Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования-проследить эволюцию германской модели борьбы с терроризмом , выявить ее основные закономерности и характерные черты.
Проблема исследования-понять, насколько эффективной является германская модель борьбы с терроризмом, и выявить, целесообразно ли использовать германский опыт решения данной глобальной проблемы.

Содержание

Введение. С.3-5.
Глава 1.
1.1 Зарождение террористических групп в ФРГ. С.6-8.
1.2 Фракция Красной Армии. Левацкие террористические
организации 1968-98 гг. С.8-13.
1.3 Борьба с внутренним терроризмом в ФРГ 1970-1990-е гг. С.13-19.
Глава 2.
2.1 Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере. С.19-22.
2.2 Контртеррористическая политика правительства Ангелы Меркель. С.22-25.
Заключение. С.25-26.
Список литературы и источников. С.27.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

9 июля 1986 году  в Штрасслахе были убиты директор  компании Siemens AG Карл-Хайнц Бекурт  и его водитель Эккхард Гропплер. Автомобиль был взорван членами  подразделения РАФ им. Мара Каголь. Единственный подозреваемый по делу об убийстве, Хорст-Людвиг Майер, был убит полицией в Вене в 1999 году в ходе завязавшейся перестрелки.21

30 ноября 1989 году  было совершено покушение с  применением взрывчатых веществ  на директора «Дойчебанка» Альфреда  Херрхаузена в Бад-Хомбурге. Взрывчатка  была прикреплена к разобранному велосипеду, лежавшему на обочине дороги перед выездом из гаража. Шофёр получил незначительные ранения. Исполнители преступления до сих пор неизвестны.22

27 июня 1993 году  специальным подразделением GSG 9 федеральной  пограничной охраны в Бад-Клайнене была проведена операция по задержанию членов РАФ Вольфганга Грамса и Биргит Хогефельд. В результате завязавшейся перестрелки погибли Грамс и 26-летний сотрудник GSG 9 Михаель Невжелла.23

Журналисты Герхард  Вишневский, Вольфганг Ландгребер и  Эккехард Зикер в 1992 г. в своем телевизионном очерке «Brennpunkt», который транслировался на канале ARD, попытались поставить под сомнение существование третьего поколения РАФ. Приписываемые ему преступления, по мнению журналистов, были инсценированы сотрудниками спецслужб. Однако официального признания эта точка зрения не получила. Тем не менее РАФ более не представляла из себя серьезной политической силы-с объединением Германии и изменением ситуации в стране дальнейшее существование организации представлялось бессмысленным. И 20 апреля 1998 г. Федеральное управление уголовной полиции в г. Висбаден получило по почте 8-страничный документ, признанный экспертами подлинным, в котором РАФ заявила о своём самороспуске: «Почти 28 лет назад, 14 мая 1970 г., в ходе освободительной борьбы возник РАФ. На сегодняшний день проект можно считать завершенным. Партизанская война в той форме, в которой её вёл РАФ, уже история». Текст сопровождает список из 26 имен погибших членов РАФ и их соратников из «Движения 2 июня» и «Революционных ячеек». Заявление завершается словами Розы Люксембург: «Революция говорит: „Я была, есть и буду продолжаться“».24 

1.3 Борьба с внутренним терроризмом в ФРГ 1970-1990-е гг.

Итак, к началу 70-х годов  правительство ФРГ столкнулось лицом к лицу с опасностью террористических актов, угрожающих простым гражданам. Правительству пришлось признать тот факт, что на территории страны действует террористическая организация с международными связями, представляющая реальную угрозу обществу. Следует сказать, что к борьбе с терроризмом оказалось не готово не только законодательство, но и полицейские службы, не имевшие никакого представления как противостоять террористам. Помимо вышеперечисленного, устарела и материально-техническая база поиска и вычисления асоциальных элементов.

Для активизации  борьбы с терроризмом решено было начать с усовершенствования технических  средств поиска преступников. С 1970 года в Федеральном Ведомстве Уголовной полиции (BKA) была введена новая система регистрации отпечатков пальцев, которая позволила ускорить процесс проверки данных. Теперь передача изображений от следственных подразделений в земле до центральной картотеки BKA занимала 12 минут, примерно в течение одного часа следственное подразделение получало данные проверки отпечатков пальцев или личные документы преступников.25

28 января 1972 года  премьер-министры земель совместно с федеральным канцлером Брандтом приняли документ «Тезисы о членстве чиновников в экстремистских организациях» ( Grundsaetze ueber die Mitgliedschaft von Beamten in extremistischen Organisationen) также известного как «Указ об экстремистах» . В этом документе подчеркивалось, что «прием на государственную службу предполагает предоставление кандидатом в любое время доказательств его лояльности свободному и демократическому строю ФРГ».26

В июле 1972 года вступили в силу изменения в Основной закон, в соответствии с которыми исполнительные органы федерации и земель получили большие права в координации своих действий при противоборстве насильственным акциям со стороны противоправных организаций.27

Однако, несмотря на модернизацию систем поиска и координации , остановить террористов без соответствующей законодательной базы, а также специальных подразделений всё ещё представлялось невозможным.

Катализатором развертывания крупномасштабной борьбы с терроризмом стал печально известный теракт во время Олимпийских игр-1972 в Мюнхене, когда 26 сентября группа палестинских боевиков из организации "Черный сентябрь" захватила спортсменов израильской сборной и болельщиков. В то время в Западной Германии не было спецподразделений, способных решить задачу такой сложности. Операцию по освобождению заложников поручили штатным подразделениям баварской полиции. Полицейские атаковали вертолет с заложниками и террористами на взлетно-посадочной полосе аэропорта Фюрстенфельдбрюк. Сами являясь прекрасной мишенью, они спровоцировали подрыв взрывного устройства, заранее подготовленного террористами. В результате взрыва погибли все, кто находился в вертолете: пятеро заложников и пятеро террористов.28

Потребность в  создании спецподразделения для  борьбы с террористами стала очевидной. Министр внутренних дел Ганс-Дитрих Геншер получил разрешение сформировать подобную группу в структуре федеральной  пограничной полиции. Создать подразделение  доверили офицеру для особых поручений при министре внутренних дел подполковнику Ульриху Вегенеру. На формирование подразделения ушло менее года. В апреле 1973г. Вегенер доложил о готовности первых двух групп GSG-9 к выполнению задач. В качестве рабочей модели Вегенер избрал структуру спецподразделения генерального штаба сил обороны Израиля - "Саерет Маткал".

Министерство  внутренних дел так определило статус и задачи GSG-9(Grenzschutzgruppe-9): "Подразделение создано для решения задач в кризисной обстановке, если требуется организовать и провести по единому плану мероприятия, включая демонстративные и скрытые, с использованием методов непосредственного принуждения для пресечения насильственных террористических операций и акций". В соответствии со своим статусом, GSG-9 может применяться для борьбы с особо опасными преступниками, посягающими на жизнь государственных и политических деятелей ФРГ, иностранных гостей германского правительства и канцлера в ранге глав государств и министров. GSG-9 также предназначена для пресечения особо опасных и тяжких преступлений, связанных с взятием заложников, разбоем и грабежами, а также вымогательством в особо крупных размерах. Право принятия решения на применение GSG-9 принадлежит следующим государственным органам: Управлению пограничной службы, Федеральному криминальному управлению, земельным криминальным управлениям, Таможенному криминальному управлению, Министерству иностранных дел.29

Группа GSG-9 базируется в городе Санкт-Августин. Она состоит  из штаба и управления, четырех  боевых взводов, каждый из которых также состоит из управления и шести групп (командир и четыре бойца), взвода технической поддержки, взвода связи и документации, а также учебного взвода. С 1999 года командиром группы является Фридрих Айхеле (25 лет службы в Управлении пограничной службы, из них 21 - в GSG-9).30

Впервые группа GSG-9 была задействована в 1975 году, когда в адрес нескольких кандидатов бундестага поступили письма с угрозами расправы. Для обеспечения безопасности политиков в апреле 1975 года был усилен пропускной режим в здании бундестага ФРГ и высотном доме депутатов в Бонне.

Помимо вышеперечисленных  нововведений изменения коснулись  и правовой области-вступили в действие законы о благонадежности. Согласно этим законам предусматривалось три ступени проверки:

  1. Простая проверка( через информационную систему НАДИС устанавливалось, имеются ли  в спецслужбах ФРГ сведения на проверяемое лицо).
  2. Расширенная проверка с выяснением данных о личности проверяемого с опросом его окружения.
  3. Расширенная проверка с запросами в БНД, центральную федеральную картотеку и в местные полицейские органы, а также в «дружественные спецслужбы» других учреждений государственного аппарата.31

Однако, все предпринятые на данном этапе (1970-1976 гг.) следует назвать  недостаточными,  не слишком жесткими и неэффективными. Данные меры носили половинчатый характер: с одной стороны были организованы службы для борьбы с терроризмом, системы  координации их действий и поиска террористов. С другой стороны, отсутствовала законодательная база, регламентирующая все аспекты борьбы с терроризмом. Отсутствие жестких мер со стороны правительства можно объяснить с точки зрения идеологии их противника-RAF, которые видели свою задачу в том, чтобы террористическими действиями спровоцировать правительство на широкомасштабные репрессии, что, в свою очередь, должно было вызвать волну массового возмущения действиями властей, а в идеале даже революцию. Именно опасением перед массовым социальным недовольством объясняются осторожные контртеррористические меры правительства ФРГ в данный период.

Пик террористической активности пришелся на 1977 год . Поэтому решено было развивать также обширную агентурную сеть для борьбы с RAF. Второго ноября 1977 в Федеральной Криминальной полиции был создан спецотдел по розыску террористов со штатом в 96 человек с перспективой увеличения до 200 человек.Главной задачей отдела являлся «целевой розыск известных террористов на территории ФРГ и за границей».32

Для создания единого  центра по борьбе с террористами в  стране была создана координационная  группа в Федеральном Ведомстве  Уголовной полиции (Koordinierungsgruppe Terrorismus Bekaempfung in BKA) куда входили представители всех заинтересованных структур.

