Контрольная работа по "Международной экономике и внешнеэкономической деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:45, контрольная работа

Описание работы

Под термином регионализация обычно понимается образование экономических интеграционных группировок государствами, расположенными в одном регионе; целью этих группировок является повышение эффективности экономики за счет унификации законодательства, ликвидации административных ограничений на перемещение товаров, капиталов и рабочей силы, а также полного использования факторов производства. В основе таких группировок могут лежат соглашения (двух- и многосторонние) преференциального характера. Кроме того, на микроуровне регионализация усиливается нарастающим воспроизводственным взаимодействием предприятий и фирм стран-членов группировки, способствующих нарастанию интеграционных процессов.
Но, как представляется, это, в принципе правильное, определение носит ограничительный характер, так как относится только к одному, наиболее заметному, типу интеграции. На практике же, помимо отмеченного, существуют еще два типа экономической интеграции - региональные державы и так называемые "треугольники развития" [5, с. 24].

Содержание

Регионализация как лидирующая тенденция развития современной международной экономики 3
Международный туризм 12
Решение тестов 18
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

мироваякономика.doc

— 109.00 Кб (Скачать)
 

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    Учреждение  образования

    «Белорусский  государственный университет транспорта» 
 
 

    Кафедра «Экономические теории» 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  дисциплине:

    «Международная  экономика и внешнеэкономическая  деятельность» 

    Вариант 54 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил: студент гр. ЗБ - 31

                       Сбродова О.А.

    Шрифт 09- ЗБ – 284 
 

    Проверил: к.э.н., доцент

                      МИНЧУКОВА Л.А. 
 

    Гомель, 2011

    СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Регионализация  как лидирующая тенденция развития современной международной экономики       3
  2. Международный туризм       12
  3. Решение тестов         18

    Список использованных источников      20

    1. Регионализация  как лидирующая тенденция  развития современной  международной экономики
 

      Под термином регионализация обычно понимается образование экономических интеграционных группировок государствами, расположенными в одном регионе; целью этих группировок является повышение эффективности экономики за счет унификации законодательства, ликвидации административных ограничений на перемещение товаров, капиталов и рабочей силы, а также полного использования факторов производства. В основе таких группировок могут лежат соглашения (двух- и многосторонние) преференциального характера. Кроме того, на микроуровне регионализация усиливается нарастающим воспроизводственным взаимодействием предприятий и фирм стран-членов группировки, способствующих нарастанию интеграционных процессов.

      Но, как представляется, это, в принципе правильное, определение носит ограничительный характер, так как относится только к одному, наиболее заметному, типу интеграции. На практике же, помимо отмеченного, существуют еще два типа экономической интеграции - региональные державы и так называемые "треугольники развития" [5, с. 24].

      Под вторым типом интеграции понимается способность той или иной сравнительно крупной державы навязывать свою волю сопредельным, как правило, меньшим странам, относительно мирными, дипломатическими, (как политическими так и экономическими) методами, т.е. возникновение региональной державы изначально предполагает значительное неравенство (по экономическому, демографическому и прочим потенциалам) сопредельных государств. Формирование таких региональных групп стран преимущественно преследует политические цели, какими бы лозунгами они не прикрывались. Вместе с тем, ведущая держава может получать и определенные экономические выгоды от подчиненных ей стран. Как правило, взаимоотношения в системе "крупная держава - зависимые страны" могут не определяться каким-то всеобъемлющим соглашением, а строиться на неформальных основах. Но все эти договоренности, формально не ущемляя суверенитета ни одной страны, дают определенные преимущества ведущей державе. Кроме того, крупные страны редко находятся в зависимости от малых, поэтому формальные соглашения им не нужны.

      Решающим  для устойчивости таких образований  фактором является постоянство внешних  угроз или взаимовыгодный характер экономического сотрудничества (исторически  унаследованный или приобретенный  в новых геополитических условиях), формирование элементов общехозяйственных структур и взаимодополняемости. Однако добиться такого качества отношений не всегда просто. Высок риск ухода малых стран по политическим и иным мотивам. Нередко малые страны опасаются даже серьезных инвесторов из региональных держав, стремясь всемерно диверсифицировать внешние связи. Крупные колебания мировой конъюнктуры, в свою очередь, способны выбивать из группировки отдельных членов. В данных условиях положение региональной державы достаточно противоречиво: с одной стороны, региональная держава, по-видимому, заинтересована в сохранении определенного превосходства (по всем показателям) над малой страной, ибо такой разрыв упрочивает существующие отношения, а с другой - постоянное поддержание такого отставания может вызвать в зависимой стране взрыв националистических настроений либо попытки пересмотра политики и нахождения нового "покровителя". Но, по-видимому, осовременивание зависимой страны происходит медленнее, чем региональной державы.

      "Треугольники  развития" (хотя участников может быть и больше, и меньше) представляют собой самый новый тип интеграции и большого развития пока не получили. Обычно они складываются в пограничных районах нескольких стран в тех случаях, когда интеграционные процессы крайне неравномерны: масштабы взаимодействия стран данных регионов обгоняют скорость их интеграции. Этот тип интеграции также редко оформляется какими-либо соглашениями.

      Региональная  интеграционная группировка представляет собой добровольное объединение  ряда стран данного географического региона для достижения какой-либо общей провозглашенной цели, как правило, в сфере экономики. Сами интеграционные процессы облегчаются тем, что эти страны обладают схожестью условий исторического развития и организационных структур, относительно одинаковыми климатическими условиями, незначительными транспортными расходами во взаимной торговле. Интеграция основана на международных соглашениях (общем или ряде частных), отражающих определенный компромисс договаривающихся сторон. Устойчивость и стабильность группировки возрастает, если совпадают и политические цели стран, основывающих региональный союз. (Имеется и исключение: социалистический Вьетнам стал членом капиталистического АСЕАН). Имеющийся опыт показывает, что создание эффективного регионального объединения возможно лишь при относительном равенстве потенциалов участвующих в нем государств. Исключение составляет Европейский Союз (ЕС), где крупнейшие державы как бы уравновешивают - нейтрализуют друг друга.

      Вместе  с тем, нацеленность группировки преимущественно на достижение экономических целей может приводить к тому, что политические ориентиры стран-членов могут не совпадать. Случаи таких разногласий по политическим вопросам наблюдались в деятельности АСЕАН, ЕС и других объединений. Поскольку несогласованность позиций по политическим вопросам, и вытекающие отсюда разногласия, ослабляют объединение, то в ЕС после иракского кризиса было принято решение о создании специального органа, который должен будет вырабатывать согласованную политику всех стран-членов [4, с. 41].

      Группировка может оказывать влияние на происходящие процессы лишь в том случае, если она выступает в качестве единого  целого, а для этого каждая из участниц организации должна отказаться от какой-то части своего суверенитета в пользу наднациональных региональных институтов. При этом по мере усиления интеграции ограничения национального суверенитета возрастают. В наиболее продвинувшемся по пути интеграции Европейском Союзе наднациональным органам передана заметная часть национального суверенитета стран-участниц, как в сфере политики, так и экономики.

      Вместе  с тем, параллельное, одновременное  существование региональных держав и региональных интеграционных группировок - явление достаточно противоречивое. С одной стороны, региональные державы, по-видимому, заинтересованы в придании формального статуса своим отношениям с сопредельными государствами. Возможно, это делается в целях мимикрии - для маскировки сложившихся не совсем равноправных отношений. С другой стороны, наличие региональных отношений первого типа может препятствовать перерастанию их во второй тип, в региональную интеграционную группировку, так как это может нарушить характер отношений в системе "крупная держава - зависимые страны". Как показывает мировая практика, в большинстве случаев побеждает первый подход.

      Казалось  бы, что объединения второго типа обладают очевидными преимуществами для  малых (зависимых) стран, однако региональные державы сохраняются. Существует представление, что восходящие волны мировой  конъюнктуры способствуют развитию регионализации второго типа, а понижательные фазы (начало последней относят к середине 70-х годов) укрепляют объединения вокруг региональных держав. Но подтверждения этого положения у многих специалистов пока вызывают сомнения. К тому же, этот процесс вряд ли объясняется одной причиной.

      К числу региональных держав можно  отнести Австралию, Индию, Китай, Саудовскую Аравию, в какой-то степени Южную  Африку. В конце XX в. ряды региональных держав пополнились Россией. Представляется, что в ближайшие годы в эту категорию может войти и Бразилия. По-видимому, время для формирования региональных держав в Западной Европе (в связи с образованием и расширением ЕС) уже ушло, а в Тропической Африке еще не наступило (из-за одинаково низкого уровня развития этих государств). Поскольку ни одна региональная держава пока не входит в состав центра мировой системы, их влияние на международные отношения оказывается ограниченным, но в то же время их существование ограничивает и деятельность мирового лидера, ибо он вынужден считаться с "зоной влияния" данной региональной державы. Хотя с нарастанием мощи отдельных региональных держав зона влияния каждой из них может расшириться, однако в обозримом будущем этот вид регионализма будет занимать подчиненное положение.

     Более сложные процессы происходят при формировании региональных объединений. Эти объединения появляются с резким расширением международного разделения труда - в 50-60 годы XX в., когда возможность расширенного воспроизводства начинает зависеть от эффективности внешнеэкономических связей. Во-первых, такое объединение может возникнуть лишь в том случае, если интегрирующиеся страны обладают сопоставимым потенциалом, так как вхождение крупной державы может вызвать опасения у остальных стран, как в плане конкуренции, так и захвата мощными иностранными фирмами более мелких местных. Исключение составляет ЕС (о чем говорилось выше), где несколько крупных держав.как бы уравновешивают друг друга. Во-вторых, сходные природно-климатические условия и потребности, однотипные проблемы и задачи, стоящие перед соседними государствами, территориальная близость, определяющая небольшие транспортные издержки и тому подобные общие черты составляют исходную предпосылку экономической интеграции. В-третьих, возникающая в процессе экономического развития взаимодополняемость национальных экономик, особенно при переходе к внутриотраслевому разделению труда, также усиливает интеграционные импульсы. В-четвертых, неравномерность формирования мировых экономических потенциалов, наличие нескольких стран, по своей мощи во многом превосходящих остальные, в той или иной форме подталкивает те или иные группы государств к объединению, гак как совместные действия создают основу для защиты национальных экономик в обстановке обостряющейся конкуренции. Поэтому образование регионального интеграционного объединения резко увеличивает переговорную силу этих стран (например, форумы АСЕАН стали привлекательными для лидеров самых крупных держав). В-пятых, региональная группировка укрепляется в том случае, если она увеличивает конкурентоспособность, как каждого индивидуального члена, так и всего региона в целом. Вследствие этого складываются относительно равные возможности для экономического прогресса всех членов (в отличие от взаимоотношений внутри кластеров региональных держав).

     Образование интеграционной группировки вынуждает  другие страны прибегать к аналогичным  мерам в целях самозащиты либо сохранения существующих позиций. Так, образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) заставило другие европейские страны создать в 1960 г. Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), а расширение'ЕЭС и превращение его в ЕС вызвало формирование Северо-Американской зоны свободной торговли (НАФТА), в которую вошли США, Канада и Мексика и т.п. Наконец, при формировании первых региональных объединений очень значительную роль играли политические причины (защита от потенциального противника - реального или мнимого) [4, с. 42].

     Далее, при возникновении интеграционных группировок очень большую роль играл демонстрационный эффект. Успех ЕЭС на путях экономической интеграции, проводимой благодаря устранению препятствий для движения капиталов, товаров, технологии, услуг и рабочей силы, вызвал бурную имитационную деятельность по созданию региональных объединений во всех частях света. Однако очень быстро многие из них распались из-за политических разногласий, отсутствия предварительной проработки экономических проблем и т.п. Новый этап формирования или расширения региональных интеграционных группировок начался в 90-х годах XX в. в связи с несколько искусственным расширением рынков мировых лидеров и коммуникационной глобализацией. Именно импульсы глобализации, увеличивавшие неустойчивость экономики менее развитых стран, стимулировали повышение привлекательности идеи регионализации. В результате в 2002 г. в мире существовало 159 двухсторонних и многосторонних преференциальных соглашений, охватывающих все континенты и десятки стран. Группировки, возникающие на базе этих соглашений, ставят своей задачей либо создание единого экономического пространства (общего рынка), либо формирование зоны свободной торговли. Поскольку методы, направленные на достижение этих целей, заметно разнятся - в первом случае реформированию подлежит вся система внутреннего воспроизводства, а во втором - лишь внешнеэкономическая сфера, то компромиссные варианты невозможны. Правда, в ряде группировок формирование зоны свободной торговли и общего экономического пространства рассматриваются как последовательные этапы развития объединения.

     Возникшие группировки достаточно четко делятся на две группы. Первая из них представлена региональными объединениями, включающими достаточно мощные страны, обладающие значительным потенциалом роста. Объединение дает им дополнительный стимул к развитию. К их числу относятся ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР, ОЭС. Вторая объединяет достаточно отсталые развивающиеся или переходные страны, отличающиеся значительными диспропорциями в экономике, малой взаимодополняемостью народнохозяйственных комплексов. Объединение в интеграционную группировку дает им определенную надежду в будущем и очень небольшие реальные результаты в настоящем. К числу таких объединений можно отнести группировки африканских и центральноазиатских стран.

Информация о работе Контрольная работа по "Международной экономике и внешнеэкономической деятельности"