Свободная международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Свободная международная торговля - источник роста благосостояния нации. Вместе с тем она является одной из наиболее конфликтных сфер экономики. Здесь сталкиваются интересы импортеров и экспортеров, то и дело возникают "торговые воины". К тому же, несмотря на выгоды международной торговли, все государства различным образом регулируют ее.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Доля  экспорта продовольственных товаров  в январе 2010 года составила 2,2% (в  январе 2009 года – 1,9%). Стоимостной объем  поставок продовольственных товаров  увеличился по сравнению с январем 2009 года на 64,2%. Физические объемы поставок пшеницы увеличились на 84,3%, ячменя – в 2,8 раза.

     Доля  экспорта машин и оборудования в  январе 2010 года составила 1,6% (в январе 2009 года – 3,7%). Стоимостной объем  поставок электрооборудования возрос на 27,0%, вместе с тем сократились поставки средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) на 82,3%, механического оборудования – на 40,4%, железнодорожного оборудования – на 29,7%.

     В экспорте в страны СНГ в январе 2010 года доля топливно-энергетических товаров составила 64,0% от всего экспорта в эти страны, что на 15,5 процентных пункта выше, чем в январе 2009 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с январем 2009 года в 2,4 раза. Физические объемы экспорта угля каменного возросли в 2,1 раза, кокса – на 71,2%, газа природного – в 3,8 раза, керосина – на 21,0%. Поставки нефти сырой снизились на 16,8%, нефтепродуктов – на 33,9%, в том числе: бензина автомобильного – на 11,1%, дизельного топлива – на 55,9%.

     В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля металлов и изделий из них в январе 2010 года составила 7,4% (в январе 2009 года – 11,3%). Стоимостной объем данной товарной группы увеличился по сравнению с январем 2009 года на 17,6%. Физический объем экспорта черных металлов и изделий из них возрос на 49,5%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – в 3 раза.

     Доля  машин и оборудования в январе 2010 года составила 8,1% (в январе 2009 года – 10,9%). Увеличение стоимостных объемов  экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД. Исключение составили средства наземного транспорта, кроме железнодорожного и инструменты и аппараты оптические, стоимостные объемы которых снизились по сравнению с январем 2009 года на 53,0% и 18,1% соответственно.

     Доля  продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья в  январе 2010 года составила 4,5% (в январе 2009 года – 10,8%). Стоимостной объем  этих товаров снизился по сравнению  с январем 2009 года на 24,6%.

     Удельный  вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе 2010 года составил 6,7% (в январе 2009 года – 8,0%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 3,4% (5,5%). Стоимостные объемы экспорта указанных товарных групп возросли по сравнению с январем 2009 года на 48,9% и 9,9% соответственно.

     В сентябре 2010 года  — падение экспорта приостановилось, что положительно сказалось на динамике сальдо торгового баланса, которое несколько возросло по сравнению с предыдущим месяцем и составило 49% от уровня июля 2008 года.

     В сентябре 2010 года устойчивая тенденция  к сокращению относительно предыдущего  месяца стоимостных объемов экспорта была преодолена. По сравнению с  августом 2010 года экспорт товаров  в сентябре увеличился на 1,9% главным  образом за счет увеличения вывоза сырой нефти, природного газа при одновременном росте физических объемов поставок и контрактных экспортных цен. Возрос экспорт продукции машиностроения, необработанных лесоматериалов.

     В сентябре 2010 года стоимость экспорта товаров по сравнению с июлем 2008 года снизилась на 32,8%, что обусловлено главным образом снижением контрактных цен.

     Более 80% общего снижения пришлось на сырую  нефть (42,3% от уменьшения объема экспорта в целом), нефтепродукты (22,4%), природный  газ (17,7%) и товары, относящиеся к прочему экспорту (15,7%).

     В товарной структуре экспорта в сентябре 2010 года по сравнению с июлем 2008 года снизилась доля энергетических товаров (с 68,4% в июле 2008 года до 64,2% в сентябре 2010 года), одновременно увеличилась  доля машин, оборудования и транспортных средств (с 4,5% до 8,3%) и цветных металлов (с 2,6% до 3,9%).

     В сентябре 2010 года по сравнению с  июлем 2008 года сократился экспорт 8 из 12 рассматриваемых товарных позиций:

    • полуфабрикатов и проката из железа и нелегированной стали — на 48,5%,
    • природного газа — на 45,5%,
    • необработанных лесоматериалов — на 41,7%,
    • минеральных удобрений — на 41,1%,
    • нефтепродуктов — на 39,8%,
    • сырой нефти — на 34,3%,
    • прочего экспорта — на 27,6%,
    • цветных металлов (медь, никель, алюминий) — на 1,5%.

     Непрерывный рост (по сентябрь 2010 года включительно) сезонно скорректированных стоимостных объемов экспорта имеет место для машин, оборудования и транспортных средств (3 месяца).

     В сентябре 2010 года после 4 месяцев непрерывного роста прервался цикл систематического увеличения экспорта каменного угля.

     В течение 6 месяцев непрерывно снижались  стоимостные объемы экспорта нефтепродуктов, 5 месяцев — цветных металлов и полуфабрикатов, проката из железа и нелегированной, 4 месяцев — пшеницы.

     В сентябре 2010 года прервался цикл непрерывного сокращения объемов экспорта нефти и природного газа (после 6 месяцев снижения), а также прочего экспорта (после 4 месяцев уменьшения). Одновременно увеличился экспорт:

    • машин, оборудования и транспортных средств — на 22,7%,
    • обработанных лесоматериалов — на 13,2%,
    • каменного угля — на 10,2%.
 

      

3. Россия и ВТО.  Цели и задачи  присоединения

       

     В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО. Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень. Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений.

     Образно говоря, этот шаг означает присоединение  России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом  рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что условия присоединения к ВТО — компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров; компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких условий, их обуславливающих. Здесь перед Россией стоит сложная задача — определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами (прежде всего, это большие масштабы и низкие издержки производства), позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке. Не менее важно отстоять право России на разумный протекционизм в отношении отраслей, составляющих фундамент экономики страны, право на поддержку сельского хозяйства в переходный период и, наконец, перевести на язык конкретных условий присоединения к ВТО положение, содержащееся в статье 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и говорящее о том, что страна, «находящаяся в процессе перехода от центрально-планируемой к рыночной экономике, может применять меры и программы, необходимые для такой трансформации».

     Далее целесообразно подчеркнуть, что  ГАТТ в его нынешнем и будущем  виде не запрещает протекционизм, разрешает  повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных, иногда четко обозначенных, иногда более общих правил, правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО не ослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики (как производителей) и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира. Переговоры о присоединении России к ВТО носят крупномасштабный характер. В них вовлечены несколько десятков ведомств и правительственных органов, они требуют организации и координации переговорного процесса.

     Уже на начальной стадии переговоров  определилась проблема четкого определения  баланса национальных экономических  интересов России (обеспечивающих ее национальную экономическую безопасность и целостность) и интересов отдельных групп предпринимателей, производителей и потребителей всех форм собственности. Наряду с общими принципиально важными вопросами стратегического характера и долгосрочными экономическими проблемами в орбите переговоров оказались узкие конкретные, иногда технические вопросы, от решения которых во многом будет зависеть эффективность работы механизма внешнеэкономических связей страны, возникли проблемы и вопросы на уровне законодательных и исполнительных властей, федеральных и региональных органов власти, на уровне производителей и потребителей. Наконец, ход и итоги переговоров во многом будут зависеть не только от позиции России и хода переходных процессов, но и от того, как пойдет процесс становления Всемирной Торговой Организации и какова будет действенность новых международных правовых и организационных структур, создаваемых в рамках ВТО. Путь во Всемирную Торговую Организацию начинается с определения условий присоединения России к Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле. До начала 1995 года аббревиатура «ГАТТ» обозначала одновременно крупнейшее межправительственное многостороннее торговое соглашение, положения и нормы которого создавали и создают правовую базу для мировой торговли и сложившуюся на базе Соглашения международную организацию, в круг ведения которой входили вопросы торговых отношений между участвующими в ГАТТ странами (наблюдение за тем, как ими соблюдаются нормы ГАТТ, разрешение споров и конфликтных ситуаций и др.). Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминации. По существу, ГАТТ выполняло и продолжает выполнять роль многостороннего торгового договора для 148 участвующих в нем государств, заменяя в этом качестве громоздкую систему из многих тысяч двусторонних торговых договоров.

     Все это получит Россия, присоединившись  к ВТО. Важно и другое, интенсивное  развитие мировой торговли (только за 1970—1994 гг. стоимость мирового экспорта выросла в 12 раз, достигнув почти четырех триллионов долларов) не в последнюю очередь стало возможным потому, что национальные системы регулирования внешней торговли большинства государств формировались вокруг содержащихся в ГАТТ общих правовых и административных норм. По существу в мировой экономике в последней четверти нынешнего столетия происходил интенсивный процесс создания во многом унифицированного правового пространства, ставшего основой для развития мировой торговли. Огромную роль в этом сыграло ГАТТ, одно из ключевых положений которого обязывало каждую из участвующих в нем стран применять положения ГАТТ в максимально полном объеме, но не в противоречии с национальным законодательством, существовавшим на момент присоединения к ГАТТ.

     Часть II ГАТТ — это по существу кодекс правил международной торговли, которыми должны руководствоваться правительства (своеобразные «правила дорожного движения» на мировом рынке). Обязательство применять Часть II ГАТТ в максимально полном объеме создавало определенный порог для вступления в ГАТТ. Вступающие страны могли преодолеть его только «подтянув свое национальное внешнеторговое законодательство к нормам ГАТТ». А это, в свою очередь, означало, что, соответствуя нормам ГАТТ, национальные системы регулирования внешней торговли становились совместимыми друг с другом. Таким путем ослаблялись и устранялись многие барьеры в международной торговле и формировалась современная международная торговая система.

     Теперь  это условие стало более жестким, требуя от каждой участвующей в ГАТТ (и в ВТО) стороны полностью совместить свое национальное внешнеторговое законодательство с положениями ГАТТ - 1994 и другими правовыми документами ВТО. Присоединяясь к ВТО, Россия (ее экспортеры и импортеры) получает выход на это правовое пространство, опирающееся на ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, а также международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и нормами Генерального Соглашения по Торговле и Тарифам, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российскими предпринимателями. Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов, свободу транзита для своих товаров, согласно положениям ГАТТ о транзите; защиту от дискриминационного использования всей гаммы так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.); определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных политических преимуществ, которые, в конечном итоге, будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом. Есть еще одна непростая, но исключительно важная проблема — разрешение споров и конфликтных ситуаций во внешней торговле, предотвращение торговых войн и поиск компромиссов.

Информация о работе Свободная международная торговля