Европейский Союз: структура и основные направления деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:33, реферат

Описание работы

Цели и задачи данной работы следующие, предполагается рассмотреть и охарактеризовать структуру ЕС, а также определить и проанализировать основные направления деятельности данной организации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….....2
История Европейского Союза ………………………………………….3
Структура Европейского Союза …………………………………….....6
Храмовая структура Европейского Союза ………………………...…6
Институты Европейского Союза …………………………………...…7
Компетенция Европейского Союза …………………………..............11
Основные направления деятельности Европейского Союза ……….25
Принципы, цели и задачи ЕС по содействию развития ………….…27
Заключение ……………………………………………………………...…30
Список литературы ………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

ЕС печать.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….....2

  1. История Европейского Союза ………………………………………….3
  2. Структура Европейского Союза …………………………………….....6
    1. Храмовая структура Европейского Союза ………………………...…6
    2. Институты Европейского Союза …………………………………...…7
  3. Компетенция Европейского Союза …………………………..............11
  4. Основные направления деятельности Европейского Союза ……….25
  5. Принципы, цели и задачи ЕС по содействию развития ………….…27

    Заключение ……………………………………………………………...…30

    Список литературы ………………………………………………………..32 
Введение 
Европейский союз (ЕС) - объединение 27 европейских государств, подписавших "Договор о Европейском союзе " (Маастрихтский договор). ЕС -  уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

Страны-члены Евросоюза: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция(1957); Великобритания, Дания, Ирландия(1973); Греция(1981); Гренландия (автономная территория Дании)(1985); Португалия, Испания(1986); ГДР (присоединилась к Западной Германии) (1990); Австрия, Финляндия, Швеция(1995); Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия,  Словения, Чехия, Эстония(2004); Болгария, Румыния(2007).Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника,  Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.

 

Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах. 
Цели и задачи данной работы следующие, предполагается рассмотреть и охарактеризовать структуру ЕС, а также определить и проанализировать основные направления деятельности данной организации.

При написании работы  использовались научные и учебные  материалы, публицистические статьи,а так же электронные ресурсы сети интернет.

Объем реферата составляет 32страницы. Содержание работы состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.

 

1. История Европейского Союза

В 1922 году Ричард Куденхоув-Калерги опубликовал свое знаменитое произведение Пан-Европа, проект. В ней аристократ австрийско-венгерского происхождения анализирует идеи высокопоставленного французского чиновника Луи Лушера, констатируя, что современные войны требуют от участников гигантского промышленного потенциала. От противного, таким образом, существует возможность избежать конфликта между крупными государствами путем помещения их ресурсов под коллективный контроль. Таким образом, есть надежда на предотвращение новой войны между Германией и Францией в случае совместного контроля этими странами немецкого угля и французской стали.

Куденхоув-Калерги предлагает создать Соединенные Штаты Европы по американской модели. По его мнению, это способствовало бы созданию державной Европы наряду с США, СССР и Британской империей. В его понимании Европа простиралась от Польши до Франции.

В 1926 году Куденхоув-Калерги создает организацию под названием Общеевропейский союз и созывает конгресс в Вене, собравший более 2000 участников. Куденхоув-Калерги предлагает проект мирного сотрудничества суверенных государств, выступая против фашистского видения насильственно объединенной Европы, в которой национальные государства были бы уничтожены. Он завоевывает поддержку множества интеллектуалов, среди которых Гийом Аполлинер, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Томас Манн, Хосе Ортега-и-Гассет, Пабло Пикассо, Райнер Мария Рильке, Сен-Жон Перс и др. Председателем Союза избирают лауреата Нобелевской премии мира Аристида Бриана.

В 30-х годах проект получает политическое воплощение благодаря деятельности Аристида Бриана и Эдуарда Хэрриота.

Вступить в Федеральный европейский союз предлагается двадцати шести государствам. Кроме того, предприниматель Жан Моне, бывший первым заместителем генерального секретаря Лиги наций, констатирует, что этот союз де-факто становится европейской межправительственной организацией, и предлагает превратить его в Европейский союз. К несчастью, эти меры принимаются слишком поздно и не могут воспрепятствовать кризису на Уолл стрит и усилению опасности.

В конце второй мировой войны Куденхоув-Калерги переезжает в США, где предпринимает активную лоббистскую деятельность с целью убедить Вашингтон навязать Европе федеральную организацию сразу же после установления мира. Его усилия приводят к успеху в 1946 году , когда эта идея получает одобрение Совета по международным отношениям, который включает ее в список рекомендаций Госдепартаменту.

Со своей стороны в 1946 году бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступает против «железного занавеса, упавшего на Европу». Он заявляет, что необходимо стабилизировать западную часть Европы и помешать коммунистической заразе.

8 мая 1946 года британская организация-близнец Совета по международным отношениям, Королевский институт международных отношений, приурочивает к первой годовщине капитуляции Рейха презентацию совместного проекта Лондона и Вашингтона. Озвучивает англо-американскую позицию Йозеф Ретингер, бывший советник фашистского польского правительства, находящийся в изгнании в Лондоне и ставший агентом секретных служб Ее величества.

Эту позицию популяризирует Уинстон Черчилль, в свою очередь выступивший в пользу создания «Соединенных Штатов Европы».

Однако этот проект не имеет ничего общего с проектом Куденхоува-Калерги и демократов межвоенного периода. Лондон и Вашингтон намереваются создать общее англо-американское гражданство, скрепив, таким образом, великую империю англофонов. В этом контексте «Европа» рассматривается как созвездие государств, приглашенных сотрудничать между собой и поместить часть своих промышленных ресурсов под контроль наднациональной инстанции, более или менее очевидно руководимой Англоязычной империей. Все эти меры должны были привести к созданию обширной зоны свободной торговли, недоступной для коммунистического влияния.

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали, целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии. ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом. ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств,  с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

 

2. Структура Европейского союза

2.1 Храмовая структура Европейского Союза

Храмовая структура, как  способ наглядно представить существующую специфику разграничения компетенций ЕС и государств-членов, появилась в Маастрихтском договоре, учреждающем Европейский союз. Храмовая структура «поддерживается» тремя «опорами»:

• Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) — прекратила своё существование в 2002 году в соответсвии с учреждавшим ее Парижским договором.

• Вторая опора носит название «общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ).

• Третья опора — «полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам».

С помощью «опор» в  договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy).Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.

На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.

Согласно Лиссабонскому  договору 2007 эта сложная система  будет упразднена, будет установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права.

2.2 Институты Европейского союза

Институты Европейского союза — учреждения Европейского союза, представляющие и обеспечивающие интересы, общие для всех стран-членов ЕС. На данный момент по всем соглашениям, связывающим все страны-члены на общих основаниях, сформировались семь самых главных и руководящих органов ЕС:

1. Европейский совет  — высший политический орган  Европейского союза, состоящий  из глав государств и правительств  стран-членов ЕС.

2. Совет Европейского союза — наряду с Европейским парламентом, один из 2-х законодательных органов Европейского союза.

3. Европейская комиссия  — высший орган исполнительной  власти Евросоюза. Отвечает за  выполнение решений Союза, контролирует  соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.

4. Суд Европейского  союза — высший суд ЕС.

5. Европейский парламент  имеет три важнейшие задачи: законодательство, бюджетирование и контроль Европейской комиссии. C 1979 года избирается населением.

6. Европейская счётная  палата — институт, осуществляющий  аудиторскую проверку бюджета  Cоюза и его учреждений.

7. Европейский центральный  банк — центральный банк Евросоюза  и зоны евро.

Институциональные органы

Европейская счётная  палата

Европейская счётная  палата создана в 1975 для аудиторской  проверки бюджета ЕС и его учреждений. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена), которые назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

Функции:

  1. проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
  2. следит за качеством управления финансами;
  3. после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
  4. помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.

Штаб-квартира — Люксембург.

 

Европейский центральный  банк

Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). В последующие годы евро приняли ещё 5 стран, последний присоединившийся член — Словакия.

 

В соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского сообщества была основана Европейская система  центральных банков — наднациональный  орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза. Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.

 

Неинституциональные органы

Европейский инвестиционный банк

Создан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.

 

Европейский социально-экономический  комитет

Социально-экономический  комитет — консультативный орган  ЕС. Образован в соответствии с  Римским договором. Состоит из 344 членов, называемых советниками.

Функции. Консультирует  Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической  политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

Члены Комитета назначаются  Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек.

Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.

 

Комитет регионов

Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и  местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и  действует с марта 1994. Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года.

Функции. Консультирует Совет и  Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

Место проведения сессий. Пленарные  сессии проходят в Брюсселе 5 раз  в год.

 

Европейский уполномоченный по правам человека

Европейский уполномоченный по правам человека занимается жалобами граждан  относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.

Информация о работе Европейский Союз: структура и основные направления деятельности