Франчайзинг в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение франчайзинга как средство развитие предпринимательства в Украине, выявить его плюсы и минусы.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в Украине, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.

Содержание

Введение.
Раздел 1. Теоретически-методологические подходы к анализу франчайзинга.
Сущность и виды франчайзинга.
Франчайзинговый договор.
Преимущества и недостатки франчайзинга.
Раздел 2. Применение франчайзинга в международной практике ведения бизнеса.
2.1.Сравнительный анализ использования франчайзинга во внешнеэкономической деятельности компаний разных стран.
2.2. Использование франчайзинга украинскими компаниями.
Раздел 3. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в Украине.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 1.21 Мб (Скачать)

    Важно, чтобы срок действия франчайзингового договора совпадал со сроком договора об аренде помещений, так как в противном случае франчайзи может оказаться в неприятной ситуации, когда договор с франчайзором прекращен, а он все еще должен нести расходы по аренде без возможности продолжать свой бизнес в этом помещении.

    5.Эксклюзивность. Вопрос об эксклюзивности территории, на которой работает франчайзи требует тщательной проработки. Большинство франчайзоров не предоставляют эксклюзивную территорию франчайзи, если он обслуживает слишком большую площадь. Это делается, чтобы быть более гибким в реакции на действия конкурентов в этом районе.

    6.Обязанности  сторон. Франчайзинговый договор включает положения, оговаривающие обязанности франчайзора и франчайзи. Эти положения излагаются очень детально и занимают большую часть договора.

    7.Другие  важные положения. Существуют  несколько положений, которые  также могут быть включены  в договор. Вот некоторые из  них. 

  • Поставки. Франчайзинговый договор может включать положения, оговаривающие, как франчайзи осуществляет поставки. Франчайзи может быть обязан производить поставки только от одобренных франчайзором поставщиков. Если франчайзи может закупать только у франчайзора, он должен быть поставлен в известность об этом с самого начала. Франчайзор должен объяснить франчайзи, что он не получает от этого сверхприбылей.
  • Прекращение действия договора. Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзором и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзора или франчайзи. Любое из этих событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должны быть детально оговорены в договоре.
  • Условия прекращения договора. Договор оговаривает условия, при которых франчайзинговый договор может быть прекращен. Положения договора о последствиях прекращение не менее важные, чем положения о самом расторжении договора. Франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзора. Франчайзинговый договор также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течении определенного времени. Это ограничение, правда, необходимо тщательно проработать, чтобы им возможно было воспользоваться.

    В данном вопросе следует отметить, что мною были освещены не все, а только основные элементы франчайзингового  договора, так как требования франчайзингового договора отличаются в зависимости от типа бизнеса.

1.3.Преимущества и недостатки франчайзинга. 

    Привлекательность франчайзинга заключается в наличии  неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе так и в Америке. Но есть и недостатки. И при обращении к франчайзингу необходимо рассматривать следующие преимущества  и недостатки:

      А)Преимущества для франчайзора:

  • Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса . Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программу развития. Эти фонды можно создать с помощью франчайзи. Франчайзи делают первоначальный взнос, приобретая полный франчайзинговый пакет.
  • Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзором. Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзору за предоставление услуг.
  • Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке
  • Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах.
  • Успех франчайзинговой системы при создании новых бизнес концепций. Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльности бизнес концепции. Франчайзор развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных магазинов. Франчайзор разделяет свой опыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес так же успешно.

    Б)Недостатки для франчайзора:

  • Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи.
  • Франчайзи не являются работниками франчайзора. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса.
  • Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий.
  • Недоплата или выплата взносов с опозданием.
  • Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны.
  • Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзором он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзору.  

    В)Преимущества для франчайзи: 

  • Все материалы и поддержка, предоставляемая франчайзорами индивидуальным франчайзи, предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы.
  • Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками.
  • Франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзора.
  • Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса.
  • Франчайзинг означает постоянную поддержку.
  • Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзора.
  • Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзор определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом его территория всегда остается более открытой для конкурентов.

      Г)Недостатки  для франчайзи:

  • Невыполнение контракта по франчайзинговому договору.
  • Взгляд на франчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы.
  • Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы.
  • Определение финансовой мощи франчайзора. Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзора. Может случиться так, что франчайзор объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции.
 

Раздел 2. Применение франчайзинга в международной  практике ведения  бизнеса.

     2.1.Сравнительный  анализ использования франчайзинга  во внешнеэкономической деятельности  компаний разных стран.

     Франчайзинг начал впервые использоваться в США компанией Зингер по производству швейных машинок в середине XIX века. Следующим, кто последовал их примеру была компания Дженерал Моторс в 1898 г. Таким образом можно считать США- «родителями» франчайзинга.

     В США имеется более 1 500 франчайзинговых систем в более 75 видах деятельности.  
На одного франчайзера приходится в среднем 230 франчайзинговых точек. Однако большинство франчайзеров имеет менее 100 точек.  
Около 80% франчайзинговых систем требует объем инвестиций от 50 до 250 тыс. долларов США. Однако это не означает, что системы с низким уровнем инвестирования не получают развития. Около 20% систем имеют инвестиционный показатель менее 50 тыс. долларов США.  
Периодические платежи, так называемые роялти, составляющие основу дохода франчайзеров, в среднем варьируют от 3% до 6% от объема продаж. 
81,1% франчайзинговых предприятий США относятся к  категории "франчайзинг
_бизнес_-_формата". В этих предприятиях задействовано 79,5% служащих от общего числа в сфере франчайзинга.  
18,9% франчайзинговых предприятий США относятся к  товарному франчайзингу. В этих предприятиях задействовано 20,5% служащих от общего числа в сфере франчайзинга.  
В 2007 году в США насчитывалось 967 483 франчайзинговых предприятий, на которых задействовано 13 797 117 работников, что составляет 7,4% рабочих мест в частном секторе.  
Объем прибыли франшизных предприятий США в 2007 году составил 924,6 миллиарда долларов.

     По  системе франчайзинга  в США  предприятия работают в различных  сферах ведения бизнеса, таких как: рестораны быстрого обслуживания, предприятия  по продаже продуктов питания, рестораны  полного сервиса, предприятия гостиничного бизнеса, предприятия, предлагающие бизнес услуги, предприятия, предлагающие авто услуги, а также услуги на рынке  недвижимости и персональные услуги. Соотношение их в структуре доли рынка мы рассмотрим на примере следующей  диаграммы. 

     

     1-рестораны  быстрого обслуживания

     2-предприятия  по продаже продуктов питания

     3 -рестораны полного сервиса

     4 -предприятия гостиничного бизнеса

     5 -предприятия, предлагающие авто  услуги

     6 -предприятия, предлагающие бизнес  услуги

     7 -услуги на рынке недвижимости

     8 -персональные услуги.

     Таким образом, мы можем сделать вывод  о том, что в США половина франчайзинговых предприятий работают в сфере ресторанов быстрого обслуживания. Это является следствием того, что рестораны «фастфуда» имеет большую популярность среди американского населения.  На втором месте стоят предприятия, занятые в гостиничном бизнесе. Их доля не является такой же большой как и у ресторанов быстрого питания (50%), а составляет лишь -16%. Почти на одном уровне находятся предприятия по продаже товаров (13%) и рестораны полного сервиса(12%). Меньше всего франчайзинговых предприятий в сфере предоставление персональных услуг и услуг на рынке недвежимости.

     По  данным Международной ассоциации франчайзинга каждые восемь минут рабочего дня  в США создается новая точка работающая по франчайзингу.

     В настоящее время в Европе действует  более 6,500 франчайзинговых систем и приблизительно 380,000 франчайзи, общий объем продаж которых составляет более чем 450 млрд. долларов.

     Ситуацию  развития франчайзинга в Европе мы рассмотрим на примере следующей  таблицы.

     Таблица 1.

     Ситуация  франчайзинга в Европе, 2007г. 

Страна Количество  франчайзеров Количест-во франчайзи Товарообо-рот, млрд.дол. Число работни-ков
Франция 485 27,360 27 320,000
Германия 530 22,000 12,5 30,000
Великобрита-ния 474 25,700 8,2 220,000
Голландия 350 11,825 8,4 85,300
Швеция 230 9,150 5,72 71,000
Бельгия 170 3,500 3,6 28,000
Испания 288 13,161 - 69,000
Италия 436 21,390 2,8 49,660
Норвегия 125 3,500 3 -
Португалия 220 2,000 - -
Венгрия 170 2,500 - 35,000
Чехия 79 260 - -

Информация о работе Франчайзинг в Украине