Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты дипломатии как средства укрепления международного сотрудничества;
изучить теорию переговоров как основной формы взаимодействия государств на международной арене;
Объектом исследования являются международные отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ДИПЛОМАТИЯ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 5
1.1 Понятие дипломатии и ее роль в мировой политике 5
1.2 Виды дипломатии 11
1.3 Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений 15

2 ПЕРЕГОВОРЫ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 19
2.1 Ведущая роль переговоров в процессе налаживания сотрудничества 19
2.2 Международно-правовые основы переговоров 22
2.3 Формы дипломатических переговоров 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Роль дипломатии и переговоров в развитии сотрудничества.docx

— 87.69 Кб (Скачать)

для страны «А»  цена экономических санкций против страны «Б» ниже, чем блага, полученные от компромисса с этой страной.

Главная причина  неудачи экономических санкций  состоит в доступности альтернативных покупателей или продавцов товаров  наказываемой страны или стран, включая  использование «черного рынка».

Психологические средства обеспечения торга.  Здесь мы возвращаемся к определению международного торга как искусства. В литературе описывается ряд психологических правил, следование которым обеспечивает успех в торге. Вот некоторые из этих правил.

Не ведите позиционный  торг, т.е. торг по поводу сформулированных позиций, а не основополагающих интересов. Тот факт, что позиционный торг сильно мешает в переговорах, был  хорошо проиллюстрирован провалом переговоров  о всеобъемлющем запрете на ядерные  испытания при президенте Кеннеди. Тогда возник решающий вопрос: какое  число решающих инспекций на местах должнобыть разрешено Советскому Союзу и Соединенным Штатам на территории друг друга при расследовании случаев подозрительной сейсмической активности? Советский Союз в конце концов согласился на проведение трех проверок. Соединенные Штаты настаивали на проведении не менее десяти. И здесь переговоры были прерваны – из-за позиций, - несмотря на тот факт, что никто не понимал, будет ли «инспекция» представлять собой проверку одним лицом в течение дня или сотней людей, разбирающихся в проблеме в течение месяца. Стороны предприняли минимум усилий для определения процедуры проверки, которая могла бы совместить интерес Соединенных Штатов относительно проверки со стремлением обеих сторон к минимальному вторжению в дела друг друга.

Еще более убедительным является классический (в данном случае абстрактный, но многократно подтверждаемый практикой) пример, связанный с делением апельсина между двумя сестрами. Обе претендовали на целый апельсин, не соглашаясь довольствоваться половиной.  Посредник в споре попытался  выяснить причины упорства каждой из сестер. Выяснилось, что одна из них  хочет приготовить пирог и для цукатов ей необходим целый апельсин. Другая хотела получить свежий апельсиновый сок, для которого также требовался целый фрукт. В итоге спор был разрешен: одна сестра получила всю кожуру от апельсина, другая – всю его мякоть.

Другое правило  успешной дипломатии состоит в том, чтобы угрозы и обещания выгод, обозначенные в процессе переговоров, выглядели  убедительно. По словам Г.Киссинджера, «блеф, поданный в серьезной форме, более действенен, чем серьезная  угроза (или  обещание), воспринимаемая как блеф». Для тех, кто считает, что сутью дипломатических переговоров  является обман, главной «добродетелью» хорошего дипломата является способность  уверенно говорить неправду. Действительно, дипломата часто определяют как  «честного человека, посланного за границу, чтобы лгать в интересах  своей страны». Этому требованию блестяще отвечал советский дипломат сталинских времен А.Вышинский,о котором один польский государственный деятель говорил в 1940-х гг.: «В определенном смысле Вышинский был совершенным дипломатом. Он был способен говорить очевидную неправду вам в лицо; вы знали, что это ложь и он знал, что вы знаете, что это ложь, но он твердо стоял на своем. Ни один другой дипломат не был способен делать это с такой легкостью».  Однако, если иметь в виду фактор надежности как необходимое условие доверия к дипломату, то ему необходимо качество, которое Г.Никольсон ставит на первое месте среди пяти качеств идеального дипломата. Это – правдивость.

Впрочем, в дипломатии многое относительно.  Большое значение имеет характер дипломатической  ситуации. В случае обещания поощрений  убедительность дипломата возрастает, если он имеет репутацию надежного  и последовательного в поступках  политического деятеля. В случае угроз, наоборот, он более убедителен, если у него репутация непредсказуемого политика.

Еще одно правило  общения в процессе торга –  учет стиля переговоров, свойственной другой стороне. В случае недоучета  этого обстоятельства, то, что говорит  один, другой может просто не так  понять. Р.Фишер и У.Юри приводят такой пример. На дари слово «компромисс» не обладает тем позитивным значением, которое оно имеет в английском языке, но имеет лишь отрицательный смысл, типа «ее добродетель скомпрометирована»  или «наше единство было скомпрометировано».

