Духовные истоки христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:44, реферат

Описание работы

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Содержание

1. Введение 3

2. Исторические и духовные истоки христианства 6

2.1. Исторические истоки 7

2.2. Духовные истоки 11

3. Заключение 15

Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

- духовные истоки.doc

— 158.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Поликарпов  В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1997, с.164.
    1. Исторические истоки
 

      Обращение к античности дает возможность понять не только условия рождения христианства, но и его изначальную сущность, его сложную природу, обеспечившую этой религии особую жизнеспособность, непрерывную регенерацию в различных формах, с разной степенью реализации своих начал, но без утраты основного мистического и реак-ционного качества.

     Христианская религия возникла в первые века нашей эры в рамках античного мира в ту пору, когда эта первая европейская цивилизация практически исчерпала возможности для дальнейшего прогрессивного развития, когда глубокий духовный кризис охватил все слои общества – от самих низов, подавленных и угнетенных рабов и жителей завоеванных окраин, до состоятельной и образованной верхушки. В социальных низах возрастает недо-вольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти

бунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают, но ищут иные формы своего удовлетворения.1 Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завер-шившийся в Римскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия различных национальных и племенных верований и обычаев – синкретизм. Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представ-лений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества.

      Политическая  реакция и социально-экономические  трудности порождали атмосфе-ру придавленности и безысходности, которая вызывала тягу к религии, стремление найти утешение в вере. Подобное состояние стало характерным для всех слоев античного об-щества, не исключая и высшие. Однако исторические трудности ощущались больше всего общественными низами. Ситуация осложнялась тем, что старые полисные религии все более становились анахронизмом, а поиски новых религиозных форм не приводили до поры до времени к такому варианту, который мог бы удовлетворить всех. Это лишь уси-ливало состояние духовного разброда и шатания.

      К исходу старой эры крах античных языческих  религий стал фактом. Но тогда же обнаружилась особенная тяга древнего общества к новой религии –  религии сострадания и утешения, что знаменовало собой настоящий  духовный поворот, исполненную глубо-чайшего мистицизма духовную революцию.

     Разумеется, сущность стремлений и надежд, которые  возлагались в античном мире на новую  религию, существенно отличалась у  разных слоев: у измученных гнетом низов  – надежды на скорое пришествие божественного спасителя – мессии, на скорую и по воз-можности близкую реальности перемену, включая избавление от страданий и угнетения; у более обеспеченных и привилегированных групп – на утешение и успокоение чисто ду-ховного свойства.2

     Необходимую ему религию утешения античное общество могло найти только само, то есть такая религия должна была возникнуть снизу, в самой гуще народной. При этом она должна была отличаться особым новым качеством, пафосом сострадания, человеч-ностью, и соответственно уровню социально-политического и духовного развития антич-ного общества концентрироваться на культе одного, единого, универсального божества. Такая религия и появилась в начале новой эры – это было возникшее среди эллинизиро-ванных иудеев христианство. Быстрая или сравнительно быстрая победа этой новой рели-гии над старыми античными культами объясняется именно тем, что она в высокой степе-ни обладала указанными выше качествами.

     Однажды зародившись, эта новая религия  в силу своей открытости, в силу реши-тельного разрыва с ритуалом и догмами старых верований, в том числе и  иудейских,  ско-

  1. Радугин А.А. «Введение в религиоведение: теория, история и современные религии», Курс лекций. М., 1996, с.148-149
  2. Л.Курбатов, Э.Д.Фролов, И.Я.Фроянов «Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь», Лениздат, 1988, с.9-10
 

ро стала  центром притяжения для всех, кто  искал утешения в вере. Это и  привело к тому, что очень быстро, буквально в рамках одного поколения, христианство перешагнуло рубе-жи Палестины  и разлилось по Переднему Востоку, а затем распространилось на централь-ные области античного мира.

