Экономические аспекты глобальных проблем современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:49, научная работа

Описание работы

Целью работы является изучение влияния глобальных проблем современности на развитие мировой экономки и выявление путей их решения.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность понятия «глобальная проблема» и выявить причины возникновения глобальных проблем, определить критерии отнесения проблемы к ряду глобальных, изучить экономические аспекты влияния основных глобальных проблем на экономику стран мира, выявить основные пути их преодоления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………...…3
1 Глобальные проблемы современности: сущность, причины
возникновения, классификация……………………………………….……………………….………....5
1.1 Сущность понятия «глобальная проблема»………………….…...…………………………5
1.2 Причины возникновения глобальных проблем…………………………………….………..5
1.3 Классификация глобальных проблем………………………………………………………..7
2 Особенности проявления глобальных проблем на современном этапе развития
мировой экономики……………………………………………………………………………………...11
2.1 Мировые финансовые кризисы……………………………………………………………...11
2.2 Экологическая проблема…………………………………………………………………….13
2.3 Мировая продовольственная проблема…………………………………………………….18
2.4 Мировая демографическая проблема……………………………………….………………21
2.5 Проблема бедности и отсталости…………………………………………………………...24
2.6 Глобальная проблема здравоохранения…………………………………………………….28
2.7 Мировая энергоресурсная проблема……………………………………..…………………30
2.8 Проблема освоения космоса и Мирового океана ………………………………………….32
2.9 Проблема международного терроризма……………………………………………………36
2.10 Проблема мира и демилитаризации……..……………………………….………………..39
3 Участие Республики Беларусь в решении глобальных проблем современности………………….43
Заключение……………………………………………………………………………………………….47
Список использованных источников…………………………………………………………………...49
Приложения…...…………………………………………………………………………………………51

Работа содержит 1 файл

Экономические аспекты глобальных проблем современности.docx

— 712.04 Кб (Скачать)

 

Таким образом, складывалась парадоксальная ситуация: с одной стороны, это – экономические трудности и различные кризисные явления, усиление неустойчивости хозяйственного роста, крайняя нужда в ресурсах для развития; с другой стороны, постоянно нарастающий процесс милитаризации экономики, выражающийся прежде всего в высоких темпах роста военных расходов и значительном повышении доли его во всемирных тратах на вооружение, ничем не оправданное расточительство ресурсов.

Следует иметь в виду, что рост военных расходов выступает первой и наиболее четко определяемой формой милитаризации в развивающихся  странах. В Африке, например, только в период 80-х годов военные  расходы выросли в 2 раза. Их удельный вес в валовом национальном продукте стал зачастую выше, чем в развитых странах.

При этом в Латинской Америке  военные расходы по сравнению  с недавним прошлым несколько  сократились, что объясняется превращением военных статей в тяжкое бремя  для хозяйства стран региона. Это фактически признали лидеры многих латиноамериканских стран, подписав декларацию в поддержку сбалансированного  сокращения военных бюджетов и выделения  из сэкономленных таким образом  средств дополнительных ресурсов для  социального и экономического развития своих стран.

В Азии в конце текущего столетия сложилась весьма пестрая картина, в которой преобладает тенденция  к росту военных ассигнований: в одних странах – под воздействием агрессивной политики реакционных сил, поощряемых внешними силами, в других – как противодействие этой политике для обеспечения собственной безопасности.

Как известно, растущие военные расходы  оказывают прямое негативное воздействие  на государственный бюджет. При этом страны с наименьшим национальным доходом  на душу населения, как правило, выделяют на военные отрасли большую часть  своего бюджета, чем промышленно  развитые государства. Очевидно, что  именно на рост военных расходов ложится  главная ответственность за возрастание  бюджетных дефицитов, что затем  вызывает усиление инфляции, приводящей к тяжелым экономическим и  социальным осложнениям.

На современном этапе экономике  многих развивающихся стран приходится расплачиваться за чрезмерные военные  расходы прошлых лет. Неизбежный спутник милитаризации – государственный долг – остается на долгие годы после выхода из строя устаревшей военной техники. Нынешнее поколение людей страдает не только от текущих военных трат, но и от тех, которые производили прежние власти. А продолжая наращивать военный сектор сегодня, правительства обрекают на экономические бедствия будущие поколения населения своих стран.

Новые подходы к проблемам безопасности и сохранения мира, утвердившиеся  в мировом сообществе со второй половины 80-х гг., поставили проблему перехода от экономики вооружения к экономике  разоружения, или проблему конверсии  военного производства, которую можно  определить как последовательный перевод  ресурсов, производственных мощностей  и людей из военной в гражданскую сферу.

Тем не менее, необходимость и целесообразность конверсии не воспринимаются однозначно, на пути ее осуществления появляются экономические и социальные барьеры. Так, около двух столетий продолжается спор о роли военного производства в развитии экономики. На протяжении длительного периода времени прежде всего в странах развитой зоны создавалось и поддерживалось мнение о том, что средства, вложенные в военно-промышленный комплекс, стимулируют экономику, являясь стабилизатором рыночного спроса, обеспечивая загруженность производственных мощностей, создавая рабочие места, стимулируя научно-технический прогресс [15].

Но, как уже было показано выше, в последние годы подтверждается все шире, что военные расходы  тормозят экономическое и технологическое  развитие.

Согласно мнению американских ученых, такие расходы носят четко  выраженный инфляционный характер, так  как заработная плата работников оборонных предприятий, ведя к росту  потребительского спроса, не способствует расширению предложения товаров  и услуг, а, кроме того, военное  производство отвлекает сырье и  технических специалистов от гражданских  отраслей. Существование же монополизма  военно-промышленного комплекса  и гарантированный рынок сбыта  снижают производительность труда, повышают издержки производства по сравнению  с гражданскими отраслями экономики.

Как показывают современные исследования, конверсия не способствует и росту  безработицы, поскольку на создание одного рабочего места в военном  производстве требуется больше (по некоторым подсчетам, в 4 раза) капитальных  вложений, чем в гражданском производстве. Так, каждые 10 млрд. долларов создают  на 40 тыс. рабочих мест меньше в военном  производстве, чем если бы эти деньги были направлены в гражданские отрасли. Приводятся и такие данные: 1 млрд. долларов США расходов Пентагона на производство дает примерно 48 тыс. рабочих мест, а затраченная в сфере здравоохранения эта сумма создаст 76 тыс., а в системе образования – 100 тыс. новых рабочих мест.

Сложно отрицать, что разработка военной техники привела к  появлению ряда технологических  новшеств в авиации и других сферах жизни общества. Тем не менее, по данным ООН, в мирных целях используется не более 1/5 исследований в военной  технике. Если при этом учесть, что  такими разработками, дающими эффективность  лишь на 20%, занято 40% всех ученых и инженеров, то становится очевидным, что военные  программы тормозят научно-технический  прогресс.

Таким образом, становится очевидным, что переключение ресурсов на мирные цели отвечает жизненным интересам  всех стран.

Специалисты считают, что использование  лишь 10% мировых военных расходов на решение глобальных проблем, организацию  совместных международных действий в этой сфере положили бы конец массовому голоду, неграмотности, болезням, позволили бы преодолеть нищету и отсталость сотен миллионов людей, предотвратить экологическую катастрофу на планете.

Тем не менее осуществление конверсии вызывает необходимость решения ряда проблем, поскольку конверсия связана со структурной перестройкой экономики. Предлагаемый перевод предприятий на выпуск гражданской продукции потребует, как считают эксперты, правительственной помощи по типу помощи компаниям, где происходит крупная модернизация производства. Другой не менее важной является проблема повышения экономической эффективности военной промышленности. Как уже подчеркивалось выше, привилегии в снабжении ее сырьем и материалами, завышенные издержки производства, гарантированный сбыт продукции, высокий уровень монополизации приводят к получению неоправданно высокой прибыли в этих отраслях и к снижению конкурентоспособности на коммерческом рынке. Поэтому снижение уровня привилегий оборонных предприятий, которое началось в ряде промышленно развитых стран, является важным условием их выживания в рыночной экономике.

Специалисты полагают, что многие предприятия оборонной промышленности не пригодны для массового изготовления простых и дешевых изделий, поэтому  технологические характеристики гражданских  изделий должны соответствовать  характеристикам конверсируемого  производства. Это позволило бы сохранить  научный и производственный потенциал, иметь минимальные затраты на организацию производства новых  изделий, получить достаточную рентабельность. При проведении конверсии весьма важно правильно определить специализацию  оборонных предприятий, что позволит выпускать конкурентоспособную  продукцию.

Таким образом, в условиях проявления новых подходов к надежному обеспечению  безопасности и сохранению мира вполне возможно перейти к широкомасштабному  сокращению вооружений и вооруженных  сил противостоявших ранее друг другу военно-политических блоков, а также рациональному проведению конверсии военного производства.

 

3 Участие Республики Беларусь в решении глобальных проблем современности

 

 

Глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения воедино прогрессивных сил и народов, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей. Республика Беларусь, являясь частью мирового сообщества, наряду с другими европейскими странами вносит существенный вклад в решение глобальных проблем современности, в особенности таких злободневных вопросов, как борьба с загрязнением окружающей среды, энергетическая безопасность, развитие транспортной, транзитной и таможенной инфраструктуры, борьба с нелегальной миграцией, международным терроризмом и трансграничной преступностью» в европейском регионе.

С 24 октября 1945 года Беларусь является членом Организации Объединённых Наций (ООН), а с 2007 года является членом Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). Беларусь является убежденной сторонницей приоритетной роли ООН в решении насущных глобальных проблем. В стране функционирует 11 представительств программ, агентств и организаций системы ООН, среди которых: Программа развития ООН (ПРООН), ЮНЕСКО, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД.  Помимо системы ООН республика является членом таких международных организаций, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная таможенная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и многих других.

