Формирование новой системы международных отношений в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Принципиальное значение имел отказ СССР от «доктрины Брежнева», оправдывавшей прямое, в том числе военное вмешательство в дела стран, входивших в сферу советского влияния. После частичных выборов в Польше в июне 1989 г., в результате которых правящая рабочая партия лишилась монополии на власть, лидеры ряда ортодоксальных коммунистических режимов призывали силой вернуть ПОРП руководящую роль в Польше.

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Поиск механизмов управления ситуацией…………………………….5
Основные дилеммы формирования новой Европы………............7
1.2 Институционализация и преобразование СБСЕ в ОБСЕ……….11
2.Процессы трансформации в ЦВЕ………………………………………17
2.1. НАТО: адаптация и расширение………………………………….22
2.2 Основные контуры будущей системы отношений в Европе……28
2.3 Институционализация отношений России с европейскими организациями………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………....33
Список литературы…………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 73.56 Кб (Скачать)

- содействие вступлению стран  ЦВЕ в западные структуры; тем  самым Бонн стремился преодолеть  противоречие между интеграцией  в ЕС и НАТО, с одной стороны,  и активной политикой в ЦВЕ  - с другой;

- Германия стремится к сохранению  партнерских отношений с Россией,  избегая при этом установления  «особых», способных возродить опасения  по поводу «ревизионистского»  характера германской политики  в Европе; баланс собственных  интересов, интересов европейских  государств и России при этом  видится в определении оптимальных  путей интеграции России в  новую систему отношений в  Европе.

2. На протяжении веков отношения  России с Европой в концептуальном  и в практическом плане характеризовались  как взаимным притяжением, так  и взаимным отталкиванием. Демократизация  сначала в СССР, а затем в  России, политика рыночных реформ  и адаптации к мирохозяйственным  процессам создают предпосылки  для постепенной интеграции России  в новую систему европейских  и глобальных отношений на  основе партнерства. Тем не  менее судьба и конечный результат  российских реформ, самоидентификация  России, определение ее места  и роли в новой Европе еще  в высшей степени неопределенны.  Завершатся ли российские реформы  созданием подлинно демократического  общества с эффективной рыночной  экономикой или, как это не  раз случалось в истории, вновь  возобладает национал-патриотическая  реакция? Ответ на этот вопрос  должна дать сама Россия.

3. Преодоление политического и  идеологического раскола Европы  в конце 80-х годов не сняло  и не могло автоматически снять  проблему разрыва в уровнях  социально-экономического развития  между государствами Запада и  Востока Европы. Десятилетия коммунистического  господства и плановой экономики  затормозили развитие ЦВЕ, отбросили  ее на обочину мирового и  европейского хозяйства. Наиболее  развитые страны ЦВЕ поуровню  ВВП на душу населения сопоставимы  с беднейшими странами ЕС. Проблемы  и продолжительность переходного  периода в ЦВЕ существенно  недооценивались в начале 90-х  годов, поэтому социально-экономические  разделительные линии сохранятся  в Европе и в обозримой перспективе.  Трудности переходного периода  порождают опасность внутренней  дестабилизации в отдельных странах,  способной иметь трансграничные  последствия. Наиболее тревожным  примером внутренней дестабилизации  явился хаос в Албании в  1996 - 1997 гг.

4. После окончания холодной войны  Европа не избежала возникновения  локальных и региональных конфликтов, в том числе вооруженных. Массовое  применение силы в бывшей Югославии стало самым тяжелым шоком для Европы, не испытывавшей столь масштабных потрясений на протяжении всего послевоенного периода. В связи с возникновением открытых конфликтов в странах бывшего СССР, проведением этнократической политики рядом новых независимых государств, порой приобретающей характер «этнических чисток», латентной опасностью сепаратизма и ирредентизма в ЦВЕ проблема внутренних конфликтов и «агрессивного национализма» сегодня рассматривается в качестве одного из главных вызовов европейской безопасности.

Большинство современных конфликтов в Европе приобрело формы военного противостояния в тех странах, которые  в силу разных причин не прошли этап формирования национальных государств (или государств-наций), пройденный большинством европейских народов  в XIX в. Во многих странах Юго-Восточной  Европы и бывшего СССР действуют  и иные комплексные факторы, позволяющие  предположить, что конфликтность  и нестабильность скорее всего будут  неизменными спутниками процессов  формирования новых национальных государств и модернизации. Все это в начале 90-х годов поставило сообщество европейских государств перед необходимостью определения эффективных инструментов управления кризисными ситуациями, а  также разработки долгосрочной стратегии  и политики предупреждения внутренних конфликтов.

5. Военное вмешательство НАТО  в конфликт в Косово (СРЮ) в  марте - июне 1999 г. поставило Европу  перед рядом новых проблем.  Первая из них - продемонстрированная  НАТО претензия на право военной  интервенции без санкции Совета  Безопасности ООН или ОБСЕ  за пределами зоны собственной  ответственности в случае (как  это имело место в СРЮ) грубых  нарушений прав человека и  национальных меньшинств.

