Дипломатия Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению дипломатии Византии, империи, которая в период своего наивысшего расцвета олицетворяла политическую и военную мощь, была символом православия для всего Востока.
Исходя из этого, главной целью является выяснение причин, вследствие которых Византия стала одним из самых могущественных государств рассматриваемого периода и каким образом она утратила былое могущество на международной арене.
Задачи, которые ставятся в данной работе, это проследить эволюции дипломатических отношений Византийской империи с момента ее выделения из Великой Римской империи вплоть до завоевания ее турками.
Рассматриваемое государство на протяжении многих веков не только являлось символом для подражания с одной стороны, но также было объектом для нападения со стороны кочевых племен (варваров) с другой, так как занимало выгодное географическое положение и владело огромными богатствами. Этому так же способствовали размеры Византийской империи, окраины которой часто были плохо защищены от набегов.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМАТИЯ ВИЗАНТИИ_печать.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

   1. Под  впечатлением тюркского набега  на Васпуракан в 1016 г. и под давлением Византии Синнекерим Арцруни согласился на передачу царства Армении.

   2. Переселение  Арцруни в Византию произошло  в1021 г., когда имел место второй тюркский набег на Армению. Капитуляция Арцруни была следствием политики империи в Закавказье, тюркский же набег лишь способствовал ее осуществлению.

В то же время  и Византия никогда не отказывалась от своих экспансионистских планов в Закавказье. После аннексии Тао (1000 г.) и образования фемы Иверия военное присутствие Византии в Закавказье стало особенно ощутимым, что также не могло не отразиться на внешнеполитическом положении армянских государств. Уже в 1000 г., когда после смерти куропалата Давида император совершил поход в Закавказье, он прошел вдоль границ Вананда, Ани, Васпуракана. По-видимому, как первый шаг, это должно было означать признание армянскими владетелями сюзеренитета императора, что раннее было сделано царем Абхазии-Картли Багратом III, его отцом Гургеном и эмиром Диарбакра Марванидом Муммахид ад даула Саидом. В начале 20-х годов XIв. предельно обострившаяся внешнеполитическая ситуация   вынудила Арцрунидов пойти на реализацию соглашения 1016 г. Около 1017 г. умер шахиншах Гагик I. Сразу же вспыхнула междоусобная борьба между его наследниками, что привело к разделу Анийского царства на две части.

 В 1021 г. имел место, как уже упоминалось выше, второй тюркский набег на Закавказье. Кочевники прошли западнее Васпуракана - через Нахичеван и Двин и были остановлены в гаваре Ниг Васаком Пахлавуни.

В это же время  в Закавказье появляется Василий II. Восточная политика империи активизировалась тотчас же после аннексии Болгарии (1018 г.). Уже в 1018 - 1019 г.г. предпринимается восстановление стен Феодосиополя как опорного пункта империи у границ Грузии и армянских государств, а в 1021 г. империя начала войну с Георгием I за Тао, наследство куропалата Давида, что также не могло не отразиться на внешнеполитическом положении армянских государств. Военные действия велись и на территории нейтрального Вананда.   Грузинская часть Тао, ставшая ареной военных действий, подверглась тотальному разорению.

Следует подчеркнуть, что аннексия Васпуракана не была ни случайной, ни неожиданной. Она явилась закономерным этапом в развитии армяно-византийских отношений в целом и византийско-васпураканских - и не имела характера случайной военной акции. Передача царства Арцруни Византии во многом повторяет более ранние аннексии - Тарона и Тао и, в свою    очередь, повторяется в более поздних - Анийского царства и Вананда.

Война против Анийского царства началась в 1044-1045 г.г. Владетель Анийской страны Иованесик в прошлом был союзником грузинского царя Георгия. После победы Василия II над Георгием Иованесик отдался под власть императора. Василий II оценил благородство армянского царя, пожаловал ему сан магистра и “назначил пожизненно архонтом Ани и так называемой Великой    Армении, но востребовал письменный документ, что после его смерти все это царство попадает под его (Василия) власть и станет частью ромейского государства”. Преемник Иованесика Какикий поддерживал с ромеями добрые отношения, но царство передавать не собирался. Константин Мономах потребовал выполнить условия, изложенные в грамоте Иованесика, но успеха не имел и начал военные действия. Византийскими отрядами командовал архонт “Ивирии” Иасит. Иасит не сумел одолеть Какикия и, едва избежав гибели под Тивием, вернулся в Ани. Было принято решение Тивий не осаждать, захватили лишь несколько укрепленных мест, подвластных Ани. Византийские отряды окружили крепость Хелидоний, когда в связи с мятежом Льва Торника пришлось снять осаду и направиться на запад. С Аплисфаром был заключен мир.

В 1045 г. Анийское царство вошло в состав Византийского  государства.

Следует подчеркнуть, что для политики Византии в Закавказье в период X-XI веков характерна многолетняя и целеустремленная подготовка для присоединения армянских государств. В обстановке прогрессирующей феодальной раздробленности и ослабления последних это привело к целому ряду аннексий, произведенных в специфической форме межгосударственных соглашений, подписание которых давало юридическую основу для присоединения независимых армянских государств к империи.

К концу первого  тысячелетия нашей эры христианство получило распространение на большей части Европы. Обе церкви Западно-римская и Восточно-греческая действовали самостоятельно, каждая в своем районе. Западная церковь втянула в круг своего влияния все романские и германские народности, а из славян - западную группу «хорватов, чехов, поляков». Восточная церковь - южных славян «болгар, сербов» и восточных «русских».

Уже давно  за преобладание в Киеве спорили представители трех исповеданий сторонники римской церкви, греческой и мусульмане халифата. Но утвердилось все же на Руси византийское православие.

Крещение  Владимира стоит в тесной связи  с политической ситуацией, сложившейся в Восточной Европе к концу X в. Требование Владимира – дать ему в жену сестру императора - означало, чтобы гордые и высокомерные византийцы признали русского князя равным себе. Это требование было беспрецедентным.

Появившиеся в Киеве византийские послы едва ли были уполномочены принять это требование. Они должны были дать Владимиру ответ, который рекомендовал давать в подобных случаях Константин VII, ответ признанный, конечно, Владимиром неудовлетворительным. Переговоры затягивались, но критическое положение Василия II заставило его уступить домогательствам русского князя. Он объявил себя готовым дать великому русскому князю в жены свою сестру Анну, если Владимир и его народ примут христианскую веру из Византии и будут окрещены. Но, прежде всего от русского князя требовалась быстрая военная помощь. По заключенному соглашению Владимир обязывался тотчас же послать вспомогательный военный отряд в Константинополь, а его брак с принцессой Анной должен был состояться после крещения русских. Владимир принял эти условия.

Почва для  объявления христианства на Руси господствующей религией была уже достаточно подготовлена, и потому Владимир без промедления послал шеститысячный отряд варягов и русских в Константинополь. Этот отряд явился вовремя, чтобы изменить ход войны и спасти Василия II. Прибыл он в Константинополь позже апреля 988 года, так как еще в апреле Василий II считал свое положение чрезвычайно тяжелым. Таким образом, русская помощь спасла Василия II от гибели политической, а может быть и физической, и помогла ему сохранить престол.

Но, избавившись  от Варды Фокий, византийский двор не обнаружил желания выполнить  данные Владимиру обязательства.

Можно дать одно объяснение причины разрыва между русским князем и византийским императором. Император в своей гордости и, может быть, уступая просьбам сестры, отказался выполнить свое обещание дать Анну в жены Владимиру. Однако Владимир, со своей дружинной, поджидая греческих послов и не дождавшись Анны, повернул к себе в Киев для того, чтобы на   следующий год выступить в поход на Херсонес и, таким образом, оружием вынудить византийского императора выполнить свои обязательства. Русский князь принял самые решительные меры к этому и с войском, состоявшим из варягов, славен и кривичей, в 989 г. осадил главную твердыню византийского владычества в Северном Причерноморье - Херсонес. Город в это время не мог ожидать какой-либо помощи от Византии, и был взят Владимиром.

Взятие Херсонеса  получило особенную важность, так  как неожиданно для нового врага там, где только недавно был союзник, - и при том врага далеко не маловажного. Поэтому Василий должен был согласиться на требование Владимира.

По сообщению  «Повести временных лет», крещение Владимира производили поздним летом или осенью в Херсонесе византийские церковники, присланные вместе с Анной.

Херсонес, немедленно по оставлении его русскими, был занят византийским гарнизоном. После крещения Руси Херсонес приобрел для Византии еще большую важность, как промежуточный пункт для сношений с русскими.

Христианизация  Руси была выигрышем для византийской дипломатии. Поражение Византии за христианизацию Руси означало бы ее полную изолированность, и, вероятно, значительно ускорило бы ее крушение под напором, с одной стороны, западноевропейских государств, а с другой - восточно-мусульманского мира. Вовлекая Русь в орбиту своего церковного влияния, Византия сумела извлечь из этого события немалые для себя выгоды.

Прочный мир, продолжавшийся более полувека, дал возможность империи с помощью русских войск осуществить успешные военные компании Малой Азии, Сицилии и Болгарии. Русь избавилась от печенежских нашествий и расширила свои владения на северо-востоке. Объединенными русско-византийскими силами в 1016 г. были ликвидированы остатки хазарских владений в Таврике. Северное Причерноморье становится областью пограничных владений Руси и Византии.

Мирные отношения  между двумя державами были нарушены в 1043 г., когда жители Константинополя были потрясены уже изгладившимися из памяти зрелища подступавших к стенам города неисчислимых кораблей и людей «тавроскифов». Однако поход на Царьград под предводительством сына Ярослава Владимира окончился неудачей. Поход 1043 г. представляется, согласно сообщениям греческих и русских источников, бесспорным поражением русских, что, однако, не помешало восстановлению между двумя государствами нормальных   отношений на условия, удовлетворяющих обе стороны. Договор был закреплен браком Всеволода Ярославича и дочери императора Константина IX Мономаха. Неудача не имела для русских неблагоприятных последствий, как полагают, вследствие серьезных внешнеполитических и внутренних затруднений Византии. Решающим фактором являлось, по мнению ряда исследователей, нашествие печенегов, вторгшихся в пределы империи в 1046 - 1047 гг. подступавших к стенам Константинополя, в этих условиях Византия, нуждаясь в военной помощи русских, поспешила пойти на значительные уступки.

По нормам дипломатических отношений того времени династический брак в мирное время означал признание равенства и взаимной заинтересованности сторон. Если же брак заключался в итоге военной компании и был одним из условий мирного договора, естественно предполагалось, что это условие выдвинуло заинтересованная сторона, а таковой тогда была Русь. Упрочив свои позиции в Причерноморье, Древнерусское государство вплотную подступило к Византийской империи.

Мирный договор  русско-византийской войны 40-х годов XI в. не сохранился, но вызывает сомнение, что в целом договор был благоприятен для русских. Такой исход, неудачно начавшейся для них войны станет понятным, если допустить, что Ярослав Мудрый в 1044 г. предпринял второй поход на Византию.

В X - XI вв. большую  роль в судьбах народов Передней Азии и Балкан играли взаимоотношения Византийской империи и сельджуков, которые носили преимущественно негативный характер. Империя справедливо усматривала в лице тюрков реальную угрозу своей восточной политике и владениям. Для сельджуков Византия являлась основным препятствием в осуществлении их экспансии в Передней Азии. В конечном итоге тюркам удалось достичь в борьбе с противником эффективных результатов: империя в XI - XII вв. испытывала значительные трудности, т.к. ей приходилось постоянно распределять свои силы по трем направлениям. На востоке она противостояла главной опасности - сельджукам, с запада ее беспокоили крестоносцы, на севере находились враждебно настроенные кипчаки и печенеги, а главное - балканские народы, насильственно включенные в состав Византии и постоянно восстававшие против иноземного ига.

Среди тюркских политических систем XI - XII в. в разнообразных  контактах с Византией находились: держава Сельджуков, Конийский «Румский» султанат, эмираты Данишмендидов, Артукидов и Зангидов. Южнее, на территории Киликийского Тавра, Северной Сирии и Месопотамии, в данный период существовал удел Филарета Врахамия «1071 - 1086 гг.». На территории Южной Сирии к 1077 году образуется сельджукский Сирийский султанат во главе с   братом Великого Сельджукида Малик - шаха Тутунием. На конец, в Верхней Месопотамии «Джазира» расширил свои пределы эмират Укайлидов Мосула.

Но основные события развернулись после того, как в 1040 г., сломив сопротивление Газневидского султаната, в решающей битве при Данданакане «Средняя Азия», сельджуки через Хорасан устремились на Запад, в направлении Передней Азии. С этого времени начинается сельджукское    завоевательное движение, приобретшее характер переселения тюрков, в частности в Малую Азию, где лучше всего прослеживаются византийско-сельджукские взаимоотношения.

Предшествующие акции были своего рода разведкой, одновременно с которой происходило накопление сил для большой, решающей военной компании. Только нейтрализовав еще достаточно сильную империю, сельджуки могли прочно обосноваться в Передней Азии.

Императоры, бессильно взиравшие на почти  беспрепятственное продвижение сельджуков на запад, ограничивались паллиативами. Императрица Феодора (1055 - 1056 гг.) посылала султану дорогие подарки, Михаил VI Стратиотик (1056 - 1057 гг.) не нашел более действенного средства против чинимых опустошений, чем эвакуация Черноморского побережья, несколько позднее ту  же политику пассивного сопротивления продолжал Михаил VII Дука (1071 - 1078 гг.).

Информация о работе Дипломатия Византии