Роль и значение международного туризма мировой эконогмики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................3
ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА
Экономические аспекты туристической деятельности ………………….5

Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений……………………………………...…………………………...14

ГЛАВА 2.
ЗНАЧЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Место и роль международного туризма в мировой экономике ………..22
2.2 Тенденции развития международного туризма
в отдельных регионах мира …………………………………………………...35



ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ
3.1_Основные направления развития международного
туризма…………………………………………………………………………48
3.2_Государственная политика развития
международного туризма.……………………………………………………57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……………….69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...………...…………………..72

Работа содержит 1 файл

роль и значение мнтуризма в МЭ.doc

— 548.00 Кб (Скачать)

 Франция  и Испания лидируют по международным туристским прибытиям, составляя вместе более 18% всех международных прибытий. США занимает третье место, несмотря на сокращение в 6,7% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на то, что Китай занимает пятое место, он подтверждает важность данной отрасли, ростом в 11%.

    По  доходам от международного туризма  лидируют США, для которых этот показатель составляет 67 миллиардов долларов, несмотря на спад в 20% по сравнению с 2000 годом. Доходы Испании, Франции и Италии колеблются от 34 до 27 миллиардов долларов. Наиболее прогрессивными по сравнению с предыдущим годом являются Гонконг (Китай), Китай и Австрия (Таблица 1.2).

    С 60-x годов ХХ века международный туризм начал бурно развиваться. В это  время феномен туризма приобретает  широкий размах, с числом международных туристических посещений, превышающих 50 млн., а после 60-70-х годов, для которых характерен массовый туризм на мировом уровне, рост международного туризма приобретает захватывающие темпы (Таблица 1.3).

Первые  десять стран мира по доходам от туризма (международные туристские поступления) в 2005г.
Таблица 1.2
Позиция Страна Доход от туризма, млрд. долл. Соотношение доходов (%)

2005/2004

Доля  от общемирового уровня(%)
 
         В мире
 
474
 
3.2
 
100
1. США 66,5 -7,4 14,0
2. Испания 33,6 2,2 7,1
3. Франция 32,3 7,8 6,8
4. Италия 26,9 4,3 5,7
5. Китай 20,4 14,6 4,3
6. Германия 19,2 4,0 4,0
7. Великобритания 17,8 9,5 3,8
8. Австрия 11,2 11,1 2,4
9. Гонконг (Китай) 10,1 22,2 2,1
10. Греция 9,7 3,1 2,1
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) Сентябрь 2006г.

 

    Таким образом, число прибытий с 1960 по 2000-е увеличилось почти в 10 раз (Диаграмма 1.4). Среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов, составившие с 1990 года по 2000-е год 4,3%, отражают жизнестойкость и устойчивость международного туризма перед экономическими колебаниями.

       Динамика  числа прибытий туристов и поступлений  от туризма во всем мире за 1960-2005гг.

       Таблица 1.3

  Число прибытий, млн. человек Изменения, % Поступления,

млрд. долл.

Изменения, %
1960 69,2 - 6,86 -
1970 159,6 130,4 17,9 163,2
1980 284,8 78,3 102,3 471,9
1990 459,2 61,2 264,7 158,5
2000 687,3 49,6 473,4 78,8
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)  

    Доходы  стран от продажи услуг туризма  выросли в этот период более чем  в 69 раз, с 6,8 млрд. долл. до 473,4 млрд. долл. (Диаграмма 1.5).

                    Диаграмма 1.4                                                      Диаграмма 1.5

   

    Возрастающее  значение туризма в экономическом  развитии все большего числа стран подтверждает предположение, что доля поступления от международного туризма в ближайшее десятилетие будет расти.

