Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования-проследить эволюцию германской модели борьбы с терроризмом , выявить ее основные закономерности и характерные черты.
Проблема исследования-понять, насколько эффективной является германская модель борьбы с терроризмом, и выявить, целесообразно ли использовать германский опыт решения данной глобальной проблемы.

Содержание

Введение. С.3-5.
Глава 1.
1.1 Зарождение террористических групп в ФРГ. С.6-8.
1.2 Фракция Красной Армии. Левацкие террористические
организации 1968-98 гг. С.8-13.
1.3 Борьба с внутренним терроризмом в ФРГ 1970-1990-е гг. С.13-19.
Глава 2.
2.1 Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере. С.19-22.
2.2 Контртеррористическая политика правительства Ангелы Меркель. С.22-25.
Заключение. С.25-26.
Список литературы и источников. С.27.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

В целом же, как  представляется, инициатива Бодена-Бенца, в принципе имеющая аналоги в  истории деятельности спецслужб, в  совокупности с другими акциями  правительства ФРГ, позволила приблизить конец эпохи "красного" терроризма.

К числу мероприятий, направленных на подрыв РАФ политическими  методами относится также и принятие в 1989 году положений, вносивших изменения  в Уголовный  и Уголовно-процессуальный кодекс-в том числе «о главном  свидетеле» , который мог даже освобождаться от уголовного наказания.38

Следующей политической инициативой властей в 1993 г. стало  разрешение Федерального министра внутренних дел вести переговоры с раскаявшимися  террористами, что должно было стимулировать  их явку с повинной. Подобные политико-правовые шаги были предприняты, по мнению экспертов, с целью уменьшить вероятность новых террористических актов, лишить РАФ ореола "мученичества", а также попытаться внести раскол в ряды ее сторонников, как бы усиливая на официальном уровне акции, предпринимаемые Бенцом.

Как показали последующие  события, избранная линия оказалась  дальновидной и полностью оправданной. 

Канцлер Коль поддержал  инициативу своего министра юстиции, а  после появления заявления РАФ  от 10 апреля 1992 г., приветствовал последовавшее предложение "о перемирии" и инициировал политические дебаты по вопросу о дальнейших шагах по закреплению этого процесса. Министр юстиции Кинкель также отменил особые - почти полностью изолировавшие заключенных от внешнего мира - условия содержания членов РАФ, для которых в свое время была создана даже особая тюрьма, предоставив им прессу, радио, возможность общения. В обращении к заключенным рафовцам он призвал их также отказаться от насилия, перейти в плоскость невооруженного противостояния с властями.39

Ответом террористов  на инициативы "нового курса" стало  сенсационное заявление от имени  оставшегося на свободе руководства  РАФ, подброшенное в боннскую редакцию агентства Франс Пресс и датированное 10 апреля 1992 г. В нем, в частности, говорилось: "Мы пришли к выводу, что необходимо снизить уровень вооруженного противостояния и с нашей стороны делаем первый шаг к примирению". Его авторы дали высокую оценку предложениям Кинкеля: "Обнадеживает то, что в государственном аппарате нашлись силы, осознавшие, что противоречия и противостояние в обществе нельзя разрешать полицейскими методами".40

Руководство РАФ  признало справедливость критики терроризма "слева", обвинявшей "фракцию" в том, что она не выработала никакой  альтернативы - "мы утратили всякую привлекательность и поддержку, а именно она делает возможным совместную деятельность". По сути, это было признание провала всей концепции, и переход к новому, ненасильственному методу деятельности: "Мы намерены прекратить теракты против ведущих представителей экономики и государства на благо нынешнему процессу примирения. Однако если государство сделает ставку на войну против подполья, то перемирие будет немедленно прервано. Мы не останемся безучастными наблюдателями, если государство и в дальнейшем проявит себя сторонником репрессий".41

Эта декларация РАФ означает поворотный момент в  истории противостояния государства  и "левых" террористов и может  означать конец более чем 20-летней эскалации насилия.Только однажды, в июле 1993 г., РАФ нарушила свое обещание: в ответ на полицейскую акцию по аресту двух террористов, один из которых был убит, экстремисты взорвали здание новой тюрьмы в Вайтерштедте. Но даже принимая на себя "ответственность" за взрыв, РАФ подтвердила верность отказу от применения насилия против личности: пострадавших не было, а около здания террористы выставили предупредительные таблички: "скоро взорвется тюрьма - опасно для жизни - срочно покиньте район!".

Таким образом, итогом комплексной борьбы с терроризмом  в ФРГ в период с 1970 по 1998 гг., как по линии созданного мощного контртеррористического аппарата спецслужб, так и с помощью политических инициатив, стала такая ситуация в государстве и обществе, которая ставила под вопрос смысл дальнейшего существования РАФ как террористической организации. Результатом 30-ти летней борьбы стал самороспуск РАФ 20 апреля 1998 года.

2.1 Борьба с  международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере.

Несмотря на самороспуск РАФ, угроза  терроризма в ФРГ никуда не делась: терроризм претерпел качественные изменения: РАФ хотя и имела международные связи (например, с палестинскими террористами), действовала, однако, внутри страны и, соответственно, представляла собой внутреннюю проблему Федеративной Республики Германии. Теперь же терроризм приобрел глобальные масштабы. Новую форму террористической угрозы можно охарактеризовать как «супертерроризм», так как он превратился из локального внутриполитического фактора в глобальный, оказывающий серьезное влияние на мировую политику, экономику и всю систему мировой безопасности.

В этом контексте  необходимо было изменение подхода к вопросу борьбы с терроризмом. «Новый» терроризм потребовал усовершенствования всех структур безопасности, а также, в связи с глобальным характером новой угрозы, расширения международного сотрудничества.

Однако правительство  «красно-зеленой» коалиции(с 1998 года) не предпринимало мер по совершенствованию модели противостояния терроризму. Изменили ситуации кардинальным образом трагические события 11 сентября 2001 года. Именно эти теракты, направленные против США, заставили многие государства мира задуматься о способах противостояния международному терроризму.

Коалиционное  правительство Герхарда Шрёдера  незамедлительно отреагировало  на ситуацию. Спустя всего неделю после нанесения террористических ударов произошло ужесточение германского законодательства: министерство внутренних дел ФРГ подготовило новый Закон о борьбе с терроризмом, охватывающий различные области права. 19 сентября Бундестаг приступил к обсуждению двух законодательных «антитеррористических пакетов». В своем правительственном заявлении канцлер Герхард Шрёдер заверил тогда: « Правовое государство ни при каких обстоятельствах не будет упразднено в угоду эффективной борьбе против террора. Если бы мы вступили на такой путь, мы сами поставили бы под сомнение те ценности, по которым наносят удар террористы и которые нам следует защищать. Так не должно быть. Наша борьба с терроризмом-это защита нашего свободного общества, которое базируется на прочных ценностях, это защита нашего открытого общества и образа жизни. Терроризму-и это мы должны повторять себе снова и снова-не удастся добиться, чтобы мы сами ставили под сомнение те ценности, которые защищаем от него».42

Принятие «антитеррористических  пакетов» последовало 9 ноября 2001 г. (первый) и 14 декабря (второй). Они вступили в силу 9 января 2002 года. Эти так называемые «каталоги Отто» (по имени тогдашнего министра внутренних дел Отто Шили, по чьей инициативе они были реализованы) включали в себя такие пункты как отмена «религиозной привилегии» ( согласно этой привилегии, религиозные общины и организации( по Закону об объединениях) не относились к таковым, из чего следовало, что они не подвергались предусмотренным для объединений ограничениями и контролю. Например, они не могли быть запрещены, возможность чего закреплена в Параграфе 3 Закона об объединениях).

К примечательным следует также отнести закон "О  финансировании борьбы с терроризмом", предусмотревший направление денежных средств, полученных от повышения ставок налога на табак и страхового налога, на борьбу с терроризмом.43

Также в Уголовный  кодекс вводился уже давно обсуждавшийся  параграф 129b. На его основе полиция получала возможность вести расследование деятельности какой-либо иностранной террористической группы, даже если она не совершала никаких противоправных действий на территории ФРГ. Прежде подобные действия допускались только в том случае, если террористы располагали, по меньшей мере одним подразделением в Германии. Согласно параграфу 129b, немецким национальным спецслужбам было разрешено также перенаправлять их коллегам из других стран ЕС информацию о предполагаемых террористах на территории ФРГ.44

Ведомство по охране Конституции, Федеральная разведывательная служба, а также Военная контрразведка-все  они получили право запрашивать при необходимости информацию у телефонных компаний и Интернет-провайдеров о контактах и данных пользователей.

Что касается, международного сотрудничества в борьбе с терроризмом , правительство «красно-зеленой» коалиции вывело на новый уровень трансатлантическое партнерство. Германия, будучи членом НАТО, приняла участие в антитеррористических операциях Альянса. Первым проявлением солидарности с США стала операция «Несокрушимая свобода» («Enduring Freedom») в Афганистане(дата начала-7октября 2001 года) и на мысе Горн в Африке(12 января 2002 года). Второй зарубежной миссией бундесвера стало участие в МССБ (Международные силы содействия безопасности в Афганистане). Несмотря на некоторые разногласия в правительстве, касающиеся, прежде всего, размеров и форм участия, мандаты на обе миссии ежегодно продляются бундестагом. Их продление решением бундестага необходимо, т.к. использование бундесвера за пределами Европы является противоречащим Конституции ФРГ.

К другим операциям  НАТО по борьбе с международным терроризмом c участием сил бундесвера относятся «Активные усилия» («Active Endeavour») в Гибралтаре 16 ноября 2001 года и «Помощь орла» («Eagle Assist»)в Судане 17 октября 2001 года.

Не оставило без внимания правительство Шрёдера  и вопрос европейского сотрудничества в борьбе с терроризмом.  Введение европейского ордера на арест, принятие Европейской стратегии безопасности в 2003 г., а также укрепление Европола и Евроюста – все эти меры были приняты при активном участии германского правительства и во многом отражают общие принципы политики безопасности ФРГ.

Однако, Германия отказалась от участия в составе  коалиционных сил в войне в  Ираке. Германская позиция по Ираку  была обусловлена целым рядом  факторов. Новая германская модель(в  рамках европейской) противостояния терроризму строилась на принципах «многосторонности» (мультилатерализма) и антимилитаризма. Под «мультилатерализмом» следует понимать глубокую включенность страны в систему многосторонних межгосударственных отношений, прежде всего, через международные организации, и ее внешнеполитическая деятельность осуществляется преимущественно в рамках многосторонней дипломатии. Принцип антимилитаризма не означает безоговорочного пацифизма. Здесь имеется в виду предпочтение превентивным мерам предупреждения угрозы. Как заметил тогдашний министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер «если Европа выступает за многополярность, за новый мировой порядок, основанный на сотрудничестве, она тоже должна обладать политической волей и полным набором опций, институтов и возможностей для соответствия такой многополярности. Сильная ООН предполагает единую Европу и её готовность проделать свою часть работы, гарантирующую, что мир, построенный на общей безопасности, может стать реальностью».45

Таким образом, в случае с Ираком мы видим противостояние двух моделей безопасности-европейской «превентивной» и американской «агрессивной», противоречия которых во многом обусловлены желанием европейцев вести самостоятельную политику, независимую от США.

Не стоить также  забывать и о том, что правительство Шрёдера уделило внимание также антитеррористическому сотрудничеству Германии с Российской Федерацией, прежде всего в рамках содержательного и предметного диалога по линии двусторонней Рабочей группы высокого уровня по вопросам политики безопасности. В сентябре 2004 г. между двумя государствами состоялось подписание двустороннего дополнительного документа о борьбе с  международным терроризмом. 22 апреля 2005 г.( уже при канцлере А.Меркель) в Нижнем Новгороде был подписан «Российско-германский договор о сотрудничестве в борьбе с организованными преступными формированиями, действующими на территории России и Германии», который предусматривает обмен оперативной и иной информацией, проработку комплекса оперативно-следственных мероприятий по конкретным уголовным делам и оперативным материалам, в том числе по параллельным разработкам, в отношении организованных преступных формирований, действующих на территории России и Германии. Благодаря этим документам и другим соглашениям декларативные речи канцлера ФРГ и президента РФ об укреплении двустороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом получили практическую реализацию.

2.2 Контртеррористическая политика правительства Ангелы Меркель.

Срок действия чрезвычайных законов, принятых в ответ  на теракты 11 сентября 2001 года был рассчитан на пять лет и перед новой «большой коалицией» во главе с канцлером А. Меркель встал вопрос об их дальнейшей судьбе. 11 января 2007 года вступил в силу Закон об их продлении ещё на пять лет (Terrorismusbekaempfungsergaenzungsgesetz) , предусматривающий также некоторые изменения и уточнения антитеррористического законодательства. В частности, это касается расширения прав Федеральной разведываетельной службы и Военной контрразведки на получение и доступ к информации. В случае, если речь идет об угрозе безопасности государству, право доступа этих спецслужб приравнивается к правам Федерального ведомства по охране Конституции. Например, впредь они могут получать сведения об автомашинах и их владельцах из соответствующих электронных баз данных.46

Среди других правовых актов, направленных на борьбу с терроризмом, важное место занимает вступивший в силу с 1 января 2005 года Закон об иммиграции. Он позволяет более эффективно выявлять среди иммигрантов и беженцев потенциальных террористов и упрощает процедуру депортации из страны лиц, имеющих контакты с террористическими и экстремистскими организациями. Основанием для высылки могут служить факты, позволяющие сделать вывод о том, что дальнейшее пребывание этих лиц на территории ФРГ представляет угрозу для безопасности страны и ее граждан. Новое иммиграционное законодательство, в частности, требует, чтобы впредь разрешение на постоянное поселение в ФРГ предоставлялось только по итогам проверки досье претендента в Федеральном ведомстве по защите конституции.47

С января 2007 года в ФРГ действует закон об авиационной безопасности. Он предоставляет министру обороны право отдавать приказы об уничтожении в небе над Германией захваченные террористами гражданские воздушные суда, которые могут быть использованы в качестве орудия теракта против жизненно важных объектов на территории страны. В документе изложена схема принятия этого чрезвычайного решения и механизм его выполнения. В частности, перед боевой атакой пилоты обязаны попытаться вынудить захваченный экстремистами самолет сменить курс, предупредительным огнем прижать его к земле и заставить приземлиться. Если эти меры не приведут к желаемому результату, министр обороны уполномочен отдать приказ сбить лайнер.48

Однако, продление  и ужесточение антитеррористических законов стало далеко не единственной мерой по борьбе с международным терроризмом, принятой правительством Меркель. Предотвращенные теракты в Кобленце и Дортмунде 31 июля 2006 года послужили мощным толчком к возобновлению дискуссии о необходимости создания центральной антитеррористической базы данных.

Информация о работе Борьба с международным терроризмом в ФРГ при канцлере Шредере