Свободная международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Свободная международная торговля - источник роста благосостояния нации. Вместе с тем она является одной из наиболее конфликтных сфер экономики. Здесь сталкиваются интересы импортеров и экспортеров, то и дело возникают "торговые воины". К тому же, несмотря на выгоды международной торговли, все государства различным образом регулируют ее.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Ситуация, сложившаяся на мировых рынках многих товаров в середине 90-х годов, делает эту проблему актуальной для  России. Механизм консультаций и поиска решения спорных и конфликтных  ситуаций развивался в рамках ГАТТ/ВТО на протяжении его более чем сорокалетней истории. Этот механизм позволяет находить решения по таким сложным вопросам, как неправомерное применение торговых мер, несправедливое использование антидемпинговых мер при экспорте товаров и по многих другим вопросам. Сейчас этот механизм будет действовать в рамках ВТО, но это лишь усиливает его роль. Кроме того, каждый год в рамках ГАТТ торгово-политический режим нескольких стран-участниц проходит довольно жесткий экзамен.

     Эта система наблюдения за развитием внешнеторгового регулирования стран-участниц ГАТТ (один из результатов Уругвайского раунда) начала действовать сравнительно недавно, но уже показала себя как механизм, оказывающий сдерживающее влияние на торгово-политические действия отдельных стран, поддерживающий нормальный климат во внешней торговле. Эта функция также переходит к ВТО. В рамках ВТО для этих целей создан специальный орган. Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран, а, напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

     Нельзя не упомянуть значения сложившейся на основе Генерального соглашения международной организации как организатора международных многосторонних торговых переговоров. Эта роль сейчас перешла к ВТО, но как можно предполагать, конкретные переговоры по торговле товарами будут проходить на основе и в рамках ГАТТ-1994. Анализ эволюции проблематики и числа участников многосторонних переговоров под эгидой ГАТТ показывает, что они приобрели ключевое значение в формировании международных условий, в которых развивается международная торговля, в том числе и внешняя торговля России. Торгово-политические итоги переговоров, будучи инкорпорированными в национальное законодательство стран-участниц, становились правовыми нормами, с которыми должны считаться и не участвующие в переговорах государства. Поэтому присоединение России к договоренностям последних туров переговоров, вошедших в ГАТТ, укрепит внешнеторговые позиции России на мировом рынке и откроет возможность для полноценного участия в будущих переговорах. Теперь уместно поставить вопрос: готова ли Россия к динамичным и результативным переговорам об условиях своего присоединения к ВТО?

     Конечный  ответ на этот вопрос дадут сами переговоры. Но одно, несомненно, анализ пути, который проделала Россия за эти годы с целью сближения  своего внешнеторгового режима с  нормами и принципами ВТО, дает в целом основание для позитивного ответа на этот вопрос. Вместе с тем, экзамен российского внешнеторгового законодательства странами-участницами ВТО в ходе переговоров, несомненно, поставит вопрос о совершенствовании многих нормативных актов России, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Этого не следует опасаться. Перевод на принципы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только с точки зрения облегчения присоединения России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев — это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля, которые облегчают развитие внешней торговли и содействуют этому. В свою очередь, присоединение России к этим договоренностям, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России. Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство». Вместе с тем, экзамен российского внешнеторгового законодательства странами-участницами ВТО в ходе переговоров, несомненно, поставит вопрос о совершенствовании многих нормативных актов России, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Этого не следует опасаться. Перевод на принципы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только с точки зрения облегчения присоединения России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев — это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля, которые облегчают развитие внешней торговли и содействуют этому. В свою очередь, присоединение России к этим договоренностям, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России. Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство».

     Членами Всемирной торговой организации  являются уже 148 стран мира, и в  ближайшие годы их число будет  увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.  Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

     Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к  ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами; международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов; возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО; защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.); Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; Доступ к международному механизму разрешения торговых споров; Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.    

3.1 Российская экономика: «за» и «против» вхождения в ВТО

 
 

     Логическим  продолжение российских реформ должно стать включение на равных правах отечественных товаров и услуг  в международную торговлю. Добиться этого можно путем вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако существующие мнения по поводу этой акции далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста.

     Но, выступая за или против вхождения  России в ВТО, необходимо иметь ясное  представление о том, будет или  нет баланс ожидаемых выгод и  обязательств от такого членства иметь  плюсовое значение.

     Почти половина (44%) россиян выступает за вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Об этом свидетельствуют  результаты опроса, проведенного Всероссийским  центром изучения общественного  мнения (ВЦИОМ).

     Лишь 22% респондентов настроены к ВТО враждебно и полагают, что такое вступление идет вразрез со стратегическими интересами страны.

     Вместе  с тем, считают эксперты ВЦИОМ, подобным доминированием "дружелюбия" россиян  к ВТО обманываться не следует, так  как за период с 2002 по 2006 год произошли  заметные сдвиги в сторону усиления скептических настроений: доля сторонников вступления России в ВТО в 2002 году составляла 56% против 44% в 2006 году.

     Если  в отношении доли сторонников  и противников в последние  два года имели место сдвиги в  ту или иную сторону, то доля россиян, затруднившихся ответить, имела однонаправленную тенденцию к росту. С 2002 по 2006 год ее величина увеличилась с 28 до 33%. По мнению экспертов ВЦИОМ, это означает, что с течением времени понимание ситуации среди россиян становится все худшим и худшим, а многолетние дискуссии о присоединении России к ВТО только сбивают население с толку.

     Региональные  настроения довольно сильно дифференцированы. Так, согласно результатам опроса, в  Дальневосточном федеральном округе наблюдается безоговорочная поддержка стратегии вступления в ВТО - 54,3% "за" и лишь 8,7% "против". В Центральном федеральном округе расклад сил уже не такой впечатляющий - 38 против 30%. По мнению экспертов, имеющиеся данные позволяют предположить, что в настроении россиян к ВТО прослеживается некая географическая закономерность: чем дальше регион от границы, тем меньше его жителей выступают за присоединение к ВТО. И наоборот: чем ближе он к границе, тем сильней желание присоединиться к ВТО. По всей вероятности, жители приграничных регионов имеют больше возможностей почувствовать на себе благотворное влияние притока иностранных товаров, считают эксперты.

     В 2006 году 30% россиян отдали свои голоса за то, чтобы вступить в ВТО как  можно скорее, в то время как 31% респондентов считает, что нужно повременить со вступлением, а 12% - что вступать не нужно вообще.

     В последние годы широко обсуждалась  проблема отечественных производителей, которые предположительно могут  пострадать от вступления России в ВТО.

     Опросы  показывают, что процент выступающих за поддержку отечественного производителя и ограничение доступа на российский рынок импортеров из-за рубежа значительно выше числа тех, кто выступает за отказ от поддержки отечественного производителя и снятие барьеров на пути зарубежных товаров в Россию. Так, в отношении защиты от конкуренции сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности соотношение сил "патриотов" и "космополитов" составляет соответственно 83,5 и 8,4%, для самолетостроения - 75,8 и 13,4%, для банковского сектора и страховых услуг - 65,3 и 17,9%.

     Опрос проведен 18-19 марта. В нем приняло  участие 1,6 тысячи человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и  республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. 

     Аргументы за и против вступления России в ВТО  

     Современная ситуация      Ситуация после присоединения
     Условия доступа российских товаров и  услуг на основные рынки сбыта  постоянно ухудшаются. В настоящее  время против России применяется  более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. ам. долл. Доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны.      Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий  доступа на рынки – снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений.
     Россия  изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны.      Россия  сможет принять участие в выработке  новых правил международной торговли, с учетом ее текущих и стратегических интересов.
     Расширение  ЕС за счет государств ЦВЕ и Прибалтики, по оценкам, существенно ухудшит условия доступа на рынки этих стран. Россия не имеет правовых возможностей для защиты своих интересов и получения компенсаций.      ВТО предоставляет возможность получения  компенсаций за ущерб, нанесенный в случае расширения таможенного союза ЕС.
     Законодательство  России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному  развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений.      Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства  для иностранных инвестиций.
     Субъекты  Федерации часто применяют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам.      В соответствии с нормами ВТО, участник должен привести все свое законодательство, в том числе на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами России.
     Лоббирование  интересов отдельным компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей.              Участие в ВТО существенно сократит возможности  лоббирования – Россия будет связана  жесткими обязательствами, в том  числе обязательством недискриминации.
     Таможенная  политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива.      Участие в ВТО подчинит политику регулирования  доступа на рынок строгим правилам.

Информация о работе Свободная международная торговля