МВФ: история, цели создания и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МВФ: история, цели создания и структура 5
1.1История возникновения МВФ 5
1.2Основные цели и функциональные характеристики МВФ 6
1.3Организационная структура и основные подразделения организации 8
1.4Определение размера квот и обязательства вступающих стран 11
1.5 Формирование капитала МВФ 14
2 Деятельность Международного валютного фонда 18
2.1 Основные направления деятельности и финансовые механизмы МВФ 18
2.2 Проблемы деятельности МВФ 22
2.3 Взаимоотношения Российской Федерации и МВФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ «А» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ «Б» 52

Работа содержит 1 файл

курсовая.docг (2).doc

— 1.84 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

    В системе международных экономических  отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они  создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно. МВФ является ведущей мировой организацией по международному сотрудничеству в валютной сфере.

    Организация включает 187 государств-членов (на июнь 2010 года), в которой, почти все страны мира работают сообща на благо всех. Ее главная цель состоит в сохранении стабильности международной валютной системы - системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам (и их гражданам) покупать друг у друга товары и услуги. Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни.

      За  более чем семидясителенюю историю Международный Валютный Фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

     Эволюция  МВФ определялась - и обусловливалась - сдвигами в мировых экономических и политических условиях. Перед МВФ всегда стояла сложная задача придерживаться своего жизненно важного центра (первоначального узкого мандата содействовать упорядоченной корректировке платежей и финансовой стабильности во всем мире) и в то же время приводить свою деятельность в соответствие с новыми обстоятельствами и новыми идеями.

     На  протяжении почти семи лет с 1992 года, года вступления России в МВФ, ее экономическая политика подчинялась требованиям МВФ, который являлся в то время главным кредитором страны. Что позволило МВФ за столь небольшой срок превратиться в ведущую международную финансовую организацию – субъект мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом?

      Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

     При этом, объектом исследования является деятельность Международного валютного  фонда. Предмет исследования – роль этой международной организации  в регулировании международных  валютно-финансовых отношений. 

 

    

1 МВФ: история, цели создания и структура

    1. История возникновения МВФ
 

      Необходимость создания организации для регулирования  мировой валютной системы стала  обнаруживаться во время Великой депрессии, которая настигла мировую экономику в 30-е годы.

      Всеобщее  недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял на протяжение многих лет стоимость денег как неизменную величину. Неопределённость стоимостного измерения денег, которые не имели больше фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен деньгами между странами, которые сохранили золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика начала претерпевать определенные трудности: в 1929 – 1932 годах цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63% [3, с.114 ].

      Неоднократные попытки решения валютных проблем  на международных конференциях и встречах не имели успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами для создания новой валютной системы и организации международного института для осуществления постоянного контроля за ней.

     В начале 40-х годов Харри Декстер  Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. После долгих переговоров, которые проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. Также, в 1944 г. СССР брал активное участие в Бреттон-Вудской конференции и даже подписал заключительный Акт об учреждении МВФ и МБРР, но позднее не ратифицировал эти договоры.

     Таким образом, на конференции в Бреттон-Вудсе  были приняты Статьи соглашения МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 21 декабря 1945г. Практическую деятельность Фонд начал в мае 1946 г., имея в своем составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.

     Все бывшие республики СССР вступили в  МВФ в мае – сентябре 1992 г. Сейчас членами организации являются 187 государств (на июль 2010 года). Постоянное местопребывание руководящих органов - Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.

     Уставный  капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

    1.   Основные цели и функциональные характеристики МВФ
 

     МВФ создан для регулирования отношений  в сфере валютных расчётов между  государствами и осуществления  финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически, МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

      Официально  утверждены такие цели МВФ :

i. Способствовать  развитию международного сотрудничества  в валютно-финансовой сфере в  рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

ii. Способствовать  процессу расширения и сбалансированного  роста международной торговли  и за счет этого добиваться  достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

iii. Содействовать  стабильности валют, поддерживать  упорядоченный валютный режим среди осударств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

iv. Оказывать  помощь в создании многосторонней  системы расчетов по текущим  операциям между государствами-членами,а  также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

v. За  счет временного предоставления  общих ресурсов Фонда государствам-членам  при соблюдении адекватных гарантий  создавать у них состояние  уверенности, обеспечивая тем  самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

vi. В  соответствии с вышеизложенным  сокращать продолжительность нарушений  равновесия внешних платежных  балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

      Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций [18, с. 90]:

  • Контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота);
  • Предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;
  • Организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.

      Позднее страны-члены определили для МВФ  и дополнительные функции и обязанности  в зависимости от требований времени и обстоятельств.

      Сейчас  МВФ имеет такие функции:

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • кредитование
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран дебиторов
  • разработка стандартов международной финансовой статистики, сбор и публикация международной финансовой статистики
    1. Организационная структура и основные подразделения организации
 

     Высшим  руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который состоит  из представителей всех стран-членов (как  правило, ответственного за проведение валютной политики министра или главы  центрального банка с заместителем). В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования, определяется их долей в капитале МВФ.

     Такой порядок обеспечивает решающее большинство  голосов наиболее крупным государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.

     Решения в Совете управляющих обычно принимаются  простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов).

     США и ЕС, могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это вызывает недовольство и обеспокоенность развивающихся стран и стран с переходной экономикой. 

     Согласно  Уставу, Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Его роль играл учрежденный в 1974г. Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы - Временный комитет, который в 1999 году был преобразован в Международный валютно-финансовый комитет (МВФК). Совет управляющих выполняет важные функции: осуществляет руководство над Исполнительным советом; занимается выработкой стратегических решений, относящихся к функционированию международной валютной системы и деятельности МВФ: представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи соглашения МВФ.

       Подобный  статус имеет также Объединенный министерский комитет Советов управляющих  Международного банка реконструкции  и развития (МБРР) и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам - Комитет развития. Он консультирует Советы управляющих МВФ и МБРР, проводит совместные заседания с валютно-финансовым комитетом с целью подготовки докладов и консультаций по всем аспектам передачи реальных ресурсов. Совет управляющих делегировал значительную часть своих полномочий Исполнительному совету, т. е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда (Вашингтон) и обычно проводит свои заседания три раза в неделю.

Информация о работе МВФ: история, цели создания и структура