      Возникшая первоначально в иудейской Палестине  и ближайшей диаспоре Сирии, Кипра  и Малой Азии, новая религия  развивалась на первых порах как  одна из иудейских сект, отличаясь  от остальных лишь большим упором на благочестие и верой в приход мессии. Поэтому христианское движение на этой первой стадии справедливо называют иудеохристианством. Первые христианские общины комплектовались преимущественно из иудеев.

     Действительно, христианство родилось как религиозное течение протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею все-общего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности. Первые христиане верили в близкий конец существующего миропорядка и установление “Царства Небесного”, благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет восстановлена справедливость, восторжествует праведность над неправедностью, бедные над богатыми. Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости - таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христианства сотни тысяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена. Страшный суд свершится и всем воздастся по их делам.

      Сильно  развитые эмоционально-мистические  и этические начала этого верования  как нельзя лучше шли навстречу  религиозным поискам  интеллигенции  и  народных  масс античных городов. Очищенное от характерных крайностей иудаизма, сплавленное с иде-ями античной философии и наделенное чертами популярных народных культов, это рели-гиозное течение оказалось лучшим претендентом на роль новой мировой религии. Моно-теистический характер христианства как нельзя лучше соответствовал и уровню религиоз-ных запросов, и форме объективной организации общества. Спекулятивное мышление или чувствование древних к тому времени вполне прониклось идеей единого божества, да и организация мировой империи, со своей стороны, тоже подводила к этой идее. За два первых века своего существования христианство распространилось по всей Римской им-перии. Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальным властям и не могла не вызвать чувства тревоги, а в известной степени встретила и враждебное отношение к себе со стороны государства. Как свидетельствуют исторические источники, христианство в первые три века своего существования было гонимой религи-ей. Христиан первоначально отождествляли с иудеями. Вначале враждебность местного населения разных провинций к христианам определялась не сущностью их учения, а их положением чужаков, отрицавших традиционные культы и верования. Примерно таким же образом к ним относились и римские власти.

     В то время против христиан велась активная идеологическая борьба. В обществен-ном сознании распространялись слухи о христианах как безбожниках, святотатцах, амо-ральных людях, совершавших каннибальские обряды. Однако эти гонения привели лишь к отпаданию от христиан части колеблющихся элементов, сама же церковь и ее организация укрепилась и закалилась в борьбе с государством.

     Отдельные императоры и правители провинций  в своей деятельности иногда пыта-лись, и небезуспешно, опереться на христианские общины. Сначала это происходило от случая к случаю, в 311 году римский император Галерий приказал отменить гонения хрис-тиан. Через два года Миланским эдиктом Константина и Лициния христианство было признано терпимой религией. Согласно этому эдикту, христиане имели право открыто совершать свой культ, общины получили право владеть имуществом, в том числе и недви-жимым. А в 324 году христианство было признано государственной религией Римс-кой империи.

     После этого христианство уже окончательно перестало быть религией рабов и  уг-нетенных: оно превратилось в господствующую религию, поддерживаемую государством.

     В период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви, с ее цен-трализацией и строгим выполнением предписаний высших должностных лиц. Став госу-дарственной религией, христианство превратилось и в господствующее мировоззрение го-сударства. Естественно, государство нуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно было заинтересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единого мировоззрения.

     Однако  характерно было практически всеобщее обращение за мистическим, иллю-зорным утешением в условиях, когда общество изверилось в возможностях реального пе-реустройства. Принятие во внимание столь отчетливой в христианстве мистико-этической стороны очень важно для понимания последующей живучести этого вероучения, той при-тягательной силы, которой оно долго обладало, а отчасти и обладает в глазах всех стра-дающих и сломленных духом. Вместе с тем важно и то, что, родившись в условиях ан-тичного общества, христианство усвоило целый ряд ценностей, созданных античной циви-лизацией, как духовного плана (элементы этических представлений и философских уче-ний, литературные формы и приемы и пр.), так и более осязаемого, так называемого инс-титуционного, и прежде всего саму общинную форму организации, постепенно развив-шуюся в церковь. Через эту общинную организацию христианство восприняло главней-ший принцип социального устройства, выработанного древними народами еще в доклас-совый период. Названные культурные ценности сообщили христианству дополнительную силу и жизнестойкость, благодаря которым оно долго, с успехом меняя свой лик, приспо-сабливалось ко все новым и новым условиям.

     Христианство  как религиозное явление, как  порождение мистического сознания с  самого начала было окутано таким покровом легенд  и  фантазий,  обладало  столь  страст-ным, бросающим вызов всякой логике, эмоциональным началом, что его усвоение и пос-тижение объявлялось христианскими доктринерами делом веры. Создателями христиан-ства это ощущалось с самого начала, а довольно скоро это убеждение обрело и осознан-ную литературную форму. Уже на рубеже II-III веков, то есть спустя  каких-нибудь полто-ра столетия после возникновения первых христианских общин, христианским  писателем Тертуллианом было сформулировано и с вызовом противопоставлено всех инакомысля-щим кредо христианской теологии: «Вот правило, или символ, нашей веры. Мы испове-дуем его всенародно. Мы веруем, что существует единым бог, творец мира, извлекший его из ничего словом своим, рожденным прежде всех веков. Мы веруем, что слово сие есть сын божий, многократно являвшийся патриархам под именем бога, одушевлявший пророков, спустившийся по наитию бога духа святого в утробу девы Марии, воплотив-шийся и рожденный ею; что слово это – господь наш Иисус Христос, проповедовавший новый закон в новое обетование царства небесного. Мы веруем, что Иисус Христос совершил много чудес, был распят, на третий день по своей смерти воскрес и вознесся на небо, где сел одесную отца своего. Что он вместо себя послал духа святого, чтобы просве-щать свою церковь и руководить ею. Что, в конце концов, он придет с великой славой даровать своим святым жизнь вечную и неизреченное блаженство и осудить злых людей на огонь вечный, воскресив тела как наши, так и всех других людей»1.

     Разумеется, эти положения могли быть приняты только на веру. Однако инакомыс-лящих этот символ веры удовлетворить не мог. Его фантастичность была непостижима средствами логики, и те, кто хотел оставаться на позициях рационалистического знания, должны были, взяв под сомнение фантастические догматы христианства, обратиться к фактам, документам, источникам и в них попытаться найти разумное объяснение явлению христианства. Такой подход был нащупан и опробован уже в древности первоначальными критиками христианства, представителями языческой интеллигенции,  хранившей   вер-

  1. Ранович А.Б. «Первоисточники по истории раннего христианства. Материалы и документы», М., 1933, с.166

ность традициям античного рационализма. До нас дошли – в переложении  ранних хрис-тианских писателей, полемизирующих с ними, – отрывки из сочинений этих первых кри-тиков, а вместе с тем исследователей христианства.

     Античные  критики христианства начали с изучения литературной традиции хрис-тиан, в  первую очередь традиции евангельской, посвященной христианскому мессии – Христу. Они нащупали путь, по которому пойдет также и новейшее источниковедение, которое, однако, не остановится на критическом отрезке, но продолжит движение и далее, в попытках обнаружить исходную историческую версию позднейшего разветвленного евангельского предания. Помимо суждений о творимой христианами литературной леген-де, античные ученые-рационалисты пытались более широко взглянуть на новую, форми- ровавшуюся на их глазах религию, оценить ее социальную природу и самый способ рож-дения и распространения. Так, у Цельса, автора направленного против христиан «Правди-

вого  слова» (известного в  переложении  христианского  писателя  Оригена),  мы  находим

важные  свидетельства о социальном составе первых христианских общин, в которые, как свысока подчеркивает этот представитель античной образованности, массами вливались низкородные, необразованные, рабы.1 Для нас в этих отзывах ценно указание на массо-вый, народный характер христианского движения, затронувшего глубинные слои антично-

го рабовладельческого общества. Высокомерие, с которым  судят о христианах первые критики  из среды античной интеллигенции, не делает им чести. Охваченные презрением к «грязи народной», они закрывали себе путь к правильной оценке того грандиозного об-щественного и духовного переворота, свидетелями которого были.

Информация о работе Духовные истоки христианства