Экономика развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Учебное пособие «Экономика развития» предназначен для углубленного изучения теорий экономического развития, для получения базовых знаний по экономике развития, для возможности профессионального применения методов исследования проблем экономического развития стран мира.
Структура учебника составлена таким образом, чтобы на первом этапе уяснить базовые теоретические принципы экономического развития, рассматриваемые в теориях различных экономических школ, на втором этапе рассмотреть характерные различия социально-экономического развития стран мира, а на третьем исследовать условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие.
Учебник написан, исходя из того, что им могут пользоваться как студенты, прослушавшие такие дисциплины как введение в экономику, так и люди, не имеющие экономического образования. Для тех, кто не имеет экономического образования, но проявляет интерес к изучению проблем экономики развития можно опустить изучение базовых теоретических принципов экономического развития, а перейти непосредственно ко второй или третьей части учебника.

Содержание

Введение
1. Содержание общемирового развития.
1.1. Рост, развитие, трансформация в мировой экономике
2. Базовые теоретические принципы функционирования социально- экономических систем.
Социально-экономическая система и механизмы системы.
Параметры классической экономической школы, отражающие экономическую деятельность
Развитие социально-экономической системы в теории неоклассической экономической школы
Агрегаты кейнсианской школы, отражающие экономическую деятельность и развитие.
Параметры посткейнсианской теории, отражающие экономическую деятельность
Параметры теории институционализма, отражающие функции социально-экономической системы
Основные экономические положения марксистского течения.
3. Характерные различия социально-экономического развития стран мира
3.1. Модели экономического развития. Понятие «модель экономического развития»
3.2. Темпы экономического роста
3.3. Уровень технологического развития.
3.4. Производительность труда
3.5. Уровень и качество жизни
3.6. Бедность
4. Условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие.
4.1. Занятость и безработица.
4.2. Процесс урбанизации
4.3. Образование
4.4. Рост населения и развитие стран мира
4.5. Механизм межбюджетных отношений.
4.6. Расовые, национальные и религиозные различия
4.7. Географические и природные факторы
5. Влияние международных экономических отношений на coциально-экономическое развитие.
5.1. Структура и тенденции международных экономических отношений.
5.2. Влияние международной торговли на развитие.
5.3. Влияние международных кредитов и займов на развитие..
5.4. Влияние международных инвестиций на развитие

Работа содержит 1 файл

Economika_razvitija.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

    Неоклассическая школа сейчас активно развивается  и находится в поиске усовершенствования своих моделей развития развивающихся  экономических систем),

    Неоклассическая экономическая школа предлагает хорошую альтернативу жесткому кейнсианскому регулированию государством  развития социально-экономической системы.

Источники информации

    1. Агапова Т. А. “Макроэкономика” - М: Дело и сервис, 1998. - 416с.

    2. Андерсон Т. «Статистический анализ временных рядов», М: Мир, 1976. - 756 с.

    3. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. «Анализ временных рядов и прогнозирование» - М: Финансы и статистика, 2001. – 228с.

    4. Бартенев С. А., «Экономические теории и школы», -  М: Юристъ, 1996. – 443с.

    5. Блауг М. «Экономическая мысль в ретроспективе», - М: Дело, 1994. – 687с.

    6. Боровиков В. П. “Программа STATISTICA для студентов и инженеров” - 2-е изд. –М: КомпьютерПресс, 2001, - 301с.

    7. Гальперин В. М., Гребенников П. И., «Макроэкономика», - СПб: Изд-во СПГбУЭФ, 1997, - 719с.

    8. Горковенко В.А. «Методы статистического анализа в задачах управления производством», - Л: изд-во ЛПИ, - 1988. – 85с.

    9. Громыко Г.Л. «Общая теория статистики: практикум», - М: ИНФРА-М, 2000. – 139с.

    10. Диденко Н.И. «Методические указания применения корреляционного и регрессионного анализа», - СПб: электронное издание, 2002. – 12с.

    11. «История экономических учений»/ под ред. Автономова В., - М.: ИНФРА-М, 2000.

    12. Кларк Дж. Б., «Распределение богатства», М: Гелиос АРВ, 2000, – 367с.

    13. «Курс экономической теории»/ под ред. Чепурина М.Н., - Киров: Вятка, 1994. – 624с.

    14. Майбурт Е. М., «Введение в историю экономической мысли», - СПб: Изд-во СПГбУЭФ, 1996. - 680с.

    15. Маршал А. «Принципы экономической науки», - М: Прогресс-Универс, 1993. – 683с.

    16. Менгер К. “Основания политической экономии”  // Австрийская школа в политической экономии, -  М: Экономика, 1992. - 682с.;

    17. Петти У, “Трактат о налогах и сборах”. // Антология экономической классики: в 2-х т., Т.1. М.: Эконом, 1993. – 234с.

    18. «Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства», М: ИНФРА-М, 1998, - 324с.

    19. Каменин Э., Чиркова Е. «Концепция постклассической экономической рациональности», Вопросы экономики, 1998, № 5, с.68-78.

    20. Нурмаганбетов К. Р. «Роль государства в рыночном регулировании производства», - Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 1998, № 11, с.51-54.

    21. Нуреев Р., «Теории развития: неоклассические модели становления рыночной экономики», - Вопросы экономики, 2000, № 5, с.136-139.

    22. Нуреев Р., «Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала)», - Вопросы экономики, 2000, №11, с.137-141.

    23. Тодаро М., Экономическое развитие, М.: Экономический факультет МГУ/ Юниги, 1997, с. 353.

    24. Ходжсон Дж., «Привычки, правила и экономическое поведение», - Вопросы экономики, 2000, №1, с.39-55.

    25. http://boy.dlab.kiev.ua/Macroeconomica - «Экономические циклы», «Экономические реформы правительства М. Тетчер».

    26. http://sima-ext.worldbank.org/wbq - Информация по странам за 1975-1989 и 1998-2000г.

    27. http://www.kapustin.da.ru - «Роль государства в рыночной экономике».

    28. http://www.vsu.ru - «Экономический рост».

    29. http://www.un.org - Сайт Организации Объединенных Наций.

    30. World Bank, World Development Report. Washington, DC, The World Bank, 1991. 

Тема 7. Агрегаты кейнсианской школы, отражающие 
экономический рост и развитие

    Изложены  основные положения кейнсианской школы: принцип вмешательства государства в экономику для устранения кризисов и безработицу, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента; принцип эффективного спроса;

    Рассмотрена концепция эффективного спроса: по мере роста общественного богатства проблема поддержания эффективного спроса становится все более сложной и актуальной. Все большую часть дохода люди склонны сберегать. Отождествление сбережений с накоплением не соответствует реальной практике; сэкономленные рубли и доллары не переходят автоматически в накопляемую часть общественного продукта;

    Определена  динамика экономики в кратко- и  долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе – когда номинальная заработная плата постоянна – рост уровня цен ведет к увеличению прибылей и реального продукта. В долгосрочной перспективе – когда номинальная заработная плата изменчива – рост уровня цен влечет за собой повышение номинальной зарплаты и смещает кривую краткосрочного предложения влево;

    Рассмотрена теория роста. Кривая совокупного предложения  горизонтальна. Кривая совокупного спроса нестабильна в основном из-за неустойчивости инвестиций.  Представлена модель экономического роста Харрода-Домара. В своей модели Харрод-Домар основное внимание уделял такому фактору производства, как капитал. Рассматривая проблемы экономического роста, они вводят такие категории как фактический темп роста, гарантированный темп роста, естественный темп роста, каждый из которых характеризуется специфическими особенностями. При этом необходимо стремиться к равенству этих показателей при соблюдении занятости основных видов экономических ресурсов.

    Определены  инструменты управления экономикой: средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические;

    Представлена  роль инвестиций в системе. Сбережения и инвестиции следует разделить. Если сбережения меньше инвестиций, то экономическая активность падает, темпы роста снижаются. Если сбережения больше инвестиций, активность усиливается;

    Рассмотрен  анализ развития стран мира различными методами, которые позволили выяснить зависимости между показателями и выявить их влияние на экономический рост, социальные нужды.

Источники информации

    1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: Издательство БЕК, 1996.  342с.;

    2. Бейтон А, Казорла А, Долло К. 25 ключевых книг по экономике. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. 560с.;

    3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория -  Москва, 1996. 455с.;

    4. Боровиков В. Программа Statistica  для студентов и инженеров. – М.: Компьютер Пресс, 2001. 301с;

    5. Брю С.Л., Макконнелл К.Р. Экономикс. – М.: ИНФРА, 1999. 974с.;

    6. Бункина М.К., Семенов В. А. - Макроэкономика - Москва, 1997. 356с.;

    7. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник.- М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. 655с.:

    8. Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: Центр, 1997. 567с.;

    9. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. Учебник. – М.:ЮРИСТЪ, 1999. 433с.;

    10. Харрод Р.Ф. К теории экономической динамики. – М.: Гелиос АРВ, 1999. 160с.;

    11. Хрестоматия по экономической теории/ сост. Е.Ф. Борисов – М.: ЮРИСТЪ, 1997. 536с.;

    12. Сайт в интернете www.gpntb.ru - Асситстент;

    13. Сайт в интернете www.russia-today.ru - Какая стратегия лучше?;

    14. Сайт в интернете www.forums.ng.ru - Три лика промышленной политики;

    15. Сайт в интернете http://allworld.wallst.ru - Статистический справочник стран мира;

    16. Сайт в интернете www.rosec.ru - Сбор налогов как инструмент управления экономикой;

    17. Сайт в интернете www.sima-ext.worldbank.org/wbq/ - Данные Всемирного банка;

    18. Сайт в интернете www. geo2000.da.ru – География и экономика стран мира;

    19. Программа Statistica 5.5 
     

Тема 8. Посткейнсианские теории и экономический рост и развитие

    Теоретической базой для возникновения посткейнсианской экономической школы явились следующие кейнсианские теории:

      Идея  «денежной экономики»

      Теория  потребления

      Концепция мультипликатора инвестиций

      Теория  инвестиций

      Теория  процента и денег

      Основы  теории деловых циклов

      Теория  ценообразования и степени монополии

      Теория  инвестиций и делового цикла

    На  основе кейнсианских теорий была построена  посткейнсианская экономическая теория, важнейшими концепциями, оказывающими определяющее влияние на рост и развитие экономической системы, в которой считались:

    • объем инвестиций, осуществляемых в экономической системе;

    • распределение доходов между общественными классами;

    • стабильная денежная система.

    Ни  кейнсианцы, ни посткейнсианцы не использовали термина «экономическое развитие». Они использовали термин «экономический рост», под которым понимали (их взгляды совпадали) рост производства и увеличение национального дохода на основе увеличивающегося объема инвестируемых в капитальные блага средств в условиях равномерного распределения доходов между общественными классами и стабильной денежной системой.

    В общем плане можно сделать  вывод о том, что направление  экономической мысли «посткейнсианство» явилось единственным из всех последователей первичной теории, которое в полной мере перенесло все ее наработки в свои модели и занималось дальнейшим их развитием. Посткейнсианцы включили в свое понятие экономического развития влияние конкуренции, фазы экономического цикла и влияние распределения доходов по классам (развив взгляды Калецкого). Стабильность денежной системы, которая характеризуется сбалансированным предложением денег, развитой системой менее ликвидных активов, замещающих собственно деньги, стабильностью финансового сектора, которая, в свою очередь, связана с политикой правительства и платежеспособностью промышленного сектора, оказывают воздействие на инвестиционный климат внутри страны, который определяет объем внутренних инвестиций и инвестиций, привлекаемых из-за рубежа, так как инвестиции являются основой  для смены и развития используемых капитальных мощностей Инвестиции осуществляются в условиях сменяющихся циклов деловой активности и основным объектом инвестирования являются активы длительного пользования, обеспечивающие (при использовании наиболее прогрессивных из них) снижение себестоимости производимой продукции и выигрыш в ценовой конкуренции.

    Представители посткейнсианской школы, вслед за Калецким, считают, что способность к инвестированию целиком зависит от дохода, получаемого  субъектом экономической деятельности. Таким образом, объем инвестиций, а, следовательно, и интенсивность прогресса средств производства, обеспечиваемого притоком инвестиций, определяются доходами домохозяйств и прибылями корпораций и фирм. Также очень важна функция заработной платы как цены на труд, так как она связана с инфляцией потребительских цен.

    Денежная  система образует базу, на которую  нанизываются все остальные элементы системы, причем определяющим параметром является стабильность денежной системы, ее  защищенность от неопределенности, возникающей в различных срезах активно функционирующей экономической системы. Снижение неопределенности и неуверенности осуществляется при активном вмешательстве государства, которое внедряет эффективно функционирующие институты, отвечающие за исполнение хозяйствующими субъектами контрактных обязательств, и отвечающих за стабильность валюты. Также на государственные институты возлагаются обязанности стимулировать инвестиционную активность хозяйствующих субъектов через создание наиболее благоприятного инвестиционного климата в стране.

Информация о работе Экономика развития