Сергей Метелев: Нелегальная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 08:33, статья

Описание работы

Международная миграция населения является сложным социально-экономическим процессом. В современных условиях она играет всевозрастающую роль в развитии стран, оказывая при этом на них весьма противоречивое влияние. Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств, усиливает значимость изучения миграционных проблем, однако в ходе поиска учеными путей изменения парадигмы устройства жизнедеятельности отдельных стран и мирового сообщества, отвечающей угрозам и вызовам постиндустриальной эпохи, в настоящее время сложилась явная недооценка роли демографических изменений, непосредственно оказывающих огромное воздействие на формирование новых факторов экономического роста.

Работа содержит 1 файл

Сергей Метелев общее, криминальная сторона, акцент на РФ.docx

— 20.68 Кб (Скачать)

Сергей  Метелев: Нелегальная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие страны 

Международная миграция населения является сложным  социально-экономическим процессом. В современных условиях она играет всевозрастающую роль в развитии стран, оказывая при этом на них весьма противоречивое влияние. Превращение  человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств, усиливает значимость изучения миграционных проблем, однако в ходе поиска учеными  путей изменения парадигмы устройства жизнедеятельности отдельных стран  и мирового сообщества, отвечающей угрозам и вызовам постиндустриальной эпохи, в настоящее время сложилась  явная недооценка роли демографических  изменений, непосредственно оказывающих  огромное воздействие на формирование новых факторов экономического роста.

В современных  условиях международные миграционные потоки населения складываются под  влиянием разнообразных причин, основными  среди которых являются экономические  и социальные (перемещения в поисках  работы, получение образования, в  связи с замужеством и т.п.). Существенную значимость приобрели  также политические, национальные, религиозные, военные, экономические  и другие причины. В результате усиления их влияния значительно увеличилось  число перемещений людей, связанных  с постоянным или временным изменение  места жительства по независящим  от них причинам. Важно учитывать, что миграционные потоки формируются  в условиях резкого изменения  численности населения нашей  планеты. Так, за 1900-2000 гг. эта численность  увеличилась с 1,6 млрд.чел. до 6 млрд. чел. и по расчетам экспертов ООН  к 2005 г. она достигнет 9,4 млрд. чел. Данный процесс можно охарактеризовать как демографическую революцию, которая крайне противоречивым образом  оказывается связана с разрешением  насущных проблем. При этом на фоне значительного роста численности  населения, сложившегося прежде всего  в странах третьего мира, в России возникла особая ситуация, вызванная незавершенностью адаптации воспроизводства населения и процессом его старения в связи с действием разнообразных исторических, экономических и социально-политических факторов.

Усиливающаяся в условиях глобализации динамизация процессов международной миграции населения оказывает весьма противоречивое воздействие на социально-экономическое развитие современных государств. С одной стороны, она приводит к росту предложения рабочей силы и конкуренции на рынках труда, увеличению объемов валового внутреннего продукта и снижению уровня цен, повышению эффективности использования рабочей силы и требований к наемному работнику, подстегивая рост профессиональной и образовательной подготовки, способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики. В связи с этим появляется необходимость в изменении системы образования и профессиональной подготовки кадров, ее адаптированию к меняющимся условиям. С другой стороны, миграция населения способна оказать существенное влияние на формирование дисбаланса на рынке труда, вызывая рост безработицы, снижение уровня оплаты труда и ухудшение социально-экономического положения коренных жителей данного региона. Эти и другие проблемы, связанные с миграцией населения, должны найти адекватное отражение в системе мер государственной миграционной политики. Однако разработка данной системы мер во многом затрудняется формированием в значительных масштабах нелегальной миграции.

Возрастание масштабов нелегальной миграции является важнейшей отличительной  особенностью современных процессов, международной миграции населения. В настоящее время согласно данных МОТ в мире не контролируется около  трети потока международной миграции. Это обусловлено как развитием  глобализационных процессов, которые сопровождаются возрастанием мобильности населения и все большего числа людей в международном перемещении, так и ростом ограничений и запретов на пути легальных форм миграции во многих странах, наиболее привлекательных для мигрантов. Ситуация в значительной степени осложняется тем, что потоки международной миграции остаются трудно контролируемыми и введение ограничительных мер в отношении легальных мигрантов, обычно сопровождаются лишь ростом масштабов нелегальной миграции.

