Экономика развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Учебное пособие «Экономика развития» предназначен для углубленного изучения теорий экономического развития, для получения базовых знаний по экономике развития, для возможности профессионального применения методов исследования проблем экономического развития стран мира.
Структура учебника составлена таким образом, чтобы на первом этапе уяснить базовые теоретические принципы экономического развития, рассматриваемые в теориях различных экономических школ, на втором этапе рассмотреть характерные различия социально-экономического развития стран мира, а на третьем исследовать условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие.
Учебник написан, исходя из того, что им могут пользоваться как студенты, прослушавшие такие дисциплины как введение в экономику, так и люди, не имеющие экономического образования. Для тех, кто не имеет экономического образования, но проявляет интерес к изучению проблем экономики развития можно опустить изучение базовых теоретических принципов экономического развития, а перейти непосредственно ко второй или третьей части учебника.

Содержание

Введение
1. Содержание общемирового развития.
1.1. Рост, развитие, трансформация в мировой экономике
2. Базовые теоретические принципы функционирования социально- экономических систем.
Социально-экономическая система и механизмы системы.
Параметры классической экономической школы, отражающие экономическую деятельность
Развитие социально-экономической системы в теории неоклассической экономической школы
Агрегаты кейнсианской школы, отражающие экономическую деятельность и развитие.
Параметры посткейнсианской теории, отражающие экономическую деятельность
Параметры теории институционализма, отражающие функции социально-экономической системы
Основные экономические положения марксистского течения.
3. Характерные различия социально-экономического развития стран мира
3.1. Модели экономического развития. Понятие «модель экономического развития»
3.2. Темпы экономического роста
3.3. Уровень технологического развития.
3.4. Производительность труда
3.5. Уровень и качество жизни
3.6. Бедность
4. Условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие.
4.1. Занятость и безработица.
4.2. Процесс урбанизации
4.3. Образование
4.4. Рост населения и развитие стран мира
4.5. Механизм межбюджетных отношений.
4.6. Расовые, национальные и религиозные различия
4.7. Географические и природные факторы
5. Влияние международных экономических отношений на coциально-экономическое развитие.
5.1. Структура и тенденции международных экономических отношений.
5.2. Влияние международной торговли на развитие.
5.3. Влияние международных кредитов и займов на развитие..
5.4. Влияние международных инвестиций на развитие

Работа содержит 1 файл

Economika_razvitija.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

    С точки зрения развития технологии специалисты выделяют три стадии:

      – мануфактурную;

      – индустриальную;

      – постиндустриальную.

    Мануфактура (от латинского manus - рука и factura - изготовление), предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. На определенном этапе развития общества и его производи тельных сил происходит массовое изобретение, изготовление и широкое применение и распространение новых механических средств – машин, которые являются не только более производительными, более мощными и более сложными, но и качественно отличными от других технических средств: простых орудий, ручных механизмов и тягловых механизмов. Эти новые механические средства имеют в своем составе новый основной элемент (звено) - двигательный механизм, которого не имели прежние формы технических средств. В этом звене овеществилась двигательная функция, которая раньше осуществлялась или животными (в тягловых механизмах), или человеком (в ручных механизмах и простых технических средствах).

    Индустриальная  эпоха характеризовалась появлением всё более сложных машин, конвейеров, формированием ТНК. Набирает обороты автоматизация. В постиндустриальную эпоху возникают новые средства связи, совершенствуется техника. Главенствующую роль приобретает человек.  Это отражается и в теории (теория человеческого капитала), и на практике (новые подходы к менеджменту и т.п.). Общество превращается в общество знания. Идёт активная информатизация всех сторон жизни человека.

    Наиболее  распространённые теории, рассматривающие  технологическое развитие, следующие:

    – Теория экзогенного технологического развития. НТП независим от экономики и привносит в неё своё влияние извне.

    – Теория эндогенного технологического развития. Экономика непосредственно влияет на технологическое развитие, поэтому её цель – сформировать наилучшие условия для хода НТП.

    – Теория догоняющего развития. Все страны делятся на Запад и Незапад. В этой модели страны Запада являются лидерами и поставщиками передовых идей. Страны Незапада стремятся развиваться так, чтобы догнать лидеров.

    – Периферийная теория. Все страны делятся на исторические центры передовой мысли и страны, эту мысль перенимающие. К центру относятся страны Западной Европы, США, Япония, к периферии – менее развитые страны Азии, Африки, Америки.

