Проблемы внешней задолженности стран и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Внешняя задолженность или внешний долг - сумма финансовых обязательств государства по иностранными займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 5
1 Критерии и методы оценки внешней задолженности стран …………….. 6
2 Проявление проблем внешней задолженности в разных типах стран и пути их решения……..……………………………...………………………….. 11
3 Проблемы внешней задолженности в Республике Беларусь и пути их решения…………………………………………...…………………………….. 219
Заключение……………………………………………………………………... 23
Список использованных источников…………………………………………. 24

Работа содержит 1 файл

[meokurs].docx

— 80.59 Кб (Скачать)

     Трудности с выплатой внешней задолженности  испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся  страны). (График2.1) Однако проблема погашения старых долгов в существенной мере решается ими с помощью получения новых кредитов. Технический кредит - это кредит, берущийся на выплату процентов для того, чтобы избежать штрафных санкций по предыдущей задолженности.

     

     График 2.1. Соотношение размера внешнего долга по регионам за 2009 г.

     Источник: собственная разработка на основе [28]

     Источники своевременного погашения долга:

     - Государственный бюджет 

     - Продажа части экспортной выручки

     Согласно  статистике МВФ, из 150 стран - членов этой организации более чем в 90 существуют разного рода требования по продаже  экспортной выручки. Среди крупных  стран -это Китай, Индия, Бразилия, а среди стран, переживающих переходный период, - Турция, Чили, Венгрия, Малайзия, Пакистан, Ирак и некоторые другие. Среди них только Китай предъявляет требования к экспортёрам о стопроцентной продаже валютной выручки.

     Парижский клуб

     К первой группе кредитов относятся иностранные кредиты, предоставленные иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованные правительственными страховыми организациями. Парижский клуб объединяет около двух десятков крупнейших мировых кредиторов.

     В рамках Парижского клуба страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, даже само название «Парижский Клуб» не совсем точное, хотя это неформальная организация, а не официальная международная организация. У него нет своей штаб-квартиры, нет устава, другими словами этот Клуб не имеет юридического статуса. [14]

     При этом, что странно, Парижский Клуб не очень широко известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности. Кредиторы стараются не распространяться об информации, касающейся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. При этом, решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником.

     Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования Парижский клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два основных принципа:

     - проведение внутренних реформ;

     - проведение структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения долгов.

     Клуб  был образован в 1956 году. Причем, как только он был организован, то почти сразу же произошли и  первые переговоры с официальными кредиторами  в Париже, которые инициировало Правительство  Аргентины, с целью выработки  взаимоприемлемой основы для пересмотра графиков платежей по гарантированным  государством экспортным кредитам. В  следующие полтора десятилетия с просьбой о пересмотре графиков платежей обращались Бразилия, Чили и Турция.

     Однако  наибольшая активность в деятельности Парижского Клуба приходится все-таки на последние двадцать лет нашего столетия, когда около ста стран  заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на общую  сумму 350 млрд. долл.

     Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под  председательством высокопоставленного  чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как  постоянно действующий орган, а  для решения конкретных проблем  погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые  из принципов периодически пересматриваются.

     Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать  любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться  пересмотр условий погашения. При  этом, поскольку большую часть  кредитов и займов развивающиеся  государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной  Европы получают от членов Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти  всегда участвуют в переговорах.

     Среди других традиционных участников переговоров  в Парижском Клубе следует  назвать Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию  ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

     Кроме того, кредиторы придают большое  значение принципу равенства или  равномерного распределения бремени  невыплаченных задолженностей. Они  хотят быть уверенными в том, что  полученные от них льготы в отношении  условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами.

     При этом в рамках Парижского Клуба уже  выработан базовый перечень условий  реструктуризации долга. Они получили название тех городов, в которых  вырабатывались. Во-первых, это Торонтские условия, которые могут применяться лишь в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития. [20, c.167]

     Торонтские условия.

     В рамках этих условий было разработано три базовых варианта льготных режимов.

     1. Уменьшение суммы долга:

     - списать треть долга;

     - в отношении остальной части пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;

     - срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного периода.

     2. Долгосрочные долги:

     - проценты начисляются по рыночным ставкам;

     - срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет.

     3. Уменьшение платежей по обслуживанию  долга:

     - предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);

     - срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет.

     Хьюстонские условия.

     До 1990 года беднейшие из стран со средним  уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных  условиях, то есть по ним уже никаких  льгот не предусматривалось. В эту  группу были отнесены страны с годовым  доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран  предназначены Хьюстонские условия.

     В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят в следующем:

     - срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок - 8 лет;

     - срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - 10 лет;

     - было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия  развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидается больше, чем названные 10%).

     Были  разработаны и соответствующие  критерии о пересмотре долга:

     - годовой доход не должен превышать установленный Всемирным банком потолок 1235 долл. США;

     - соотношение суммы кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять не менее 1,5;

     - установленные показатели масштаба задолженности: сумма долга не менее 50% ВВП, отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

     Тринидадские и Лондонские условия.

     Вместо  списания 2/3 долга, как то предусматривали  Тринидадские соглашения, было разработано четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости подлежащих консолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам. Эти условия получили название Лондонских или усиленных Торонтских и состоят в следующем:

     - аннулирование 50% долга и реструктурирование оставшейся суммы долга на 23 года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам;

     - реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода;

     - реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним сроком льготного периода;

     - реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке официального содействия развитию, на 30 лет с 2-леним льготным периодом.

     В то же время продолжают действовать  стандартные (классические) условия  реорганизации внешнего долга для  стран со средним уровнем дохода на душу населения. При этом Лионские условия предполагают:

     - реструктуризацию 100% долга на условиях: срок погашения 10 лет с 5-летним  льготным периодов по рыночным  процентным ставкам.

     Лондонский  клуб

     Во  вторую группу попадают межбанковские  кредиты, предоставленные какому-либо банку от объединения коммерческих банков в рамках Лондонского Клуба. При этом в отличие от Парижского Клуба Лондонский Клуб занимается вопросами  задолженности перед частными коммерческими  банками, кредиты которых не находятся  под защитой гарантий или страхования.

     Лондонский  Клуб кредиторов представляет собой неофициальную организацию зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров с Лондонским Клубом являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году, когда обсуждались «проблемы Заира», то есть те трудности, которые возникли у этой страны с платежами по внешней задолжености.

     Деятельность  Лондонского клуба постепенно все  набирала масштабы. Так, к середине 80-х годов было заключено уже  около 50 Соглашений о пересмотре условий  погашения задолженности с достаточно широким кругом развивающихся стран.

     Меморандум 1982 года о долге Мексики оказался этапным событием в практике ведения  переговоров о погашении задолженности. Вскоре после этого многие страны должники обратились в Лондонский клуб с просьбой о пересмотре сроков погашения  своих коммерческих обязательств. В  результате, только за 2 года было заключено 47 соглашений на 130 млрд. долл США.

     В конце 1985 года начала применять новая  стратегия урегулирования долга  стран со средним доходом (План Бейкера), который предполагал проведение анализа программы финансового  выравнивания страны-должника, в результате чего возрос объем банковских кредитов в поддержку программной деятельности.

     Реструктуризация  долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник  объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга  и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы  формируют Банковский консультативный  комитет. Стороны созывают совещание  по изучению положения. Затем они  согласовывают основные условия  и, наконец, документально оформляют  соглашения о пересмотре долга.

     Таким образом, наиболее распространенным способ облегчения проблемы внешней задолженности  является ее реструктуризация.

 

      3 Проблемы внешней задолженности в Республике Беларусь и пути их решения 
 

     Можно утверждать, что до начала 2007 г.[4, 5, 6] Беларусь не сталкивалась с проблемой внешнего долга (График 3.1). Экономический рост происходил за счет внутренних ресурсов, значительный объем которых был обусловлен заниженными ценами на энергетические товары, импортируемые из России. Начало же перехода же на рыночные цены на газ и нефть привело к резкому снижению средств на инвестиции и значительно увеличило роль внешних источников финансирования, в первую очередь прямых иностранных инвестиций и внешних займов. Еще одним, возможно более значительным, результатом выросших цен на энергоресурсы стало ухудшение сальдо текущего счета платежного баланса. Возросшее отрицательное сальдо торгового баланса стало оказывать давление на курс белорусского рубля. В этой связи, внешний долг и др. внешнее финансирование выступило средством, позволившим выравнять платежный баланс и тем самым сохранить стабильным курс национальной валюты.

Информация о работе Проблемы внешней задолженности стран и пути их решения