Вместе с тем косовский кризис 1998 - 1999 гг. обнажил другую, более  серьезную и долгосрочную проблему. Она связана с отсутствием  у международного, в частности  европейского сообщества государств инструментов мирного, без военной эскалации  вмешательства во внутренние процессы в том или ином государстве, когда  они ставят данное государство на грань гуманитарной катастрофы или  массового нарушения прав человека и национальных меньшинств. Необходимость  разработки соответствующих международных  инструментов стала очевидной именно и прежде всего на фоне косовского кризиса.

6. Новые вызовы безопасности  позволили в 90-е годы говорить  о нетрадиционных измерениях  политики безопасности, не сводимой  больше к политике обороны,  ограничения вооружений и контроля  над вооружениями. Среди новых  вызовов безопасности наибольшее  внимание в последнее время  привлекает массовая миграция  населения, в том числе возросшие  потоки беженцев; незаконный оборот наркотиков и торговля оружием; приобретающие международный характер терроризм и организованная преступность.

Если в 1989 - 1992 гг. большинство европейских  государств проявляли осторожность в оценке возможных вариантов  формирования новой европейской  системы, то с 1993- 1994 гг. под воздействием ряда объективных процессов набор  обсуждаемых вариантов постепенно сужался. К 1997г. этап дискуссий завершился. Более очевидными стали контуры  формирующегося облика Европы, хотя его  детали еще остаются предметом обсуждений. По существу, в 1993- 1997 гг. произошла «смена парадигмы» формирования единой Европы, которая рождается сегодня не на основе «сближения» Востока и  Запада, а в результате постепенного расширения западных организаций. Наиболее существенным в этом плане является расширение на Восток ЕС и НАТО. В  то же время многообразие европейских  процессов не сводится к расширению этих организаций, а ведет к формированию «концерта» европейских институтов, каждый из которых по-своему уникален и незаменим с точки зрения управления европейскими процессами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Институционализация и преобразование СБСЕ в ОБСЕ

До 1990 г. СБСЕ представляло собой серию  межправительственных форумов. Совещание  обеспечило решение трех основных задач: поддержания интенсивного и регулярного  диалога между Востоком и Западом; согласования норм и стандартов поведения  государств во взаимных отношениях и  в отношении граждан; рассмотрения вопросов, связанных с выполнением  государствами принятых ими обязательств. К началу 90-х годов СБСЕ превратилось в динамично развивавшийся эффективный  инструмент регулирования отношений  между Востоком и Западом. С падением коммунистических режимов в документах СБСЕ была выражена приверженность всех его участников плюралистической демократии, верховенству закона и уважению прав человека, частной собственности, рыночной экономике и социальной справедливости. Эти ценности были закреплены и конкретизированы в документах копенгагенского (июнь-июль 1990г.) и московского (сентябрь - октябрь 1991г.) совещаний Конференции по человеческому  измерению СБСЕ, боннской Конференции  по экономическому сотрудничеству в  Европе (март - апрель 1990 г.) и в парижской  Хартии для новой Европы, подписанной 21 ноября 1990г. После 1990г. развитие СБСЕ, с 1 января 1995 г. переименованного в  Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), характеризовалось  рядом черт.

1. В 1992 - 1993 гг. существенно расширился  состав участников ОБСЕ в результате  принятия в нее стран бывшего  СССР и бывшей Югославии, а  также Албании и Андорры. ОБСЕ  является самой универсальной,  общеевропейской организацией, что  определяет как ряд ее преимуществ,  так и сложностей в работе. Среди проблем организации помимо  трудности достижения консенсуса  отмечается культурно-политическое  многообразие государств-участников.

2. Парижская Хартия положила  начало институционализации СБСЕ, подведшей к его преобразованию  в ОБСЕ. С 1990 г. созданы постоянные  и регулярно собирающиеся структуры  и институты организации. Раз  в два года проводятся встречи  по обзору выполнения обязательств, завершающиеся встречами на высшем  уровне (Хельсинки, 1992; Будапешт, 1994; Лиссабон 1996). Сначала раз в год, а  в настоящее время раз в  два года проводятся встречи  Совета министров ОБСЕ (Берлин, 1991; Прага и Стокгольм, 1992; Рим, 1993; Будапешт, 1995; Копенгаген, 1997; Осло, 1998). Органом,  уполномоченным принимать самостоятельные  решения, является Постоянный  совет, заседания которого еженедельно  проводятся в Вене. В ОБСЕ созданы институты действующего председателя и «тройки», генерального секретаря, верховного комиссара по делам национальных меньшинств, ряд других. В Вене размещен секретариат, имеющий бюро в Праге; в Варшаве - Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), в Женеве - Суд по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ. Ежегодно в Праге проводится экономический форум ОБСЕ. В Вене действует Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, в рамках которого обсуждаются вопросы контроля над вооружениями.

