Формирование новой системы международных отношений в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Принципиальное значение имел отказ СССР от «доктрины Брежнева», оправдывавшей прямое, в том числе военное вмешательство в дела стран, входивших в сферу советского влияния. После частичных выборов в Польше в июне 1989 г., в результате которых правящая рабочая партия лишилась монополии на власть, лидеры ряда ортодоксальных коммунистических режимов призывали силой вернуть ПОРП руководящую роль в Польше.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Поиск механизмов управления ситуацией…………………………….5
Основные дилеммы формирования новой Европы………............7
1.2 Институционализация и преобразование СБСЕ в ОБСЕ……….11
2.Процессы трансформации в ЦВЕ………………………………………17
2.1. НАТО: адаптация и расширение………………………………….22
2.2 Основные контуры будущей системы отношений в Европе……28
2.3 Институционализация отношений России с европейскими организациями………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………....33
Список литературы…………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 73.56 Кб (Скачать)

 

 

 

1.3 Процессы трансформации в ЦВЕ

Динамика внутреннего развития и внешней политики стран ЦВЕ  в 90-е годы определялась рядом факторов. Искусственность навязанных им коммунистических режимов предопределила не только стремительный  распад последних в условиях ослабления блокового противостояния и отказа СССР от «доктрины Брежнева», но и  относительно безболезненное расставание  с коммунистической идеологией, переход  бывших коммунистических рабочих партий на позиции социал-демократии. К  началу 90-х  годов после короткого периода дискуссий в этих странах сформировался более или менее широкий консенсус в отношении основных внутренних и внешнеполитических целей. Его суть сводится к определению путей реинтеграции стран ЦВЕ в Европу, под которой понимается вступление в Совет Европы, ЕС и ЗЕС, а также в НАТО. Различия между консервативными и левыми партиями, сменяющими друг друга у власти, касаются главным образом средств и методов достижения этой цели.  

На положении стран ЦВЕ и  их внутреннем развитии в возрастающей степени сказывается ряд факторов. Во-первых, процесс реформ здесь  оказался намного более сложным  и продолжительным, чем это изначально прогнозировалось. Во-вторых, с течением времени все более рельефной  становилась дифференциация стран  ЦВЕ с точки зрения прогресса  в осуществлении политических и  экономических реформ. Оба эти  обстоятельства определяют наметившиеся различия как в темпах, так и  в перспективах реинтеграции в Европу отдельных стран ЦВЕ.

Наследие плановой экономики, сложности, обусловленные комплексным характером преобразований, а также сравнительно низкий уровень экономического развития относятся к числу основных проблем  в осуществлении реформ в странах  ЦВЕ. На проводимых преобразованиях  негативно сказывается наследие коммунизма: дефицит власти, неразвитость гражданского общества, отсутствие устойчивых ценностных ориентиров. Проведение системной  и структурной реформ экономики  осложняется прочностью позиций  бюрократии и групп интересов. Порожденные  прежней системой стереотипы поведения - патернализм, уравниловка и др. - мешают утверждению новой модели экономического поведения. Необходимость  структурной реформы экономики  предопределяла неизбежность социального  шока при любом варианте проведения преобразований. Немало сложностей порождает  одновременное осуществление перехода к рыночной экономике и преобразования политической системы.

Одна из десяти стран ЦВЕ - Албания, согласно классификации ООН, относится  к государствам с низким уровнем  доходов (ВВП на душу населения менее 750 долл. США в 1994 г.). Большая часть  государств относится к группе с  низкими средними доходами (до 3 тыс. долл. США). Лишь три страны (Чехия, Венгрия  и Словения) попадают в группу с  высокими средними доходами. В группу же с высокими доходами не попадает ни одно из государств ЦВЕ. Отсталость в развитии усугублялась начавшимся после 1989г. и связанным с процессами трансформации спадом производства, хотя в странах ЦВЕ этот спад был  значительно меньшим, чем в бывшем СССР, что предопределило относительно быстрое возобновление экономического роста. Низкий уроовень экономического развития, быстрый распад коммунистической системы, бремя старых проблем и  спад производства явились, в свою очередь, причиной многих негативных социально-экономических  процессов.

В ходе преобразований в странах  ЦВЕ в зависимости от сочетания  исходных предпосылок для проведения реформ, последовательности и целенаправленности проводившейся политики а также  внешних условий наметилась дифференциация государств региона во всех сферах преобразований. В зависимости от достигнутого прогресса в осуществлении  политических и экономических преобразований, а также экономического оздоровления в ЦВЕ выделяют две группы государств, хотя границы между этими группами подчас нечетки, а внутри каждой из них существует своя дифференциация. Пять государств ЦВЕ - Чешская Республика, Польша, Венгрия, Словакия и Словения считаются лидерами в осуществлении  реформ. Остальные страны ЦВЕ (некоторые  из них прилагают усилия, для того чтобы догнать группу лидеров) находятся  в состоянии хрупкого равновесия, при котором позитивные и негативные факторы уравновешивают друг друга.

Лидирующая пятерка стран ЦВЕ  добилась заметного прогресса в  осуществлении реформ, во второй половине 90-х годов улучшилось их экономическое  положение. В силу более благоприятных  стартовых условий системные  преобразования в этих странах были начаты быстрее и оказались успешнее. С 1993-1994гг. во всех пяти странах отмечается экономический рост. Спад производства здесь был менее существенным - падение ВВП с 1990г. составило  всего 15%. Благоприятными для этих стран  факторами являются рост инвестиций и умеренные темпы инфляции, которая  в 1997 г. составила от 6,4% (Словакия) до 1°/° (Венгрия). Считается, что в перспективе  названные пять стран по своим  экономическим показателям могут  выйти на уровень наименее развитых стран ЕС. К негативным факторам здесь относятся относительно высокий  уровень безработицы (исключение составляет лишь Чехия); снижение уровня реальной средней заработной платы; нарастание социальной дифференциации; отсутствие эффективной системы социального  обеспечения; обнищание части населения.

Страны Балтии - Латвия, Литва и  Эстония относятся к странам, способным вплотную подтянуться  к лидирующей пятерке ЦВЕ. Однако они по-прежнему сталкиваются с серьезными экономическими и социальными проблемами, в том числе в силу того обстоятельства, что спад здесь был более глубоким. Несмотря на многочисленные проблемы краткосрочного плана, страны Балтии заметно  расширили свободу маневра в  результате быстрого хотя и болезненного выхода из экономического пространства бывшего СССР. Процессы трансформации  в странах Юго-Восточной Европы - Албании, Болгарии и Румынии характеризуются  нестабильностью и хрупкостью достигнутых  результатов, что в наиболее острой форме проявилось в условиях албанского кризиса 1996- 1997гг. Общий низкий уровень  экономического развития усугубляет существующие в этих странах проблемы.

Во внешнеполитическом плане ситуация в ЦВЕ характеризуется отсутствием  эффективных механизмов регионального  политического и экономического сотрудничества. Практически все  страны ЦВЕ, уже являющиеся членами  Совета Европы, отдают приоритет односторонним  усилиям по интеграции в ЕС и НАТО, порой вступая в конкуренцию  друг с другом. После окончания  холодной войны здесь возникли различные  субрегиональные организации, стало  более интенсивным двустороннее взаимодействие между отдельными государствами. Страны ЦВЕ являются участницами  Центральноевропейской инициативы, вишеградской группы, СГБМ, ЧЭС, сотрудничества карпатских регионов (включая Украину). Болгария проявляет инициативу по налаживанию  регулярного диалога государств Юго-Восточной Европы. Собственную  политику субрегионального сотрудничества проводит Румыния, выстроившая в 90-е  годы сложную систему «треугольников» -взаимодополняющих трехсторонних  пактов сотрудничества (с Польшей  и Украиной, Болгарией и Турцией, Молдовой и Украиной, Венгрией и  Австрией, Болгарией и Грецией).

Тем не менее участие в различных  формах субрегионального сотрудничества чаще всего рассматривалось странами ЦВЕ ибо как временный вариант  регулирования отношений с соседними  государствами на период до вступления в ЕС, либо - в случае реализации менее  благоприятного сценария - как запасной, хотя и не оптимальный вариант  внешнеполитической стратегии. Примером интенсивного, но в итоге малоэффективного субрегионального взаимодействия, охватывавшего  в соответствии с изначальными планами  сферы экономики, внешней политики и политики безопасности, является взаимодействие стран вишеградской группы, на основе которой в 1993 г. была создана Центральноевропейская  зона свободной торговли (в 1995 г в  нее вошла Словения). Однако она  не способствовала существенному оживлению  региональной торговли.

 

 

2 Европейский союз: углубление и расширение интеграции

Окончание холодной войны, исчезновение блокового противостояния в Европе, объединение Германии, начало системной  трансформации в ЦВЕ поставили  страны ЕС перед новыми вызовами. Стремление «растворить» возрастающее влияние  Германии на европейскую политику подталкивало партнеров Бонна к углублению интеграции в рамках ЕС. Сторонниками этой линии, хотя и с определенными  оговорками, выступали, в частности, Франция, Италия, ряд малых стран  ЕС. С самого начала эту линию  поддержала и Германия. Наиболее скептично  относившаяся к углублению интеграции Великобритания отдавала предпочтение иному варианту адаптации ЕС к  новым условиям, а именно - расширению состава ЕС за счет государств ЦВЕ. В течение короткого периода  основные дискуссии в рамках ЕС сводились  к обсуждению дилеммы: углубление или  расширение? В конечном счете выбор  был сделан в пользу углубления интеграции, которое сопровождалось бы ее последующим  расширением сначала за счет развитых западноевропейских государств, а затем  и стран ЦВЕ.

