Христианская антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Аристотель и его последователи относили это название к сумме опытных знаний и умозрений, относящихся по преимуществу к духовной сфере человеческого бытия. Аристотелю приписывают и самое название данной науки. В ходе своего развития антропология постепенно выходила за рамки философско-умозрительного ведения и, в конце концов, выросла в необъятную область доступных человеку знаний о самом себе и своем месте во Вселенной. Так как человеческая природа всегда представлялась познающему разуму состоящей из двух взаимовлияющих сфер: духовной и телесной, - то и труды антропологов относились или к психологии, или к физиологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Понятие об аскетике. Исихазм…………………………………………………...3

Гносеологические основы христианской антропологии………………………4

Христианская антропология и ее основные положения………………………………………………………...6

Происхожождение человека……………………………………………………...6

Строение человека………………………………………………………………..9

Тело……………………………………………………………………………….10

Душа……………………………………………………………………………...12

Метафизическое назначение человека…………………………………………18

Понятие о грехопадении………………………………………………………...20

Телесная смерть и бессмертие души…………………………………………...25

Список литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Антропология (готова).docx

— 78.81 Кб (Скачать)

     Дух нематериален, – поэтому неосязаем и невидим. Его существование отрицается материалистической идеологией. Но именно дух является тем стержнем, тем системообразующим компонентом, который формирует человека, как единое целое, как личность, созданную по образу и подобию Божию. Это своеобразная вертикальная составляющая, иная координата бытия.

     Душа  постигается нами как совокупность сознательной (куда входит и подсознательное), эмоциональной и волевой сфер деятельности человека. Эти сферы взаимосвязаны друг с другом духовно-нравственными стержнями.

     При ослаблении духовно-нравственных связей, при ''деформации'' или ''ломке'' этих стержней, некогда гармоничная структура  теряет целостность: возникают своеобразные ''сдвижки блоков''. Подобным образом  разваливается детская пирамидка, если удалить центральный стержень.

     Тело – это внешняя физическая оболочка, в которой обитает душа [4, с. 10].

      Христианская  антропология дает нам также признаки отличия души человеческой от душ животных.

      Главное отличие человеческой души от душ  животных заключается в том, что  человеческая душа может существовать без тела. Будучи соединена с телом  в единую ипостась, она, тем не менее, обладает свободой по отношению к  собственному телу, имеет свою особую, отличную от тела жизнь.

      Все отцы Церкви, высказывавшиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что  души животных смертны. Кроме того, души животных не обладают существенными  свойствами человеческой души, такими как независимость от тела или  самостоятельность, разумность, свобода  и бессмертие.

      Ключевым  моментом христианской антропологии является понятие об образе и подобии Божием в человеке.

      Самое значительное отличие материалистической антропологической парадигмы от христианской заключается в высочайшем достоинстве человека в последней. В общем и целом, все святые отцы согласны в том, что образ  Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Бог есть абсолютный разум, человек  тоже есть существо разумное. Бог существо духовное - человек тоже имеет в  себе духовную составляющую, душу. Бог  вечен - отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является творцом - человек также обладает творческими способностями, хотя, в  отличие от Бога, творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует  над всем миром, и человек также  наделен царским достоинством, призван  владычествовать над вселенной.

      Христианская  антропология говорит нам, что в  отличие от всех прочих тварей, человек  не только может быть причастен к  Божеству, он способен общаться с Богом, способен участвовать в Божественной жизни, предстоять Богу лицом к лицу. Но общаться может не что, а только кто, т.е. личность. Поэтому можно сказать, что образ Божий в человеке заключается, прежде всего, в том, что человек есть личностное существо. И в этом безличном мире он единственный является личностным образом личного Бога.

      Можно сказать, что образ Божий есть дар Божий каждому человеку, выражающийся в возможности быть причастником Божественной жизни, участвовать в  Божественных совершенствах.

      Подобие - проявление этого дара в жизни  человека и та мера, в которой  эта способность реализуется.

     Образ Божий есть то, что человеку дано: каждый человек, приходящий в мир, имеет  образ Божий. Подобие же напротив есть некоторая задача, которая стоит  перед человеком и которую  он должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия  относятся к сущности человека, это  есть существенные свойства человеческой природы, в то время как черты  подобия Божия раскрываются в  результате направленности человеческой воли к добру. Чертами образа Божия  обладают практически все люди, в  то время как черты подобия  Божия раскрывают далеко не все [5]. 

