СП как источник привлечения инвестиций

Автор: Анна Судинко, 22 Ноября 2010 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение деятельности СП, их роли в привлечении иностранных инвестиций, анализ политики стимулирования создания СП и выработка предложений по совершенствованию политики государства в отношении совместных предприятий в трансформационной экономики Беларуси.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Совместное предприятие и его роль в привлечении инвестиций 5
Глава 2. Основные направления и инструменты политики стимулирования создания СП 12
Глава 3. Особенности инвестиционного климата РБ, его влияние на инвестиционную деятельность и деятельность совместных предприятий в РБ 15
3.1. Инвестиционная деятельность СП на территории РБ
15
3.2. Инвестиционный климат РБ
18
Заключение 28
Литература 30
Приложение 1 32
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

CП как источник привлечения инвестиций.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

Кафедра Мировой экономики 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему

«CП как источник привлечения инвестиций»  
 
 
 
 
 
 

\ 
 
 
 
 
 
 

Минск

2003 
Содержание

Введение 3
Глава   1. Совместное предприятие и его роль в привлечении инвестиций 5
Глава 2. Основные направления и инструменты политики стимулирования создания СП 12
Глава 3. Особенности инвестиционного климата РБ, его влияние на инвестиционную деятельность и деятельность совместных предприятий в РБ 15
    3.1. Инвестиционная деятельность СП на территории РБ
15
    3.2. Инвестиционный климат  РБ
18
Заключение 28
Литература 30
Приложение 1 32
Приложение 2 33

 

Введение

      Функционирование  экономики переходного периода  характеризуется целым комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Одной из них является проблема привлечения инвестиций.

  Практически все развитые и развивающиеся  страны, особенно в последние 20 лет, активно привлекают в экономику зарубежные инвестиции, прежде всего, в форме частных вложений. По оценкам, общий объем вывезенных прямых инвестиций в мире к 2002 году составил около 800 млрд. долларов. (6, с.51)

      Доля  иностранных инвестиций, привлеченных Республику Беларусь, в общей структуре капитальных вложений, составляет около 4%. Основная часть из них представляет связанные товарные кредиты, то есть кредитные иностранные инвестиции, возврат которых гарантирует государство. Однако общепризнанно, что для государства наиболее выгодным являются прямые иностранные инвестиции, поскольку инвестор действует на свой страх и риск, и его вложения не ложатся на внешний долг страны.

      В связи с этим научное осмысление роли и места иностранных инвестиций и совместных предприятий в национальной экономике, анализ зарубежного опыта и формирования на его основе целостной системы государственного регулирования данных областей в условиях переходной экономики Республики Беларусь приобретает особую актуальность, которая и обусловила выбор темы курсовой работы.

      Целью работы является изучение деятельности СП, их роли в привлечении иностранных  инвестиций, анализ политики стимулирования создания СП и выработка предложений  по совершенствованию политики государства  в отношении совместных предприятий в трансформационной экономики Беларуси.

      Для достижения поставленной цели в работе рассмотрена экономическая сущность иностранных инвестиций, виды и формы  их проявления в экономике, а также  их роль в экономике страны. Также  дается анализ инвестиционного климата для иностранных инвесторов в Республике Беларусь, рассматривается динамика создания предприятий с иностранными инвестициями, их эффективность.

      Говоря  о степени научной разработанности  темы, следует отметить, что проблема государственного регулирования прямых иностранных инвестиций является мало изученной, так как сама возможность привлечение частного иностранного капитала в экономику Беларуси возникла только после краха тоталитаризма.

      Вместе  с тем, в последнее время появился целый ряд работ, посвященных экономическим и управленческим аспектам инвестирования в Республике Беларусь. Внимания заслуживает монография В.В. Новика «Государственное регулирование иностранных инвестиций в условиях переходной экономики Республики Беларусь», содержащая глубокий анализ современного состояния инвестиционного процесса в Республики Беларусь, а также политики государства в отношении иностранных инвестиций. Определенный интерес представляют также серия публикаций Елены Петриченко на тему: «Обоснование необходимости привлечения и использования инвестиций в форме создания совместных предприятий» и Николая Грачева на тему: «Прямые иностранные инвестиции: какие уроки может извлечь Беларусь из опыта других стран с переходной экономикой?». Выводы, содержащиеся в названных работах, во многом корреспондируют с позицией автора настоящей курсовой работы.

     При подготовке работы, кроме нормативных  актов, научных монографий и статей широко использовалась статистическая информация Министерства статистики и  анализа, Европейского банка реконструкции и развития, UNCTAD, а также рабочие материалы Министерства иностранных дел. 

 

Глава 1: Совместное предприятие и его роль в привлечении инвестиций

     Современный этап развития международного бизнеса  характеризуется глубокими изменениями во всей его системе. Существенной чертой его становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельности в области международного бизнеса. В связи с процессом глобализации ни одно явление в обществе, независимо от того, какого оно характера – экономического, политического, юридического – нельзя рассматривать изолированно. Глобализация международного бизнеса проявляется, прежде всего, в активизации в последние годы деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и в появлении корпораций, находящихся на высшей ступени их развития – глобальных ТНК. Основные принципы деятельности крупных компаний, действующие в 80-е годы, – экономия, гибкость, маневренность и компактность – сменились на ориентацию на экспансию и рост, наиболее проявившиеся в последние два года. Этот вывод уже не в первый раз подтверждают исследования, публикуемые в журнале IndustryWeek и проводимые совместно с рейтинговыми агентствами Dun&Bradstreet и Moody’s Investors Service на основе анализа деятельности и установления рейтинга 1000 крупнейших в мире производственных компаний. Рост компаний происходит прежде всего путем их слияния и поглощения других компаний. К такой стратегии прибегают в настоящее время и многие успешные фирмы, возглавляющие рейтинги крупнейших компаний. Но не удовлетворяясь только суммированием уже существующих долей рынка в условиях слияния компаний, большинство ТНК избирают стратегию освоения новых рынков и прежде всего рынков Азии и территории бывшего СССР. Причем рынок СНГ многими экспертами рассматривается как один из наиболее перспективных.

     ТНК в своем развитии и функционировании опираются на всевозможные организационные  формы ведения международного бизнеса. Осуществляя экспансию рынка, перед  корпорациями, как правило, встает проблема выбора из всех возможных в нашей стране наиболее эффективных организационных форм осуществления международного бизнеса с учетом действующих объективных и субъективных факторов.

     Среди всего разнообразия организационных  форм международного бизнеса можно выделить три группы:

  • организационные формы международного бизнеса с закреплением их юридического статуса в стране базирования, т.е. с созданием юридических лиц (предприятия с иностранными инвестициями);
  • организационные формы международного бизнеса с закреплением их налогового статуса, но без создания юридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридических лиц);
  • организационные формы международного бизнеса, основанные на договорных отношениях (без создания юридических лиц и закрепления налогового статуса).

     Из  первой группы форм осуществления международного бизнеса, представляющих собой предприятия  с иностранными инвестициями, можно  выделить две группы компаний:

  • предприятия, на 100% принадлежащие иностранному инвестору;
  • предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные компании).

     Кроме того, организационные формы осуществления  международного бизнеса с закреплением их юридического статуса могут быть созданы в виде дочерней, ассоциированной  или полностью самостоятельной компании.

     Нам интересна именно вторая группа предприятий, поэтому перейдем к детальному их рассмотрению.

     Одно  из общепризнанных в мировой практике определений гласит: “Совместное  предприятие (СП) – это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которые объединили свои усилия с целью создания прибыльного долгосрочного бизнеса”. (14)

     Учреждение  совместной фирмы всегда основывается на договоре, которым определяются права и обязанности партнеров по отношению друг к другу и перед третьими лицами.

     Понятие международного совместного предприятия  используется для обозначения предприятий (фирм), находящихся в совместной собственности двух или более  владельцев (юридических и физических лиц), основанных на смешанной собственности разных стран. Именно такого вида предприятия были наиболее распространены в России в начале 90-х годов. Причем в те годы достаточно часто встречались терминологические ошибки. Многие считали, что СП – это организационно-правовая форма осуществления бизнеса. А ведь совместное предпринимательство – это только отражение сути операций международного бизнеса, при этом организационно-правовая форма может быть любой (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.п.).

     Важным  признаком СП является совместная собственность  партнеров на конечный продукт. По этому  признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов между партнерами.

     СП  являются единственно возможной  формой совместной собственности на средства производства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров  к эффективному и долгосрочному сотрудничеству. Любые другие операции международного бизнеса, будь то импортно-экспортные контракты, кооперационные соглашения, аренда оборудования за рубежом или торговля лицензиями, франчайзинг, ориентированы на определенные сроки действия, порой близкие по времени к моменту заключения соглашений. Создание СП связано с решением множества проблем стандартизации и сертификации производства, материально-технического обеспечения, обхода существующих во многих странах экспортных ограничений.

     Важными побудительными мотивами создания совместных предприятий выступают трудности самостоятельного проникновения на внешние рынки, недостаточное знание зарубежной хозяйственной среды и необходимость объединения усилий партнеров в условиях растущей неопределенности экономического развития, а порой и национальное законодательство, ограничивающее 100%-ную иностранную собственность в отдельных отраслях и сферах. Особое значение при этом принадлежит обмену организационным, управленческим и технологическим опытом, взаимному использованию сбытовой и сервисной инфраструктуры партнеров.

     Многие  иностранные компании понимают, что, привлекая при учреждении нового предприятия на территории другого  государства местный капитал, стремясь установить хорошие связи с местными властями, они подыгрывают национальным чувствам и снижают остроту критики в свой адрес (тем самым уменьшая опасность национализации или экспроприации), а также получают возможность контроля продаж на местном рынке. Несмотря на важность всех вышеперечисленных факторов, основная причина совместного владения собственностью за границей кроется все-таки в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, находящихся в разных странах, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих предприятий.

     Компании  также иногда вынуждены объединять свои ресурсы для борьбы с более  крупными и мощными конкурентами. Порой для сокращения издержек, неизбежных при открытии новых предприятий, группы иностранных инвесторов создают совместные компании в третьих странах. Например, Ford (США) и Volkswagen (Германия) создали в Бразилии совместное предприятие по сборке автомобилей “Аутолатина”. (14)

Информация о работе СП как источник привлечения инвестиций