Контрольна робота по «Міждународна єкономіка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

В последние годы всё больше развиваются всесторонние отношения России с Венесуэлой. Выбор темы обоснована тем, что Россия и Венесуэла, имеющие существенные различия в размерах и структуре экономик, отличающиеся методами реализации внешней и внутренней политики, ориентированные на разные рынки своей продукции, имеют много общих проблем в экономике. Одной из таких проблем является чрезмерная зависимость от топливно-энергетического сектора, за счет которого формируется значительная часть ВВП. Целью работы является раскрытие характерных особенностей и проблем экономики Венесуэлы, как одной из крупнейших стран-экспортеров нефти.

Содержание

1.Общая характеристика актуальных вопросов экономической деятельности Венесуэлы
Введение
I Внутренняя экономика Венесуэлы.
1.1 Общие сведения. Политика. Демография.
1.2 Ресурсы. Импорт и экспорт.
II Интеграция страны в мировое хозяйство.
2.1 Инвестиционная политика страны. Ввоз и вывоз капитала.
2.2 Участие страны в процессах международной интеграции.
2.3 Экономические взаимоотношения Венесуэлы и России.
Заключение
2.Практическое задание
3. Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Так, например, в соответствии с  принятым в 2003 году законом о телекоммуникациях  в Венесуэле, была проведена регистрация инвесторов, заинтересованных в покупке лицензий на стационарную проводную связь после того, как ведущая телефонная компания Венесуэлы CANTV прекратила свое монопольное существование на рынке связи. Лицензии выдавались после проведения публичного аукциона. До 2003 года Венесуэла получила около 2 млрд. долл. инвестиций в сектор телекоммуникаций.

Развитие тяжелой промышленности в стране осуществляется в основном по инициативе правительства. Крупнейшим проектом явилось развитие базовых  отраслей металлургии в районе венесуэльской Гуаяны (Сьюдад-Гуаяна), на реках Ориноко и Карони. Минеральные богатства района – значительные залежи железной руды и бокситов, а также богатые гидроэнергетические ресурсы и выход к морю (по реке Ориноко могут подниматься морские суда) позволили правительственной корпорации и частным иностранным фирмам построить здесь предприятия по производству стали и алюминия. Кроме того, правительство принимает также меры по развитию нефтехимической промышленности; крупный нефтехимический комплекс построен в городе Морон, к северу от Валенсии, еще один – на восточном берегу оз. Маракайбо.

Причем инвестиции означают не только денежные вливания, но и основание  производства с участием иностранного капитала и технологий на территории страны.

Примером может служить  подписание с компаниями ChevronTexaco, British Gas Group PLC, Statoil, TotalFinaELF, и BP соглашения о  разработке газовых месторождений  страны. Как заявил министр нефтепромышленности  Венесуэлы, разработка будет вестись на пяти блоках месторождений, находящихся неподалеку от северо-восточного побережья страны. По приблизительным оценкам запасы природного газа у северо-восточного побережья Венесуэлы составляют более 1.1 трлн. куб. м. Доходы бюджета страны от реализации проекта составят около 4 млрд. долл. в течение первых 6-ти лет. Государственная нефтяная компания Венесуэлы Petroleos de Venezuela по условиям договора получает до 35% доходов от добычи газа иностранцами.

Очень важную роль в экономике страны играет вывоз капитала. Жители Венесуэлы традиционно очень много тратят на путешествия за границу; велики также выплаты как государственных, так и частных компаний иностранным кредиторам; кроме того, из страны уходят крупные суммы денег, которые иностранные рабочие посылают своим семьям.

Все эти статьи расхода  практически сводят на нет чистый доход от экспорта, так что в  итоге отток денег из Венесуэлы  превышает поступления из-за границы. Более того, в 1980-х и в начале 1990-х годов многие состоятельные граждане Венесуэлы вкладывали большие средства в покупку недвижимости в других странах или хранили свои деньги в иностранных банках. Этот вывоз капитала финансировался за счет займов. В результате сумма иностранных долгов Венесуэлы резко подскочила; к началу 1983 она составила более 34 млрд. долл. и в 1993 оставалась на уровне почти 39 млрд. долл.

После 1981 г. долговое бремя  сделалось еще более тяжелым  вследствие значительного снижения доходов от экспорта нефти, вызванного падением цен на нефть на мировом рынке и сокращением производства нефти, провозглашенного странами ОПЕК. Чтобы сохранить свои валютные запасы, правительство ввело контроль над валютными операциями, резко снизило объем импорта и приостановило или сократило финансирование ряда программ. Принятые меры вызвали резкий спад экономики, но позволили получить уже в 1985 г. превышение валютных поступлений над расходами примерно на 8.9 млрд. долл. Более двух миллиардов ушло на погашение внешнего долга, остальные деньги были переведены частными лицами в иностранные банки. Высокий уровень правительственных расходов и попытки взять под контроль обменный курс валюты (что отчасти могло быть связано с приближающимися выборами) привели в итоге к тому, что превышение валютных поступлений над расходами упало к концу 1988 г. до уровня менее 3 млрд. долл. Политика жесткой экономии и неолиберальные реформы президента Переса позволили к 1992 г. увеличить валютные запасы до 10 млрд. долл. и более, но за счет резкого сокращения ассигнований на социальную сферу. Под давлением общественности, требовавшей увеличения ассигнований, выделяемых на социальные нужды, а также вследствие того, что Рафаэль Кальдера, избранный в 1993 г., был вынужден выполнять свои популистские предвыборные обещания, валютные запасы снова уменьшились, составив в 1995 г. менее 6 млрд. долл. В июне 1996 г. правительство подписало новое соглашение с МВФ, по условиям которого вводился свободный курс обмена и ужесточался контроль над правительственными расходами. Денежная единица Венесуэлы, боливар, была девальвирована. После 1988 г.курс боливара все более определялся рыночными факторами и постепенно падал.[2,стр. 122] В 1994 и 1995 гг. администрация Кальдеры предприняла попытки контролировать обменный курс, однако с середины 1996 г. в действие снова вступили рыночные механизмы. Эта нестабильность национальной валюты, опять- таки, являлась причиной вывоза капитала из страны не только юридическими, но и физическими лицами.

По данным на 2002 год  прямые иностранные инвестиции в  экономику Венесуэлы составили 4.5 млрд. долларов. Конечно, это не предел для экономики страны, и в дальнейшем Венесуэла имеет все шансы на повышение данного показателя.

 

2.2 Участие  страны в процессах международной  интеграции.

 

Интеграция как ценность, направленность и политика всегда была константой во внешнеполитическом курсе Венесуэлы. Начиная с 60-х годов, интеграционная политика осуществлялась исходя из закрепленного в Конституции принципа усиления демократии и развития сотрудничества с латиноамериканскими странами.

На протяжении 36 лет, прошедших с 1960 г., подобная направленность по-разному преломлялась во внешней политике государства. Первоначально, следуя рекомендациям ЭКЛАК, эксперты которой рассматривали осуществление интеграционного процесса в регионе как одну из важнейших задач, стоящих перед странами континента, были созданы Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) и Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ).

При том, что принципы и стратегия экономического и  политического развития неизменно  отражает заинтересованность Венесуэлы в сближении с остальными странами региона, следует вспомнить, что ее присоединение к ЛАСТ в1966 году и к Андскому пакту в 1973 году было обусловлено такими важными факторами как:

экономика, опиравшаяся  в основном на развитие нефтяной индустрии, мало диверсифицированная и очень зависимая от торговли с США;

неоднозначное внимание со стороны руководства к различным  сферам экономики, политики и к интеграции, что напрямую зависело от внутренней и международной социально- политической обстановки;

ответственная преемственность  в приоритетах.

Иными словами, Венесуэла  всегда выступала за максимальное сотрудничество и согласованность действий стран  региона во всех сферах.

Указанные три фактора  объясняют специфику и одновременно облегчают понимание современной интеграционной политики страны в латиноамериканском регионе и в Западном полушарии, которая, конечно, претерпела изменения за прошедшие десятилетия.

В 1989 г. к власти в стране пришло правительство Карлоса Андреса  Переса.

Поставленные задачи нашли выражение в конкретных мерах, которые следует назвать, поскольку они являются составной частью интеграционной политики Венесуэлы:

стимулирование деятельности Андской группы, чему способствовало проведение в 1989 году встречи на островах Галапагос;

создание в 1990 г. Группы трех совместно с Мексикой и Колумбией, что расширило возможности политической координации и экономической  интеграции с ориентацией на страны Карибского бассейна:

укрепление Группы Рио  и выработка общих позиций  в ответ на выдвинутую в 1990 г. США “Инициативу для Америки”.

переговоры по соглашениям  о свободной торговле со странами ЦАОР и КАРИКОМ;

создание государственных  институтов по развитию сотрудничества и зоны свободной торговли между  Колумбией и Венесуэлой в 1992 г. При этом отношениям с Колумбией придавалось стратегическое значение в плане подписания пакета соглашений по координации действий в политике и экономике;

придание импульса переговорам, которые Венесуэла вела с латиноамериканскими  странами по заключению соглашений об экономической взаимодополняемости;

подписание в апреле 1991 г. рамочного соглашения с США  о торговле и инвестициях, которое  дало возможность приступить к обсуждению вопросов по развитию интеграции в  рамках Западного полушария.

Выдвинутые Венесуэлой инициативы преследовали цель заключить целый ряд соглашений, которые, в конечном счете, заложили бы прочный фундамент интеграции в полушарии. Речь в данном случае шла об усилении многосторонности в политике, что способствовало бы расширению существовавших и подписанию новых региональных и субрегиональных соглашений. Одновременно это создавало бы благоприятную обстановку для ведения переговоров в контексте “Инициативы для Америки” и НАФТА.

Следующий этап интеграционной политики сопровождался трудностями, которые, однако, не стали непреодолимым препятствием для ее продолжения. Ярким свидетельством того, что этим проблемам уделяется первостепенное внимание, являются серьезные меры, принятые Венесуэлой с 1994 г.:

участие во Встрече глав американских государств в декабре 1994 года и в рабочих группах, сформированных для выработки соглашения о свободной торговле в рамках Западного полушария:

создание в 1995 году Ассоциации карибских государств;

обновление институтов Андского пакта;

продолжение рабочих  переговоров со странами- участниками Группы трех;

начало переговорного  процесса по созданию зоны свободной  торговли с членами Меркосур.

Проводимый с 1994 г. Венесуэльский  курс на избирательность в интеграционной политике включает два основных момента. С одной стороны, идет поиск стратегического равновесия в обязательствах, взятых на себя страной в соглашениях по региональной интеграции. С другой - повышается роль и увеличиваются политические и материальные ресурсы для реализации отдельных, имеющих особую важность соглашений.

Для Венесуэлы крайне важно сегодня суметь сделать  правильные - высокие или низкие - ставки на “игровых столах”. Сама динамика ситуации заставит ее более гибко  подойти к разработке стратегии  интеграции.

Несмотря на то, что  в настоящий момент динамизм в деятельности Группы трех несколько снизился, эта организация продолжает представлять интерес для других стран, поскольку, с одной стороны, все больше поворачивается лицом к государствам Карибского бассейна, а с другой - ставит в повестку дня такие вопросы, которые превращают ее в важнейший механизм переговорного процесса по созданию Ассоциации свободной торговли в рамках Западного полушария.

Ассоциация карибских  государств, делающая первые шаги, представляет собой организацию, которая может  в будущем сыграть важную роль как орган политической координации. Одновременно соглашения о свободной торговле со странами Карибского бассейна и Центральной Америки, в сочетании с другими программами долгосрочного сотрудничества, способствуют развитию экономической интеграции.

Что касается Андского пакта, который вследствие обострения отношений  между Венесуэлой и Колумбией, а  также успешной деятельности Меркосур несколько утратил свой динамизм, то следует отметить, что Венесуэла  должна будет повысить здесь свои ставки, поскольку эта организация может сыграть не малую роль в процессах, происходящих в странах Южного конуса и Карибского бассейна. Многое будет зависеть от развития двухсторонних отношений с Колумбией, а они, в свою очередь, напрямую связаны с изменениями в политической ситуации в обоих государствах.

В отношении Меркосур Венесуэла ставит вопрос о создании с ним зоны свободной торговли, а не присоединения к нему, как  принято считать. С членами этой организации необходимо поддерживать активные отношения, хотя в среднесрочной перспективе они будут носить больше политический, чем экономической характер. Таким образом, речь идет об участии в создании системы, на основе которой и возможно формирование Ассоциации свободной торговли Южной Америки.

Будущее, на которое нацелены современные тенденции глобализации и регионализации, должно служить сегодня ориентиром при осуществлении мер по интеграции. Излишняя избирательность и жесткость в проведении подобного курса представляются весьма рискованными. Таким образом, интеграционную политику Венесуэлы характеризует преемственность в приоритетах, и за последнее время она не претерпела кардинальных изменений. Сама ситуация в стране предполагает углубление приоритетов, а также их конкретную реализацию. Все это преследует цель укрепить национальные позиции в более сложной “игре”, в которую включились новые “игроки”, сделав свои ставки.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Благодаря высоким доходам  от продажи нефти Венесуэла долгие годы считалась одним из самых  богатых государств в регионе, относилась к числу стран с наибольшими средними доходами на душу населения в Латинской Америке. Нефтяной фактор неоднократно играл роль амортизатора в периоды тяжелейших экономических и политических кризисов, отвлекая внимание от ухудшающейся ситуации в социально-экономическом обеспечении населения. Существует и обратная сторона медали это последствия нефтяной зависимости для развития экономики страны, в этом смысле наглядным является пример Венесуэлы страны входящей в список стран-лидеров по добыче и экспорту нефти, но не умеющей эффективно использовать полученные от её реализации доходы.

Информация о работе Контрольна робота по «Міждународна єкономіка»