Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты дипломатии как средства укрепления международного сотрудничества;
изучить теорию переговоров как основной формы взаимодействия государств на международной арене;
Объектом исследования являются международные отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ДИПЛОМАТИЯ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 5
1.1 Понятие дипломатии и ее роль в мировой политике 5
1.2 Виды дипломатии 11
1.3 Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений 15

2 ПЕРЕГОВОРЫ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 19
2.1 Ведущая роль переговоров в процессе налаживания сотрудничества 19
2.2 Международно-правовые основы переговоров 22
2.3 Формы дипломатических переговоров 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Роль дипломатии и переговоров в развитии сотрудничества.docx

— 87.69 Кб (Скачать)

Идеи диалога, диалогичности  общения, разработанные в свое время  отечественным литературоведом  М. М. Бахтиным, в конце XX столетия стали  развиваться применительно к  дипломатии. Дипломатический диалог предполагает, в первую очередь, признание  того факта, что у другой стороны  есть собственные интересы и цели. Признание этого является не только естественным и закономерным, но и продуктивным моментом в плане развития международных отношений. Поэтому главным в коммуникативно-информационной функции оказывается не директивное навязывание собственной точки зрения, а поиск взаимоприемлемого решения через диалог.

Следующая особенность развития мира, кардинальным образом повлиявшая на дипломатию, состоит в демократизации Международных отношений и активном выходе на мировую арену негосударственных  участников. Деятельность на «втором  направлении дипломатии» ориентирована  главным образом на урегулирование конфликтных ситуаций. Один из активных представителей «второго направления  дипломатии» американский автор  Дж. Монтвиль определил его как «неофициальное, неформальное взаимодействие между членами враждебных друг другу общностей или наций, целью которого является разработка стратегий, оказание влияния на общественное мнение, а также организация человеческих и материальных ресурсов, которые могли бы способствовать разрешению конфликта». Он же, основываясь на работах своих предшественников, сформулировал и задачи данного направления, а именно:

- формирование рабочих  отношений между представителями  враждующих сторон на личном  уровне;

- повышение адекватности  восприятия; формирование представлений  о конфликте с точки зрения  противоположной стороны,

- разработка стратегий  урегулирования конфликта, но  в ограниченном объеме, только  как возможных вариантов решений

Дж. Монтвиль выделил также три основные взаимосвязанные сферы деятельности в рамках «второго направления дипломатии»: первая сфера ориентирована на проведение неофициальных встреч (workshops) между представителями конфликтующих сторон; вторая - на оказание влияния на общественное мнение, с тем чтобы на уровне общественного сознания изменить образы конфликтующих сторон; третья - на совместное экономическое развитие.

Представители «второго направления  дипломатии» подчеркивают, что в  отличие от официальной дипломатии здесь исключаются принудительные и директивные меры, в том числе  санкции или иные средства оказания давления. Главная задача – создать  благоприятные условия для улучшения  взаимопонимания между сторонами  и нахождения ими самими решения  в той или иной ситуации.

Наряду с новыми функциями  у дипломатии остаются ее классические функции и формы деятельности. Одна из главных классических задач  или функций - обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического  курса. Эта задача претворяется дипломатией  в жизнь с момента образования  национальных государств.

 

2 ПЕРЕГОВОРЫ  КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ГОСУДАРСТВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ  АРЕНЕ

 

2.1 Ведущая  роль переговоров в процессе  налаживания сотрудничества

 

Переговоры - один из самых  древних институтов, появившийся  одновременно с международными отношениями. Поддержание последних невозможно без переговоров. Переговоры - один из важнейших инструментов дипломатии. Дипломатия в значительной мере представляет собой процесс общения между представителями государств, преследующий цели обмена информацией, достижения взаимопонимания, устранения или сглаживания расхождений и достижения согласия по обсуждаемым вопросам.

Значение переговоров  как инструмента дипломатии издавна  отмечается государственными деятелями, дипломатами. О переговорах немало говорили древние философы, а затем  и "отцы международного права". Специальные  работы в этой области появились  в XVIII в..

Характерной чертой современной  внешней политики государства является рост значения в ее осуществлении  дипломатических переговоров. Этот момент находит отражение во многих международных актах. Дипломаты  и ученые говорят о необходимости  создания теории переговоров. Однако пока в этом направлении сделано мало. Неудовлетворительно состояние  дел с изучением переговоров  в нашей стране. Соответствующие  разделы в учебниках по международному праву и дипломатии либо вообще отсутствуют, либо ограничиваются общими положениями.

Цель дипломатических  переговоров - достижение согласия по возникающим в международных  отношениях вопросам. Результаты переговоров  воплощаются в различных формах официальных актов, которые весьма многообразны и обладают различным  статусом, разной обязательной силой. Но при этом сущность их одна - соглашение сторон. Для понимания содержания достигнутых соглашений знание процесса их подготовки имеет существенное значение.

Переговоры - это процесс  достижения соглашения на взаимно приемлемой основе. Такое понимание переговоров  является общепринятым в дипломатической  практике.

Нельзя в этой связи  не отметить, что в период холодной войны был сделан особый вклад  в развитие института переговоров. Именно в тех чрезвычайных условиях значение и возможности переговоров  были продемонстрированы особенно убедительно. В условиях кардинальных политических противоречий переговоры привели к  достижению целого комплекса сложнейших соглашений между государствами  с различными идеологиями, традициями, не говоря уже о правовых системах.

Некоторые специалисты считают  переговоры и выработку текста договора наиболее ответственной стадией  договорного процесса. Нет сомнения в том, что характер переговоров  и содержание согласованного в ходе их текста имеет первостепенное значение. Тем не менее главная роль в "договорном процессе" принадлежит стадии осуществления договора.

Усложнение международных  отношений и подлежащих решению  вопросов определяет и усложнение переговоров. Этот момент подчеркивается их участниками. О его значении может свидетельствовать, например, тот факт, что на нем  остановился М.С. Горбачев, выступая на сессии Верховного Совета СССР. О  переговорах с Японией он сказал: "Переговоры, повторяю, были трудными. Спор шел часами. В качестве иллюстрации  приведу примеры. В одном случае наши японские партнеры просили заменить глагол на существительное. На это ушел не один раунд. Потом полтора часа мы говорили по поводу одного слова, пока не пришли к согласию. Это очень серьезно, это - итог дискуссий, но ведь за ним стоят десятилетия наших отношений".

Чем сложнее решаемые вопросы, чем более важно соглашение, тем  больше усилий требуется. Примером могут  служить советско-американские переговоры, результатом которых стал Договор  о сокращении стратегических наступательных вооружений 1991 г. Договор явился результатом  многолетних усилий большого числа  государственных деятелей, дипломатов, военных, ученых. Помимо решения конкретных вопросов им пришлось преодолевать устаревшие представления друг о друге, достигать  доверия. Результаты воплотились в  сложнейшем военно-политическом и правовом акте, посвященном одной из коренных проблем безопасности, изложенном на 700 страницах.

Сложность процесса разработки договоров отмечается ведомствами  иностранных дел. Представляет в  этом плане интерес положение, содержавшееся  в обзоре МИД СССР о внешнеполитической и дипломатической деятельности (1989-1990 гг.): "Разработка договоров  и соглашений: представляет собой  сложный процесс определения  своей позиции, оценки позиции партнера, поиски баланса интересов участников, преодоление разногласий и согласования подготовки взаимоприемлемых формулировок статей договорного текста. Это процесс, требующий высокого профессионализма и опыта".

Таким образом, сегодня переговоры - это многоплановый процесс, требующий  значительных усилий и времени, опыта  и знаний, привлечения широкого круга  специалистов. Существенно значение и личных качеств участников, человеческого  фактора. Этот момент постоянно отмечается государственными деятелями.

Отмеченные обстоятельства обусловили необходимость создания теории международных, дипломатических  переговоров, отвечающей духу времени. На это неоднократно указывали как  ученые, так и дипломаты. В июне 1988 г. в МИД СССР состоялась научно-практическая конференция. Ее участники говорили о необходимости разработки теории и практики института дипломатических  переговоров.

Несмотря на все это, в  целом отечественная наука не уделяла переговорам должного внимания. Наибольший вклад в их изучение внесли, пожалуй, юристы-международники. Особого  внимания заслуживает труд Д.Б. Левина "Дипломатия, ее сущность, методы и формы" (М., 1962). В книге проанализированы понятие дипломатии, ее место во внешней политике, ее история, понимание как науки и искусства, а также роль дипломатии в функционировании международного права.