     Метафизическое  назначение человека.

     Методологически в вопросе о назначении человека христианская антропология выделяет три  аспекта: назначение человека по отношению  к Богу, назначение человека в отношении  к самому себе и назначение человека по отношению ко всему прочему  творению.

     Назначение  человека по отношению  к Богу есть познание Бога, соединение с богом, служение Ему.

     Назначение  человека по отношению  к самому себе достаточно разнится в материалистической и христианской антропологии.

     Психологический подход к человеку – это взгляд на человека как на существо, в общем  и целом весьма хорошее, которое  для счастливой жизни не нуждается  в Божественной помощи, так как  в человеке самом заложено все, что  нужно для самораскрытия, самореализации, расцвета личности, для достижения здесь на Земле гармоничной и  счастливой жизни.

     Идея  вечной жизни отвергается и обесценивается. Все внимание сосредоточено на этой временной жизни: успеть пожить, успеть испытать как можно больше разнообразных  ощущений, переживаний, взять от жизни  «всё» – комфорт, уважение и славу  в обществе, удовольствие от творческой работы, приятные отношения с друзьями; тепло и приятности семейного  очага. Если ты этого не достиг, то ты – неудачник, не умеешь жить, жизнь  прошла мимо тебя.

     В христианской антропологии подход к  человеку совершенно иной. Человек  – существо, созданное Богом для  вечности, и временная земная жизнь  – как проба, на что человек  годен. Или на жизнь с Богом  или на небытие (т. к. без Бога жизни  нет, ибо Бог и есть жизнь). Поэтому  цель нынешней, короткой человеческой жизни нашей – решить, жить или  не жить, быть или не быть, а если жить и быть, то подготовиться для  жизни вечной, соединиться с Господом уже сейчас и не разлучаться в  вечности. 
 

     Другими словами, назначение человека по отношению  к самому себе заключается в том, чтобы через раскрытие сил  и способностей, через деятельное устремление и приближение к  своему Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа меры богоподобия, т.е. теснейшего единения с Богом, стать «причастником  Божественного естества», сыном  Божиим по благодати, а вместе с тем  и достичь возможности участия  в Божественном блаженстве.

     Священное Писание говорит о цели человеческой жизни как о достижении совершенства в Боге и прославлении его. Например, в Евангелии от Мф. 5, 16 сказано: "Да светит свет ваш пред людьми, чтобы  они видели ваши добрые дела и прославляли  Отца вашего Небесного". В Евангелии  от Мф. 5, 48: "Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

      В других местах Священного Писания говорится  о назначении человека по отношению  к себе как о возрастании в  любви, посредством которой человек  соединяется с Богом и обретает вечное блаженство. Например, в 1 Ин. (4, 16): «Бог есть любовь, и пребывающий  в любви пребывает в Боге, и  Бог в нем», и в 1 Кор. 2, 9: «Не  видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

      Архимандрит Киприан (Керн) приводит слова св. Григория Паламы о назначении человека. Это - обожение. Вот что говорит св. Григорий: "От Бога всякий исшел, и к Богу идет…, чтобы, совлекшись плоти и противоборствующей дебелости, соделаться богом и духом, стать в чине светозарного ангельского лика… Такова цель жизни". И далее: "Если будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты…- созданный Бог, через Христовы страдания идущий в нетленную славу". "Сотворенный Богом" неоднократно называет св. Григорий человека. Этим исключается всякий лжеаскетический подход к человеку. Аскетика состоит не в убиении тела и никак не в унижении человеческого назначения, а в помощи человеку исполнить это свое назначение. Истинная духовность выражается не в презрении к телу, а в одухотворении всего психофизического состава человека [10, с. 152].

      Итак, можно сказать, что назначение человека по отношению к самому себе в христианской антропологии самое ответственное. Оно придает человеческой жизни  высокий смысл и вдохновение.

     Назначение  же человека по отношению  к безличному творению заключается в том, что образ бытия мира, его состояния зависят от духовно-нравственного состояния человека. Об этом нам говорит Священное Писание: "… тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих… в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8, 19-22).  
 