3. Наряду с сохранением нормотворческих  функций и перенесением акцента  на контроль за соблюдением  принятых обязательств расширяется  оперативная деятельность ОБСЕ  в таких областях, как предотвращение  конфликтов, регулирование кризисов  и постконфликтное восстановление; формирование институтов правового  государства (в частности, ОБСЕ  играет активную роль в наблюдении  за выборами, а в ряде случаев  и в их организации) и обеспечение  прав человека.

С 1992 г. ОБСЕ направляет в зоны конфликтов миссии, в том числе долгосрочные, мандат которых варьируется в  зависимости от ситуации и предусматривает  задачи по предотвращению и политическому  урегулированию конфликтов. Долгосрочные миссии действуют в БиГ, Грузии, Латвии, Македонии, Молдове, Таджикистане, на Украине, в Хорватии, Эстонии, Косово. С 1995 г. группа содействия ОБСЕ работает в  Чечне. С 1998 г. - в Беларуси. Минская  группа с 1992 г. осуществляет посредничество в нагорно-карабахском конфликте. ОБСЕ постоянно представлена в Албании. Специальные миссии ОБСЕ направлялись в 1997 г. в СРЮ для урегулирования политического конфликта по поводу фальсификации результатов муниципальных  выборов, а также в Албанию  для поиска политического решения  албанского кризиса.

С 1992 г. по решению хельсинкской встречи  на высшем уровне ОБСЕ является региональным соглашением по смыслу главы VIII Устава ООН и за ней зарезервировано  право проведения операций по поддержанию  мира, исключая при этом возможность  применения мер принуждения. Однако до настоящего времени ОБСЕ ни разу не воспользовалась этим правом. В  соответствии с решением будапештской встречи на высшем уровне 1994 г. планируется  операция ОБСЕ в зоне нагорно-карабахского конфликта, осуществление которой  затягивается из-за отсутствия согласия сторон относительно принципов политического  урегулирования.

С 1996 г. ОБСЕ осуществляет ряд задач  постконфликтного восстановления в  соответствии с дейтонским Общим  рамочным соглашением 1995 г. о мире в  БиГ. Соглашением на ОБСЕ были возложены  такие задачи, как содействие разработке субрегиональных мер контроля над  вооружениями, проведение переговоров  о региональных мерах контроля над  вооружениями и мерах по укреплению доверия в Юго-Восточной Европе; определение наличия необходимых условий, организация и проведение под международным контролем общебоснийских и муниципальных выборов в БиГ; содействие формированию демократических институтов и обеспечению прав человека.

Оперативная деятельность по обеспечению  раннего предупреждения о назревающем  конфликте осуществляется верховным  комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств в сотрудничестве с БДИПЧ. Возрастает роль действующего председателя, «тройки», личных представителей и  специальных уполномоченных председателя, действующих от имени ОБСЕ на основе согласования с Постоянным советом. С 90-х годов ОБСЕ взаимодействует  с другими международными организациями.

4. Несмотря на противоречивое  отношение к организации различных  государств-участников, часть которых  либо не верит в возможности  ОБСЕ, либо отдает приоритет иным  европейским структурам и по  этой причине настороженно относится  к укреплению оперативных возможностей  ОБСЕ, последняя постепенно превращается  в один из основных инструментов  обеспечения безопасности, основанной  на сотрудничестве. К функциям  ОБСЕ, определяющим ее уникальный  характер и несвойственным ни  одной иной европейской организации,  следует отнести следующие:

- являясь единственной общеевропейской  организацией, ОБСЕ осуществляет  нормотворческую деятельность, а  также способна обеспечивать  легитимность мер, принимаемых  другими региональными организациями  за пределами территории их  государств-членов;

- в рамках венского Форума  по сотрудничеству в области  безопасности или в тесной  увязке с ОБСЕ рассматриваются  и решаются вопросы контроля  над вооружениями: меры укрепления  доверия и безопасности; Договор  по открытому небу (формально  заключенный вне ОБСЕ), Договор  об обычных вооруженных силах  в Европе (ОВСЕ) и OBCE-IA (состав участников  заключенного в ноябре 1990 г. договора  уже состава участников ОБСЕ);

- уникальной остается оперативная  деятельность ОБСЕ в сфере  раннего предупреждения, предотвращения  и урегулирования конфликтов;

- несмотря на определенный параллелизм  в деятельности Совета Европы  и ОБСЕ, последняя остается единственной  организацией, призванной обеспечивать  уважение прав человека и содействие  формированию институтов правового  государства во всем регионе  ОБСЕ, в том числе в странах,  не являющихся членами или  кандидатами в члены Совета  Европы.

Информация о работе Формирование новой системы международных отношений в Европе