Значительное внимание переговорам  уделила мировая литература. Юристы стали уделять переговорам внимание еще в начале ХХ в.*(922)Позже появились, правда, немногочисленные, работы юристов-практиков, в которых освещалась деятельность правовых департаментов в сфере подготовки договоров.

Исследуются нормативные  аспекты переговоров и в наше время. При этом значительное внимание уделяется новым моментам в этом процессе, особенно тем, что связаны с многосторонними переговорами, значение которых серьезно возросло*(924). Особый интерес представляют работы юристов-практиков. В качестве примера можно назвать статью заместителя госсекретаря США Ф. Колера под знаменательным названием "Переговоры как эффективный инструмент американской внешней политики". В статье анализировались вопросы советско-американских переговоров и соглашений с позиций госдепартамента США*(925).

Заслуживает внимания фундаментальная  работа индийского дипломата А. Лалла "Современные международные переговоры". В книге описываются процесс и тактика переговоров, особое внимание уделено учету народных интересов; на конкретных примерах показано, в какой мере успех или провал переговоров зависят от квалификации участников*(926).

Отечественная наука рассматривает  переговоры прежде всего как средство мирного урегулирования споров и в этом плане высоко оценивает их роль в обеспечении международной безопасности*(927). Аналогичны подходы и многих зарубежных авторов*(928). В этой связи замечу, что значение переговоров гораздо шире. Они являются также средством предотвращения споров и решения множества вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях.

В нашем случае особый интерес  представляет литература, рассматривающая  переговоры как средство разработки международных договоров*(929). В последние  десятилетия растущее внимание уделяется  подготовке многосторонних конвенций, а также неправовых политических актов*(930). Представляет в этом плане интерес доклад "Выработка общих многосторонних конвенций и недоговорных актов, обладающих нормативной функцией или целью", подготовленный известным польским юристом К. Скубишевским, а также материалы его обсуждения в Институте международного права*(931).

В результате проведенного исследования сущность переговоров  нашего времени была сформулирована А.А. Кокошиным, В.А. Кременюком и В.М. Сергеевым следующим образом: "...Основой переговорного процесса должен стать поиск оптимального решения сформулированной в повестке дня проблемы, а не сложный и дорогостоящий (в смысле времени) процесс "торга", обмена уступками или формирования компромисса, который часто вел к несбалансированным соглашениям, не выдерживавшим испытания временем"*(932). С этим трудно не согласиться.

Все сказанное говорит  о значении и сложности переговоров, а также о том, что как в  практике, так и в теории им уделяется  растущее внимание. В настоящее время  сложился многоплановый организационный  комплекс дипломатических переговоров - от переговоров через постоянные дипломатические представительства  до постоянно действующих международных  органов и организаций. Понимание  связанных с этим вопросов имеет  серьезное значение не только для  проведения переговоров, но и для  последующей судьбы принятых на них  договоров.

 

 

2.2 Международно-правовые основы переговоров

 

Как и всякие иные межгосударственные отношения, переговоры должны проводиться  в соответствии с международным  правом. Это положение подчеркивается в международных актах. В Парижской  хартии для новой Европы 1990 г. выражена решимость государств "определять, в соответствии с международным  правом, соответствующие механизмы  мирного урегулирования любых споров...".

В первую очередь это касается основных принципов международного права. Как известно, такими принципами являются неприменение силы, мирное разрешение споров, невмешательство, сотрудничество, самоопределение, суверенное равенство, уважение прав человека, территориальная целостность государств, нерушимость границ, добросовестное выполнение обязательств.

В этой связи нельзя не отметить то значение, которое придается принципу справедливости в мирном урегулировании. Заслуживает внимания и тот факт, что слова "в согласии с принципами справедливости и международного права" были включены в проект п. 1 ст. 1 Устава ООН в результате совместной поправки, предложенной СССР, США, Великобританией  и Китаем.

Государства и международные  организации регулярно подчеркивают значение принципа мирного урегулирования споров, рассматривают его как  существенное дополнение принципа неприменения силы. В Итоговом документе Венской  встречи СБСЕ 1989 г. говорится: "Государства-участники  подтверждают свою приверженность принципу мирного урегулирования споров, будучи убеждены в том, что он является существенным дополнением к обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или  ее применения...".

Информация о работе Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества