Роль и значение международного туризма мировой эконогмики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................3
ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА
Экономические аспекты туристической деятельности ………………….5

Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений……………………………………...…………………………...14

ГЛАВА 2.
ЗНАЧЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Место и роль международного туризма в мировой экономике ………..22
2.2 Тенденции развития международного туризма
в отдельных регионах мира …………………………………………………...35



ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ
3.1_Основные направления развития международного
туризма…………………………………………………………………………48
3.2_Государственная политика развития
международного туризма.……………………………………………………57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……………….69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...………...…………………..72

Работа содержит 1 файл

роль и значение мнтуризма в МЭ.doc

— 548.00 Кб (Скачать)

    Политику  развития международного туризма и  регулирование туристического сектора  государство проводит непосредственно через Государственный комитет Кыргызской Республики по туризму, спорту и молодежной политике. Косвенное регулирование осуществляется с помощью правовых рычагов и международной политики.

    До 1991 года руководство туристической  отраслью осуществлялось профсоюзами. Основная политика государства была направлена на развитие внутреннего  туризма и развивалась в направлении  предоставления дешевого отдыха для трудящихся. Таким образом, туристическая отрасль не была интегрирована в мировую систему туризма, и с распадом СССР, столкнулась с множеством проблем. По многим параметрам данная область экономики не соответствовала мировым стандартам. С начала 90-хх  отрасль начала развиваться, однако серьезных разработок по плану развития туризма со стороны государства предложено не было.

    В 1995 году экспертами Всемирного банка  были проведены исследования в области  туризма, которые были положены в основу разработки концепции, принятой государством лишь четыре года спустя.

    Отсутствие  в это время четкой концепции  и координации действий частного сектора, общественных и Государственных  структур и ведомств, связанных с  туризмом, объясняет неэффективность и стихийность работы государственного административного аппарата. Так, в 1991 году государственный орган регулирующий сферу туризма назывался Министерством туризма, в 1993 году – Государственным агентством по иностранному туризму, в 1994 году – Государственным комитетом по туризму и спорту, в 1996 году – Министерством   Туризма и Спорта, в 1997 году – Государственным Агентством по туризму и спорту, и, наконец, 2001 году он стал называться Государственным Комитетом по туризму, спорту и молодежной политике.

    Функциональный  анализ деятельности Государственного комитета Кыргызской Республики по туризму, спорту и молодежной политике, осуществленный в рамках проекта ПРООН KYR /01/003 "Программа по политическому и административному управлению на центральном уровне" при поддержке Министерства международного развития Великобритании (DFID), показал всю неэффективность такого сочетания.

    Учитывая, что вопросы развития туризма  выходят за рамки одного ведомства, в соответствии с постановлением правительства Кыргызской Республики был организован Координационный совет по туризму при правительстве Кыргызской Республики, куда вошли представители государственных ведомств, частного сектора и неправительственных организаций в сфере туризма. Рабочим органом Координационного совета был назначен Государственный комитет по туризму.

    Прошедшие заседания Координационного совета продемонстрировали эффективность такой структуры. Были оперативно решены некоторые проблемы, препятствующие развитию туризма в Кыргызстане. Но, к сожалению, начиная с 2002 года Координационный совет фактически нивелировал свою работу.

    Отсутствие  четкой планомерной политики, частая смена руководства, низкий профессиональный уровень служащих привели к слабому  развитию туристической отрасли.

    Однако, к началу 1999 года в государственной политике начались позитивные изменения. Так, в 1999 году был принят и вступил в силу Закон КР «О туризме»20.

    В 2000 году  была принята концепция  развития и программа мероприятий  по развитию туризма в Кыргызской Республике до 2010 года21, что явилось важным фактом в развитии туризма. Основной смысл концепции заключается в обеспечении в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии.

    В 2001 году по инициативе Президента страны в республике был объявлен «Год поддержки и развития туризма», что говорит о повышении значения данного сектора экономики для государства.22

    Таким образом, к настоящему времени со стороны Государственных структур появилось понимание необходимости  в поддержки частного сектора в туризме, создание для него благоприятных условий.

    Государственная политика развития туризма Кыргызской Республике состоит из принятия и  осуществления следующих мер:

    В области совершенствования нормативно правовой базы туризма:

  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций путем совершенствования законодательной базы, неуклонного ее соблюдения и запрета внесения в нее нормативных актов, ухудшающих инвестиционную среду;
  • либерализация пограничных и таможенных процедур, требований и правил;
  • создание равных условий для субъектов бизнеса, снижение инвестиционного риска и обеспечение экономического стимулирования развития туристической индустрии.

    В области обеспечении безопасности:

  • проведение рекреационного районирования страны для разработки стандартов и строительных нормативов, учитывающих природно-климатические условия и их экологическую емкость;
  • разработка  мер,   усиливающих  обеспечение  физической,   имущественной и пищевой безопасности туристов.

    В области разгосударствления и приватизации:

  • обеспечение максимальной прозрачности процесса приватизации объектов курортно-рекрсационного хозяйства и туризма.

    В области информационного обеспечения  туризма:

  • разработка и реализация эффективной информационной стратегии, в том числе организация постоянных информационных кампаний в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, проведение исследований по состоянию и возможностям развития туризма в Кыргызстане;
  • оказание всемерной поддержки при проведении мероприятий по сохранению и популяризации историко-культурного наследия и традиций народов, населяющих Кыргызстан. Информационная кампания основывается на положениях доктрины «Дипломатия Великого Шелкового пути».

    В области визового регулирования:

  • упрощение процедур выдачи въездных виз для туристов, беспрепятственное их получение на всех пограничных пунктах республики в установленном законодательством порядке;
  • развитие региональной кооперации с соседними государствами.

