Вступление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:14, реферат

Описание работы

Для соблюдения такого баланса необходимо решить целый ряд вопросов и проблем, связанных с приведением в соответствие законодательных и правовых актов, тарифной системы и других с мировыми нормами, действующими в рамках ВТО. Многое уже сделано на это пути, но проблемы еще остались, об этом свидетельствует тот факт, что Россия все еще не является членом ВТО.
Целью написания данного реферата является анализ проблем. Связанных со вступлением России в ВТО.
В работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- общие сведения об организации, ее структура, функции и правовая основа;
- цели вступления России в ВТО;
- переговоры России о вступлении по разным вопросам;
- возможные последствия при вступлении в ВТО;
- отраслевые последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 Характеристика ВТО 5
1.1 Основные данные об организации 5
1.2 Структура ВТО 6
1.2 Правовая основа ВТО 7
1.3 Основные принципы и функции ВТО 9
1.4 Основные преимущества от членства в ВТО 10
2 Россия и ВТО 11
2.1 Цели вступления России в ВТО 11
2.2 Переговоры по вступлению России в ВТО 11
2.2.1 Переговоры по тарифным вопросам 13
2.2.2 Переговоры по доступу на рынок услуг 16
2.2.3 Переговоры по системным вопросам 16
2.2.4 оПереговорыопоосельскохозяйственнойопроблематике 17
2.3 Возможные последствия вступления России в ВТО. Аргументы «за» и «против» 18
2.3.1 Возможные выгоды от вступления России в ВТО 18
2.3.2 Издержки от вступления в ВТО 19
2.3.4 Возможные последствия для отдельных отраслей 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

проблемы вступления в вто реферат).docx

— 106.29 Кб (Скачать)

     Схематично  исполнительная власть ВТО представлена на рисунки 1 – Структура исполнительной власти.

     

     Рисунок 1 – Структура исполнительной власти

    1. Правовая  основа ВТО

     Правовую  основу ВТО составляют многосторонние торговые отношения соглашения (МТС).

     На  рисунке 2 - Правовая основа ВТО представлены основные направления соглашений.

     Все страны-члены ВТО принимают обязательства  по выполнению основных соглашений и  юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система  ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой  торговли товарами и услугами.  

     

Рисунок 2 – Правовая основа ВТО

     .

              Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

  1. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

     - Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.

     - Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947.

     - Соглашение по сельскому хозяйству.

     - Соглашение по текстилю и одежде.

     - Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм.

     - Соглашение по техническим барьерам в торговле.

     - Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей.

     - Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров).

     - Соглашение по предотгрузочной инспекции.

     - Соглашение по правилам происхождения.

     - Соглашение по процедурам импортного лицензирования.

     - Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.

     - Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг).

     - Соглашение по защитным мерам.

     2.  Генеральное соглашение по торговле услугами 
          3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 
          4. Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров 
          5. Механизм обзоров торговой политики  
          6. Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения:

         - Соглашение по торговле гражданской авиатехникой

         - Соглашение по правительственным закупкам.

     1.3 Основные принципы и функции ВТО

     Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий  конкуренции.

     Главные задачи ВТО - обеспечение ее справедливости и предсказуемости международной  торговли, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены  ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся  странам и проведения обзора национальной экономической политики государств". 
          Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

     Основные  правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты  прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики. 
          Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:  
          - взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ)
щвщторговле;  
         - взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам
щиностранногощпроисхождения;  
         - регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

             - отказ от использования количественных и иных ограничений;  
транспарентность
щторговойщполитики;  
          - разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др. 
           Важнейшими функциями ВТО являются:  
          - контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов
щУругвайскогощраунда
          - проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными
щстранами-членами; 
          -
щразрешениещторговыхщспоров; 
          - мониторинг национальной торговой политики стран-членов;  
техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;  
         - сотрудничество с международными специализированными организациями.

     1.4 Основные преимущества  от членства в  ВТО

     Общие преимущества от членства в ВТО можно  суммировать следующим образом:

     - получение более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на  основе предсказуемости и стабильности  развития торговых отношений  со странами-членами ВТО, включая  транспарентность их внешнеэкономической политики;

     - устранение дискриминации в торговле  путем доступа к механизму  ВТО по разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов  в случае, если они ущемляются  партнерами;

     - возможность реализации своих  текущих и стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного  участия в МТП при выработке  новых правил международной торговли.

     2 Россия и ВТО

     2.1 Цели вступления  России в ВТО

     Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

     Задача  ведущихся переговоров о присоединении  – добиться наилучших условий  присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок  в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

     К вопросу о дополнительных инвестициях, следует привести мнение министра экономического развития Эльвиры Хабибуллиной.

     "ВТО  – это не только вопрос доступа  на рынки. В том числе это  вопрос инвестиционной среды.  В мире ВТО - система координат,  система распознавания", - заявила  министр, выступая на конференции  "Россия и мир" в январе 2010.  
          "Если вы член ВТО – ваше законодательство соответствующее, у вас институты соответствующие. Инвесторам не надо тратить массу усилий, чтобы распознать эту среду, - отмечает министр. - При этом мы значительную часть работы по тому, чтобы привести свое законодательство в соответствие с нормами ВТО, в соответствие с обычными правилами инвестиций, торговли, уже сделали. Поэтому для нас важно вступление в эту организацию и с точки зрения создания инвестиционного климата - более привлекательного".

     2.2 Переговоры по  вступлению России  в ВТО

     В 1993 году Россия обратилась с официальной  заявкой о присоединении к  Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. 
          Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. 
          После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок  услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса  присоединения России к ВТО. 
           На современном  этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как  один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. – Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.  
       Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных  консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.

          Основой для проведения переговоров  являются документы и предложения,  утверждаемые Правительством Российской  Федерации. В рамках процесса  присоединения российская делегация  проводит переговоры поочетыремонаправлениям: переговоры по тарифным вопросам, переговоры по сельскохозяйственной проблематике, переговоры по доступу на рынок услуг, переговоры по системным вопросам.

     Переговоры  затянулись из-за того, что главные  партнеры Москвы по переговорам - Брюссель и Вашингтон - проявляли несговорчивость  и выставляли новые требования, в  частности, по пошлинам на лес и сборам за транссибирские перелеты, по уровню господдержки российского агропрома и по нормам фитосанитарного и ветеринарного контроля. 
        В конце 2008 года власти России заявили, что не намерены вести переговоры бесконечно. 
        В июне 2009 года главы правительств России, Казахстана и Белоруссии решили уведомить ВТО о вступлении в нее в качестве единой таможенной территории. Все три страны приостановили двусторонние переговоры по присоединению к организации на время проведения консультаций по формированию единой позиции Таможенного союза. 
       В октябре 2009 года было объявлено, что Россия, Казахстан и Белоруссия возобновят переговоры о присоединении к ВТО по отдельности, но на согласованных позициях.

     В декабре Правительство РФ приняло  решение о создании комиссии по экономическому развитию и интеграции  
Правительство РФ приняло решение о создании комиссии по экономическому развитию и интеграции, сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, в этой комиссии будут сосредоточены функции шести существующих комиссий. В частности, комиссия будет заниматься повышением устойчивости развития российской экономики, экономической интеграцией, мерами по вступлению в ВТО, а также экспортом, техническим регулированием, защитой интеллектуальной собственности и таможенно-тарифным регулированием.

     Переговоры  ведутся по трем направлениям:

    • переговоры по тарифным вопросам;
    • переговоры по доступу на рынок услуг;
    • переговоры по системным вопросам;
    • переговоры по сельскохозяйственной проблематике.

       2.2.1  Переговоры по тарифным вопросам

Информация о работе Вступление России в ВТО