При изучении процессов нелегальной миграции возникают существенные затруднения, поскольку нелегальные мигранты, обычно, стремится избежать любых  форм, связанных с учетом их пребывания, перемещением и хозяйственной деятельностью. При этом исследователи сходятся в том, что официальная статистика притока иностранных граждан  в Россию лишь в незначительной степени  отражает реальную картину из-за огромных масштабов нелегальной миграции, которая осуществляется в скрытой, нерегистрируемой форме. Экспертные оценки общей численности нелегальных  мигрантов варьируются от 1 до 10% от общей численности населения  нашей страны. Десятикратная разница  в оценках свидетельствует не просто о сложности количественного  определения явления, которое по своей природе носит скрытый  подпольный характер, но также о  том, что у служб, призванных заниматься борьбой с незаконной миграцией, отсутствует сколько-нибудь четкое представление о масштабах явления, что уже само по себе таит высокую  вероятность неудачи этой борьбы. Представляется, что основной причиной такой неопределенности оценок является отсутствие скоординированности в работе разных ведомств, которые пользуются принципиально различными методами сбора данных, не обмениваются информацией, а иногда жертвуют точностью данных во имя ведомственных интересов. Наиболее вероятной представляется оценка общей численности нелегальных мигрантов в России в 4-5 млн. человек. Подавляющее большинство из них, если не по форме, то по сути, являются трудовыми мигрантами, поскольку, какова бы ни была их цель прибытия в Россию (транзит в Западную Европу, вынужденная миграция, собственно нелегальная трудовая миграция), они в поисках средств к жизни ищут возможности трудоустройства, причем чаще всего в неформальном, теневом секторе экономики [1, с. 237; 2, с.37].

Значительное  преобладание в трудовой миграции "нелегальной  составляющей" во многом обусловливается  своеобразием сложившейся модели социально-экономической  трансформации способствующей формированию в российской экономике обширного  теневого сектора, в котором производится примерно четверть валового внутреннего  продукта (ВВП) и занято 15-30% от общего числа работающих. Незаконные мигранты в большей степени заняты в  тех отраслях национальной экономики, в которых значительна доля теневого сегмента. Так, в настоящее время  около половины иностранных рабочих  занято в строительстве, в торговле - шестая часть, в промышленности - десятая  часть, в меньшей степени они  заняты в сфере бытового обслуживания, сельского хозяйства, на транспорте, здравоохранении, лесном хозяйстве, культуре и др. отраслях. Другим важным фактором, способствующим росту масштабов  потока нелегальных мигрантов, является сложившиеся недостатки в законодательной  базе и практике, регламентирующей и контролирующей движение данного  потока.

Негативные  последствия нелегальной миграции для России хотя и являются во многом типичными как и для других стран, однако масштабы и характер их таковы, что они выступают в  качестве угроз национальной безопасности. В значительной степени это связано  с той ролью, которую играет "криминальная составляющая" нелегальной миграции. При криминальной миграции лица сознают, что они перемещаются в пространстве, нарушая уголовно-правовые нормы или намереваясь сделать это в обозримом будущем. Именно это придает криминальной миграции свойство общественной опасности. Криминальной миграции присуща массовость. В настоящее время речь идет о целых потоках лиц, перемещающихся в самых различных направлениях в огромном пространстве (вплоть до межконтинентального) в целях совершения преступлений.

Криминальная  миграция - явление латентное, что  выражается в скрытости, невыявляемости (непринципиальной) самих территориальных перемещений в целях совершения преступлений. Латентность криминальной миграции во многом определяется ее конструктивностью. Криминальная миграция имеет объективное содержание и субъективное значение. С объективной точки зрения она "вбирает" в себя процессы территориального перемещения правонарушений, как внутри страны, так и между государствами. С субъективной точки зрения она представлена движущими мотивами (как явными, так и скрытыми), которые определяют потоки территориальных перемещений. Криминальная миграция "вплетена" в контекст различных явлений: социально-экономических, политических, национально-этнических, демографических. С точки зрения социально-экономической, криминальная миграция, во-первых, есть неотъемлемая часть развитой инфраструктуры криминального бизнеса. Во-вторых, учитывая высокие показатели криминализации легального бизнеса, перемещения правонарушителей сказываются на состоянии всей системы экономических отношений в той или иной стране (регионе). С политической точки зрения криминальная миграция является своеобразным средством обеспечения устремлений отдельных групп, государств, которые используются для достижения определенных целей. С национально-этнической точки зрения криминальная миграция выражается в территориальном перемещении тех наций и этнических групп, которые отличаются повышенной мобильностью в криминальном плане. С точки зрения социально-демографической, криминальная миграция нередко "сливается" с естественной миграцией.

В детерминации криминальной миграции выделяются субъективные и объективные факторы. Исследуя субъективный фактор можно констатировать, что у криминальных мигрантов движущим мотивом их перемещений выступает, чаще всего, стремление к обогащению, мотив корысти, стяжательства. При этом важное значение имеет геополитический фактор, в котором выделяются три вектора: ближневосточный, дальневосточный и западный. Ближневосточный наиболее агрессивен. Внешне он имеет мусульманскую идеологию, хотя, по существу, реализует политические притязания отдельных государств (наиболее заметное - Турция). Именно по этому вектору поддерживался режим Дудаева, осуществляются поставки оружия и наркотиков, направляются отряды наемников. Дальневосточный вектор криминальной миграции характеризует активное перемещение китайских, вьетнамских, монгольских, японских групп в целях совершения преступлений. Наибольшее беспокойство вызывает поток правонарушителей китайского происхождения. Западный вектор широко представлен в стимуляции криминогенных процессов, проникновении в Россию криминальных технологий, контрабанде и пр. Геополитический фактор определяет криминальную миграцию, поскольку терроризм и насилие, мафия и наркомафия - суть инструменты разрушения "традиционного общества" (к числу которых отнесена и Россия).

В числе  объективных факторов выделяются: экономический (криминальный бизнес очень выгоден), демографический ("естественная" миграция). Связь "естественной" миграции с миграцией криминальной прослеживается по ряду направлений: криминальный характер самой миграции (депортация, "перекачка" рабочей силы принудительно); маскировка криминальных мигрантов под беженцев и вынужденных переселенцев; "очистка" крупных городов от нищих, бродяг, попрошаек (что ставит людей на грань выживания и является, следовательно, криминогенным обстоятельством); переселение в мегаполисы представителей криминалитета, разбогатевших на криминальном бизнесе; миграция в сельскую местность лиц, освободившихся из мест лишения свободы; транзитная миграция иностранцев через Россию; нелегальная миграция иностранцев в Россию. Таким образом, демографическая миграция тесно связана с криминальной миграцией: первая выступает своего рода фоном второй, которая, в свою очередь, повышает криминогенность миграции как таковой и способствует кри¬минализации миграции в целом [3].

Для успешного  решения насущных задач трансформации  российской экономики и формирования механизмов ее устойчивого и динамичного  роста в современных условиях особое значение приобретает разработка с учетом международного опыта и  российских реалий системы мер борьбы с нелегальной миграцией. Миграционная политика должна стать более результативной на основе обеспечения рационального  сочетания административно-правовых, финансово-экономических и социально-психологических  методов воздействия. К числу  важнейших направлений формирования новой модели миграционной политики, отвечающей потребностям перехода к  постиндустриальной экономике и  адекватной угрозам и вызовам XXI века, необходимо отнести следующие.

Во-первых, изменение законодательства в области  трудовой миграции относительно миграции российских граждан за рубеж и  иностранных граждан в нашу страну на основе принятия миграционного кодекса  РФ, совершенствования национальной правовой базы, введения визового режима со странами СНГ и заключения двухсторонних  межправительственных соглашений для  обеспечения социальных прав граждан, работающих в двух странах и подготовке условий для присоединения России к международным правовым актам  о защите прав мигрантов; облегчение процедур получения гражданства  для некоторых категорий граждан. Во-вторых, формирование эффективных  механизмов защиты российского рынка  труда и приоритетного права  граждан страны на занятие рабочих  мест на основе создания министерства по миграционным процессам, повышения  эффективности взаимодействия федеральных  и региональных органов власти, усиления миграционного контроля на границах государства и всей территории страны, применение жестких санкций к  транспортным организациям, которые  ввезли нелегальных мигрантов, повышение  ответственности предпринимателей за использование нелегальной рабочей  силы и иностранных граждан за незаконное пребывание в стране, формирование действенного контроля за использованием работодателями иностранной рабочей  силы и соблюдение ими установленных законодательством условий данного использования. Отсутствие должной правовой защиты мигрантов, социальных гарантий, медицинского облуживания и профессиональной учебы толкает их в криминальную среду, под патронаж этнических диаспор. В-третьих, формирование единого информационного пространства, позволяющего эффективно взаимодействовать различным федеральным, региональным и местным органам власти, осуществляя своевременный обмен информацией. В-четвертых, создание стимулов возврата на родину мигрантов, ранее выехавших за рубеж, прежде всего высококвалифицированных мигрантов. В-пятых, развитие международного сотрудничества в целях улучшения регулирования процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы, так как проблемы пространстводействия нелегальной миграции имеют значительные региональные особенности.

Литература


Информация о работе Сергей Метелев: Нелегальная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие страны