Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты дипломатии как средства укрепления международного сотрудничества;
изучить теорию переговоров как основной формы взаимодействия государств на международной арене;
Объектом исследования являются международные отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ДИПЛОМАТИЯ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 5
1.1 Понятие дипломатии и ее роль в мировой политике 5
1.2 Виды дипломатии 11
1.3 Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений 15

2 ПЕРЕГОВОРЫ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 19
2.1 Ведущая роль переговоров в процессе налаживания сотрудничества 19
2.2 Международно-правовые основы переговоров 22
2.3 Формы дипломатических переговоров 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Роль дипломатии и переговоров в развитии сотрудничества.docx

— 87.69 Кб (Скачать)

От успеха предварительных  переговоров порой зависит сама возможность основной встречи. Дипломатия крупных держав нередко выдвигает  требования, согласие с которыми является предварительным условием встречи.

Следует заметить, что утверждение  практики саммитов проходило не без  сопротивления со стороны профессиональных дипломатов. Государственный секретарь  США Д. Раск в свое время доказывал нецелесообразность встреч на высшем уровне. Он утверждал, что такие встречи нелегко согласовать с особенностями американской конституционной системы; "они затрачивают время и усилия, когда это наиболее недопустимо; они препятствуют действенным переговорам; опыт, который мы имеем с дипломатией в верхах, не поддерживает точку зрения, согласно которой она содействует защите американских интересов".

Нельзя сказать, что приведенные  высказывания лишены всяких оснований. Но согласиться с ними полностью  невозможно. Задача состоит в обеспечении  должной подготовки встреч на высшем уровне. При всех условиях такие  встречи являются одной из важных форм дипломатической деятельности. Доказывать их значение нет необходимости.

в) Международные конференции. В прошлом межгосударственные отношения  носили в основном двусторонний характер. Соответственно и возникающие в  них вопросы решались путем двусторонних переговоров. В результате процесса глобализации взаимодействие государств обретает все более многосторонний характер. Возросло значение общих проблем, затрагивающих интересы всех государств. В результате изменилась роль многосторонних переговоров. Характерной чертой нашего времени стали конференции с участием всех государств, заговорили о парламентской дипломатии.

Демократизация международных  отношений и рост роли общих интересов  государств привели к тому, что конференции с участием широкого круга государств заняли гораздо более важное, чем в прошлом, место. Об этом свидетельствует сам факт быстрого роста числа конференций. В 2002 г. состоялось несколько десятков тысяч конференций.

Конференции имеют свои преимущества по сравнению с двусторонними  переговорами. Прежде всего, при участии  значительного числа государств крупным державам сложнее навязывать свою волю другим участникам. Конференция дает возможность учитывать законные интересы всех участников при решении даже двусторонней проблемы. Наконец, двусторонние переговоры могут вестись бесконечно долго. Международное право не устанавливает временных границ. Когда же обсуждение ведется в рамках конференции, то результат должен быть достигнут до ее завершения, срок которого заранее устанавливается.

В дипломатической практике широкое распространение получает сочетание различных форм переговоров. Нередко двусторонние переговоры ведутся  в рамках конференции, и их результаты находят подтверждение и закрепление  в актах конференции.

Конференции созываются либо по инициативе государств, либо по решению  международной организации. В последние  годы растет число конференций, созываемых организациями. На характер конференции  это не оказывает влияния. И в  том, и в другом случае она представляет самостоятельный временный орган  участвующих государств.

Потребность в повышении  уровня управляемости международной  системы и ускорении выработки  необходимых для этого норм привела  к ощутимым изменениям в процедуре  конференций. Главное изменение  видится в определенном отходе от жесткой практики проведения конференций  только на основе правила единогласия. Сегодня решения зачастую принимаются  тем или иным большинством. Венская  конвенция о праве международных  договоров 1969 г. установила следующее  правило: "Текст договора принимается  на международной конференции путем  голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в  голосовании, если тем же большинством голосов они не решили применить  иное правило" (ст. 9.2). Эта формулировка означает, что голоса не участвующих  в голосовании государств, т.е. воздержавшихся, в расчет не принимаются.

Одновременно получила распространение  практика принятия резолюций путем  консенсуса, что отражает тенденцию  к демократизации международных  отношений. Эта новелла привлекает к себе значительное внимание. Под  консенсусом понимается принятие резолюции  без голосования при отсутствии формальных возражений со стороны любого из участников. При оценке значения консенсуса следует учитывать и его негативную сторону, он дает возможность отдельным участникам блокировать принятие акта, поддерживаемого большинством участников. Поэтому выбор процедуры принятия резолюций зависит от характера подлежащих решению вопросов.

Полномочия делегации  могут даваться главой государства, главой правительства или министром  иностранных дел по усмотрению государства, направляющего делегацию. На статусе  делегации это не сказывается. Полномочия рассматриваются комитетом по проверке полномочий, члены которого назначаются  конференцией по предложению ее председателя. Особый раздел правил процедуры посвящен наблюдателям от национально-освободительных  движений, от межправительственных и  неправительственных организаций.

Должностными лицами конференции  являются ее председатель и его заместители, председатели и их заместители, а  также докладчик каждого главного комитета конференции и председатель редакционного комитета. В целом  должно быть обеспечено справедливое географическое представительство.

Основные органы конференции: пленум, генеральный комитет, редакционный комитет, комитет по проверке полномочий, главные комитеты, вспомогательные  органы, секретариат.

Подробно регламентируются порядок ведения заседаний, документация и особенно правила голосования, порядок принятия решений. Определяются языки конференции. Языками универсальных  конференций, созываемых под эгидой ООН, являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Выступления на любом из них переводятся  на все остальные.

г) Международные организации  становятся все более важным местом дипломатического взаимодействия государств. К преимуществам организаций  следует отнести то, что они, действуя на постоянной основе, существенно  упрощают решение организационных  вопросов.

Центральное положение в  системе международных организаций  занимает единственная всемирная политическая организация - ООН. В ее рамках был, например, подготовлен такой важный договор  общего значения, как Договор о  нераспространении ядерного оружия. Комиссия ООН по правам человека подготовила  целый комплекс общих конвенций  по правам человека, космическое право  было кодифицировано при помощи Комитета ООН по космосу. Исключительно важна  деятельность Комиссии международного права по подготовке проектов конвенций, кодифицирующих и развивающих нормы  общего международного права. Проекты  ряда конвенций готовились Секретариатом  ООН. Заметно растет количество договоров, подготовленных и принятых организациями  в специальных областях сотрудничества.

Окончательно тексты подготовленных в рамках ООН проектов принимаются  Генеральной Ассамблеей после проработки их в главных комитетах Ассамблеи. После этого Ассамблея принимает  решение, считать ли подготовленный текст окончательным, подлежащим принятию ею самой, либо созвать дипломатическую  конференцию для дальнейшего  обсуждения проекта. Ассамблея непосредственно приняла тексты таких договоров, как Договор о принципах деятельности государств в космическом пространстве, Международные пакты о правах человека и др.

Рост числа подготавливаемых в рамках ООН и других международных  организациях договоров породил  новую проблему. Только в рамках ООН государства ежегодно участвуют по меньшей мере в подготовке двух десятков договоров. Растет не только количество договоров, но и усложняется их нормативное содержание. Это требует значительного числа высококвалифицированных специалистов. Процедура подготовки договоров многочисленными органами, которые состоят из представителей государств, возлагает непосильное бремя не только на малые, но и на средние государства. Более того, зачастую они просто не в состоянии эффективно участвовать в этом процессе, а после его завершения не оформляют своего участия в конвенциях.

