Вступление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:14, реферат

Описание работы

Для соблюдения такого баланса необходимо решить целый ряд вопросов и проблем, связанных с приведением в соответствие законодательных и правовых актов, тарифной системы и других с мировыми нормами, действующими в рамках ВТО. Многое уже сделано на это пути, но проблемы еще остались, об этом свидетельствует тот факт, что Россия все еще не является членом ВТО.
Целью написания данного реферата является анализ проблем. Связанных со вступлением России в ВТО.
В работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- общие сведения об организации, ее структура, функции и правовая основа;
- цели вступления России в ВТО;
- переговоры России о вступлении по разным вопросам;
- возможные последствия при вступлении в ВТО;
- отраслевые последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 Характеристика ВТО 5
1.1 Основные данные об организации 5
1.2 Структура ВТО 6
1.2 Правовая основа ВТО 7
1.3 Основные принципы и функции ВТО 9
1.4 Основные преимущества от членства в ВТО 10
2 Россия и ВТО 11
2.1 Цели вступления России в ВТО 11
2.2 Переговоры по вступлению России в ВТО 11
2.2.1 Переговоры по тарифным вопросам 13
2.2.2 Переговоры по доступу на рынок услуг 16
2.2.3 Переговоры по системным вопросам 16
2.2.4 оПереговорыопоосельскохозяйственнойопроблематике 17
2.3 Возможные последствия вступления России в ВТО. Аргументы «за» и «против» 18
2.3.1 Возможные выгоды от вступления России в ВТО 18
2.3.2 Издержки от вступления в ВТО 19
2.3.4 Возможные последствия для отдельных отраслей 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

проблемы вступления в вто реферат).docx

— 106.29 Кб (Скачать)

       Их цель определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение, которых Россия получит после присоединения к ВТО.  
          К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры.  
          В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.  
         Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне
отарифнойозащиты. 
          Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %, уровень в настоящее время – 10,0 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно      14,8 %,   11,5  %  и 12,9  %.

     В рамках рассмотрения вопроса данных переговоров стоит отметить о неудачной политики России в отношении   торговых барьерах  в 2009 году. Далее приведем данные с официального сайта ВТО и России.

     Экономический блок правительства впервые заговорил  о переломе в таможенно-тарифной политике России.

     Экономический блок правительства расписался в  неэффективности своей протекционистской  политики. Накануне нового года Минэкономразвития (МЭР), Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отправили в Белый дом доклад, где, в частности, сказано, что повышение таможенных пошлин резко взвинтило цены на отечественную продукцию. Например, российские автомобили только за девять месяцев 2009 года подорожали на треть. По оценкам ВТО, потери отечественной экономики от заградительных барьеров составили 44 млрд руб. Экономический блок правительства впервые заговорил о переломе в таможенно-тарифной политике России. Так, в прошлом году произошел резкий перегиб в сторону протекционизма. Только за девять месяцев прошлого года было принято 23 правительственных постановления по повышению таможенных пошлин на 5—10 п.п. по различным отраслям.  
В документе впервые прописано: «Увеличивая стоимость товара, высокие таможенные пошлины могут сделать импорт экономически невыгодным. За счет ухода с рынка иностранных участников доля отечественных игроков и прибыль предприятий на рынке увеличивается независимо от инвестиционной стратегии компании». Разработчики доклада вынуждены были признать: в таких условиях стимулов для повышения эффективности российского производства попросту нет.  
            Ярким примером неэффективной таможенно-тарифной политики служит автопром. В документе сказано, что после принятия новых ввозных пошлин на автомобили ввоз подержанных иномарок за январь—сентябрь 2009 года рухнул на 75,7% к аналогичному периоду 2008 года. Причем отечественные автопроизводители воспользовались моментом и при снижении объемов производства повысили цены. Так, в январе—сентябре 2009 года импортные авто подорожали на 5,7%, зато цены на российские машины подскочили на 33,1%. В докладе прописано, что эти защитительные меры «увеличили рыночную власть предприятий, осуществляющих сборку и производство автомобилей в России».  
         «В условиях кризиса пошлины можно было не повышать, а если и делать это, то в ответ на конкретные шаги торговых партнеров России», — считает главный экономист Центра развития Валерий Миронов.  
В документе также отмечено, что, по оценкам ВТО, потери отечественной экономики в 2009 году от торговых барьеров составили 44 млрд руб.

     Между тем ожидается, что уже в этом году на некоторую продукцию будут отменены заградительные пошлины.

       По данным Центра исследования  экономической политики, в России  внешнеторговые барьеры выросли  в наибольшей степени — за  год в стране было принято  37 протекционистских мер, тогда  как в Германии — 16, в Великобритании  — 11, в Италии всего шесть.

       По данным предоставленным Федеральной Таможенной Службой был проведен сравнительный  анализ объемов внешней торговли России в первом полугодии 2008 и 2009 годов. На рисунке 3 представлена диаграмма объема внешней торговли России в 1 полугодие 2008 и 2009 гг. по обороту, экспорту и импорту товаров в денежном выражении.

     Как видно из рисунка объемы внешней  торговли России в 1 полугодии 2009г.сократились по сравнению с тем же периодом 2008г.

     В 1 полугодии  2009 года оборот составил 196,3 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-июнем 2008 года уменьшился на 45,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 167,6 млрд.долларов США (снижение на 45,1%), со странами СНГ – 28,7 млрд.долларов США (снижение на 47,3%)

     Экспорт России в I полугодии 2009 года составил 124,6 млрд.долларов США и по сравнению с I полугодием 2008 года уменьшился на 46,9%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 105,1 млрд.долларов США (снижение на 47,1%), в страны СНГ – 19,5 млрд.долларов США (снижение на 46,1%).

     Основной  причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в I полугодии 2009 года по сравнению с I полугодием 2008 года послужило резкое снижение цен мирового рынка энергоносителей и других основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, тогда как физические объемы экспортных поставок сократились незначительно.

     Основу  российского экспорта в I полугодии 2009 года в страны Дальнего Зарубежья по-прежнему составили топливно-энергетические товары.

     Импорт  России  в I полугодии 2009 года составил 71,7 млрд.долларов США и  по сравнению с I полугодием 2008 года снизился на 42,6%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 62,5 млрд.долларов США (снижение на 41,5%), из стран СНГ – 9,2 млрд.долларов США (снижение на 49,5%).  

     

     Рисунок 3 – Объем внешней торговли России в 1 полугодие 2008-2009гг. 

     Снижение  стоимости российского импорта  в I полугодии 2009 года обусловлено падением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров практически не изменились.

       2.2.2  Переговоры по доступу на рынок услуг

       Имеют своей целью согласование  условий доступа иностранных  услуг и поставщиков услуг  на российский рынок. К настоящему  времени переговоры со всеми  заинтересованными членами РГ  завершены.  
По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.).       Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции
овобудущем.

       2.2.3  Переговоры по системным вопросам

       Посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Сейчас работа по системным вопросам сконцентрирована на обсуждении текста этого документа.

       2.2.4 оПереговорыопоосельскохозяйственнойопроблематике

       Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы:

      - максимального объема государственной  поддержки субсидий), которую страна-кандидат  после присоединения сможет предоставлять  аграриям;

     - максимального уровня экспортных  субсидий, которые после присоединения  новый член ВТО смогут выделять  для поддержки своего сельскохозяйственного  экспорта.

     22 апреля 2008 г. состоялась очередная  многосторонняя встреча  по сельскому хозяйству. 
         23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие  Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы в поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год).  
          По итогам встреч было принято решение о необходимости продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по поддержке. 
         В целом техническая работа по вопросам сельского хозяйства близка к завершению. В настоящее время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада РГ, содержащего итоговые обязательства России по вопросам сельского хозяйства. Ожидалось, что в течение следующих месяцев работу по проекту раздела, а также по согласованию уровня обязательств по поддержке сельского хозяйства удастся завершить.

     Однако  вопрос об уровне поддержки сельхозпроизводителей  по-прежнему не решен. В своих последних  заявлениях в декабре 2009 года премьер-министр  РФ Владимир Путин, отвечая на вопросы  россиян во время "прямой линии", заявил, Россия стремится сохранить  нынешний уровень поддержки сельхозпроизводителей  или расширить его, вступая в  ВТО. 
"Нам бы хотелось, как минимум, оставить сегодняшний уровень поддержки, а, может быть, даже расширить поддержку агропромышленного комплекса", - сказал премьер. По его словам, пока этот вопрос не согласован с партнерами по ВТО, но все решения на переговорах будут приниматься с учетом мнения российских сельхозпроизводителей. 
          В рамках переговоров по присоединению к ВТО Россия настаивает на господдержке АПК в объеме 9 миллиардов долларов ежегодно в течение пяти лет после присоединения к ВТО, в то время как основные сельскохозяйственные экспортеры предлагают установить лимит в 3 миллиарда
одолларов. 
          Также Путин отметил, что будет продолжена кредитная поддержка российского АПК. 
         "В 2009 году по различным источникам в агросектор выдано кредитов в объеме 700 миллиардов рублей. Такого никогда не было, но и отдачи такой от сельского хозяйства тоже никогда не было. Все эти программы мы продолжим", - сказал он. 
          Кроме того, он отметил, что в сельском хозяйстве необходимо продолжать реализацию инвестиционных программ, внедрять современные технологии в секторе.

     2.3 Возможные последствия  вступления России  в ВТО. Аргументы  «за» и «против»

     Россия  не будет биться за присоединение  к Всемирной торговой организации  любой ценой. Существует лишь один вариант  присоединения - на стандартных условиях"- заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Поскольку этих самых "стандартных условий" присоединения к ВТО не существует, каждая страна договаривается отдельно, причем, как правило, в закрытом режиме, ответ Лаврова, думаю, понятен всем. Россия в ближайшее время, по крайней мере, пока продолжается кризис и пока не будет понятна посткризисная финансово-экономическая архитектура мира, ни в какую ВТО вступать не собирается.

     Однако, несмотря на неясность в этом вопросе, все же стоит попытаться дать оценку последствий вступления в организацию.

     Предполагают, что в течение первых 3-4 лет  после вступления в ВТО Россия сможет получить определенный выигрыш  за счет прекращения дискриминационных  мер в отношении российских экспортеров  сырья на внешних рынках. Отмена санкций позволит создать дополнительные рабочие места и нарастить  мощности на предприятиях, несущих  в настоящее время потери. Переходный период (от 5 до 8 лет), в течение которого будет осуществляться тарифная защита российских товаров, будет использован  для модернизации производства. Эксперты Всемирного банка исходят из того, что на первом этапе приток доступной по цене и качественной импортной продукции может привести к спаду производства на российских предприятиях и росту безработицы, однако считают, что приток прямых иностранных инвестиций в перспективе будет способствовать увеличению числа рабочих мест, росту объема налоговых поступлений и платежеспособного спроса населения, что станет дополнительным стимулом для экономики.

     Ясно  одно, что при вступлении России в ВТО последствия можно рассматривать как с положительной точки зрения, так и наоборот.

     2.3.1 Возможные выгоды  от вступления  России в ВТО

     К возможным выгодам относятся  следующие:

      -Россия получает выход в международное  правовое пространство.  При   этом появляется возможность  защиты от дискриминации нашего  экспорта  другими  странами.

       -Россия может получить выход на новые рынки услуг.

       -Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли.

Информация о работе Вступление России в ВТО