Роль и значение международного туризма мировой эконогмики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................3
ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА
Экономические аспекты туристической деятельности ………………….5

Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений……………………………………...…………………………...14

ГЛАВА 2.
ЗНАЧЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Место и роль международного туризма в мировой экономике ………..22
2.2 Тенденции развития международного туризма
в отдельных регионах мира …………………………………………………...35



ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ
3.1_Основные направления развития международного
туризма…………………………………………………………………………48
3.2_Государственная политика развития
международного туризма.……………………………………………………57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...……………….69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...………...…………………..72

Работа содержит 1 файл

роль и значение мнтуризма в МЭ.doc

— 548.00 Кб (Скачать)

 

    Основные  туристские потоки направляются из Великобритании, Германии, Франции и США, однако в последние годы они сократились.

    Постоянные  колебания в развитии туризма  региона можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и некоторые соседние страны.

    Основными туристскими центрами региона являются Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Кувейт. Самый крупный туристский центр региона - Египет предлагает познавательный туристский продукт, а туризм в Саудовской Аравии имеет религиозный характер, так как там находятся мусульманские святыни. Эти две страны обеспечивают почти 70%  поступлений от туризма и общие доходы Ближнего Востока от туризма.

    Рассматривая  страны с переходной экономикой можно  отметить, что в настоящее время  туристская индустрия в этих странах  переживает период своего становления как самостоятельного сектора хозяйствования.

    Страны  с переходной экономикой (страны бывшего СССР) занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естественно, регион обладает огромнейшими природными и рекреационными ресурсами для развития индустрии туризма. Богатейшая природа, памятники культуры различных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические места и монументы, созданные народами, жившими в древности, создают благоприятные условия для развития данной отрасли экономики.

    В историческом плане, развитие туризма в бывшем СССР берет свое начало со дня основания государства, когда идеологические догмы отделили его жителей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Однако необходимо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.

    Туризм  в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена  роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма, как части всей социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. В 1986 г., уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г., из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 г.

    Вместе  с тем ухудшение взаимодействия в области туризма вследствие общих дезинтеграционных процессов стало определенным стимулятором для возобновления и дальнейшего развития сотрудничества в данной сфере. У него появились определенные перспективы.

    В 2000 году прибытие туристов из-за границы  в страны с переходной экономикой составило 76,8 млн. человек, причем в государства СНГ составило более 21 млн. человек. Этот показатель заметно вырос с 1990 г., когда он составлял 43,8 млн. человек (в 1,7 раза) в странах с переходной экономикой и 5,9 млн. (в 3,4 раза) в странах СНГ соответственно (Таблица 2.7).

Международные туристские прибытия
Таблица 2.7
  Международные туристские прибытия

(миллионов  человек)

Рост

(%)

Среднегодовой рост

(%)

  1990 1995 2000 2003 2005 03/022 04/033 05/041 90-00
В мире 456,8 551,7 696,1 692,9 702,6 6,8 -0,5 3,1 4,3
Страны  с переходной экономикой 43,8 67,1 76,8 78,0 81,1 4,1 1,6 3,9 5,8
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) Данные  по состоянию на январь 2005г.

 

Международные туристские прибытия по странам с  переходной экономикой, в период с 1990 года по 2005 год, характеризуют значительный рост в индустрии туризма. Среднегодовой рост туризма в этих странах, в период с 1990 года по 2005 год составляет 5,8%, что превышает среднегодовые темпы роста в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ   РАЗВИТИЯ    МЕЖДУНАРОДНОГО   ТУРИЗМА  В КЫРГЫЗСТАНЕ

3.1 Основные направления  развития международного  туризма 

    В последние годы идет прогрессивное  увеличение потока туристов в Кыргызстан. Если тенденция сохранится, то в  ближайшие годы можно ожидать значительного увеличения туристов. Предпосылки к этому имеются. В мире наблюдается определенный интерес к Великому Шелковому Пути, в том числе и к Кыргызстану как его части. Это происходит благодаря проекту Всемирной Туристической Организации "Silk Road Tourism Promotion Project"14, в котором участвуют Национальные туристические администрации региона. Так же некоторый интерес прослеживается к новым государствам СНГ, как к новому, неисследованному в туристическом отношении району мира, возможность посещения которого появилась только после получения ими независимости.

    Используя уникальный потенциал природы и  культурного наследия Кыргызстана, необходимо гармонично интегрироваться  в туристическую индустрию мировой  экономики и достичь интенсивного развития туризма в республике, обеспечив устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличения притока инвестиций в экономику.

    Основной  туристический продукт Кыргызстана - разнообразные и частично освоенные рекреационные ресурсы и курортно-оздоровительные учреждения на озере Иссык-Куль и практически неосвоенные ресурсы озер Сон-Куль, Сары-Челек, ущелья Ала-Арча и др.

    Вторым  ключевым туристическим продуктом  является историко-культурное наследие и традиции кочевых народов, расположенных на Великом Шелковом пути.

    Поскольку большую часть территории Кыргызстана  занимают горы, то именно они являются наиболее привлекательным ресурсом для туристов дальнего зарубежья. Приключенческий туризм пользуется высоким спросом на мировом туристическом рынке. Высочайшие горные вершины, ледники, пещеры, озера, реки являются важными возможностями Кыргызстана для развития альпинизма, спелеологии, горнолыжного туризма, рафтинга и треккинга.

    С учетом тенденций развития мирового рынка можно выделить три основных вида туризма в Кыргызстане.

    1)  курортно-рекреационный туризм или  отдых в пансионатах, санаториях и домах отдыха, в основном на Иссык-Кульском побережье (80-90% доходов всей отрасли);

    2)  туризм на Великом Шелковом  пути, представляющий собой различные вариации маршрутов историко-культурной и этнографической направленности, как правило, имеющих транзитное прохождение через территорию Кыргызстана (7-14%);

    3)  горно-приключенческий туризм:  альпинизм,  треккинг, конный туризм,  рафтинг, охота, туры, связанные с изучением фауны, флоры, географии, археологии, геологии, и т. д. (3-6%).

    Эти виды туризма являются наиболее перспективными до 2010 года, так как привлекательны для туристов и имеют высокую  экономическую отдачу от вложенных средств за короткий промежуток времени.

    Рассмотрим  курортно-рекреационный туризм. Основными  целями туристических поездок на данном рынке являются отдых, рекреация, здоровье и спорт. Самое главное - наличие великолепной первозданной природы, озер, пляжей, чистого горного воздуха. Рынок ориентирован прежде всего на внутренних туристов, туристов из Казахстана, Узбекистана и регионов России (Сибири и Урала). Это типичный рынок для представителей среднего класса, которые имеют средства для того, чтобы отправиться на отдых, но не могут заплатить цену тура в другие страны.

    Туры  по Великому Шелковому пути представляют собой различные вариации маршрутов  историко-культурной и этнографической  направленности, как правило, имеющих транзитное прохождение через территорию Кыргызстана с посещением одновременно нескольких государств (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Китай).

    Этот  вид туризма сочетает в себе изучение местной культуры с получением непосредственных впечатлений от контактов с природой и местным сообществом. Культурно-познавательные туры интересны для людей старшего поколения (пенсионного возраста), имеющего свободное время и стабильные доходы, и ориентированы на туристов из развитых стран - США, стран ЕС, Японии, Южной Кореи и др.

    Горно-приключенческий  туризм имеет более продолжительный  сезон, чем курортно-рекреационный, и хотя количество прибытий здесь  существенно меньше, туристы прибывают группами и тратят больше. Такого рода туризм имеет достаточно устойчивый рост и в случае благоприятных условий в регионе будет расти опережающими темпами относительно курортно-рекреационного туризма. Представляет интерес развитие экстремального горно-приключенческого туризма. Объем данного рынка небольшой, но уровень расходов туристов покрывает затраты на его развитие. Приключенческий туризм ориентирован прежде всего, на туристов из развитых стран - США, стран ЕС, Японии и Южной Кореи.

    Планомерное развитие туристической отрасли  невозможно без объединения усилий и распределения обязанностей между субъектами отрасли, а также выработки общей стратегии и плана действий на ближайшее будущее.

    Данный  вопрос Правительство начало рассматривать  еще в начале 1990-хх годов. Так, первый вариант Концепции развития туризма  был принят 6 ноября 1995 года, на пятилетний срок.

    8 сентября 2000 года вступила в силу  Концепция развития туристической  отрасли в Кыргызской Республике  до 2010 года. Реализация Программы  мероприятий по развитию туризма  в Республике до 2010 года предполагает  осуществление трех этапов:

  1. 2000-2002 гг. первый этап
  2. 2002-2005 гг. второй этап
  3. 2005-2010 гг. третий этап

    На  каждом из этих этапов, исходя из складывающейся в республике экономической ситуации и основных установок Концепции  развития туристической отрасли  в Кыргызской Республике на период до 2010 года, будут решаться свои специфические задачи.

    Основные  принципы реализации концепции являются:

    -   открытость и прозрачность;

    -   преемственность и последовательность  действий;

    -   вовлеченность в процесс разрешения  проблем всех заинтересованных сторон.

    Для достижения целей Концепции развития туристической индустрии необходимо обеспечить:

    -  согласованность политики в области  туризма на национальном и  региональном уровнях и четкое  разграничение функций, полномочий и ответственности всех заинтересованных в развитии туризма сторон: государства, частного сектора, профессиональных неправительственных организаций и местного сообщества;

    -  объединение и координацию усилий  и инициатив государства, международных организаций, оказывающих техническую помощь Кыргызстану в развитии туризма, представителей частного сектора и их профессиональных объединений;

    -  внедрение горизонтально и вертикально  интегрированного института социального партнерства: государство - частный сектор и их профессиональные ассоциации и объединения - местные сообщества как механизма обеспечения равноправного диалога.

    Основная  философия этого подхода заключается  в максимальном использовании государственных  возможностей, рыночных механизмов и  инициативы местного сообщества для  решения существующих проблем в развитии туристической индустрии.

Информация о работе Роль и значение международного туризма мировой эконогмики