Существуют два порядка  подготовки многосторонних договоров  в рамках Генеральной Ассамблеи. В одном случае Ассамблея своей  резолюцией утверждает проект договора, подготовленный другими органами, и  открывает договор для подписания государствами. Этот порядок используется тогда, когда подготовленный проект не вызывает существенных разногласий. В таком порядке принят целый  ряд универсальных договоров, включая  и те, что касаются проблем безопасности. Так, Комитет ООН по мирному использованию  космического пространства разработал проект, а Генеральная Ассамблея  на его основе в 1967 г. одобрила Договор  о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела (договор  о космосе). Такой порядок является новым в международной практике. Он дает возможность экономить время  и средства, содействует росту  авторитета Ассамблеи и ее роли в международном правотворчестве.

Другой порядок заключается  в обсуждении проекта договора, представленного  подготовительным органом, и в принятии резолюции о созыве дипломатической  конференции для более детального обсуждения и принятия договора. Такой  порядок применяется в случае, когда представленный Ассамблее  проект не удовлетворяет все государства. Показательна в этом плане подготовка Римского Статута Международного уголовного суда. Проект многие годы разрабатывался Комиссией международного права. Учитывая сомнения ряда государств, Генеральная  Ассамблея передала проект на доработку  специальному комитету, состоявшему  не из экспертов, а из представителей правительств. Этому комитету потребовалось  четыре года для доработки проекта, и тем не менее на Римской дипломатической конференции 1996 г. проект был одобрен с большим трудом.

Генеральная Ассамблея использует и другие методы достижения соглашений. Известно немалое число резолюций, призывающих государства заключить  договор по определенному вопросу. Такие призывы не только стимулируют  процесс, но и придают договору дополнительный авторитет. Свидетельством тому может  служить факт ссылки на соответствующую  резолюцию в преамбуле договора. В преамбуле Договора о нераспространении  ядерного оружия 1969 г. отмечено, что он заключен "в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающими к заключению соглашения о предотвращении более широкого распространения ядерного оружия".

Совершенно новым направлением является деятельность ООН по профилактике споров и урегулированию конфликтных  ситуаций, именуемая превентивной дипломатией. Она включает поощрение различных  форм переговоров между заинтересованными  государствами. Представляет в этом плане интерес Декларация о предупреждении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области.

Сказанное, разумеется, дает лишь самое общее представление  о растущей роли международных организаций  в осуществлении дипломатического взаимодействия государств, включая  подготовку соответствующих договоров.

Следовательно, дипломатические  переговоры ведутся в различных  формах. Они могут быть двусторонними  и многосторонними, осуществляться в рамках временного международного органа (совещания, конференции) или  постоянного международного органа, организации. Обычно двусторонние встречи  называют просто переговорами. Переговоры же трех и более государств именуют  совещанием. Совещания с участием широкого круга государств называют конференциями. Однако фактически речь идет лишь о различных формах дипломатических  переговоров.

Все эти формы могут  взаимодействовать, например, проект конвенции, подготовленный в рамках организации, передается на рассмотрение дипломатической  конференции. В ходе работы конференции  и организации осуществляются двусторонние и групповые переговоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под дипломатией понимается основной способ взаимодействия между  государствами, в рамках которого они  стремятся воздействовать на национальные интересы друг друга, не прибегая к  военной силе.

Основная роль дипломатии – мирные международные  коммуникации. Исходя из этого, главные  функции дипломатии можно обозначить  следующим образом:

  • урегулирования конфликтов между государствами (возможно, это самая значимая функция дипломатии);
  • неконфликтные двух- и многосторонние взаимодействия между государствами по основам отношений или по текущим и частным вопросам;
  • представительство в других государствах и в международных организациях.

Дипломатия обеспечивает национальные интересы и реализацию внешнеполитического курса посредством  различных мероприятий, среди которых  выделяются такие, как «деятельность  глав государств и правительств, министров  иностранных дел, ведомств иностранных  дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных  конференциях».

В заключение следует подчеркнуть, что значение дипломатии в конце XX столетия, несомненно, возрастает. Это  обусловлено прежде всего тем, что силовые решения международных проблем, несмотря на их продолжающееся использование, становятся все более опасными. Кроме того, перестройка международных отношений, связанная с процессами глобализации, выходом на мировую арену негосударственных участников, ставит перед дипломатией задачи активного вовлечения в создание нового облика мира.

Информация о работе Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества