Деятельность Международной организацией труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность и методы регулирования социально-трудовых отношений Международной организацией труда. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обозначить цели, задачи, функции МОТ, охарактеризовать ее структуру;
выявить механизм и основные направления деятельности МОТ;
определить эффективность деятельности МОТ;
дать оценку сотрудничеству России и МОТ, выявит проблемы и перспективы развития данного сотрудничества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

1.1Создание Международной организации труда…………...………………….6

1.2 Цели, задачи, функции Международной организации труда………………7

1.3 Структура Международной организации труда и ее основополагающие документы…………………………………………………………………………9

2 АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

2.1 Методы работы Международной организации труда……………………16

2.2 Современная политика Международной организации труда…………….21

2.3Эффективность деятельности Международной организации труда……24

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И МОТ

3.1 Проблемы сотрудничества России и Международной организации труда………………………………………………………………………………34

3.2 Перспективы развития сотрудничества России и Международной организации труда……………………………………………………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………40

Работа содержит 1 файл

МЭО.docx

— 107.07 Кб (Скачать)

     Кроме последней категории, где количество ратификаций слишком мало для  анализа их исполнения, остальные  категории были поделены на группы с высоким и низким уровнями нарушений  Конвенций. Для первой группы (80 ратификаций и более) была установлена норма в 50 и более замечаний Комитета экспертов в связи с нарушениями Конвенций за период с 1989 по 1993 гг., для второй категории – 25 замечаний, для третьей – 13 и более, для четвертой – 7 и более. Можно спорить с предложенной системой оценки в связи с тем, что существенная часть замечаний Комитетом экспертов делается по ограниченному кругу Конвенций, соответственно, больший объем жалоб для стран с большим количеством ратификаций не может быть прямо пропорционален объему жалоб.

     Только  в самой бедной на ратификации из оцениваемых категорий было одинаковое количество стран с высоким и невысоким уровнем нарушений (по 12), в категории от 20 до 40 ратифицированных Конвенций на 11 стран с невысоким уровнем нарушений пришлось 53 страны с высоким, на категорию от 40 до 80 – 18 стран с невысоким и 42 с высоким уровнем нарушений, на категорию более чем с 80 ратификациями – 4 страны с невысоким уровнем нарушений и 10 с высоким. Таким образомабсолютное большинство (117 против 45) членов МОТ допускает высокий уровень нарушения международных трудовых стандартов, что можно назвать весьма тревожным фактом [17].

     Деятельность  контрольных органов МОТ чаще всего становится объектом критики  за то, что их эффективность зависит  от доброй воли государства-члена, которая  у самых злостных нарушителей  международных трудовых стандартов отсутствует.

     В значительной степени эта критика  справедлива. Более или менее  очевидно, что в современных политических условиях международная организация  не может силой принуждения заставить  суверенное государство вести ту или иную социальную политику. Если же представить себе возможность наложения экономических санкций в рамках процедур МОТ, понятно, что результатом таких санкций будет выход государства-нарушителя из состава Организации и денонсация всех ее Конвенций [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И МОТ
 
    1. Проблемы  сотрудничества России и МОТ
 

     Членство  в МОТ – одной из старейших и ведущих международных организаций – позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство – профсоюзы – предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости [3].

     Россия  принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых МОТ. Нашей страной ратифицированы десятки конвенции и среди них наиболее важные. МБТ оказывало помощь нашей стране в разработке проектов закона «О занятости населения в Российской Федерации», «Положения о российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» [2].

     Не  очень приятно говорить, что среди 39 государств - членов МОТ, ратифицировавших 50 и более конвенций (по состоянию на начало 2009 г.), Российская Федерация вместе с Колумбией занимала последние места. А такие страны, как Испания, Франция, Италия, Норвегия, Уругвай и Нидерланды, ратифицировали более 100. Это, пожалуй, единственный отрицательный момент в развитии сотрудничества России и МОТ.

     МОТ оказывает России консультативную  помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции  социального партнерства, модульной  системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании  службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

     Россия  внимательно следит за работой контрольных  органов МОТ и сотрудничает с  ними. В мае-июне 2008 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Административного совета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров).

     Контрольные органы МОТ пришли к заключению о  наличии некоторых проблем с  практикой применения трудового  законодательства в России и высказали  ряд рекомендаций [8].

     В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд  конвенций, о выполнении которых  России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избегания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

     -вышеупомянутые  №87 и №98 (среди рекомендаций МОТ – необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

     -Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);

     -Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (МОТ интересует статистика по уровню заработной платы мужчин и женщин в частном и государственном секторах экономики);

     -Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» (рекомендуется пересмотреть список о запрете женского труда в 38 промышленных секторах);

     -Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (МОТ запросил дополнительную статистику по уровню занятости, а также относительно мер правительства для обеспечения полной занятости);

     -Конвенция № 138 «О минимальном возрасте» (рекомендация по дополнительной защите несовершеннолетних, работающих без оформления трудового договора);

     -Конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных). [19] 
 

    1. Перспективы развития сотрудничества России с МОТ
 

     Сотрудничество России и МОТ с каждым годом стабилизируется

     Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления. Вот некоторые из них.

     24 марта 2010г. в Женеве была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2010-2012 г.г. Она стала продолжением предшествующих программ сотрудничества в социально-трудовой сфере на 2006-2009г.г., с учетом новых условий, сложившихся, в том числе, под влиянием мирового финансового и экономического кризиса [18].

     Как отмечено в программе, ее концептуальной основой является Глобальный пакт о рабочих местах, принятый в июне 2009 года на Международной конференции труда. Глобальный пакт – это политический концептуальный документ, который призывает к мерам, направленным на поддержание уровня занятости и недопущение разрушительных последствий снижения заработной платы и ухудшения условий труда. Главная идея Глобального пакта, одобренного трехсторонними делегациями стран-членов МОТ, – это сохранение рабочих мест в условиях кризиса, поддержание на прежнем уровне и даже, по возможности, увеличение социальных расходов как меры опережающего воздействия на кризис, с тем чтобы максимально приблизить и облегчить выход из кризиса [18].

     Еще одним видным событием с точки  зрения перспектив развития сотрудничества России и МОТ международный семинар на тему: «Основные тенденции развития пенсионных систем в современном мире», который прошел 1 ноября 2011г. в Пенсионном Фонде Российской Федерации.

     Мероприятие было организовано Министерством здравоохранения  и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ.

     По  результатам работы семинара было принято  решение, что Минздравсоцразвития России и ПФР совестно с Международной организацией труда создадут рабочую группу по разработке Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года.

     «Мы совместно проанализируем состояние  российской пенсионной системы. На основе анализа эксперты МОТ смогут высказать рекомендации относительно того, какой они хотели бы видеть оптимальную модель развития пенсионной системы», – так прокомментировал создание рабочей группы статс-секретарь – заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин, при этом добавив, что работа над Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года будет завершена в 2012 году.

     Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы призвана заложить принципы и сформировать системный подход к развитию пенсионной системы в  России. Цель стратегии – создать  современную, сбалансированную и понятную для граждан национальную пенсионную систему[18].

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В курсовой работе была рассмотрена и проанализирована деятельность Международной организации труда.

     Были  выполнены основные задачи, поставленные на первоначальном этапе:

  1. обозначили цели, задачи и функции МОТ, охарактеризовали структуру МОТ;
  2. выявили механизм и основные направления деятельности МОТ;
  3. определили эффективность деятельности МОТ;
  4. дали оценку сотрудничеству России и МОТ, выявит проблемы и перспективы развития данного сотрудничества.

     Было  установлено, что Международная организация труда (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) – специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений

     Главные цели МОТ – содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда  людей, защита прав человека.

     МОТ имеет трехстороннюю структуру (трипартизм), в рамках которой на равных правах осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей.

     Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Исполнительный орган – Административный совет. Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром.

     Международная организация труда строится на принципах ее Устава.

     На данный момент в МОТ состоит 183 страны. МОТ принято 189 Конвенций и 201 Рекомендаций.

     Если говорить о эффективности деятельности МОТ, то она внесла вклад в такие достижения индустриального общества, как восьмичасовой рабочий день, охрана материнства, законодательство по детскому труду, а также ряд положений о безопасности труда и мирных трудовых отношениях.

     На сегодняшний день основными направлениями деятельности являются: детский труд, гендерное равенство, достоянная занятость и доходы населения Земли.

     Что касается сотрудничества России и МОТ, то можно с уверенностью сказать, что носит стабильный характер. Регулярно нашей страной подписываются Программы сотрудничества с МОТ, которые во многом определят политику нашей страны. Например, Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2010-2012 г.г.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность Международной организации труда направлена на самые острые, важные социальные и экономические проблемы человечества. И МОТ успешно борется с ними, вырабатывая международную политику, направленную на поддержку основных прав человека, улучшение труда и жизни, возможностей занятости; принимая международные трудовые нормы; с помощью крупномасштабных программ технического сотрудничества.

     И не смотря на то, что МОТ уже более 90 лет, ее деятельность и по сей день актуальна и эффективна, о чем свидетельствует тот факт, что членами-участниками являются почти все страны мира и они и по сей ратифицируют новые Конвенции МОТ. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Деятельность Международной организацией труда