    В области подготовки кадров для индустрии  туризма:

  • формирование многоуровневой системы подготовки кадров, начиная с профориентации школьников и заканчивая организацией переподготовки кадров сферы управления и специалистов, занятых непосредственно в туристической индустрии.

    В области развития местных сообществ горных и отдаленных районов:

  • предоставление консультационно-информационных услуг населению, разработка и внедрение специальных программ обучения и формирование у них культуры туризма.

    В области  развития  инфраструктуры  индустрии туризма:

  • обеспечение  доступности   к   кредитным   ресурсам   через   развитие финансово-кредитной системы;
  • продолжение реконструкции автомагистралей Бишкек - Ош, Бишкек - Нарын - Торугарт, Бишкек - Балыкчи - Каракол, Ош - Иркеш-там, а также автомобильных дорог, ведущих к историко-архитск-турным и историческим достопримечательностям страны;
  • расширение географии и увеличение количества прямых международных воздушных сообщений;
  • проведение реконструкции имеющихся и строительство новых гостиниц различной классности;
  • обеспечение условий для создания кемпингов, гостевых домов, семейных и частных пансионов.

    Фактический размер финансовой помощи, оказываемой туризму со стороны государства, определяется важностью туристского сектора в экономике страны и специфическим отличием этого сектора от других. В Кыргызской Республике туризм объявлен приоритетной отраслью развития экономики. Правительством КР утверждена программа мероприятий по развитию туризма в Кыргызстане, принятая  во исполнение Указа Президента КР “О концепции развития туристической отрасли до 2010 года.

    Государственные дотации проявляются в разных формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до предоставления налоговых  льгот на туристскую деятельность. Среди основных видов государственных  инвестиций можно выделить: снижение цены инвестиций в туристские проекты, которая включает выгодные займы по выгодным процентным ставкам (правительство возмещает разницу между фиксированной процентной ставкой и рыночной), продажу или аренду земли или инфраструктуры по цене ниже рыночной, налоговые льготы, защиту от двойного налогообложения с помощью заключения соглашений с другими странами, снижение пошлин, прямые субсидии или предоставление гарантий на инвестиции с целью привлечения зарубежных инвесторов и др. Для этого правительство либо гарантирует предоставление займа, либо гарантирует репатриацию капитала и прибыли.

    Правительство должно следить за тем, чтобы вышеназванные  виды поощрений были использованы по назначению и проекты соответствовали  целям, на которые были выделены деньги.

    Справедливости  ради надо сказать, что инвестирование туризма - очень рискованное мероприятие, так как этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма. Поэтому государство должно предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие сектора экономики.

    Итак, на развитие туризма в 2003 году из бюджета  Госкомтурспорта профинансировано 3460,4 тыс. сомов23 из них:

    Международные туристические биржи и ярмарки  в Берлине, Ташкенте и Алма-Ате  – 852,3 тыс. сомов;

    Журнал  о Кыргызстане – 169,5 тыс. сомов;

    Международный пробег «Ред-Голуаз» и реклама-трансляция по CNN (прокрутка видеоклипов о Кыргызстане 295 раз, из них 177 раз для Европы, 118 раз для Азии) – 1020,0 тыс. сомов;

        Иссык-Кульская ярмарка-выставка  – 280,0 тыс. сомов.

    Наряду  с тем что, инвестиции в данный сектор экономики поступают от частного и государственного секторов экономики, они также поступают и от международных организаций.

    Основным  зарубежным заемщиком является Международный  Банк Реконструкции и Развития (МБРР). Его деятельность направлена на обеспечение  нормального жизненного уровня в  развивающихся странах с помощью долгосрочного финансирования развития инфраструктуры этих стран. Прямое инвестирование развития туризма – неприоритетное направление этого банка, однако он финансирует совместные проекты, применяя экспортные кредиты. Также, МБРР поощряет учреждения страхующие кредиты в странах потенциальных поставщиков, выдает гарантии преимущественно курентоспособным поставщикам, выбранным по тендеру.

    Так, по кредитной линии Всемирного Банка  «Поддержка частных предприятий» одобрен  бизнес-проект ОсОО «Колэмир» на сумму 45 тыс. долл. США для реконструкции пансионата в Иссык-Кульской области.24 Условия кредитования для конечных получателей по данной кредитной линии: срок – до 7 лет, льготный период – до 2 лет, процентная ставка – LIBOR + 9 % (в настоящее время LIBOR составляет 1.5 %), залоговое обеспечение не менее 120 % от суммы кредита. Коммерческие банки, участвующие в реализации кредитной линии полностью принимают на себя все кредитные риски. В свою очередь, НБКР принимает на себя риск банкротства участвующих коммерческих банков.

    Госкомтурспортом  в рамках проекта Фонда «Сорос-Кыргызстан»  «Перспективы развития туристической  отрасли в Кыргызской Республике»  совместно с представителями государственных органов, коммерческих банков, микрофинансовых и консалтинговых компаний, бизнес структур, СМИ и международных финансовых организаций 21.11.03 г. проведен круглый стол на тему «Механизмы по развитию системы кредитования туротрасли Кыргызской Республики», где рассматривались вопросы:

  • о слабой государственной поддержке сферы туризма;
  • недоступности для бизнесменов внутренних и внешних кредитных средств;
  • нескоординированности работы участвующих сторон;
  • маленькой емкости, низкой инвестиционной привлекательности, неразвитости внутреннего рынка и отсутствия внутренних инвестиций.

      Итогом совместного обсуждения  было предложение о создании  специализированного Финансового  Фонда, с привлечением внутренних  и внешних доноров, для развития  туристической отрасли, который  был поддержан всеми участниками   и предложен как один из  основных механизмов разрешения ситуации в области туризма.

Информация о работе Роль и значение международного туризма мировой эконогмики