Крестовые походы и их значение на международной арене

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Имели ли Крестовые походы какие-нибудь долговременные последствия? Оказали ли они в какой-либо степени благотворное влияние на жизнь народов Запада и Востока, принесли ли с собой что-нибудь ценное и полезное?
В этой работе я попытаюсь ответить на поставленные выше вопросы, дать оценку воздействия крестовых походов и подвести некий итог.

Работа содержит 1 файл

Курсач!2010!.docx

— 66.97 Кб (Скачать)

Введение

C  самых первых времен христианской эры последователи Евангелия собирались вокруг Гроба Иисуса Христа, Спасителя мира, для молитвы. Император Константин воздвиг храмы над Гробом Сына Человеческого и на некоторых из главных мест Его страданий. Освящение церкви Св. Гроба  было великим торжеством, при котором присутствовали тысячи верующих, собравшихся со всех сторон Востока.

В этой работе я бы хотел  поговорить о таком явлении, о  котором многие слышали, но мало кто  о них знает.

Крестовые походы на Восток длились двести лет – с конца XI до последней трети XIII в.  Это  были войны главным образом рыцарства. Свое название они получили от того, что их участники снаряжались воевать против турок и арабов (мусульман). Они прикрепляли к одежде матерчатый знак креста красного цвета, который символизировал религиозные побуждения, цели и намерения воинов - освободить от власти иноверцев Палестину, Святую землю, ибо там, согласно евангельским рассказам, родился, жил и был распят на кресте Иисус Христос, основатель христианской религии.

Всеобщий энтузиазм, вызванный  проповедью первого крестового похода, изумил даже его инициатора, Урбана II, и продолжает удивлять нас. Вот уже более трех десятков лет многие исследователи посвящают свои работы истокам крестовых походов и выявлению причин их возникновения. Уже можно утверждать, что основными причинами крестовых походов явились общественно-экономические условия (т.е. особое состояние экономики и социальной организации, которые определяли особенные способ производства, политическую систему и духовный мир), сложившиеся к концу XI в.: быстрый рост населения, дефицит пригодных для обрабатывания земель, развитие монетарной экономики и товарообмена, начало итальянской экспансии в Средиземноморье, развитие феодализма и переход к периоду феодальной раздробленности, а также остатки трех империй (Римской, Франкской и Священно-Римской) с их политическим и духовным наследием. Все эти факторы в значительной мере объясняют и подводят фундамент под стремление людей Западного мира отправиться на Восток (малоземельных и безземельных дворян, толп бедняков, жаждущих материальных и духовных благ). Крестовые походы относятся к тем немногим историческим событиям, вокруг которых страсти закипают уже при одном их упоминании, а упоминают их чаще всего в связи с извлечением на свет концепции священной войны или при возникновении очередного конфликта Восток – Запад.

Имели ли Крестовые походы какие-нибудь долговременные последствия? Оказали ли они в какой-либо степени  благотворное влияние на жизнь народов  Запада и Востока, принесли ли с собой  что-нибудь ценное и полезное?

В этой работе я попытаюсь  ответить на поставленные выше вопросы, дать оценку воздействия крестовых  походов и подвести некий итог.

 

Причины возникновения  крестовых походов

Говоря о Крестовых  походах, в первую очередь я хочу отметить причины их возникновения. Основными причинами явились  общественно-экономические условия, которые сложились  в то время. Во-первых, это быстрый рост населения, во-вторых, нехватка пригодных для  земледелия почв, в-третьих, развитие монетарной экономики и товарообмена. Все  эти факторы в значительной мере объясняют и подводят фундамент под стремление людей Запада отправиться на Восток. Я бы не хотел подробно рассматривать все причины экспансии на Восток, постараюсь ограничиться лишь специфическими причинами, на основании которых энтузиазм паломников обрел форму крестового похода.

Морисон Сесиль в своей  работе «Крестоносцы» разделил причины  на опосредованные и непосредственные. Сначала о причинах опосредованных: с одной стороны, как говорит  Морисон, это уже существующая традиция совершать паломничество в Иерусалим, с другой – опыт «справедливых» войн против сарацин. Идея крестового похода родилась из этих двух традиций, однако для ее реализации необходим  был катализатор.

В начале XI века судьба земного Иерусалима мало кого интересует. Для большинства паломников это место является подобием Иерусалима небесного. Тем местом, где пилигримы мечтают умереть, дабы обрести небесное блаженство и вечный покой. Около 1033г., накануне тысячелетия со дня смерти Христа,

«бессчетная толпа  людей со всего мира устремилась  к месту упокоения Спасителя. Поначалу это были люди бедные, потом  потянулся средний люд, а затем  и знать – короли, графы, маркизы  и, наконец, прелаты… много было и  женщин, и знатных, и простолюдинок…»  «Большинство из них имели желание  умереть до возвращения в родные края» (Руль Глабер).1

Поводом для политиков (и причиной для широких народных и рыцарский масс, которым нужно было идеологическое оправдание экспансии), послужил постулат о том, что восточных крестьян угнетают магометане; утверждение это родилось из полного, абсолютного незнания Востока европейцами. Люди запада рассматривают византийскую науку как коварство, а отвращение богатых и утонченных византийцев к воинскому ремеслу считают признаком слабости. Так в западном менталитете постепенно формируется образ слабой, а потому притягательной для захватчиков Византии, что отчасти объясняет последующее поведение крестоносцев по отношению к Империи.2

И конечно же, немаловажной причиной становится призыв Урбана II в  Клермоне в 1095г. Судя по всему, речь имела ошеломительный успех, темы, затронутые в ней, дошли до нас в изложении различных рассказчиков. Главным образом Фульхерия Шартрского и анонимного хрониста первого крестового похода.

Своей речью папа заклинал христиан запада прекратить братоубийственные  войны, забыть о взаимной ненависти  и объединиться для войны с  язычниками для освобождения их братьев  на Востоке. Папа призывал к отречению  и жертвам, приводил слова из Евангелия  от Матфея:

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись от себя и возьми крест свой и следуй за Мною»3

Епископ Пюи Адемар де Монтей утверждает, что назначенный легатом  и начальником экспедиции, при  этом призыве возбужденная толпа  с криком        «Так хочет Бог!» решила «принять крест» и отправилась в Иерусалим. В знак принятого обета первые волонтеры сделали себе нашивку на плечи из ткани в виде креста, отчего их стали называть cruce signati «отмеченные крестом».4

Так началось время  Крестовых  походов, которое продолжалось немного  и немало – около двух сот лет. И кто знает, какие они будут  иметь последствия, и как они  отразятся на жизни общества XI –XIII веков.

Первый Крестовый  поход.

Первый крестовый поход  начался вскоре после проповеди Папы Урбана II, которая состоялась на церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года. Количество крестоносцев, собравшихся разными путями в Константинополе, доходило примерно до 300 тысяч человек. Католическая церковь хотела направить на далекий Восток алчные устремления рыцарской вольницы, чтобы удовлетворить ее жажду земельных приобретений и грабежей, но сделав это за пределами Европы. Тем самым крестовый поход упрочил и расширил бы власть и самой католической церкви, причем не только на Западе, но и за счет стран Востока. 5

В апреле 1097 года рыцарские  ополчения и отряды были переброшены  в Малую Азию. Первая битва с  сельджуками произошла за Никею, столицу румского султана Кылыч-Арслана  ибн Сулеймана. Овладеть данной территорией  было необходимо для дальнейшего  продвижения крестоносцев через  Анатолию.

Битва за Никею закончилась  в соответствии с планами Византии. Воспользовавшись победой, Алексей I стремился  упрочнить свою власть, прежде всего  над ближайшими к Константинополю  землями. Уже в дальнейшем, чем  глубже рыцари продвигались на Восток и чем меньше в правящих кругах империи помышляли об оказании помощи крестоносцам, тем больше сокращались  и возможности реализации широких  планов, связанных с крестовым  походом.6

После победы крестоносцы  двинулись через Малую Азию.  В октябре 1097 года рыцарские ополчения добрались до Мараша. К этому месту подошел и Бодуэн Булонский с оставшейся у него сотней рыцарей. Неуемный захватчик провел в Мараге лишь два дня, после чего направил стопы дальше на юго-восток – к Евфрату.  Им владела мысль об обосновании собственного княжества. Благодаря поддержке со стороны некоторых армянский владетелей и удаче, что ему на пути встретилось слабое сопротивление, граф Булонский быстро овладел двумя важными крепостями между Евфратом и Эйнтабом – Равенданом и Телль-Баширом, а 6 февраля следующего, 1098 года въехал в богатый армянский город Эдессу, завоеванный сельджуками за одиннадцать лет до того.

Так, насильственным образом  было положено начало первому государству  крестоносцев на Востоке – графству Эдесскому. Оно сделалось важным форпостом образовавшихся в дальнейшем других крестоносных государств. 7

Далее на пути крестоносцев встала Антиохия. Антиохия вела свою историю  еще со времен Римской империи. Крестоносцы  взяли крепость в октябре 1097 года, но в свою очередь были осаждены эмиром моссульским Кербогой и, терпя голод, подвергались большой опасности; им удалось, однако, выйти из города и разбить Кербогу. После продолжительной распри с Раймундом, Антиохией завладел Боэмунд (мечтал сделаться князем Антиохии).8 Пока шли споры из-за Антиохии, в войске, недовольном промедлением, произошло волнение, которое заставило князей, прекратив распри, двинуться далее. То же повторялось и потом: в то время, как войско рвалось к Иерусалиму, вожди спорили из-за каждого взятого города.9

Для ближнего востока крестовые  походы на их начальном этапе были не более чем частью истории Сельджукской империи ( точнее – периода ее распада), и значение крестоносцев для истории  региона заключается именно в  той роли, которую ни сыграли в  этом процессе. Появление крестоносцев и их победа явились одной из причин ( не единственной, но достаточно существенной) распада Сельджукской империи. Это – весьма важный факт, на который, насколько мы знаем, внимания практически не обращалось.10

 

Крестоносцы появились  на ближнем востоке  в тот момент, когда Сельджукская империя начала распадаться на отдельные султанаты. Смерть последнего «Великого сельджука» Мелик – шаха в 1092 году фактически послужила причиной падения династии сельджукидов, и некогда мощная империя  так никогда больше не объединялась. Началась борьба за власть, в которую вступили сын мелик-шаха Баркьярук и его брат Тутуш. Поражение Тутуша и последующая борьба Баркьярука со своим братом мухаммадом свели на нет надежу на возрождение единой империи. Роль крестоносцев в этом  процессе обычно не учитывается источниками, поскольку формально распад империи произошел до их появления. Однако нельзя забывать: лишь последующим поколениям достоверно известно, что империя больше не восстанавливалась, а для людей, живших в то время, это было вовсе не очевидно. Современники вполне резонно полагали, что, как и раньше, после завершения борьбы между претендентами, произойдет новое объединение государства, и одержавший вверх султан будет править всей территорией империи (а не только ее восточной частью). Этого ждали все, да и сама борьба велась за всю империю, а не только за ее восточную половину как это в конечном счете оказалось. 11И учитывая данный факт абсолютно необходимо  - в противном случае мы получаем неадекватное восприятие исторической ситуации. Суть же проблемы сводится к тому, что раздел империи стал официально признанным фактом лишь незадолго до смерти Барьярука (а окончательно – еще позднее), т.е. более чем на 10 лет позже ее фактического распада. Таким образом, в сознании людей того времени распад Сельджукской империи относится уже к периоду после появления крестоносцев. И крестоносцы, сами того не ведая, внесли свой вклад в то, что Сельджукская империя так и не смогла возродиться.12

 

Поражение Кабуки под Антиохией  является весьма интересным событием в истории крестовых походов, ибо с ним связано так называемое Чудо Святого Копья. По указанию апостола Андрея, явившегося во сне Пьеру Бартелеми, провансальскому крестьянину из войска Графа Раймунда Тулузского, в храме святого Петра был найден наконечник копья, которым был пронзен распятый Иисус Христос. Именно эта находка, по мнению крестоносцев, обеспечила  победу»святого воинства» над превосходящим его по численности «сарацинами»  Это событие служило предметом ожесточенных споров  на протяжении уже 900 лет. С одной стороны, вопрос о подлинности «святого копья» волновала участников 1-го крестового похода, средневековых хронистов и клириков. С другой стороны, современных историков интересует, как же была организована эта мистификация. Любопытен и тот факт, что Пьер Бартелеми ( видимо, это же относится и к взявшему его « на попечение» священнику Раймунду Ажильскому, капеллану графа Раймунда Тулузского) оказывался и организатором «чуда» и поверившим в него. Более того, этот весьма характерный эпизод весьма важен для понимания самой природы крестоносного движения, крестоносной идеологии и психологии его участников:  он является ключевым моментом в истории 1-го крестового похода  (в особенности в плане психологическом и идеологическом).13

 

В итоге, первый крестовый  поход явился гигантским жертвоприношением  народов Запада, инициированным папством, католической церковью и верхами  феодального класса в собственных  завоевательных целях, прикрытых религиозными стягами.14

 

Третий крестовый  поход

Осложнения на Ближнем  Востоке и значительное ухудшение  положения крестоносцев, достигнув  Европы, произвело впечатление громового удара. Папа Урбан VIII, узнав о случившимся, умер от потрясения. После этого его приемник Григорий VIII призвал католиков к новому крестовому походу.15

Третий крестовый поход  состоялся в 1189-1192гг. Это был поход, в котором участвовали исключительно  рыцари и крупные феодалы западноевропейских стран. Как утверждает М.А.Заборов, значительную роль в третьем крестовом походе играли феодальные государства, в политике которых к этому времени значительное место приобрели торговые интересы на востоке.

Религиозные цели крестовых  походов все более отодвигались задний план. Напротив, захватнические вожделения участников проступали все  более рельефно сквозь мистическую  оболочку, которой католическая церковь  и теперь старалась закамуфлировать  движение16. Но если религиозные побуждения рыцарства шли на убыль, то одним из важнейших постоянных внутренних стимулов крестовых походов с конца XII века стало стремление западноевропейских государств к господству на средиземном море. На первое место в крестовых походах выдвигается принимающее порой ожесточеннейший характер соперничество западноевропейских государств в борьбе за экономическое, военное, политическое преобладание на Средиземном море. 17Призывы римских пап были встречены народными массами далеко не так сочувственно, как это было прежде. Когда в начале 1189г. В Англии, а потом во Франции была введена всеобщая подать в размере десятой части всех доходов, предназначавшаяся для нужд похода, - Саладинова десятина, это вызвало возмущение в низах.

Информация о работе Крестовые походы и их значение на международной арене