     Священное Писание и святоотеческое предание видят в человеке посредника, способного привести весь создаваемый Богом  мир к осуществлению его конечной цели: приобщению тварной природы  жизни Божества, бытию Бога. 

     Понятие о грехопадении.

      Понятие о грехопадении является также одним  из основных в христианской антропологии. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

      Как и все творение Божие, человек  был создан совершенным. Будучи создан Богом, человек не есть некая постоянная величина, он призван к совершенству: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

      Все его (человека) силы, и разум, и воля, и сердце находились на высокой степени  совершенства, которая несоизмерима с состоянием этих способностей после  падения. Так, блаженный Августин, сравнивая  познавательные способности человека до и после грехопадения, говорит, что они соотносятся между  собою так, как скорость полета птицы  относится к скорости передвижения черепахи.

      Сам способ познания человеком окружающего  мира существенным образом отличался  от того, которым мы обладаем сейчас. В. Н. Лосский, так описывает познавательный процесс первозданного человека: "Человек изнутри познает живые  существа, проникает в их тайну, повелевает их богатством". Язык человека, соответствует  такому способу познания, В.Н. Лосский  продолжает: "Тогда язык совпадал с самой сущностью вещей, и  этот невозвратно  утраченный райский  язык обретают вновь не искатели оккультизма, а только те милостивые сердца, о  которых говорит преподобный  Исаак Сирин, те сердца, которые пламенеют  любовью ко всему тварному миру: птицам, зверям, ко всей твари".

     Воля  человека характеризовалась нравственной свободой. Нравственную свободу следует  отличать от произвола. Нравственная свобода  первозданного человека означает не только его свободу от наличия  греховных расположений, но также  и обладание положительно добрым направлением воли. Человек любил добро и стремился к нему, не зная внутренних колебаний между добром и злом. Отношения человека с Богом до грехопадения суть отношения всецелого и радостного послушания, в основе которого лежит любовь человека к своему Создателю. Сердце человека не знало порочных движений, чувств и не волновалось действием страстей. Тело человека представляло собой совершенное и послушное духу орудие. Оно было свободно от болезней, немощей и разрушительного воздействия внешних стихий. Устроение человеческого естества было строго иерархично: тело требовало в послушании душе, душа – духу, а дух был всецело обращен к Богу [5].

     Архимандрит Киприан (Керн) рассматривает в своей "Антропологии…" взгляд Иоанна Златоуста  на жизнь человека в раю до грехопадения. Златоуст писал, что Адам обладал  особой мудростью и даже пророческим  даром. Он легко и непосредственно  беседовал с Богом. Звери ему  подчинялись. Жизнь Адама в раю  была полна тишины и беззаботности [10, с. 170].

     Христианская  антропология говорит нам о том, что совершенство первозданного  человека не было полнотой духовно-нравственного  совершенства. Человеку предстояло развиваться  и совершенствоваться путем собственной  деятельности. В богоподобной и безгрешной природе ему была дарована только способность к постепенному и  нескончаемому совершенству. Иными  словами, человек был сотворен обживающимся, способным к принятию все большей  благодати, что естественно, подразумевает  соработничество, синергию Бога и человека. Преподобный Макарий Египетский («Духовные беседы») отмечает: "Человек  был владыкою всего, начиная от неба и до дальнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или  от порока, Божиим был подобием". Таким образом, святые отцы вовсе  не считали, что человек до грехопадения не знал, что такое зло. Почему же в таком случае мы говорим о  том, что зло было познано человеком  посредством древа познания добра  и зла? В еврейском тексте Библии употреблен глагол, который означает не теоретическое познание, а опытное  приобщение. Действительно, личного  опыта вхождения во зло у первозданного  человека до грехопадения не было. Однако способность различать то, что  приближает к Богу, и то, что удаляет  от Него, что угодно Богу и что  нет,  - эта способность у Адама  до грехопадения была. Сам Бог научал первых людей различению добра и  зла. В частности, перед сотворением  жены Господь сказал: "Нехорошо быть человеку одному". Эти слова представляют собой глубокое определение того, что есть зло – одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие общения [5].

Информация о работе Христианская антропология