В работах многих аналитиков международного торга приводятся «правила хорошей дипломатии». Попробуем  их суммировать.

Определите степень  заинтересованности другой стороны  в переговорах. Даже если вы сели за стол переговоров, это может быть только способом сбора информации о  сопернике. В таком случае полезно  просто обменяться информацией о  ситуации.

Не пренебрегайте  процедурной символикой, на которой  настаивает другая сторона. Символика  – важная функция дипломатии.

Покажите, что  сочувствуете другой стороне и с  пониманием относитесь к ее позиции. Это психологически расположит к  вам другую сторону. Знаменитый французский  дипломат Талейран говорил, что в  течение каждого часа переговоров  на десять минут ставьте себя в  положение вашего визави.

Выдвигайте конкретные с точки зрения другой стороны  предложения.  Это повышает убедительность ваших угроз или обещаний. По словам Р.Фишера, выдвигайте такие предложения, на которые достаточно ответить «да».

Если всеобъемлющее  решение проблемы невозможно, разделите  ее на части, по которым можно вести  переговоры. Так, Г.Киссинджер, увидев, что всеобъемлющее решение ближневосточной ситуации невозможно, прибег к «тактике салями», т.е. начал вести переговоры с отдельными арабскими странами, начав с Египта.

Не унижайте другую сторону, следуйте правилу «сохранения  лица». Сделайте принятие ваших условий  для другой стороны как можно  менее болезненным. В противном  случае только по причине собственного унижения даже разумные предложения  будут отвергаться. Покажите, что  вы уважаете соперника.

Говоря о разновидностях публичной дипломатии, следует отметить, что данная классификация еще  далеко не завершена. В настоящее  время можно выделить такие виды общественной дипломатии, как культурная, научная, спортивная и другие, которые  также можно было бы применить  в Афганистане, наряду с "дипломатией  старейшин".

Культура и  внешняя политика очень тесно  переплетены. Данное положение проявляется и в том, что многие деятели культуры используют свои таланты в дипломатии, а дипломаты – в культуре. Так, послом Киргизии во многих странах (в последнее время – во Франции и ряде других стран по совместительству) был писатель с мировым именем Чингиз Айтматов. Чрезвычайным и Полномочным послом Азербайджана в России является известный певец Полад Бюльбюль оглы. В свою очередь, министром культуры России в настоящее время является известный российский дипломат А.А.Авдеев. В этой связи можно приятно и правильно отметить назначением министра информации и культуры Афганистана Саида Махдума Рахина послом в Индии. Конечно, это способствует сближению двух стран, и этим он успешно реализует внешнюю политику Афганского государства.

Примером использования  научной дипломатии в разрешении конфликтов может служить развиваемая  в США концепция использования  т.н. "групп по гуманитарному изучению местности" в районах, где американские войска ведут боевые действия. Использование  таких групп, состоящих из ученых гуманитарных специальностей, в Афганистане  позволило увеличить количество районов, поддерживающих афганское  правительство, с 15 до 83. При этом значительно  снизилось количество жертв среди местного населения, а войска даже сократили количество боевых операций. Поэтому Пентагон разработал инициативу "Минерва", в соответствии с которой ученые в области социологии, психологии, демографии и пр. будут активнее привлекаться в роли экспертов по проблемам противодействия терроризму в Афганистане, Ираке и подобных зонах. В 2008 г. Пентагон выделил 150 млн. долл. на научные исследования в этих целях, предполагалось увеличить количество указанных групп до 28. Новая стратегия президента Обамы включает активное использование и расширение концепции "гуманитарных групп", в том числе в приграничных городах и местностях Афганистана и Пакистана.

Поскольку в  Афганистане ученые традиционно  пользуются большим авторитетом, то целесообразно было бы, чтобы государство  активно привлекало научных работников и исследователей, преподавателей и  профессоров для решения текущих  проблем во внутренней и внешней  политике.

Что касается возможностей спортивной дипломатии в урегулировании конфликтов, то необходимо отметить, что  в августе 2008 г. на Олимпийских играх  в Пекине золотую медаль по теквандо завоевал спортсмен из Афганистана Никпа Мохаммад. После возращения он стал народным героем Афганистана, был тепло принят президентом Хамидом Карзаем. Его популярность можно было бы использовать в настоящее время в рамках народной дипломатии.

Накопленный в  ООН опыт свидетельствует о том, что спорт помогает в миростроительстве и устранении последствий конфликтов. Сам по себе спорт увлекает, он позволяет вытащить боевиков, особенно малолетних, из мира сплошной стрельбы и убийств. Спорт, с одной стороны, развивает личную ответственность, а с другой, приучает к коллективным усилиям, что очень важно в плане социального воспитания. Кроме того, участие в соревнованиях приучает к подчинению установленным правилам, обязательным для исполнения всеми.

