Роль и значение международного туризма мировой эконогмики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................3
ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА
Экономические аспекты туристической деятельности ………………….5

Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений……………………………………...…………………………...14

ГЛАВА 2.
ЗНАЧЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Место и роль международного туризма в мировой экономике ………..22
2.2 Тенденции развития международного туризма
в отдельных регионах мира …………………………………………………...35



ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ
3.1_Основные направления развития международного
туризма…………………………………………………………………………48
3.2_Государственная политика развития
международного туризма.……………………………………………………57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……………….69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...………...…………………..72

Работа содержит 1 файл

роль и значение мнтуризма в МЭ.doc

— 548.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................3 

ГЛАВА 1.  

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО

ТУРИЗМА 

    1. Экономические аспекты туристической деятельности ………………….5
 
    1. Туристский  рынок как сфера проявления экономических  отношений……………………………………...…………………………...14
     
ГЛАВА 2. 
ЗНАЧЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  МЕЖДУНАРОДНОГО

  ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

  2.1  Место и роль международного туризма в мировой экономике ………..22 

2.2  Тенденции развития международного туризма

в отдельных регионах мира …………………………………………………...35

 
 
 
ГЛАВА 3.    ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО

  ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ

  3.1_Основные направления развития международного

туризма…………………………………………………………………………48 

3.2_Государственная политика развития

международного  туризма.……………………………………………………57

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……………….69  
 
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...………...…………………..72
 
   

 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся  отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма  как на мировую экономику в  целом, так и на экономику отдельных  стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.  Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.

    Туризм - это крупный сектор экономики. Все  развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти.

          В условиях перехода  к рыночным отношениям туризм проявляется  как очень благоприятная форма  хозяйствования. При этом развитие туризма повсеместно поощряется как местными жителями, так и государственными организациями из-за высокой его экономической эффективности. Развитие туризма в широких масштабах дает основания для поиска новых ресурсов дохода и занятости населения как частичное решение проблем оттока населения с высокогорных аграрных районов, избавления от реальных социально-экономических несправедливостей, с которыми сталкивается население

    Анализ  современного состояния туризма  во многих странах позволяет понять, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего, национального туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

      Национальная  и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, в основе которых полное и гармоничное развитие личности, право человека на уважение его достоинства и индивидуальности, уважение моральных ценностей народов. 

    Кыргызстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках.

    Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Кыргызстану гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.

    Индустрия туризма в Кыргызстане на государственном  уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики.  Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе   к   кыргызскому  туристическому   продукту   и  благоприятных тенденциях роста количества туристов и расширения рынков сбыта.

    Республика  становится более привлекательной  для бизнесменов, спортсменов, ученых, любителей экстремального отдыха, а  также для людей, интересующихся историей и сегодняшним днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути.

    Поскольку большую часть территории Кыргызстана занимают горы, то именно они являются наиболее привлекательным ресурсом для туристов дальнего зарубежья. Приключенческий туризм пользуется высоким спросом на мировом туристическом рынке.

    Кроме природных достопримечательностей, Кыргызстан богат историко-культурными памятниками, расположенными на Великом Шелковом пути, имеющими всемирное значение. Организация транзитных туров на Великом Шелковом пути особенно актуальна, так как это даст Кыргызстану возможность вхождения в зону интереса таких стран, как Япония, Малайзия, КНР, Корея, а также европейских государств.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

1.1. Экономические аспекты туристской деятельности

      Туризм  сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое седьмое рабочее место в мире приходится на туристический бизнес.

      Экономика связана с извлечением оптимальной  выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека.

      В современных условиях экономический  аспект в туристическом бизнесе  обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристического бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.

      Экономика туризма представляет собой науку, изучающую внутренние аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, причем экономические отношения рассматриваются на двух уровнях: межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующего субъекта туристической фирмы.

      Туризм  как товар реализуется в форме  услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обуславливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с нематериальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления.

      Туризм  является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие "туризм" является доступным каждому, так как все совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. В процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

      1. Изменение места. В данном случае  речь идет о поездке, которая  осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

      2. Пребывание в другом месте.  Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания.

      3. Оплата труда из источника  в посещаемом месте. Суть данного  критерия в том, что главной  целью поездки не должно быть  осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны.

      Три этих критерия, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все таки недостаточны - это беженцы, кочевники, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие эти группы.

      Анализ  приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:

  • деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени - это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;
  • туризм - это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

      Следовательно, туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

      Определение "туризм" охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм - это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников.

      Таким образом, туризм - отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристических организаторов и посредников, которыми нужно управлять.

      Тур представляет собой комплекс различных  услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и другие), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок.

Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие "туристский продукт".

      Турпродукт  включает:

  • туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные );
  • туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т.д.);
  • товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и другие).

      Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Так туристы из Японии, путешествуя по Кыргызстану, получают свои доходы преимущественно на родине. И расходуя деньги в Кыргызстане они вкладывают их в экономику Кыргызской Республики. Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют собой для Кыргызской Республики туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки.

      Туристский  экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлении, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.

      В настоящее время старое понятие "отрасль" постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Так как в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию. 

Информация о работе Роль и значение международного туризма мировой эконогмики