Христианская антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Аристотель и его последователи относили это название к сумме опытных знаний и умозрений, относящихся по преимуществу к духовной сфере человеческого бытия. Аристотелю приписывают и самое название данной науки. В ходе своего развития антропология постепенно выходила за рамки философско-умозрительного ведения и, в конце концов, выросла в необъятную область доступных человеку знаний о самом себе и своем месте во Вселенной. Так как человеческая природа всегда представлялась познающему разуму состоящей из двух взаимовлияющих сфер: духовной и телесной, - то и труды антропологов относились или к психологии, или к физиологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Понятие об аскетике. Исихазм…………………………………………………...3

Гносеологические основы христианской антропологии………………………4

Христианская антропология и ее основные положения………………………………………………………...6

Происхожождение человека……………………………………………………...6

Строение человека………………………………………………………………..9

Тело……………………………………………………………………………….10

Душа……………………………………………………………………………...12

Метафизическое назначение человека…………………………………………18

Понятие о грехопадении………………………………………………………...20

Телесная смерть и бессмертие души…………………………………………...25

Список литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Антропология (готова).docx

— 78.81 Кб (Скачать)

     Теперь  рассмотрим смысл грехопадения и  его последствия для человеческой природы.

     Если  непредвзято отнестись к богатому экспериментальному материалу, накопленному современной психологией, то многие социальные эксперименты как раз  и свидетельствуют о глубокой греховности и падшем состоянии  человека.

     По  большому счету, результаты известных  экспериментов Милгрэма, Зимбардо и  др., когда обычные "среднестатистические" люди, в частности студенты в эксперименте Зимбардо проявляли удивительную жестокость по отношению к своим же собратьям  студентам (в условиях вседозволенности), так что сам Зимбардо вынужден был прекратить свой эксперимент, хорошо объясняются наличием поврежденности человеческой природы.

       Архимандрит Киприан (Керн) приводит слова Иоанна Златоуста о том, что последствия  грехопадения сказались, главным образом, в потере того совершенства, которым  Адам был одарен при творении. Не столько надо рассматривать факт грехопадения с точки зрения карающего  закона, сколько с духовно- медицинской, с аскетической, пастырско-моральной. Человек заболел грехом, поддался возможности грешить. Теперь про человека можно стало сказать: человек есть существо, но он может сделаться и ангелом и зверем… Пострадал и весь сотворенный мир, "тварный мир, который сам по себе, как мы знаем, не плох и не зол, погрузился во зло." Зло же "не от природы, а от свободы", т.е. от злоупотребления своими природными дарованиями или благами жизни [10, с. 172].

     Преподобный Макарий писал о состоянии  человека после грехопадения: "У  него (человека) в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может  не страдать от живущего в нас греха".

     "Это  пагубное и ужасное состояние  человечества по грехопадении, при  котором помышление сердца человеческого  – зло от юности его (Быт. 8, 21)"

     В лице первых двух людей пало все  человечество. Каждый младенец рождается "награжденным" от прародителей падшей человеческой природой.

     Первородный грех не может быть заглажен никаким  покаянием; он изглаживается только благодатию Божиею. Действие совершается  в таинстве святого крещения. Посему, кто не крестился, тот не освободился  от греха, по словам «Аминь, аминь, глаголю  тебе, аще кто не родится водою  и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

     Таким образом, человек – возьмем взрослого  для большей ясности – выходит  из купели крещения чистым от грехов, но это не значит, что купель вместе с грехами отняла у него и тяготение  к ним. Нет, оно остается. Стремление к страстям уничтожается долгим подвигом, при помощи благодати Христовой.

     Современный богослов, профессор Московской Духовной Академии Осипов А.И. так описывает  состояние человека после грехопадения: "…Мы нигде, кроме христианства, не встречаем той трудной и  часто встречающей протест мысли, что наша так называемая естественная природа повреждена, ненормальна, хотя доказательств этой христианской истины достаточно. И человеческая история, и личная жизнь прямо свидетельствуют  о глубоко неразумной деятельности человека. Мы, в конечном счете, делаем не то доброе, святое и истинное, что  хотели бы, о чем мечтали, к чему стремились, а большей частью прямо  противоположное. Также наша ненормальность обнаруживается в чувствах, желаниях страстях, которые возникают у  нас на первый взгляд ни с того ни с сего.

      Прекрасной  иллюстрацией этого явления служат статистические данные на Западе, где, оказывается, более половины населения  испытывают глубокую неудовлетворенность  жизнью, душевную тоску. Поэтому там  обращений к психиатрам значительно  больше, нежели к другим врачам. Все  эти примеры однозначно свидетельствуют  о том, что внутри человека есть нечто  такое, о чем он даже сам не знает. В богословии этот «икс» называется первородным грехом. Это - не личный грех, это - не акт воли, нет. Это наследственная настроенность человеческой природы, передающаяся из поколения в поколение. Этим первородным грехом в значительной степени обусловлены наши личные грехи, которые в свою очередь порождают общественные и межгосударственные проблемы" [12, с. 6-7].

      Профессор А.И. Осипов дает нам и определение  греха. "Но что такое грех? Грех - есть нарушение объективно существующих духовных законов. Как нарушение физических законов приводит к печальным последствиям, так и нарушение законов духовных ведет к подобным результатам" [12, с. 7].

      Интересно, что слово ''грех'', по-гречески –  «амартиа» – означает промах, отклонение от цели. Этот термин использовали стрелки  из лука [4, с. 11].

      Это положение о «падшести» человеческой природы является основополагающим отличием христианской антропологии от гуманистического взгляда на природу  человека. Отсюда отличие православной педагогики и психологии от педагогики и психологии, зиждущихся на гуманистических  началах. Цель первых: сначала исцели природу человека, потом - развивай, обучай, воспитывай. Христианская антропология описывает и единственный путь снятия груза первородного греха, это - крещение.

      В.Д.Шадриков называет это повреждение изначальным  злом. "Констатация изначального зла в человеке, - пишет он,- имеет огромное прикладное значение для современной педагогики, формирования теории воспитания. Необходимо отметить, что в настоящее время отечественная педагогика такой теорией не обладает" [22, с. 66].

     Но  человек настолько болен и  поражен грехом, что сам достигнуть неба, соединиться с Богом не может, и поэтому приходит на Землю Иисус  Христос – Бог, ставший человеком  для того, чтобы человек мог  стать Богом.

     Бог, придя на Землю, исцелил пораженное грехом естество человеческое. Дал  возможность каждому человеку соединиться  с Ним, дал заповеди любви и  совершенства. Возлюби Бога всей крепостию  твоею и ближнего, как самого себя. Будьте святы, как свят Отец ваш Небесный. Будьте совершенны, - учит нас Евангелие.

      В.Н.Лосский  заканчивает изложение учения о  Воскресении Господа словами: "Воскресением Христа вся полнота жизни прививается  иссохшему древу человеческого  рода, чтобы его оживить" [5, с. 285].

      Человек не может спастись своими собственными силами. Природа его вследствие грехопадения повредилась до такой степени, что  своими силами выправить ее он не в  состоянии. Поэтому человеку необходима помощь свыше. Для этой цели еще в  Предвечном совете было определено, что  Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой  Троицы, воплотиться, воспримет человеческую природу во всей полноте, кроме греха, удовлетворит правде Божией, победит  все последствия грехопадения, умрет, воскреснет, вознесется и воссядет одесную Отца. Апостол Павел говорит, что Бог нас "мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… и воскресил  с Ним, и посадил на небесах  во Христе Иисусе" (Еф. 2, 5-6) [5, с. 181].

      После воскресения Христова изменяется самый  способ существования человеческого  естества. Господь после воскресения  сохраняет тварную человеческую природу, в том числе и человеческое тело, но эта природа отличается от нашего человечества по способу  своего существования. Человечество Христово после Воскресения в значительной степени (мы не имеем основания утверждать, что полностью) свободно от подчинения естественной необходимости, которой  подчинено наше тленное естество. С одной стороны это действительно  человечество, Сам Господь говорит, что Он не дух и не призрак, поскольку "дух плоти и костей не имеет" (Лк. 24, 39).

      Апостолы  видят гвоздевые язвы на руках  и ногах Спасителя, апостолу Фоме предлагается вложить перст в  эти раны. В присутствии учеников Господь поглощает пищу (Лк. 24, 42-43). С другой стороны, это человечество, это тело проявляет удивительные свойства: Господь проходит сквозь запертые двери (Ин. 20, 19), внезапно исчезает, как это произошло с Клеопой  и его спутниками на пути в Эммаус (Лк. 24, 31), свободно изменяет свою внешность; евангелист Марк замечает, что двоим  ученикам Господь явился в "ином образе" (Мк. 16, 12), во время явления  Воскресшего ученикам на Тивериадском озере ученики Его сначала не узнали (Ин. 21, 4).

      Изменения, которые происходят по Воскресении  в человеческом облике Христа, имеют  не только отрицательное измерение, т.е. это не только освобождение человеческой природы от смерти и тления, но и  восстановление нашего естества в его  первозданном достоинстве. Основанием этого восстановления является теснейшее  единение человека с Богом и совершенное  послушание Божественной воле [5, с. 171].

      Вся земная жизнь Христя Спасителя имеет  искупительное значение, служит примирению человека с Богом. Но крестная смерть занимает совершенно особое место. В  прощальной беседе с учениками Господь  говорит: "На сей час Я и пришел" (Ин. 12, 27). "Сей час" – это  час принесения Голгофской жертвы.  

      О том, что смерть Господа на Кресте действительно является жертвой, говорит  апостол Павел: Христос "предал себя за нас в приношение и жертву Богу" (Еф. 5, 2).

      В Ветхом Завете содержатся и пророчества  о страданиях Искупителя: "Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был  поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; и  наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53, 4-5).

      Священное Писание говорит, что жертва Христова является Жертвой Искупительной (Мф. 20, 28). Сам Господь сказал, что Он пришел, "чтобы послужить и  отдать душу Свою для искупления многих". Христос умирает совершенно свободно, никакая необходимость не заставляет Его идти на Крест. Об этом Он сам  говорит: "Я отдаю жизнь мою, никто не отнимает ее от меня, но Я  Сам отдаю ее" (Ин. 10, 17-18). Тайна  искупления состоит в том, что  для того, чтобы нам освободиться от наказания, в том числе и  от смерти, Христу пришлось умереть [5, с. 161]. 

     Телесная  смерть и бессмертие души.

     Идея  бессмертия души есть идея чисто христианская. За пределами христианской традиции она не встречается. …Существуют  учения, которые признают неуничтожимость  духовного начала, духовной субстанции в человеке, например платонизм, различные  восточные учения. Но это не означает, что Они признают личное бессмертие. Душа как невещественная субстанция сохраняется для вечности, но она  спасается как некая голая  схема; неповторимый рисунок человеческой личности при этом неизбежно распадается. Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции –  оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека. Священное  Писание нам говорит, что Бог  не сотворил смерти: "Бог создал человека для нетления и соделал его  образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир  смерть…" (Прем. 2, 23-24). Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, смерть не есть существенное свойство человеческой природы; она имеет  случайный характер, связана со злоупотреблением свободой. Блаженный Августин говорит, что человек не умер бы, если бы не согрешил. С этой мыслью согласны практически  все отцы Церкви.

      В Священном Писании говорится  о смерти как о переходе человека из одного состояния в другое, из одной формы бытия в другую. 
 
 

      Апостол Павел о телесной смерти сказал: "…когда земной наш дом, эта хижина, разрушится мы имеем от Бога жилище на небесах…" (2 Кор. 5, 1), или "имею желание разрешиться и быть со Христом…" (Флп. 1, 23), или "…время моего отшествия настало" (Тим. 4, 6).

      В Священном Писании указывается  на невозможность уничтожения души, например: "не бойтесь убивающих  тело, души же не могущих убить…" (Мф. 10, 28). Священное Писание говорит  о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего  воскресения.

     Интересно представление о посмертной участи души. После смерти каждая душа идет на частный суд. Частным судом  называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после  телесной смерти. В Священном Писании  Ветхого Завета в книге Иисуса, сына Сирахова (11, 26-27) о частном суде говорится: "Легко для Господа  – в день смертный воздать человеку по делам его… и при кончине  человека открываются дела его". В Новом Завете сказано: "человекам  положено однажды умереть, а потом  суд" (Евр. 9, 27) [5, с.  264].

Информация о работе Христианская антропология