    Оценить прогрессивность страны в технологическом разрезе можно, прежде всего, оценив, технологии, которые данная страна использует и развивает. Критерии прогрессивности технологий и отраслей экономики следующие:

    – увеличение удельного веса информационных технологий;

    – производство тем прогрессивнее, чем выше в нём удельный вес технологий создания и преобразования вещества природы;

    – технологический базис производства совершеннее, чем выше удельный вес технологий, имеющих научную основу, тем;

    – степень прогрессивности тем выше, чем выше удельный вес безотходных, замкнутых, экологически чистых технологий;

    – чем выше используемая форма движения материи, тем прогрессивнее технология

    В современных условиях наибольшими  перспективами технологического развития обладают страны, развитые экономически, богатые в культурном плане, с хорошо развитой предпринимательской сферой. Для развития науки  и технологий в стране необходимы меры со стороны государства. Это бюджетное финансирование, налоговые льготы для высокотехнологичных производств, всемерная поддержка отечественной науки и производства. В этой связи наилучшими перспективами технологического развития обладают страны Западной Европы, США, Японии, Израиля и НИС. Значительную роль играет гибкость стран, способность отвечать новейшим технологическим веяниям. Большие успехи на этом поприще делаются НИС и Китаем. У России же, к сожалению, нет достаточного финансирования сферы НИОКР, бюджет на развитие образования и науки крайне мал, не развит венчурный бизнес. Во многих отраслях Россия сильно отстала, и наверстать этот отрыв вряд ли удастся в ближайшее время. Основная надежда на частный сектор экономики, который уже осознал важность использования передовых технологий и производства высокотехнологичных товаров.

Источники информации

    1. Аваков Р. Духовно-культурная доминанта развития//МЭМО – 2001, №12, с. 79-84.

    2. Балацкий Е.В. Иностранный бизнес и его влияние на экономику страны реципиента//МЭМО – 1999, №6 – с. 82-91.

    3. Балацкий Е.В. Прямые иностранные инвестиции и внутренняя инвестиционная активность//МЭМО – 1999, №11, с.83-89.

    4. Бальцерович Л. А. Хорошие и плохие образцы//Звезда – 1996, №5 – с.135-163.

    5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Республика, 1999 – с.246.

    6. Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет. Статистическое приложение// МЭМО – 2001, №9, с. 90-114.

    7. Брагина Е.А., Гумен Р.Г. Мировая промышленность: статика и динамика//МЭМО – 1995, №5 – с.131-139. 

    8. Бушмарин И. Квалификация рабочей силы – ведущий компонент производительных сил//МЭМО – 1999 - №10 – с.66-73.

    9. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX веков. – М.: Просвещение, 1984. – с.288.

    10. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870-1917 гг. – М.: Просвещение, 1988. – с. 304.

    11. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технологического развития. - М.: Юристъ, 1990 – с. 574.

    12. Горковенко В.А. Методы статистического анализа в задачах управления производством: Учебное пособие. – Л.: ЛПИ, 1988. – с.85.

    13. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира/ под ред. Полякова В.Л. – СПб: Специальная литература, 1996 –с. 565.

    14. Дагаев А. Новые модели экономического роста с эндогенным технологическим прогрессом//МЭМО – 2001, №6 – с. 40-51.

    15. Диденко Н.И. Мировая экономика. – СПб: СПбГТУ, 2001. – с. 98.

    16. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.

    17. Иванова Н. Инновационная сфера//МЭМО – 1999, №8 – с. 43-48.

    18. Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. К социодинамике хозяйственных систем. Эскиз экономической истории XX века // Свободная мысль-XXI – 2001, № 1 - С. 14–36.

    19. Лебедев О.Т. Конспект лекций по менеджменту наукоёмких технологий. СПбГПУ. 2002 г.

    20. Маркс К. Капитал, т.1 –М.: Издательство политической литературы, 1972 - с. 892.

    21. Маркс К. Экономическая рукопись 1861-1863 годов. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 47, с. 461.

    22. Мельянцев В. Информационная революция – феномен ‘’новой экономики’’//МЭМО – 2001,№2-с. 3-10.

    23. Нуреев Р. Теории развития: дискуссия о внешних факторах становления рыночной экономики// Вопросы экономики – 2000, №7 – с. 141-156.

    24. Осколкова О.Б. Старение населения в странах ЕС//МЭМО – 1999, №10 – с. 74-83.

    25. Симония Н. Догоняющее развитие Незапада Versus Западной модели// МЭМО – 1996, №12 - с. 5-10.

    26. Цвылев Р. Метаморфозы индустриальной экономики: проблема экономических измерений//МЭМО – 2001 - №2 – с. 11-19.

    27. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки//МЭМО – 2001, №12 – с. 42-49

    28. Экономика/ под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 1999. – с. 894.

    29. Энциклопедия для детей. Т.6, ч. 2. Религии мира/гл. ред. Аксёнова М. Д. – М.: Аванта+, 1996. – 688 с.

    30. Энциклопедия для детей. Т.13. Страны. Народы. Цивилизации/гл. ред. Аксёнова М. Д. – М.: Аванта+, 2000. – 704 с.

    31. Druker P. The Educational Revolution. Social Exchange: Sources, Patterns and Consequences. - N.Y., 1973. P.236.

    32. Алёшина И.В. Общественный прогресс и постиндустриальное общество. www.kennan.yar.ru.

    33. Глазьев С. Геноцид. www.glazev.ru/books_002_003.html.

    34. Иноземцев В. Новый взгляд: парадоксы постиндустриальной экономики. www.postindustrial.ru.

    35. Мануфактура. www.eco.rea.ru.

    36. Промышленность и индустриализация. www.tuad.nsk.ru.

    37. Радченко Я.В. Возникновение мануфактур и управление ими. www.cfin.ru.

    38. Чубатенко А.Н. Что такое модель ‘’опережающего развития’’ в экономике.  www.new-society.org.ua.

    39. www.unesco.org.

    40. www.worldbank.org 

Тема 14. Производительность труда

    Рассматривается, что повышение производительности труда происходит непрерывно с развитием человечества на всех его этапах развития по мере накопления людьми опыта, знаний, раскрытия законов природы и их использования.

    Различают отношение к процессам изменения  производительности труда с общественной точки зрения (макроэкономический подход) и с точки зрения фирмы (микроэкономический подход). Уровень производительности труда в национальной экономике и уровень производительности труда на отдельной фирме взаимосвязаны.

    Существует  несколько определений понятия производительность, а следовательно, и производительность труда. Производительность как отношение полученной работы к затраченной работе (например, коэффициент полезного действия паровой машины). Производительность как отношение полученной работы к количеству времени, затраченному на выполнение или количеству персонала, выполнявшему работу.

    Существует  несколько подходов (методов) к измерению  производительности труда: натуральный, трудовой, стоимостной. В зависимости от организационной системы, для которой анализируется производительность труда – фирма, отрасль, регион страны, страна, и целей анализа выбирается наиболее целесообразный метод измерения производительность труда.

    На  производительность труда влияет ряд  факторов. Их можно классифицировать по разным классификационным признакам. Наиболее значимые факторы, выступающие в качестве первопричины изменения производительности труда, следующие:

    • фондовооруженность труда:

    • степень эффективности использования фондов:

    • уровень квалификации персонала, формы разделения труда и кооперации труда;

    • дисциплина трудоспособность;

    • менталитет нации.

    Факторы, влияющие производительность труда, принадлежат  факторам личностной, технической и социально-экономической природы.

    Социально-экономическая  природа факторов связана с особенностями модели развития страны: рыночная или командно-административная, институты общества, принципы социального партнерства в решении возникающих социальных конфликтов.

    Производительность  труда является основным фактором влияющим на экономический рост и экономическое развитие страны.

Источники информации

    1. Азбука экономики. James D.  Gwartney   and   Richard L.   Stroup, Wbat Everyone Should Know About Economics and Prosperity, 1993. Авторизованный русский перевод: Институт национальной модели экономики, 1996

    2. Баканов, М. И., Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон. спец.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1997.  416 с.: ил.

    3. Бухалков М., Бабордина О. Эффективная занятость персонала как фактор роста продуктивности труда. Человек и труд. 2001. № 10. С. 51-53

    4. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия . МЭ и МО. 2001. №9. С, 52-61

    5. Владимирова Л. П. Экономика труда: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Дашков и Ко» . 2000. - 220с.

    6. Герчиков В. И. Мотивация и стимулирование труда в современных условиях //ЭКО. 1996. № б. С.103-113

Информация о работе Экономика развития