В августе 2006 г. миротворцы ООН и МОК провели "Игры мира" в Киншасе. Аналогичные  мероприятия намечено провести в  Либерии и Кот-д’Ивуаре. Спорт используется и в рамках других организаций системы ООН К сожалению, Афганистану в этом отношении пока уделяется меньше внимания (Хотя в тех зонах, где талибы не пользуются большим влиянием, имеются большие перспективы использования спорта для миростроительства, чему могло бы содействовать афганское государство при взаимодействии с ООН).

В завершение хотелось бы отметить, что в международной  практике имеются и другие виды публичной  дипломатии, например, церковная и  религиозная дипломатия. В Афганистане возможно было бы более широко использовать авторитет мулл и священнослужителей, например, их традиционные выступления в мечетях после молитвы, в святых местах, в хусейниях и такияханах (святые места шиитов). Помимо священнослужителей, в этих местах могли бы выступать и представители власти (по примеру Ирана и арабского мира). Однако данную возможность активно используют представители "Аль-Каиды", "Талибана" и Исламской партии Афганистана (ИПА) под руководством Хекматияра, в частности, в разных пограничных городах и местностях Пакистана, Пуштунистана и Афганистана. (Видео-записи этих выступлений можно часто увидеть на сайте Youtube, на которых видно, что они окружены многочисленными слушателями). Так они привлекают на свою сторону умы и сердца населения. Это также является примером эффективного использования мощного потенциала общественной дипломатии, но, к сожалению, в деструктивных целях.

Таким образом, возможности общественной дипломатии в урегулировании афганского кризиса  весьма значительны. Необходима целенаправленная работа для реализации этих возможностей. Однако во многих странах мнения ученых и специалистов еще пока недостаточно учитываются при формулировке и  осуществлении задач внешней (и  внутренней) политики. К сожалению, афганское государство не является исключением. Это касается не только привлечения ученых, но и других вышеназванных разновидностей общественной дипломатии.

 

 

1.2 Виды  дипломатии

 

Дипломатия - это официальная деятельность руководителей государства и других специальных органов внешних сношений по представительству государства во внешних сношениях, по осуществлению мирными средствами целей и задач его внешней политики, по защите его прав и интересов за границей. Помимо дипломатии, другими средствами внешней политики являются: военная сила, внешние экономические связи, культурные связи (научные, в сфере образования, искусства и т. п.), специальные (активные мероприятия спецслужб, подкуп, шантаж и т. п.).

В ХХ веке происходят серьезные изменения в дипломатической  практике, актуальные и в наше время. Выделим пять основных направлений.

Открытая (демократическая) дипломатия, тайная дипломатия. Это, пожалуй, одно из самых значимых изменений в дипломатической деятельности. До Первой мировой войны даже в странах с глубокими парламентскими традициями контроль над внешней политикой не принадлежал народу. Условия франко-российского союза (1891- 1893 гг.) стали известны только благодаря опубликованию их советским правительством в 1918 г., несмотря на то, что в соответствие с ними эти страны должны были вступить в войну в случае агрессии против своего союзника. Аналогичный характер носил Тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и Италией 1879 г. Россия, связанная союзническими договорами, вынуждена была вступить в Первую мировую войну, будучи совершенно не готовой к ней. Итог – поражение в войне, оказавшее немалое влияние на  весь ход российской истории в ХХ в. В более поздней новейшей истории подобным секретным документом был, например,  протолок к советско-германскому договору о ненападении 1939 г., известный как Пакт Рибентропа-Молотова, рассекреченный в связи с демократическими изменениями в СССР в конце 1980-х гг. Сутью тайной дипломатии было то, что народ оказывался перед фактом войны или других серьезных событий в области внешнеполитических взаимоотношений своей страны, не подозревая об этом и не будучи к ним готовым. В отношениях между государствами преобладали недоверие и подозрительность.

Шаги, предпринятые после Первой мировой войны для  демократизации внешнеполитической деятельности государств, состояли в следующем: во-первых, в соответствии со Статутом  (Уставом) Лиги Наций все договоры между ее членами должны были регистрироваться в ее секретариате. Сходное положение содержится и в Уставе ООН (статья 102).  Во-вторых, была установлена практика ратификации наиболее важных внешнеполитических документов в парламенте стран. По мнению Г.Никольсона, по началу только в США это не было пустой формальностью. Беспрецедентным случаем стал отказ американского сената ратифицировать подписанный президентом В.Вильсоном договор о создании Лиги Наций, инициатором которого он сам и являлся, в результате чего США на многие годы продлили свою политику международного изоляционизма. В настоящее время практика ратификации важных международных договоренностей в парламентах или путем всенародных референдумов стала устоявшейся традицией в демократических странах.  В результате внутриполитические силы играют все большую роль в процессе принятия внешнеполитических решений. По образному выражению одного из дипломатов современности, результатом двусторонних переговоров является три договоренности – одно между сторонами и по одному с каждой стороны стола переговоров, т.е. с внутренними силами.

Информация о работе Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества