Проблемы внешней задолженности стран и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Внешняя задолженность или внешний долг - сумма финансовых обязательств государства по иностранными займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 5
1 Критерии и методы оценки внешней задолженности стран …………….. 6
2 Проявление проблем внешней задолженности в разных типах стран и пути их решения……..……………………………...………………………….. 11
3 Проблемы внешней задолженности в Республике Беларусь и пути их решения…………………………………………...…………………………….. 219
Заключение……………………………………………………………………... 23
Список использованных источников…………………………………………. 24

Работа содержит 1 файл

[meokurs].docx

— 80.59 Кб (Скачать)

     Единственным  показателем, учитывающим как график платежей по обслуживанию долга, так  и концессионный аспект задолженности, остается существующая стоимость внешней  задолженности. При этом, когда основной объем задолженности страны возникает на неконцессионных условиях, тогда разница между существующей и номинальной стоимостью оказывается очень небольшой.

     Внешняя задолженность есть практически у всех стран. Однако в современных условиях эта проблема наиболее остро стоит перед развивающимися и бывшими социалистическими странами. Они периодически сталкиваются с долговыми кризисами, нарушают графики платежей, реструктурируют долг. Наблюдение за состоянием внешней задолженности развивающихся, и бывших социалистических стран, анализ этого процесса, публикация соответствующих материалов входят в обязанность Всемирного банка.

     Размер  долга в абсолютном выражении  не дает полного представления о  состоянии платежеспособности страны. Оно зависит от объема ресурсов, которыми располагает страна-должник, т.е. от размера и темпов роста ВВП. Но поскольку внешняя задолженность погашается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности является экспорт товаров и услуг. Исходя из этого Всемирный банк при анализе платежеспособности страны предлагает пользоваться рядом показателей. Эти показатели, как в обобщенном виде, так и по отдельным странам, представлены в публикации банка, котораярая до 1997 носила название World Debt Tables, а с 1997 - Global Development Finance.

     В методологии Всемирного банка присутсвует ряд показателей внешнего долга для национальной экономики, по которым можно сопоставлять состояние внешней задолженности разных стран. Среди них:

     - отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг;

     - отношение общей суммы внешнего долга к валовому внутреннему продукту;

     - отношение платежей на обслуживание внешнего долга к экспорту товаров и услуг;

     - отношение платежей на обслуживание внешнего долга к валовому внутреннему продукту;

     - отношение официальных резервов к общей сумме внешнего долга;

     - отношение международных резервов  к объему импорта товаров и услуг;

     - доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга;

     - доля долгосрочного долга в  общей сумме внешнего долга;

     - доля долга международным организациям  долга в общей сумме внешнего  долга.

     Особенность показателя отношения общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг заключается в том, что при превышении критической отметки в 275 % может частично или полностью списываться внешний долг страны. Такие ситуации уже имели место в отношении, например, Польши и Болгарии в начале последнего десятилетия прошлого столетия. [8, c.186]

     Показатель отношения общей суммы внешнего долга к валовому внутреннему продукту является наиболее всеобъемлющим. Вместе со следующим показателем он определяет возможность страны без особых трудностей обслуживать свой внешний долг. За критическое значение принято считать 50 %. Если сделать глобальное сопоставление трех континентов, то на Европу, Северную Америку и Азию приходится соответственно 35 %, 25 % и 25 % мирового ВВП;

     Показатель  отношения платежей на обслуживание внешнего долга к экспорту товаров и услуг включает в себя расходы на обслуживание внешнего долга, то есть все платежи, которые осуществляются заемщиком, а именно: основной долг, проценты и комиссии.

     Средний показатель отношения платежей на обслуживание внешнего долга к валовому внутреннему продукту по странам с переходной экономикой — 1,0 %.

     Показатель  отношение официальных резервов к общей сумме внешнего долга отражает возможность страны использовать свои резервы (а также величину их доступной доли) для погашения внешнего долга. Высокие показатели имеют Ботсвана (700 %), Ливан (390 %), Эстония (250 %), Мальта (243,5 %) и Латвия (176,5 %).

     По  следующим показателям страны делят на три группы: с высоким, средним и низким уровнями внешней задолженности:

     - отношением долга к ВВП;

     - отношением долга к экспорту товаров и услуг.

     К первой группе относят страны, у  которых первый показатель выше 80% или второй показатель превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Однако в зависимости от сроков платежей страны с одинаковым бременем внешней задолженности в определенные периоды будут выплачивать различные суммы своим кредиторам.

     Для характеристики текущего состояния  внешней задолженности используются следующие показатели:

     - отношение платежей по погашению долга к ВВП;

     - отношение платежей по погашению долга к экспорту.

     Норма обслуживания долга считается наиболее важным показателем для анализа состояния платежеспособности. Пороговым считается ее значение, равное 20-25% (вместе с тем ряду стран удавалось направлять на погашение долга более 40% суммы экспорта товаров и услуг, а другие не выдерживали норму обслуживания долга ниже 10%). [27] Особо выделяются процентные платежи. Размер их соотносится с ВВП и экспортом. Они дают представление о том, из каких кредитов (дорогих или дешевых) сформирована внешняя задолженность. Процентные платежи могут сильно колебаться, если привлечено много кредитов с плавающей ставкой. Кроме того, при урегулировании внешней задолженности обычно отодвигаются сроки погашения по основному долгу, а выплата процентов не прекращается. Как дорого обходятся стране внешние кредиты, показывает также отношение льготных кредитов к внешнему долгу.

     Взрывоопасной может быть ситуация, когда страной  накоплен большой краткосрочный  долг. В связи с этим рассчитывается отношение краткосрочного долга  к внешнему долгу. Если краткосрочный  долг высок, то необходимо иметь соответствующие централизованные золотовалютные резервы. Отношение их к импорту товаров и услуг отражает состояние ликвидности. Считается, что для развивающихся стран необходимы резервы, эквивалентные 3-месячному объему импорта. В условиях валютно-финансового кризиса такие резервы оказываются недостаточны. Смысл показателя, отражающего отношение многосторонних официальных кредитов к долгу, заключается в том, что эти кредиты должны погашаться в соответствии с графиком и урегулированию не подлежат.

     В тех случаях, когда основная сумма внешней задолженности относится к суверенному долгу, большое значение приобретает величина отношения платежей по погашению долга к бюджетным расходам.

     Приведенные показатели позволяют оценить состояние  платежеспособности страны. Однако явным  признаком долгового кризиса  является серьезное нарушение графика  платежей, влекущее за собой реструктуризацию долга.

 

      2 Проявление проблем внешней задолженности в разных типах стран и пути их решения 
 

     В случае внешнего государственного долга  кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные  юридические лица, международные  финансовые институты (МВФ, связанный  с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Эти кредиты  получены на основе заключения прямых кредитных договоров, также формирование кредитных ресурсов произошло за счёт размещения государственных ценных бумаг на еврорынках.

     Экономические последствия государственного долга  можно свести к следующим моментам:

     - необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объёме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

     - долг приводит, в определённой мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

     - увеличение налогов для оплаты растущего внешнего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности. [12, c.82]

     Непосредственным  результатом роста государственного долга является организация системы  управления этим долгом.

     Признаком наступления кризиса внешней  задолженности обычно служит нарушение  графика погашения кредитов, заимствованных страной через государственные  каналы.

     Появлению кризиса внешней задолженности  обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические.

     Структурные факторы связаны с глубинными тенденциями развития экономики  страны-заемщика, такими как:

     - общий спад производства или отрицательный внешний шок;

     - трудности в урегулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли;

     - снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях;

     - бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации;

     - утрата доверия к стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования. [14]

     Специфические факторы чаше всего связаны с  депрессивными структурными, финансовыми  и/или циклическими кризисами.

     В нормальных условиях внешний долг обслуживается  за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Если это невозможно, то внешний долг погашается путем  новых заимствований за рубежом, а увеличение внешних заимствований  ведет к росту процентных ставок по кредитам и увеличению расходов на обслуживание долга.

     Поэтому страны с высоким уровнем задолженности  обращаются к стабилизационной программе  МВФ, которая предполагает:

     - отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;

     - снижение обменного курса местной валюты;

     - проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем сокращения расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок заработной платы, поощрение свободы рынков;

     - открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций. [20, c.138]

     Урегулированием долга официальным кредиторам на многосторонней основе (с участием всех или почти всех стран-кредиторов) занимается Парижский клуб.

     По  стандартной схеме сроки платежей по основному долгу переносятся на 10-15 лет с предоставлением льготного периода 3-7 лет. Реструктуризации при стандартном варианте подлежат только платежи за 1 год (политика «короткого поводка»). При нестандартном (глобальном) варианте реструктурируется весь долг или его большая часть. Платежи по основной сумме долга могут отодвигаться на более длительные сроки (до 25 лет).

     Урегулирование  долга банкам входит в компетенцию  Лондонского клуба. Наиболее распространенный вариант - перевод долга, зафиксированного на счетах, в долг в форме облигаций.

     Используются 2 основных вида облигаций: дисконтные и паритетные. Широкое распространение получил дисконтный вид, когда при реструктуризации долга сокращается, но сохраняется плавающая процентная ставка (ЛИБОР). При паритетных облигациях долг не дисконтируется, но устанавливается фиксированный процент. Облигации выпускаются на срок до 30 лет.

     Для стран с относительно низким уровнем развития предусмотрен выкуп долга со значительной скидкой. При этом предоставляется помощь из ряда страховых и международных фондов. Таким образом, в результате процедуры перевода долга со счетов в ценные бумаги и путем его выкупа осуществляется частичное списание долга банкам.

     Основные правила списания долга официальным кредиторам со стороны стран с низким уровнем развития устанавливались на встречах в верхах 7 ведущих стран («большой семерки»).

       «Планка» эта постоянно поднималась,  и с 1996 рекомендуется списывать  странам с низким уровнем развития  до 80% суммы долга. Погашение оставшейся  части долга, если она относится  к категории официальной помощи  развитию продлевается на срок  до 40 лет с льготным периодом до 16 лет. [14] Списание официального долга странам, не относящимся к наименее развитым, применяется редко.

     Существует  также практика конверсии долга в акции предприятий страны-должника. Однако она не получила широкого распространения и проводилась главным образом параллельно с приватизацией. Механизм этой операции выглядит так:

     Инвестор  на вторичном рынке покупает со скидкой  долговое обязательство, продает его  центральному банку за местную валюту и на вырученные средства покупает интересующие его акции.

     Государство вправе уточнять первоначальные условия  займа. Под реструктуризацией государственного долга понимают изменение сроков погашения основной суммы кредитов и перенос сроков выплаты процентов  или уменьшение их величины. Изменения  условий, касающихся доходности, называется конверсией, а изменения, относящиеся к срокам, называются консолидацией государственного долга.

Информация о работе Проблемы внешней задолженности стран и пути их решения