Дипломатия Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению дипломатии Византии, империи, которая в период своего наивысшего расцвета олицетворяла политическую и военную мощь, была символом православия для всего Востока.
Исходя из этого, главной целью является выяснение причин, вследствие которых Византия стала одним из самых могущественных государств рассматриваемого периода и каким образом она утратила былое могущество на международной арене.
Задачи, которые ставятся в данной работе, это проследить эволюции дипломатических отношений Византийской империи с момента ее выделения из Великой Римской империи вплоть до завоевания ее турками.
Рассматриваемое государство на протяжении многих веков не только являлось символом для подражания с одной стороны, но также было объектом для нападения со стороны кочевых племен (варваров) с другой, так как занимало выгодное географическое положение и владело огромными богатствами. Этому так же способствовали размеры Византийской империи, окраины которой часто были плохо защищены от набегов.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМАТИЯ ВИЗАНТИИ_печать.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Введение. 

Данная работа посвящена изучению дипломатии Византии, империи, которая в период своего наивысшего расцвета олицетворяла политическую и военную мощь, была символом православия для всего Востока.

Исходя из этого, главной целью является выяснение  причин, вследствие которых Византия стала одним из самых могущественных государств рассматриваемого периода и каким образом она утратила былое могущество на международной арене.

Задачи, которые ставятся в данной работе, это проследить эволюции дипломатических отношений Византийской империи с момента ее выделения из Великой Римской империи вплоть до завоевания ее турками.

Рассматриваемое государство на протяжении многих веков  не только являлось символом для подражания с одной стороны, но также было объектом для нападения со стороны кочевых племен (варваров) с другой, так как занимало выгодное географическое положение и владело огромными богатствами. Этому так же способствовали размеры Византийской империи, окраины которой часто были плохо защищены от набегов.

Данная тема представляет особый интерес, поскольку древние говорили: «без прошлого, нет будущего», а Византия, как известно, являлась законодательницей многих дипломатических приемов, которые используются по сегодняшний день: начиная от статуса неприкосновенности посла и заканчивая разработкой дипломатического этикета.

В первой главе  была рассмотрена дипломатия Византии с момента возникновения государства (395 г.) до 560 гг. - период наивысшего могущества.

Во второй главе рассматривается период ослабления могущества империи, утрата значительной части территории, что в конце концов приводит исследуемые государства к временному распаду в 1204 г. (4 крестовый поход 1199 - 1204 гг. был организован Папой Иннокентием III). В результате этого на Малоазийской территории Византии образовались Никейская и Латинская империи, Трапезундское царство, Ахайское княжество, Морейская деспотия, Фессалонийское королевство, Эпирское царство. Дипломатия данных государственных образований не была рассмотрена, поскольку они не являлись наследниками Византии, а лишь образовались на ее территории.

В третьей  главе рассматривается период с 1261 года по 1453 гг. Восстановление Византийской империи никейским императором Михаилом Палеологом (1261 - 1282 гг. как император Византии), что не привело к возрождению былого могущества Византии, вплоть до захвата Мехметом II Константинополя в 1453 году. Вслед за этим турки завоевали остальные греческие территории. Таким образом, Византия прекратила свое существование, а ее земли вошли в состав Турецкого государства. 
 

ГЛАВА 1. Дипломатия Византии в IV- 1-ой половине VI веках.

Одной из основных причин окончательного разделения Римской  империи на Западную и Восточную была проблема готов в 60-70 г.г. IV в. Валент (император восточной части империи в 364-378 г.г.) в 366-369 г.г. вел войну с готами, закончившуюся победой Империи и заключением выгодного для нее мира. Однако обстановка на Дунае резко обострилась в середине 380 годов. Теснимая гуннами и аланами, основная масса вестготов, жившая к северу от Дуная, попросила у императора Валента разрешение на поселение в границах империи, обещая взамен служить римским интересам в качестве вспомогательных войск. Такое разрешение было дано в 376 г., и они поселились во Фракии. Однако, притеснения римских чиновников, искусственно вызванные трудности с доставкой продовольствия (готы не занимались земледелием и были вынуждены покупать продовольствие у местных жителей) вызвали общее восстание вестготов против римской власти. Восстание было поддержано беглыми рабами, рабочими с рудников и беднейшим населением. Небольшие римские отряды, посланные против восставших, были разбиты. Готское восстание ширилось и приобретало грозный характер. Опасность оказалась столь велика, что император Валент был вынужден снять несколько легионов с восточного фронта, прибыл из Антиохи в Константинополь и лично возглавил армию, выступившую против готов. На помощь Валенту двигалась из Италии армия западного соправителя Грациана. Около Адрионополя, в кровопролитной битве, римская армия была полностью разбита, а сам Валент погиб (378 г.). Гибель императора и его армии поставило восточную половину Империи в очень тяжелое положение. Вестготы безнаказанно опустошали провинции Балканского полуострова.

Опасаясь  за судьбу западной половины империи, император Грациан отвел свои войска на запад, а для борьбы с грозными готами назначил августом Востока и своим соправителем одного из лучших полководцев империи Феодосия (379 г.). Новым императором были приняты энергичные меры по укреплению римской армии, был объявлен большой рекрутский набор, в армию призывались все боеспособные мужчины, кроме рабов, слуг и поваров. Вместе с тем, Феодосий начал политику заигрывания с готской знатью, соблазняя их заманчивой перспективой влиться в ряды господствующего класса империи. Вскоре была собрана достаточно боеспособная армия. Благодаря этому, а так же щедрым обещаниям готской знати, Феодосию удалось привести вестготов к повиновению и заключить сними мирный договор (382 г.): готы были признаны федератами Империи, они были размещены сначала в Мезии и Фракии, а затем в Иллирике. Им выплачивалось жалование из имперской казны, они получали продовольствие и снаряжение из государственных складов, освобождались от налогов, могли исповедовать свою религию (готы были ариане), подчинялись не имперским чиновникам, а своим племенным вождям. Взамен они должны были выставлять вооруженные дружины по приказу императора. Сложное внешнее и внутреннее положение государства заставило правительство Феодосия принять ряд мер по укреплению Империи: был объявлен строгий розыск беглых холопов и рабов, они возвращались землевладельцам, которые приступали к возделыванию пустующих земель. В интересах сенаторского сословия была учреждена должность защитника сенаторов, который следил за охраной привилегий этого сословия.

В IV-VI веках  главным соседом и соперником Византии являлась мощная держава Сасанидов, во главе которой в иные времена оказывались такие видные государственные деятели, как шахи Шапур II, Кавад, Хосров I, Ануширван. Яблоком раздора, приводившим к длительным изнурительным войнам меду двумя государствами, служили Армения, Лазика, Месопотамия. Обе державы к тому же имели под своим контролем соседствующих с ними арабов и стремились включить в сферу своего влияния области Красного моря и Абессинию. И все же не только военные конфликты, какими бы глубокими и длительными они ни были, определяли отношения между Византией и Ираном. Два государства часто пребывали в добрососедских отношениях, что находило свое выражение в давно сложившихся дипломатических связях с тщательно разработанным этикетом. Со стороны персов важную роль в византийско-иранских отношениях в VI веке, особенно во второй его половине, играл Йазд-Гушнапс из рода Зикхов. Особым вниманием Юстиниана и его супруги пользовался другой вельможа из Персии - Заверган. Оставив в стороне изощренные закулисные интриги, столь характерные при дворах древних держав, отметим, что близость послов к венценосным особам, с которыми они вели переговоры, не могла не сказаться на многих сторонах взаимоотношений Византии и Ирана, а также на вкусах и моде в обоих государствах. Существенное значение в усилении взаимных влияний Византии и Иран имела практика усыновления главой одной из держав наследника государя другой. В 408 г. иранский шах Иездигерд I (399-421 г.г.) усыновил по просьбе умирающего императора Аркадия его малолетнего сына – императора Феодосия II. В воспитатели Феодосию был дан перс Антих. Именно потому, что существовала подобная практика, умирающий шах Кавад обратился в 531 г. с просьбой к императору Юстиниану I (518-527) усыновить его младшего сына Хосрова, которому он мечтал оставить шахский престол. Юстиниан внял просьбе Кавада, однако согласился совершить полагающийся при этом обряд не с оформлением грамот, а с вручением оружия и доспехов, как было принято в общении с варварами. И старик-шах, и юный Хосров почувствовали себя смертельно оскорбленными, что отнюдь не способствовало добрососедским отношениям Византии и Ирана. Внук Хосрова I, Хосров II Парвиз, был усыновлен в конце VI в. императором Маврикием. Тогда судьба Византии и Ирана переплеталась особенно тесно, а Хосров был даже женат на христианке Ширин. Одной из жен Хосрова II была, вероятно, и дочь Маврикия Мария.

Практика  усыновления главой одной державы  наследника престола другой основывалась на теории братских отношений между двумя государствами. Эти отношения были впервые установлены официально в 283 г. между Ираном и Римом, наследницей которого являлась Византия. Братом Юстиниана называл посол Руфин шаха Кавада. В свою очередь, шах Хосров I Ануширван, согласно сообщению Менандра Протиктора, обращался к византийскому басилевсу как к брату. Итак, отражая реально соотношение сил двух могучих держав, принцип равенства утвердился в практике их дипломатических связей и вошел в политическую идеологию обоих государств.

Большой популярностью  пользовались в Иране византийские врачи, которые выступали не только в роли лекарей, но нередко в роли посредников при ведении переговоров с византийцами. Однажды одним из условий заключения очередного договора Хасров I поставил присылку к нему врача по имени Трибун. Этот врач пользовался большой благосклонностью шаха отличавшегося от природы слабым здоровьем. Как-то, после того как Трибун избавил его от болезни, Хосров стал предлагать врачу любые дары, а тот, отказавшись от сокровищ, попросил отпустить пленных византийцев, что шах и исполнил. Заступником за византийцев перед шахом выступил и врач Стефан.

Особенно  глубокое влияние на культуру и идеологию  персов (в частности на их религию) оказало распространение в Иране христианства. Первоначально христиане, как адепты религии соперничающей с Ираном державы жестоко преследовались. Шах Фируз (459-484 г.г), выбирая, видимо, из двух зол меньшее, решил пойти на мудрый, с его точки зрения, шаг: воспользовавшись дипломатическими спорами между христианами, он поддержал гонимых в Византии несториан. С тех пор несторианство стало господствующим течением среди христиан Ирана и Средней Азии. Хосров I, хотя и являлся горячим приверженцем зороастризма, испытывал известное почтение к христианскому культу. При нем христиански епископы получили возможность обращаться непосредственно к самому шаху. Влияние христианских священнослужителей, преодолевавших огромные расстояния и трудности в общении с иноверцами, стало особенно заметным в VI в. Именно тогда христианские епископы выступали посредниками на переговорах между Ираном и Византией, зачастую оказывались главными представителями Византии при встречах с шахом, являясь горячими заступниками плененного шахом населения византийских городов. О большой терпимости Хосрова к христианству свидетельствует то обстоятельство, что ставшую одной из жен великого шаха плененную им византийку-христианку не заставили отречься от своей веры.

При самом  Сасанидском дворе увлечение  христианством достигло такой степени, что здесь стали устраиваться (наподобие состязаний афинских риторов) публичные споры о религиях. Отношение к христианству в различных слоях населения Ирана было различным. Для самих шахов их политика по отношению к христианству определялась характером взаимоотношений с Византией, использовалась нередко как ставка в дипломатической игре. Показательно, что Хосров II когда нуждался в помощи сильного соседа, всячески покровительствовал христианам и даже издал указ, запрещавший гонения на христиан. Когда же необходимость в союзе с Византией для него отпала, он стал проявлять меньше терпимости к христианам и даже преследовать их. Однако, очевиден тот факт, что христианство пустило в Иране достаточно глубокие корни, и хотя оно не могло стать господствующим вероисповеданием, историческая роль его была велика. Способствуя упадку зороастризма, христианство как монотеистическая религия проложило в Иране путь для другой монотеистической религии - ислама.

Внешними  выражениями зависимости лазских  царей от Византии был лишь обычай их утверждения на царство. Однако правящие круги Лазики эту зависимость терпели не всегда и, используя благоприятную ситуацию, а также противоречия между Византией и Ираном, пытались от нее освободиться. У Приска Панийского говорится: «после того, как римляне пришли в Колхиду и вступили в войну против лазов, римские войска возвратились к себе и царедворцы стали готовиться к новой войне, обсуждая вопрос продолжать ли войну, двинувшись тем же путем через соседнюю с Персией Армению, предварительно склонив на свою сторону с помощью посольства парфянского царя. Плыть морем мимо труднопроходимых мест им казалось невозможным, ибо Колхида лишена была гаваней. Губаз тоже отправил свое посольство к парфянам, а также к римскому царю. Однако царь Парфии вел войну с гуннами, именуемыми кидаритами, и отказал прибывшим к нему лазам». И далее по тексту: «Губаз отправил послов к римлянам. Римляне ответили посланцам Губаза, что воздержатся от войны если он сам откажется от власти, или   лишит сына царствования, ибо, по древнему закону, нельзя им обоим властвовать над одной страной, таким образом, царем Колхиды должен остаться один из двух: или Губаз или его сын; этим путем прекратить войну советовал ему Евфилий, имевший звание магистра. Поставленный перед таким выбором Губаз предпочел уступить царство сыну, сложил символы власти и послал властелину римлян послов с просьбой: поскольку царствует один колх, не гневаться и не применять оружия. Император велел ему явиться в страну римскую и доложить о своих намерениях. Губаз не отказался прибыть, но потребовал от Дионисия, ранее присланного в Колхиду из-за раздоров с ним (Губазом), поручительство, что с ним не сделают ничего дурного. Дионисий был прислан в Колхиду и они пришли к соглашению относительно разногласий. Однако переговоры между Губазом и византийским двором, затянулись, ибо, как явствует из фрагмента 34, Губаз явился в Константинополь лишь после пожара 2 сентября 465 г., то есть уже при императоре Льве (457-474 г.г.) Тогда же произошло окончательное примирение с Губазом.

В середине V и. взаимоотношения между Лазским царством и Византией значительно обострились. Царь Лазики пытался покончить с зависимостью от империи. На подобный шаг его толкнули те серьезные трудности, которые испытывала в то время Византия. Еще в начале V в. Византия подверглась нашествию вандалов, а в 441-442 г.г. и в 447-452 г.г. в Восточноримскую империю вторглись гунны под предводительством Атиллы. Византия вынуждена была купить мир дорогой ценой. Неудачное выступление Губаза против Византии и поражение его политики повлекли за собой заметное ослабление Лазского царства, выразившееся в потере Сванетии (период между 459 г. и 474 г.). Примерно с этого же времени постоянно слабеет и вассальная зависимость Абазгии от Лазского царства. Процесс этот завершится к началу VI в. полным обособлением Абазгии, подчинившейся непосредственно Византии. Политически ослабленное Эгрисское царство претерпевало и определенный экономический кризис. В дальнейшем Лазское царство все больше слабеет и его зависимость от Византии приобретает все    более реальный характер. Однако правящие круги Эгриси не отказываются от попыток сбросить Византийское иго, пытаясь всякий раз использовать поддержку сасанидского Ирана. В начале VI в. царь лазов Дамназ становится подданным персидского царя Кавада, а его сын Цатий даже отказался от христианства, чтобы получить после смерти отца престол. Однако, вскоре политическая ситуация меняется, Цатий вновь связывается с византийским императором, является в Константинополь и, заново крестившись, получает от Юстина I (518-527 г.г.) царскую власть. Позже, когда Юстиниан I ввел в лазские крепости войска и лишил, фактически, царя Лазики всех прав, Губаз II, пытаясь освободиться от тяжелого ига, вступает в переговоры с    персидским царем и открывает путь его войскам. Лишь после того, как многолетний спор за Западную Грузию между Византией и Персией был решен в пользу первой, правители Лазики вынуждены были смириться со своей вассальной зависимостью от Византийской империи.

Информация о работе Дипломатия Византии