Беларусь вошла в число стран-лидеров борьбы с одной из самых острых современных проблем – торговлей людьми, которая, на мой взгляд, в настоящее время также может быть отнесена к ряду глобальных проблем современности. Предложение республики о формировании под эгидой ООН глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке» вызвало заинтересованность со стороны стран – членов ООН и ряда учреждений системы ООН. В 2007 году в столице Беларуси Минске открыт Международный учебный центр подготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. В 2008 и 2009 гг. по инициативе Республики Беларусь были организованы тематические дебаты Генеральной Ассамблеи ООН по торговле людьми, в ходе которых идея разработки глобального плана также получила широкую поддержку. Поворотным пунктом реализации идеи плана действий стали ее поддержка Генеральным секретарем ООН и решение Председателя Генассамблеи о проведении в рамках 64-й сессии ГА ООН консультаций по разработке плана. Весной нынешнего года по предложению Республики Беларусь в ООН была создана Группа друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми. В нее вошли 20 государств из числа наиболее активных сторонников белорусской инициативы, включая Бангладеш, Бахрейн, Боливию, Венесуэлу, Египет, Индию, Казахстан, Катар, Кыргызстан, Ливию, Никарагуа, Нигерию, ОАЭ, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Филиппины, Эквадор [19].

Республика Беларусь активно выступает  за отказ от ядерного оружия. Она после распада СССР, наряду с Россией, Украиной и Казахстаном, стала одним из государств, к которым отошла существенная часть ядерного потенциала Советского Союза. Беларусь первой из стран-обладательниц ядерного наследия присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерного государства. Сделано это было без каких-либо предварительных условий и оговорок. Этому важнейшему решению предшествовало подписание в 1992 г. Лиссабонского протокола, посредством которого Республика Беларусь оформила членство в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ). В 1992 г. были выведены тактические ядерные вооружения, причем сделано это было досрочно. Непосредственно вывод ядерного оружия с территории Республики Беларусь был завершен в 1996 г.

К числу актуальных проблем взаимодействия стран-членов СНГ в настоящее время относятся вопросы противодействия распространению наркотиков и психотропных веществ, терроризму и организованной преступности, сотрудничество в гуманитарной сфере, сфере образования и культуры и пр.

Беларусь является также членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1992 года. При вступлении в организацию страна присоединилась к таким основополагающим документам, как Хельсинкский заключительный акт 1975 года и Парижская хартия для новой Европы 1990 года. В ноябре 1999 года делегация Беларуси приняла участие в саммите ОБСЕ в Стамбуле, где была подписана Хартия европейской безопасности. Беларусь принимает активное участие в выработке важнейших документов и решений ОБСЕ, вносит свой вклад в развитие общеевропейского диалога по вопросам безопасности. Страна участвует в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а также в деятельности Консультативной комиссии по открытому небу. Беларусь первой из государств – участников ОБСЕ ратифицировала Соглашение об адаптации ДОВСЕ. В последние годы активизировалось взаимодействие Беларуси с различными институтами, входящими в структуру ОБСЕ. С 2003 года в Минске функционирует офис ОБСЕ, который оказывает содействие правительству по направлениям, согласованным между Беларусью и ОБСЕ [19].

Беларусь поддерживает приоритетную роль ОБСЕ в вопросах безопасности на основе уважения суверенитета и  территориальной целостности государств, добивается равенства безопасности государств, входящих и не входящих в те или иные военно-политические группировки. По мнению С. Мартынова, экс-Министра иностранных дел Республики Беларусь, по линии «новых угроз» приоритетное внимание должно быть уделено наращиванию усилий по противодействию терроризму, наркотрафику, оргпреступности и, в частности, торговле людьми. В экономико-экологическом измерении приоритетными направлениями сотрудничества Республики Беларусь с ОБСЕ рассматриваются проблемы энергобезопасности, миграции и транспорта в контексте развития транспортных коридоров. В рамках Организации Республика Беларусь также выступила с инициативой о сотрудничестве в сфере повышения безопасности энергетической инфраструктуры [20].

Республика Беларусь последовательно  выступает за дальнейшую эволюцию ОБСЕ, реформирование ее структуры и методов  работы, исправление существующих географических и функциональных перекосов с  целью превращения ОБСЕ в полноценную  международную организацию, действующую  в интересах всех государств-участников.

Говоря об участии Республики Беларусь в решении проблем региональной безопасности, прежде всего, стоит сказать о членстве Беларуси в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую также вошли Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. ОДКБ существует с целью укрепления стабильности в Евразийском регионе, противодействия распространению на континенте терроризма и экстремизма, проведения совместных миротворческих операций в регионе. Беларусь заинтересована в налаживании диалога ОДКБ со всеми организациями, работающими в сфере международной безопасности на европейском континенте, и в первую очередь с НАТО и ОБСЕ.

Информация о работе Экономические аспекты глобальных проблем современности