Свободная международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Свободная международная торговля - источник роста благосостояния нации. Вместе с тем она является одной из наиболее конфликтных сфер экономики. Здесь сталкиваются интересы импортеров и экспортеров, то и дело возникают "торговые воины". К тому же, несмотря на выгоды международной торговли, все государства различным образом регулируют ее.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

    Введение

 

       Свободная международная  торговля - источник роста благосостояния нации. Вместе с тем она является одной из наиболее конфликтных сфер экономики. Здесь сталкиваются интересы импортеров и экспортеров, то и дело возникают "торговые воины". К  тому же, несмотря на выгоды международной торговли, все государства различным образом регулируют ее. Одной из форм регулирования является протекционизм - политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными. Защита национальной экономики от чрезмерного натиска импортных товаров осуществляется, прежде всего, с помощью таможенных пошлин (тарифов).

  1. Свобода торговли и протекционизм  как формы внешнеторговой политика государства.
 
 

     Внешнеторговая  политика - это совокупность государственных средств и методов в сфере внешней торговли, направлена на регулирование экспорта и импорта. Реализация внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях, в целом и по отдельным странам, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей, сохранение стабильности и устойчивости взаимосвязей.

     Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеторговую деятельность, к ее сфере относится международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

     Основной  целью внешнеторговой политики является создание благоприятных внешних  условий для расширенного воспроизводства  внутри страны, к которым относятся:

     · изменение способа и степени  включения данной страны в международное  разделение труда;

     · изменение объема экспорта и импорта;

     · изменение структуры внешней  торговли;

     · обеспечение страны необходимыми ресурсами;

     · изменение соотношения экспортных и импортных цен.

     Государственное регулирование международной торговли может быть:

     1) Односторонним, когда инструменты  государственного регулирования  используются правительством страны  в одностороннем порядке без  согласования или консультации с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политической напряженности между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот).

     2) Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересы другой, страны могут согласовывать технические требования по маркировке, упаковке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и пр.

     3) Многосторонним, когда торговая  политика согласовывается и регулируется  многосторонними соглашениями. Примеры  многосторонней политики включают  Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашение о сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС).

     В зависимости от масштабов вмешательства  государства в международную  торговлю различают протекционистскую  торговую политику и политику свободной торговли.

     1) Протекционизм - политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. Это система государственного регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных условий фирмам-резидентам. Инструменты протекционизма : таможенные пошлины, тарифы (делятся на адвалорные, т.е. пошлина с цены товара; специальные; автономные; договорные) и субсидии.

     2) Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. К основным методам свободной торговли относят: демпинг (продажа товаров по искусственно заниженным ценам); нетарифные методы регулирования (рецензирование и стандартизирование).

     Политика  протекционизма, как и политика либерализма  в чистом виде не проводится. Различные  степени протекционизма встречаются  постоянно и зависят от уровня экономического развития той или  иной страны. Развитие протекционистских  тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

    • селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или товаров;
    • отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
    • коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
    • скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

     И протекционизм, и свобода торговли отражают, прежде всего, реакцию тех  или иных государств на изменения  в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. Как правило, в своей внешнеэкономической политике государства используют оба инструмента регулирования в зависимости от определенного рынка, вида товаров или услуг. Это может быть установление минимально гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, прямые субсидии производителям, льготные условия приобретения средств производства, квотирование объемов производства, установление ограничений на импорт с целью защиты национальных фермеров и пр.

1.1 Преимущества и недостатки протекционизма.

 

     Что лучше – протекционизм, который  дает возможность развития национальной экономики, или свободная торговля, которая развивается на основе свободных  рыночных сил и выявляет наиболее конкурентоспособные отрасли хозяйства страны? В 50-е-60-е годы был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х начала проявляться обратная тенденция – страны стали отгораживаться все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях.

     В торговле между развитыми странами – это продукты сельского хозяйства, текстиль, одежда, сталь. В торговле между развитыми и развивающимися странами – промышленная продукция развивающихся стран.  К преимуществам протекционизма (это касается тарифов) можно отнести следующие черты:

     1) Протекционизм защищает молодые  отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, хотя бы временной, могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, часто цена ее выше цен товаров-конкурентов, а качество ниже. 
Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут платить более высокие цены, но с надеждой на снижение их в перспективе.

     2)Пошлины  и налоги являются источником  дохода государства. Во многих  развивающихся и слаборазвитых  странах эта статья доходов  важна для бюджета. 

     3)Протекционизм  борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями произойдет сокращение рабочих мест, что вызовет дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Например, США поддерживают свою автомобильную индустрию в надежде, что в будущем она будет производить более дешевые автомобили, чем в Японии. В долгосрочном периоде потребители не будут платить высоких цен за машины, поскольку должны проявиться плоды инвестиционных программ, выраженные в более высокой производительности и в снижении цен.

     4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. 
Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо для обеспечения национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей. Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.

     У протекционизма имеется ряд следующих  недостатков:

     1)Протекционизм  создает благоприятные условия  для возникновения и поддержки  внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере,  т. к. он ограничивает конкуренцию.

     2)Протекционизм  замедляет экономический рост. Тарифы  ведут к сокращению объема  международной торговли, в целом  отрицательно воздействуя на  мировую экономику и на уровень благосостояния страны. 
Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (напр. географическое положение и т.п.) Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы с более эффективных производств в пользу менее эффективных, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

     3)Протекционизм,  в частности, одностороннее введение  тарифов, нередко приводит к  торговым войнам и подрыву  международной торговли. Страна, вводящая  в одностороннем порядке импортный  тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.

     4) Протекционизм не способствует  снижению цен. Импортная продукция  дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.

     5)Протекционизм  косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран  при защите внутреннего рынка  от их производителей, государство  сокращает их доходы и возможность  экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные (и не только) товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства.

     Это ведет к росту цен, падению  конкурентоспособности национальных товаров. Т.е., у протекционизма есть как положительные, так и отрицательные стороны. Нужно подчеркнуть, что в чистом виде протекционизм невозможен, так же, как и невозможна совершенно свободная торговля.

1.2. Регулирование внешнеторговой политики.

 
 

     В сфере внешнеторговой политики центральный вопрос: что выбирать для обеспечения экономического развития страны - свободу торговли или протекционизм?

     Хотя  установлено, что развитие внешней  торговли ускоряет экономический рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рынка порождает серьезные социально-экономические проблемы.

     1. Конкуренция иностранных товаров  может ухудшить экономическое  положение отраслей хозяйства,  вызвать их разорение и увеличить  безработицу. 

     2.      Зависимость от импорта, может принести, к нежелательной зависимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).

     3.      Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебаний валютных курсов и цен на мировом рынке.

     Противоречивое  влияние внешней торговли на экономику  создало два противоположных  подхода к ее развитию:

     1.   Протекционизм

     2.   Защита свободы торговли

     В борьбе этих двух подходов вырабатывались меры государственной внешнеторговой политики.

     1. Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.

     Какие аргументы можно выдвинуть в  защиту протекционизма?

     а) Защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть только что появившимся отраслям промышленности, неспособным выдержать реальность международной конкуренции. Огражденные таким образом рынки могут привлечь капиталы, которые будут участвовать в развитии национальной промышленности;

Информация о работе Свободная международная торговля