Усилия по углублению интеграции в  рамках ЕС неоднократно предпринимались  и до окончания холодной войны, хотя в силу разногласий между основными  государствами-участниками они ограничивались, как правило, половинчатыми решениями. В 1985 г. главы государств и правительств стран ЕС согласовали пакет реформ и дополнений к договорам о  ЕС, сведенных в Единый европейский  акт, вступивший в силу в 1987 г. Этот документ предусматривал, в частности, завершение формирования общего внутреннего рынка  до конца 1992 г., возврат к принятию значительной части решений в  ЕС большинством голосов, а также  расширение полномочий Европарламента. Одновременно с этим расширялась  сфера компетенции ЕС за счет включения  в нее политики в области исследований, технологии и охраны окружающей среды. С принятием единого европейского акта была создана договорная основа деятельности Европейского совета, а  также «европейского политического  сотрудничества», предполагавшего  согласование внешней политики государств ЕС. 

Перемены в Европе подтолкнули  страны ЕС к более радикальным  шагам в деле углубления интеграции. 9 -10 декабря 1991 г. на встрече лидеров  стран ЕС в Маастрихте (Нидерланды) был одобрен проект договора о  Европейском союзе, подписанного министрами иностранных дел и финансов 7 февраля 1992 г. и вступившего в силу 1 ноября 1993 г. Договор предусматривает существенное углубление интеграции на ряде направлений:

1. Европейское экономическое сообщество, учрежденное Римским договором  1957г., преобразовано в Европейский  союз. Заметно расширена сфера  деятельности ЕС. Таможенный союз, общий рынок, общая сельскохозяйственная  и внешнеторговая политика с  1999 г. были дополнены Европейским  валютным союзом (ЕВС), согласованной  политикой в сферах охраны  окружающей среды, здравоохранения,  образования и социальной сфере.  В силу компромиссного характера  Маастрихтского договора компетенция  органов ЕС в перечисленных  областях неодинакова и не  всегда безусловна. Договором предусматривается  введение института «гражданства  ЕС», не отменяющего гражданства  отдельных государств. Сформирован  комитет по региональным вопросам. Расширены полномочия Европарламента.

2. Новым направлением деятельности  ЕС стало осуществление совместной  внешней политики и политики  безопасности (СВПБ), развивающей опыт  «европейского политического сотрудничества»  и предусматривающей согласование  и осуществление странами ЕС  совместных внешнеполитических  действий на основе единогласно  принятых решений.

3. Новым направлением стало сотрудничество  в сфере внутренней политики. Речь идет, в частности, о согласовании  политики стран ЕС по предоставлению  политического убежища, регулированию  иммиграционных процессов, борьбе  с незаконным оборотом наркотиков  и преступностью, о более тесном  сотрудничестве полицейских служб.  Однако и в этой области  для принятия согласованных мер  требуется единогласие в Совете  министров ЕС.

Сам Маастрихтский договор стал результатом сложных компромиссов между еврооптимистами и евроскептиками внутри союза. Договором была предусмотрена  возможность пересмотра и дальнейшего  развития его положений межправителъственной конференцией стран ЕС, к компетенции  которой относилось рассмотрение вопросов дальнейшего развития сотрудничества в областях СВПБ, внутренней политики и юстиции. Конференция открылась 29 марта 1996 г. в Турине (Италия) заседанием Европейского совета на уровне глав государств и правительств и завершилась  в Амстердаме 16-17 июня 1997г. принятием  Амстердамского договора, подписанного министрами иностранных дел 2 октября 1997 г. Договор оформил продвижение  вперед на ряде направлений, в том  числе являвшихся предметом разногласий  в процессе подготовки Маастрихтского договора. Договор, вступивший в силу 1 мая 1999 г., в частности, предусматривает:

- расширение компетенции ЕС  в сфере внутренней политики. Европол, созданный в Гааге  в качестве центра по сбору,  обработке и обмену информацией,  наделяется оперативными функциями.  Расширяется международное сотрудничество национальных полицейских и таможенных ведомств, органов правосудия. В течение пяти лет после вступления договора в силу должен быть снят контроль на границах между всеми странами ЕС (за исключением Великобритании и Ирландии) и установлены общие стандарты контроля за внешними границами. Расширяется компетенция ЕС в сфере политики по предоставлению политического убежища, иммиграции, в отношении беженцев;

- регулирование правового положения  граждан стран ЕС. Расширяются  возможности ЕС принимать меры  против проявлений дискриминации.  Обязательным для всех стран  союза становится принцип равноправия  мужчины и женщины;

- расширение функций союза в  сфере социальной политики. В  договоре впервые появилась глава  о координации политики занятости.  Великобритания впервые согласилась  признать в полном объеме обязательства,  вытекающие из согласованной  социальной политики стран ЕС. Договором устанавливаются минимальные  стандарты в области здравоохранения.  Политика ЕС в любой области  должна соответствовать экологическим  критериям',

Информация о работе Формирование новой системы международных отношений в Европе