Таким образом, была объявлена «глобальная война» терроризму на всех направлениях: созданы специальные подразделения, подразделения разведки, средства координирования действий структур и государственного аппарата, усовершенствованы средства поиска. Оставался только один недостаточно затронутый аспект контртеррористической борьбы-правовой, а именно недостаточная регламентация деятельности сотрудников контртеррористических служб.

Первый шаг  в этом направлении был сделан 30 сентября 1977 г. законом "Об изменении Вводного закона к Закону о судоустройстве", который в юридической литературе известен еще и как Закон о запрете контактов (Kontaktsperregesetz). Этот закон был принят в самом срочном порядке — через неделю после кровавых терактов в Кёльне, причиной которых в числе прочего оказались контакты между арестованными террористами и их сподручными, находившимися на свободе. Этот страшный теракт, как и ряд других, подтвердил, что такого рода контакты создают непосредственную опасность для жизни, здоровья и свободы других лиц и могут серьезно ограничить возможности правоохранительных органов противостоять террористическим актам.33 Для устранения этой опасности и "защиты высших правоохраняемых благ" необходимо было пресечь всякую связь заключенных террористов с внешним миром и между собой. "Именно такая возможность пресечения связей между террористами, — сказано в обосновании проекта закона, внесенного в Бундестаг фракциями ХДС, СДПГ и СвДП, т.е. совместно правительственной фракцией и оппозицией, — позволяет государству защитить жизнь людей, преодолеть чрезвычайную ситуацию, создаваемую нападениями террористов, и решительно противодействовать брошенному ими вызову".34

По Закону от 30 сентября 1977 г. получили новую редакцию семь норм (§ 31—37) Вводного закона к  Закону о судоустройстве в направлении  ограничения возможности террористов, находящихся под арестом или в заключении, общаться друг с другом и с внешним миром.

Однако дальнейшие события показали необходимость совершенствования модели борьбы с терроризмом. В 1981 г. масштабы террористической деятельности заметно увеличились, чему способствовали распространение государственного терроризма выходцами из Ливана, Ирака и Ирана, а также активизация правых сил. Для борьбы с международным терроризмом требовалась координация действий и обмен информацией с другими европейскими спецслужбами. В ФРГ решение этих задач было возложено на отдел «ТР» BKA, на базе которого были организованы курсы по переподготовке сотрудников спецслужб, противодействующих международному терроризму.35

Кроме того в  рамках так называемой были расширены полномочия агентов Ведомства по охране Конституции. Теперь к числу их методов относились не только применявшиеся ранее наружное наблюдение и скрытая съемка, но также и контроль почтовых отправлений( ограничивался тремя месяцами и санкционировался министром внутренних дел ФРГ или федеральной земли с возможным продлением, но с информацией соответствующего парламентского комитета) и даже использование технических закладок( что противоречило Конституции ФРГ и потребовало внесения поправки в СТ.13).36

В середине 1980-х годов, с приходом в 1982 году к власти новой правящей коалиции ХДС/ХСС, коренным образом изменился подход государства к решению проблемы террористической угрозы. Наряду со старыми силовыми методами борьбы по линии спецслужб появилось также стремление политиков и сотрудников служб борьбы с терроризмом найти политическое решение проблемы (так называемые «мирные инициативы»). Это было обусловлено тем, что силовые методы не всегда приносили нужный результат-они уничтожали или нейтрализовали отдельных террористов, не воздействуя при этом на их идеи.

Инициатором первой такой попытки стал в середине 80-х гг. шеф Ведомства криминальной полиции (БКА) Боден, а непосредственным ее исполнителей и проводником - сотрудник 3-го отдела БКА Бенц. Ввиду официального запрета на контакты с террористами, об этой крупной политико-полицейской акции, проводившейся более десяти лет, стало известно лишь в середине 90-х годов.

Суть инициативы состояла в том, что Бенц должен был  стать как бы посредником между  террористами и государством (сразу  отметим, что все обязательства, даваемые Бенцом, строго исполнялись Бонном), склоняя находившихся как в заключении, так и в эмиграции террористов к разрыву с их преступным прошлым. С выявленными террористами Бенц встречался в Германии, Европе, на Ближнем Востоке и в Южной Америке. В частности, ему удалось заключить соглашение и вернуть в ФРГ Магдалену Кнопп - жену всемирно известного террориста Санчеса ("Карлоса"), осужденного парижским судом в 1998 г. В отношении же Кнопп расследование было прекращено. Деятельность Бенца, полагают в ФРГ, показала, что обоюдное стремление сторон к разрешению конфликта, авторитет, сдержанность и пунктуальность властей по выполнению обязательств, могут привести к успехам: государство нашло в себе силы частично отказаться от амбиций, а террористы наши в себе мужество пересмотреть свою роль в изменившихся условиях.37

Информация о работе Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере