Человек и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:59, доклад

Описание работы

Согласно Марксу человек - это прежде всего homo faber, человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными ресурсами. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил.

Работа содержит 1 файл

Человек и общество.docx

— 22.04 Кб (Скачать)

Человек и общество

Согласно Марксу человек - это прежде всего homo faber, человек  производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек отличается от животного  тем, что не столько приспосабливается  к окружающему миру, сколько его  приспосабливает к себе. Вместе с  тем труд связывает человека с  природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все  больше овладевают природными ресурсами. Но вместе с тем, по мере овладения  этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным  от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение).

Маркс исходит из руссоистского  взгляда на человеческую природу, согласно которому человек по природе своей - существо целостное, “неотчужденное”, доброе. В оценке человеческой природы  он непоколебимый рационалист: человек, в его понимании, существо изначально и безусловно разумное. Кант даже в  своей “объективной” социологии, не говоря о “субъективной”, оставляет  место для веры и чувства как  важных факторов человеческой жизнедеятельности. У Маркса, по существу, для этих факторов места нет, точнее, они являются выражением либо того же рационального начала в человеке, либо отчуждения.

Для того, чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество. В будущем коммунистическом человечестве человек, преодолевая отчуждение, вернется на новой, более высокой ступени  к своему исходному и в то же время подлинному состоянию. Отличие  же этого, нового “золотого века”  от первобытного заключается в том, что здесь “неотчужденность”  базируется не на низком уровне производительных сил и ограниченности отношений  людей между собой и с природой, а, наоборот, на безграничном росте  производительных сил, на всемогуществе  человека и невиданном изобилии.

Эта концепция человека, непосредственно перерастающая  в утопию, составляет своего рода постоянный фон научных изысканий Маркса. Последние, однако, нуждались в менее  абстрактных постулатах и категориях. Поэтому Маркс формулирует тезис  о социальной сущности человека и  обращается к ее изучению. Один из наиболее важнейших его “Тезисов о Фейербахе” гласит: “... Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она  есть совокупность всех общественных отношений” . Важно иметь в виду, что это не психологический, а  именно, к природе человека вообще, поскольку речь идет о совокупности всех общественных отношений.

Его трактовка взаимоотношений  общества и индивида базируется на понимании взаимозависимости, взаимодополнительности и взаимопроникновения этих сущностей. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой. “Общество  не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся  друг с другом” , - писал он. Общество в его понимании - это “продукт взаимодействия людей”; при этом люди не свободны “в выборе той или иной общественной формы” .

Социальность, по Марксу, проявляется  не только в форме “непосредственной  коллективности”, когда индивид  взаимодействует с другими лицом  к лицу. Общество присутствует в  человеке и влияет на его поведение  и тогда, когда индивид находится  наедине с собой.

Личность по Марксу, - не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат. Подчеркивая  социальную обусловленность сознания и поведения индивида, Маркс рассматривал развитие личности как высшую цель общественного развития, которая  будет достигнута только после радикального преобразования общественных отношений.

С точки зрения марксистской социологии общество предстает прежде всего как система отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др. В данном случае в основу классификации  общественных отношений положено их социальное содержание. Если же исходить из их субъектов, то можно выделить отношения между социальными  группами, в том числе классовые  и национальные отношения, а также  отношения между людьми города и  деревни, умственного и физического  труда, семейные отношения, отношения  между личностью и обществом, личностью и социальной группой, коллективом, межличностные отношения.

Все общественные отношения  органически связаны между собой  и выражают взаимозависимость и  взаимодействие людей, находящихся  в прямом и косвенном общении  друг с другом. Объективной основой  данных отношений и их взаимосвязи  являются прежде всего общественное разделение труда и развитие различных  видов деятельности людей. Так или  иначе, но в марксизме за исходный пункт в исследовании общества берутся  не просто индивиды, а их социальные связи и отношения, опосредующие различные виды деятельности. Общество, по словам Маркса, “выражает сумму  тех связей и отношений, в которых  индивиды находятся друг к другу” . Структура общества предстает как  структура (взаимосвязь) присущих ему  общественных отношений.

Все общественные отношения  делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические. Материальные отношения  складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Это прежде всего их экономические, производственно-технологические  отношения, а также их материальные отношения к природе. Идеологические отношения (этот термин ввел в социологию В.И. Ленин) “прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей” , т.е. складываются сознательно. К ним  относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные  отношения между людьми. Разумеется, и данные отношения имеют объективную  основу и возникают из объективных  потребностей людей. Однако они с  самого начала строятся людьми сознательно  на основе, скажем, политических программ, правовых и нравственных норм, религиозных  идей, сознательно формируемых теми или иными идеологами, политическими  или же религиозными деятелями и  т. д.

Что же касается объективной  основы становления идеологических отношений, то она находится не только в сфере их непосредственных проявлений (политики, права, морали и т.д.), но в  конечном счете в материальной сфере  жизни общества. По словам Маркса, правовые отношения, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих  себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа. Напротив, “они коренятся в материальных жизненных  отношениях”, совокупность которых  Гегель по примеру английских и французских  мыслителей XVIII в. называет “гражданским обществом”. Анатомию гражданского общества, пишет Маркс, следует искать в  политической экономии . Ленин также  считал, что идеологические отношения  представляют собой надстройку над  материальными общественными отношениями, что те или иные политико-юридические  формы в конечном счете коренятся  в таких “первоначальных отношениях”, как производственные .

Формируясь под непосредственным воздействием сознания людей, а в  конечном счете под влиянием их экономических  отношений, идеологические отношения  получают затем объективное существование  как важные составляющие социальной действительности. Их функционирование осуществляется через соответствующие  политические, правовые, религиозные  и другие организации и институты. В таком толковании данного вопроса, как неоднократно подчеркивает Ф. Энгельс, нет ничего от упрощенного экономического детерминизма, отрицающего значение неэкономических факторов общественного  развития. Их роль и значение как  раз огромны и постоянно возрастают. Однако речь идет об объективной зависимости  всех сторон жизни общества от его  материального экономического основания.

Такой методологический подход нашел ограничение в учении марксизма  о взаимодействии экономического базиса общества и надстройки. Экономический  базис характеризуется как совокупность экономических отношений - реальная экономическая структура общества. Надстройка это политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные  и другие взгляды социальных субъектов, а также соответствующие этим взглядам и реализующие их на практике общественные отношения, организации и учреждении. Все эти элементы надстройки взаимодействуют между собой и влияют, часто весьма активно, на развитие экономического базиса и всего общества. В этом заключается одно из фундаментальных проявлений субъективного фактора общественного развития, роль которого постоянно возрастает, особенно в настоящее время.

Исходя из учета содержания общественных отношений, анализа экономического базиса и различных видов надстройки - политической, правовой, религиозной  и т.д. - современные социологи-марксисты  выделяют соответствующие сферы  общественной жизни, в том числе  экономическую, социальную, политическую, духовную.

Экономическая сфера жизни  общества - это нечто более широкое, чем экономический базис. Она  включает в себя в полном объеме производство, распределение, обмен  и потребление материальных благ. Это - сфера функционирования способа  производства, непосредственного воплощения в жизнь современного научно-технического прогресса, товарно-денежных отношений, удовлетворения материальных потребностей и интересов людей. Здесь непосредственно  воплощаются в действительность экономическое общественное сознание и деятельность институтов управления экономикой. Есть необходимость изучения указанных объективных и субъективных факторов функционирования экономики  в их единстве, что и позволяет  выделить их в особую сферу общественной жизни. Многие современные социологи  направляют свои усилия на исследование происходящих здесь социально-экономических  процессов.

О социальной, политической и духовной сферах будет более  или менее подробно идти речь в  следующих главах. Сейчас отметим  только, что социальная сфера - это  сфера взаимодействия имеющихся  в обществе больших и малых  социальных групп и национальных общностей по поводу социальных условий  их жизнедеятельности. Прежде всего  имеется в виду следующее: создание необходимых условий для производственной деятельности людей; соблюдение социальной справедливости в потреблении создаваемых  в обществе материальных и духовных благ; разрешение противоречий, вытекающих из социального расслоения общества; регулирование социально-массовых и национальных отношений, в конечном счете - регулирование взаимодействия социальных интересов указанных  выше субъектов. Именно это составляет основной объект внимания исследующих  данную сферу социологов и основной объект социальной политики государства.

К политической сфере относится  прежде всего совокупность функционирующих  в обществе политических отношений, в рамках которых действуют различные  политические партии, организации, государственные  и иные политические институты. Их деятельность направлена на реализацию политических интересов различных субъектов - социальных групп и слоев, наций, личностей. Эти их интересы связаны  с осуществлением отношений власти, а также политических прав и свобод. Политическая сфера - это по сути дела сфера функционирования политической системы общества, посредством которой  различные социальные субъекты воплощают  в жизнь свои политические взгляды  и цели. Как известно, идущие в  настоящее время социальные процессы предельно политизируют общественное сознание людей, повышают их политическую активность. В результате усиливаются  роль и значение политической сферы  в жизни современного общества.

Духовную сферу общественной жизни составляют наука, образование, воспитание, мораль, искусство, религия, т.е. утверждение духовных начал  в поведении и деятельности каждого  человека. Достижению этой цели в той  или иной степени подчинена деятельность многих социальных институтов, решающих задачи образования и воспитания молодежи и остальных слоев общества, а также задачи развития науки  и культуры. Основная проблема заключается  в том, как в современных условиях сохранить и обогатить духовный мир людей, побудить каждого человека действовать во имя высоких и  благородных идеалов как в  своих интересах, так и в интересах  других людей, ближних и дальних. В этом заключается важнейшее  проявление духовного здоровья человека и всего общества, способного помочь решить самые сложные задачи общественной жизни, утвердить подлинное достоинство  каждой личности, равно как и достоинство  народа, общества и государства. Все  говорит о том, что значение духовной сферы для развития современного общества, равно как и для его будущего, невозможно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, социологи, другие представители культуры.

Изучение функционирования и развития наиболее крупных сфер общественной жизни, в основу которого положено выделение важнейших и  в общем однородных социальных процессов, весьма важно для характеристики и анализа общества как единого  социального организма. Единство общества заключается не в его монолитности. Оно представляет собой внутренне  расчлененную целостность и потому имеет свою структуру. Деление общественной жизни на указанные сферы позволяет  изучать общество именно как структурную  целостность, выявлять содержание и  особенности функционирования данных сфер, их объективное соотношение  и взаимную зависимость. Исходя из научных  представлений о характере их взаимодействия можно сознательно  воздействовать и на развитие всего  общества. Проблема же научного управления обществом - одна из центральных в  марксистской социологии, хотя она  не была эффективно решена на практике.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Информация о работе Человек и общество