    Международный туризм оказывает значительное влияние  на решение проблемы занятости населения, обеспечения рабочих мест на временной и постоянной основе. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям(WTTC), в 2005 году в мировом туризме будет занято 8,1% всех работающих, то есть в сфере туризма будет занят каждый двенадцатый работающий. Прогнозы показывают, что в 2014 году число работающих в туризме составит 8,6% всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что составляет 11,9 % от общего количества рабочих мест в стране.11 
         Вклад туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест определяют социально-экономическое значение данного сектора.

    Развитие  туризма оказывает стимулирующее  воздействие на такие ключевые секторы  экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

    Увеличение  объемов капитальных инвестиций в туризм также свидетельствует  об экономическом значении этой области на мировом уровне. Так, в 2005 году доля туризма в общем объеме инвестиций в мире составил 9,4% или 802,3 млрд. долларов. 
В общем числе туристических поездок в мире, 60% составляют поездки в связи с отдыхом, 30% - деловые поездки.

    Согласно  прогнозам ВТО, развитие международного туризма будет постоянно возрастать. Так, средние темпы роста международных  туристских посещений 4,2% до 2010 года и 4,5% в период с 2010 по 2020 год. 
Международный туризм способствует экономическому и социальному развитию в мировом масштабе. Приведенные данные еще раз подтверждают, что международный туризм занимает важное и значимое место в мировой экономике.
 

    2.2...Тенденции развития международного туризма в отдельных регионах мира 

    Для изучения развития международного туризма  и его воздействие на мировую  экономику необходимо рассмотреть  отдельные регионы мира. Всемирная  туристская организация (ВТО), выделяет пять основных регионов мира:

  • Америка
  • Африка
  • Азиатско-Тихоокеанский регион
  • Ближний Восток
  • Европа

    Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь  разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток, вместе взятых.12

    Каждый  регион мира делится на более мелкие регионы, которые в свою очередь  представлены составляющими их странами (Таблица 2.1).

    Географическое  сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако имеет  два важных отличия. 13

    Во-первых, страны с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный торговый баланс, например Германия, Япония.

Состав  регионов мира

Таблица 2.1
Регион Субрегион Страны  региона
Америка Северная Америка 

Страны  Карибского бассейна

Центральная Америка

Южная Америка

США, Канада, Мексика, Багамские острова, Пуэрто-Рико, Доминиканская  Республика, Аргентина, Бразилия
Африка Северная Африка

Западная  Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка

Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд, Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова
Азиатско-Тихоокеанский  регион Северо-Восточная  Азия

Юго-Восточная  Азия

Океания

Южная Азия

Китай, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Тайвань, Япония, Корея, Австралия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Иран, Мальдивы
Европа Северная Европа

Западная  Европа

Центральная/Восточная  Европа

Южная Европа

Восточное-Средиземноморье

Франция, Испания, Италия, Великобритания, Венгрия, Польша, Австрия, Германия, Швейцария, Чехия, Португалия, Нидерланды
Ближний Восток - Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн, Кувейт, Ливия, Оман, Катар, Ирак

    Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.

    Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является, прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.

    Европа  прочно удерживает первое место среди  других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2005 году, несмотря на незначительный рост в 2%, международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие. Наиболее яркими лидерами в этом регионе являются Франция и Испания, которые показывают наилучшие результаты по числу принятых международных туристов и по доходам от международного туризма. Турция  лидирует  в этом регионе по объемам роста международного туризма, составляя 19%.  Российская Федерация, Украина и страны СНГ  развиваются довольно стабильно. Великобритания последние три года имеет отрицательный тренд развития (Таблица 2.2).

    За  относительной потерей доминирующего  положения Европы стоят следующие факторы:

    •  некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят падение  конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;

    • некоторые североевропейские страны, например Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для  туристов. Это неизбежно влияет на их конкурентоспособность;

    •   растет   популярность   стран   Юго-Восточной Азии, которые с  недавнего времени успешно развивают свою туристскую индустрию.

    Тем не менее, снижение доли европейского рынка в международном туризме  происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу. Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы на пляжах.

Информация о работе Роль и значение международного туризма мировой эконогмики