
92 газеты и журнала неонацистского содержания, 
недельный тираж которых превышал 174800 
экз.   
         По отчёту МВД ФРГ по количеству акций 
неонацистов прослеживается тенденция 
к их увеличению (1976 г. – 319, 1977 г. – 616, 1978 
г. – 992, 1979 г. – 1484)9.  
         Речь шла о надругательствах над мемориальными 
памятниками жертвам фашизма, еврейскими 
кладбищами и синагогами, расклейке листовок, 
вывешивании фашистских знамён, демонстрациях 
в нацистской униформе и т.д. Правыми экстремистами 
было совершено 117 преступлений, связанных 
с применением насилия (52 – в 1976 г., 40 – 
в 1977 г., 25 – в 1978 г.), в том числе 3 взрыва, 
поджог, 26 случаев тяжких увечий.10
 
Ещё до появления левого экстремизма 
в ФРГ после войны зародилось коммунистическое 
движение. После крушения фашизма коммунисты 
имели моральное преимущество перед другими 
политическими силами. Коммунистическая 
партия Германии (КПГ) была зарегистрирована 
во всех оккупационных зонах и могла участвовать 
в выборах. В западных зонах коммунисты 
входили во все земельные правительства, 
даже имели своих министров.   
         Однако ориентация на СССР привела сначала 
к потере влияния КПГ в массах, а затем 
и к её запрету в августе 1956 г. Была также 
запрещена молодежная организация КПГ 
“Свободная немецкая молодёжь”.  
         Приблизительно в это же время зарождаются 
левоэкстремистские силы, объединившиеся 
в такие организации, как группировки 
анархистов, троцкистов, независимую рабочую 
партию Германии, рабочую партию, независимую 
социал-демократическую партию Западного 
Берлина.   
         Активность левых сил с середины 50-х до 
середины 60-х годов была минимальной. В 
середине 60-х годов наступило заметное 
оживление, стало нарастать студенческое 
движение.  
         В 1968 г. была создана коммунистическая 
партия Германии (марксисты-ленинцы), в 
1970 г. – коммунистическая партия Германии, 
в 1973 г. Коммунистический союз Западного 
Берлина. В 1969 г. Была создана существующая 
и поныне Германская коммунистическая 
партия (ГКП).  
         Следует, однако, отметить, что в Западной 
Германии эти партии, часто без достаточных 
на то оснований, причисляли к экстремистским.  
         «Настоящий» левацкий терроризм  берёт 
своё начало в студенческом движении протеста 
конца 60-х годов, вызванного тем обстоятельством, 
что после прихода к власти в ФРГ коалиционного 
правительства социал-демократов и либералов  
стала очевидной неизменность взглядов 
правящих кругов на систему безопасности 
в ФРГ. Это побудило непримиримое меньшинство 
объявить войну обществу. Начались поджоги, 
взрывы с человеческими жертвами, похищения 
людей, ответственность за которые взяли 
на себя “Фракция Красной Армии”, “Революционные 
ячейки” и “Движение 2 июня”.  
         Общим для левацких групп и организаций 
являлось стремление соблюдать все правила 
конспирации и дисциплины, быть готовыми 
к нелегальным условиям работы, тактическая 
линия на внедрение в профсоюзы, занятие 
позиций в учебных заведениях. Это обстоятельство 
было главным при решении вопроса об активном 
использовании спецслужб в их разработке 
и в целом в борьбе с ними. В 1972 г. численность 
левых организаций достигла 15 тыс. чел.11 
Одновременно с этим членам этих организаций 
их руководством внушалась необходимость 
тщательной подготовки открытых столкновений 
с полицией, активное участие в массовых 
мероприятиях. Источники финансирования 
их деятельности были малоизвестны. Предполагалось, 
что названные организации получают значительные 
суммы от состоятельных писателей и адвокатов, 
сочувствующих им. Кроме того, представители 
этих организаций, занимая позиции, например, 
в высших учебных заведениях, имели возможности 
использовать государственные средства 
для оказания помощи своим организациям.  
Согласно данным опроса общественного 
мнения в высших учебных заведениях ФРГ, 
проведённого институтом демоскопии, 
в 1967 г. четвёртая часть всех студентов 
ФРГ принадлежала к “студенческим организациям”, 
являвшихся базой для террористических 
групп, почти столько же находилось в конфессиональных 
объединениях и кружках “по интересам”. 
В организациях самоуправления состояло 
40% всех учащихся, а студенческие политические 
объединения в 1967 г. насчитывали 10080 чел., 
то есть 3,7% молодёжи.12  
         Постепенно конфессиональные и чисто 
студенческие объединения уходили на 
второй план. Этот процесс был связан с 
осознанием ими невозможности проведения 
реформы высшего образования, опираясь 
только на студенческих функционеров 
и в рамках традиционных неполитических 
организаций. Тон начали задавать левацкие 
политические группы, готовые поддержать 
любую инициативу и не требующие членских 
взносов. Стали появляться так называемые 
группы Прово (Provo-Gruppen), девизом которых 
было “надо быть в оппозиции ко всему” 
(конституции, капиталистической системе, 
полиции и т.д.).  
         Таким образом, студенческое движение 
и внепарламентская оппозиция являлись 
прародителями терроризма в Германии, 
которые предопределили появление из 
этой среды РАФ (“Красных бригад” – Rote 
Armee Fraktion).
Информация о работе Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере